Педагогическое общение на уроках математики
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 18.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 4
Глава I Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя математики и обучающихся в процессе изучения математики 5
1.1 Современное педагогическое общение 5
1.2 Процесс обучения математике 10
Глава II Особенности педагогического общения на уроках математики 17
2.1 Проблемы и трудности в педагогическом общении на уроках математики 17
2.2 Методические рекомендации по совершенствованию педагогического общения на уроках математики 22
Заключение 27
Список литературы 28
Сейчас идет речь об одном из компонентов, обратной связи – это взгляд, который выполняет роль управляющего воздействия. Когда учитель смотрит в глаза ученику. Взглядом педагог выражает своё отношение к детям, ихповедению, взглядом можно дать понять, что учитель ждет ответа от ребенка на поставленный вопрос на уроке. При этом, очень важен обмен взглядами для создания невербального контакта. Важно знать, что есть оптимальный ритм обмена взглядами, когда индивидуальный зрительный контакт с ребёнком, чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Одновременноепоявление у учителя и учеников схожих поз, мимики и взглядов глаза в глаза улучшают процесс педагогического общения и в целом взаимоотношения.3. Развитие деловой коммуникаций. Развитие деловой коммуникации между учителем и учеником является ключевым аспектом в образовательном процессе. Это не только улучшает качество обучения, но и помогает создать позитивную и продуктивную образовательную среду. Учителям следует развивать свои коммуникативные навыки, чтобы эффективно передавать информацию и идеи. Это включает в себя ясное и конкретное выражение своих мыслей, активное слушание и открытость для обратной связи. Во-вторых, важно установить взаимопонимание и уважение в отношениях учителя и ученика. Это означает, что учитель должен относиться к ученикам с уважением, учитывая их мнения и идеи, и в то же время научить учеников относиться с уважением к мнениям и идеям других. Важным аспектом является развитие навыков решения проблем и принятия решений. Учитель должен быть способен обучать учеников, как анализировать проблемы, предлагать решения и принимать обоснованные решения. Наконец, учителям следует использовать различные стратегии обучения и методы обучения, чтобы обеспечить эффективное общение и обучение. Это может включать в себя использование различных образовательных технологий, групповых дискуссий, проектного обучения и других методов активного обучения. Все эти меры помогут укрепить деловую коммуникацию между учителем и учеником, способствуя тем самым более эффективному и продуктивному обучению.4. Постановка грамотной речи. Профессиональная деятельность учителя математики требует развития определенных речевых качеств, которые являются профессионально значимыми, необходимыми и обязательными. Основными элементами речи являются: Голос – это главный инструмент учителя математики. К голосу предъявляются следующие требования: он должен быть приятным и благозвучным. Умение модулировать характеристики голоса в соответствии с ситуацией. Умение говорить не для себя, а для слушателей. Способность внушать ученикам определенные требования и добиваться их выполнения. Голос должен быть достаточно выносливым. Дикция – это четкое и понятное, разборчивое произношение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку ученики берут с него пример. Орфоэпия – это корректное литературное произношение всех слов родного языка. Поэтому необходимо изучать общепринятые нормы литературного произношения. Если есть сомнения, следует обращаться к словарям-справочникам. Выразительность – еще один важный элемент профессиональной речи учителя математики. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, особое значение приобретает интонация. Очень важна акцентуация на главные по смыслу слова, паузы, мелодичность речи, темп. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, помогает более полно и закончено выразить мысль.5. Совершенствование навыков установления взаимоотношений является ключевым аспектом. Крайне важно развивать доверительные отношения с учениками. В этом контексте поддержка, похвала и утверждение играют важную роль. Одним из наиболее эффективных инструментов является использование имени ученика. Простое упоминание имени способствует укреплению связи с человеком и помогает установить более открытый и доверительный уровень общения. Главная цель, достижение которой необходимо для создания эффективного взаимопонимания, может быть сформулирована следующим образом: научиться говорить на одном языке с ребенком.Таким образом, педагогическое общение учителя математики может быть эффективным при соблюденииусловия уважения к личности учеников, понимании их основных интересов и потребностей, умения правильно и своевременно оценивать ситуацию и налаживать эмоциональный контакт. Так же важно в работе учителя математики с учащимися является установление дружественных и гуманных связей. Необходимо помнить, что ученик играет ключевую роль в образовательном процессе. Сотрудничество между учащимся и педагогом должно строиться на взаимном уважении и равенстве. Профессиональное взаимодействие между учителем и учениками способствует преодолению многих трудностей в общении. Для эффективного межличностного контакта учитель должен постоянно развивать свою личность, учитывать возрастные особенности детей, чтобы избегать конфликтов и адаптировать подход к каждому ребенку и ситуации.ЗаключениеИзучив тему «Педагогическое общение на уроках математики» можно сделать следующие выводы: Педагогическое общение играет ключевую роль в образовательном процессе на уроках математики. Оно способствует эффективному передаче знаний и развитию учеников.Успешное педагогическое общение требует от учителя использования разнообразных коммуникативных стратегий, таких как активное слушание, ясное выражение мыслей и умение задавать вопросы.