Взаимосвязь тревожности и социально-психологической адаптации во взрослом возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 18.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы исследования тревожности и социально- психологической адаптации как психологически феноменов. 6
1.1 Понятия тревожности, ее виды, функции и формы. 6
1.2. Понятие социально- психологической адаптации. 20
Глава II. Экспериментальное исследование связи уровня тревожности и социально- психологической адаптации у взрослых людей 30
2.1. Процедуры и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 34
Заключение 42
Список литературы 44
Данный опросник позволяет более полно определить уровень социально – психологической адаптации, исходя из подробного анализа полного комплекса характеристик, влияющих на него. Подробнее данная методика представлена в Приложении 1. Испытуемым предлагается прочитать высказывание опросника, примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить степень своего согласия с ним. Данная методика предполагает семибалльную систему оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:-«0» – это ко мне совершенно не относится;-«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;-«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;-«3» – не решаюсь отнести это к себе;-«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;-«5» – это на меня похоже;-«6» – это точно про меня.Данная методика включает в себя 101 суждение. В результате по каждому показателю (фактору) суммируются баллы, которые соотносятся с нормативными показателями, задающими диапазон зоны неопределенности для данного фактора.Рассмотрим подробнее описание каждой из шкал опросника СПА:Шкала «адаптации» - показывает уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с его правилами и требовании. Адаптивность, в соответствии с данной шкалой, это тенденции функционирования системы, которые определяются соответствием или несоответствием между её целями и достигаемыми в процессе социальной деятельности результатами.Шкала «дезадаптации» - определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонию в сфере принятия решений, которые являются результатом постоянных попыток личности реализовать какую- то одну или несколько разных целей.Шкала «лживости» - определяет уровень искренности испытуемого в процессе обследования. Результаты по этой шкале анализируются в первую очередь.Шкала «приятия себя» - определяет самооценку индивида, степень его удовлетворённости своими внутренними и внешними характеристиками.Шкала «неприятия себя» - определяет степень неудовлетворённости индивида своими внутренними и внешними характеристиками.Шкала «приятия других» - показывает степень (уровень) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале.Шкала «эмоциональный комфорт» - показывает степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» - определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если человек в большей мере принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, результаты своей деятельности объясняет своим поведением, характером, способностями, то данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же у личности доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля.Шкала «доминирование» - выявляет уровень стремления индивида к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих.Шкала «ведомость» - определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.Шкала «эскапизм (уход от проблем)» - определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.2. Методика диагностики тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать личностную тревожность, либо само наличие состояние тревожности. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности.Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.Исследование может проводиться индивидуально или в группе.Инструкция: прочитайте каждое изприведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.2.2. Анализ результатов исследованияДля комплексной диагностики уровня тревожности была использованаметодика диагностики тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.Даннаяметодиа позволяет более полно определить уровень личностной тревожности, исходя из подробного анализа полного комплекса характеристик, влияющих на него. Испытуемым предлагается прочитать высказывание опросника, примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить степень своего согласия с ним. Данная методика предполагает семибалльную систему оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6». Из методики диагностики тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина, в данном исследовании, мы будем анализировать шкалу «Личностная тревожность». Результаты представлены в Таблице 1. Таблица 1Результаты исследования по методике диагностики тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.ХанинаОпрашиваемые №Результат тестаОпрашиваемый №191Опрашиваемый №2132Опрашиваемый №3160Опрашиваемый №4162Опрашиваемый №5147Опрашиваемый №6120Опрашиваемый №7 142Опрашиваемый №8139Опрашиваемый №9140Опрашиваемый №10157Опрашиваемый №11163Опрашиваемый №12142Опрашиваемый №13148Опрашиваемый №14133Опрашиваемый №15156Опрашиваемый №16155Опрашиваемый №17163Опрашиваемый №18132Опрашиваемый №19124Опрашиваемый №20130Рис. 1. Графическое изображение результаты исследования методике диагностики тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.ХанинаРезультаты, полученные в ходе исследования с помощьюметодики диагностики тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина, показали, что у 65 % опрошенных уровень тревожности выше среднего промежутка (68 – 136). Это говорит о высоком уровне личностной тревожности.Далее мы разделили выборку на две группы. Одна группа с высоким уровнем тревожности, а вторая – с низким уровнем тревожности. Для комплексной диагностики уровня тревожности был использован опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса (вариант Т.В. Снегирёвой). Данный опросник позволяет более полно определить уровень социально – психологической адаптации, исходя из подробного анализа полного комплекса характеристик, влияющих на него. Испытуемым предлагается прочитать высказывание опросника, примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить степень своего согласия с ним. Данная методика предполагает семибалльную систему оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6». Из опросника социально-психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса, в данном исследовании, мы будем анализировать шкалу «Адаптированность». Результаты представлены в Таблице 2. Таблица 2Результаты исследования по опроснику социально - психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса (вариант Т.В. Снегирёвой)Опрашиваемые №Результат тестаОпрашиваемый №142Опрашиваемый №239Опрашиваемый №340Опрашиваемый №457Опрашиваемый №563Опрашиваемый №642Опрашиваемый №748Опрашиваемый №833Опрашиваемый №956Опрашиваемый №1055Опрашиваемый №1163Опрашиваемый №1232Опрашиваемый №1324Опрашиваемый №1430Рис. 2. Графическое изображение результаты исследования по опроснику социально - психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса (вариант Т.В. Снегирёвой)Результаты, полученные в ходе исследования с помощьюопросника социально - психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса (вариант Т.В. Снегирёвой), показали, что у 100 % опрошенных уровень социально – психологической адаптации ниже среднего промежутка (0-68). Это говорит о низком уровне адаптированности к социуму и присутствии напряжения в межличностных отношениях в процессе учебной деятельности.Далее проводилась диагностика социально - психологической адаптацииу ли с низким уровнем тревожности. Результаты представлен в таблице 3.Таблица 3Результаты исследования по опроснику социально - психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса (вариант Т.В. Снегирёвой)Опрашиваемые №Результат тестаОпрашиваемый №191Опрашиваемый №2132Опрашиваемый №3160Опрашиваемый №4162Опрашиваемый №5147Опрашиваемый №6120Рис. 3. Графическое изображение результаты исследования по опроснику социально - психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса (вариант Т.В. Снегирёвой)Результаты, полученные в ходе исследования с помощьюопросника социально - психологической адаптации Р. Даймонда – К. Роджерса (вариант Т.В. Снегирёвой), показали, что у 65 % опрошенных уровень социально – психологической адаптации выше среднего промежутка (68 – 136). Это говорит о высоком уровне адаптированности к социуму и отсутствии напряжения в межличностных отношениях в процессе учебной деятельности.Для выполнения задачи по определению статистически значимых различий в уровне социально-психологической адаптации у лиц с высоким и низким уровнем тревожности, был проведен t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 4.Таблица 4 - Статистически значимые различия в уровне социально-психологической адаптации у лиц с высоким и низким уровнем тревожностиПоказателиВысокий уровеньНизкий уровень tpАдаптивность9,528,052,170,03Сравнительный анализ выявления статистически значимых различий в уровне социально-психологической адаптации у лиц с высоким и низким уровнем тревожности по методу t- критерия Стьюдента позволил выделить следующие значимые различия.В результате сравнительного анализа мы обнаружили, значимые различия по 1 из 1 показателей, а это означает, что между группами различий больше, чем сходств.Были обнаружены следующие статистические значимые различия по следующим показателям: Адаптивность (t=2,1).Для выявления особенностей взаимосвязей адаптивности и тревожности взрослых людей был использован тест ранговой корреляции Спирмена.Результаты математического анализа показывают, что существуют значимые корреляционные связи между следующими социально-психологическими характеристиками: адаптивность, личностная тревожность.Выявленные в рамках корреляционного анализа значимые взаимосвязи приведены в таблице 5.Таблица 5 – Результаты корреляционного анализа методик эмпирического исследованияШаг Переменные Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты Значимость B Стандартная ошибка β 1 Адаптивность0,40 0,71 0,03 0,58 2 Личностная тревожность0,42 0,71 0,04 0,56 Результаты корреляционного анализа показывают, что в группе испытуемых определенный уровень развития одного качества связан с определёнными значениями другого. Так, адаптивность напрямую зависитот наличия личностной тревожности.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что существует взаимосвязь между личностной тревожностью и социально-психологической адаптацией.ЗаключениеТревожность можно определить как устойчивое психическое образование в структуре личности, свойственное каждому человеку и являющееся важным инструментом приспособления к окружающей действительности. Наличие высокого уровня тревожности, равно как и патологически низкого, является признаком нарушения в развитии личности. Тревожность мешает полноценному общению, построению крепких межличностных отношений и эффективной деятельности человека.Социальную адаптацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности, не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие.Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется.На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и социально-психологической адаптации во взрослом возрасте и составлен психодиагностический комплекс, куда вошли следующие методики: опросник оценки уровня личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) и опросник Социально-психологической адаптации Р.Даймонда, К. Роджерса.Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что у иностранных и российских студентов один и тот же уровень экзистенциальной исполненности и адаптации. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список литературыАксенова Г.И., Аксенова П.Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. – 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-adaptatsii-lichnosti-v-otechestvennoy-psihologiiАстапов В. М. Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001. – 256 с.Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде // Проблемы cоциальной психологии личности. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/sgu_socialpsy/contents/30303?ysclid=lwdkt0cnak601422190Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258. Ковригина И.С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. - №1. – С. 1-6.Корепанова Н. Л., Лебедева О. В. Тревожность. Её причины и следствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 35–37.Кушнерова Ю.Ю., Кушнерова О.Ф. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 8. – С. 74-77Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. — Белгород, 2002. — 200 с.Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Изд-во: Речь, 2007. - 248 с.Мисунов С.Н. ПОНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ // Вестник науки. — 2021. — № 2 (35). — С. 17-21.Мороденко Е. В. Социально-психологическиекритерии социальной адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание вуза, первичное трудоустройство): Автореферат дисс…канд. психол. наук. — Ярославль, 2011. — 23 с. Назаревич О.С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности // Вестник угроведения. – 2012. - №1. – С. 1-6.Оношко Е. С., Крецан З. В. Понятийное ядро теории адаптации: терминологический аспект // СибСкрипт. – 2009. - №1. – С. 1-6.Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107–110. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1998_n2/Prihozhan?ysclid=lwdl5klk2h768276119 Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.Решетова Т.Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. – 2011. - №1. – С. 190-196. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2013. — № 2 (35). — С. 1-11.Хаустов, А. И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 614-617. Шабанов Л.В., Шелехов И.Л., Мороденко Е.В. Социальная адаптация личности: методология психологического исследования // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. - №3. – С. 74-79.Шпет М. С. Психологическая природа и причины личностной тревожности // Научный альманах. — 2015. — № 11–5. — С.13.
1. Аксенова Г.И., Аксенова П.Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. – 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-adaptatsii-lichnosti-v-otechestvennoy-psihologii
2. Астапов В. М. Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
3. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде // Проблемы cоциальной психологии личности. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/sgu_socialpsy/contents/30303?ysclid=lwdkt0cnak601422190
4. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258.
5. Ковригина И.С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. - №1. – С. 1-6.
6. Корепанова Н. Л., Лебедева О. В. Тревожность. Её причины и следствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 35–37.
7. Кушнерова Ю.Ю., Кушнерова О.Ф. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 8. – С. 74-77
8. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. — Белгород, 2002. — 200 с.
9. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Изд-во: Речь, 2007. - 248 с.
10. Мисунов С.Н. ПОНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ // Вестник науки. — 2021. — № 2 (35). — С. 17-21.
11. Мороденко Е. В. Социально-психологическиекритерии социальной адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание вуза, первичное трудоустройство): Автореферат дисс…канд. психол. наук. — Ярославль, 2011. — 23 с.
12. Назаревич О.С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности // Вестник угроведения. – 2012. - №1. – С. 1-6.
13. Оношко Е. С., Крецан З. В. Понятийное ядро теории адаптации: терминологический аспект // СибСкрипт. – 2009. - №1. – С. 1-6.
14. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107–110.
15. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1998_n2/Prihozhan?ysclid=lwdl5klk2h768276119
16. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
17. Решетова Т.Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. – 2011. - №1. – С. 190-196.
18. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2013. — № 2 (35). — С. 1-11.
19. Хаустов, А. И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 614-617.
20. Шабанов Л.В., Шелехов И.Л., Мороденко Е.В. Социальная адаптация личности: методология психологического исследования // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. - №3. – С. 74-79.
21. Шпет М. С. Психологическая природа и причины личностной тревожности // Научный альманах. — 2015. — № 11–5. — С.13.