Важно установить доверительные отношения с учениками, создавая комфортную и поддерживающую образовательную среду. Это способствует активному участию учеников в уроке и повышению их мотивации.Использование различных методов активного обучения, таких как групповая работа и проектные задания, способствует развитию коммуникативных навыков и сотрудничеству между учениками.Педагогическое общение на уроках математики должно быть индивидуально адаптировано к особенностям каждого ученика, учитывая их разные уровни знаний и способности.В целом, педагогическое общение на уроках математики является важным инструментом для достижения образовательных целей и развития учеников. Оно способствует эффективному обучению, укреплению взаимопонимания и созданию мотивации для изучения математики.СписоклитературыАпполонова Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД / Н.В. Апполонова // Современные проблемы естественно-математического образования школьников в рамках реализации поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. - 2015. - С. 80-86.Арбобова Ф.А., Арбобова Т.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ // Вестник Педагогического университета. 2024. №1-1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-pedagogicheskogo-obscheniya-uchitelya (дата обращения: 18.05.2024).Бижова Т. В. Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики) / Т. В. Бижова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 52-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11057/ (дата обращения: 17.05.2024).Гайзулина К.А. Формирование коммуникативных УУД посредством использования дидактических игр на уроках математики / К.А. Гайзулина // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). - 2015. - С. 400-402.Димова А. В. Формирование коммуникативных ууд при применении игровых технологий на уроках математики в основной школе // Интерактивные методы в обучении математике: сборник материалов научно-практической конференции «Певзнеровские чтения» (Комсомольск-на-Амуре, 5 апреля 2024 г.). – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2024. Режим доступа: https://amgpgu.ru/upload/iblock/24f/dimova_a_v_formirovanie_kommunikativnykh_uud_pri_primenenii_igrovykh_tekhnologiy_na_urokakh_matemati.pdf (дата обращения 17.05.2024 г.) Елфимова Н. В. Трудности взаимодействия учителя и учащихся в образовательной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-vzaimodeystviya-uchitelya-i-uchaschihsya-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 18.05.2024).Зиатдинова Р.Р. Влияние учителя на развитие коммуникативных умений учеников начальных классов на уроках математики. // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
1. Апполонова Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД / Н.В. Апполонова // Современные проблемы естественно-математического образования школьников в рамках реализации поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. - 2015. - С. 80-86.
2. Арбобова Ф.А., Арбобова Т.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ // Вестник Педагогического университета. 2024. №1-1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-pedagogicheskogo-obscheniya-uchitelya (дата обращения: 18.05.2024).
3. Бижова Т. В. Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики) / Т. В. Бижова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 52-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11057/ (дата обращения: 17.05.2024).
4. Гайзулина К.А. Формирование коммуникативных УУД посредством использования дидактических игр на уроках математики / К.А. Гайзулина // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). - 2015. - С. 400-402.
5. Димова А. В. Формирование коммуникативных ууд при применении игровых технологий на уроках математики в основной школе // Интерактивные методы в обучении математике: сборник материалов научно-практической конференции «Певзнеровские чтения» (Комсомольск-на-Амуре, 5 апреля 2024 г.). – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2024. Режим доступа: https://amgpgu.ru/upload/iblock/24f/dimova_a_v_formirovanie_kommunikativnykh_uud_pri_primenenii_igrovykh_tekhnologiy_na_urokakh_matemati.pdf (дата обращения 17.05.2024 г.)
6. Елфимова Н. В. Трудности взаимодействия учителя и учащихся в образовательной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-vzaimodeystviya-uchitelya-i-uchaschihsya-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 18.05.2024).
7. Зиатдинова Р.Р. Влияние учителя на развитие коммуникативных умений учеников начальных классов на уроках математики. // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
8. Иванова Н.Н. Влияние стиля педагогического общения учителя математики на эффективность реализации образовательного процесса // Вестник науки и творчества. 2023. №6 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-pedagogicheskogo-obscheniya-uchitelya-matematiki-na-effektivnost-realizatsii-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 18.05.2024).
9. Каплюгина О.В. Рекомендации по оптимизации педагогического взаимодействия педагога и обучающихся // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020040 (дата обращения: 18.05.2024 ).
10. Кравченко Ю.М. Условия педагогического общения для снижения вероятности возникновения сложных педагогических ситуаций / Ю.М. Кравченко // Вопросы науки и образования. - 2020. - № 28. - С. 26-29.
11. Министерство Просвещения Российской Федерации Департамент Государственной Политики И Управления В Сфере Общего Образования Письмо От 3 Марта 2023 Г. N 03-327 О Направлении Информации
12. Наркулова Б., Мамаева А., Асылбаева Ж., Аманбеккызы Ж. Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – С. 345-348; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6611 (дата обращения: 17.05.2024).
13. Пивоварова С.Н. Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-otsenivaniya-rezultatov-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-shkoly (дата обращения: 18.05.2024).
14. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ-113/03 “О направлении методических рекомендаций”
15. Письмо Минпросвещения России От 22.05.2023 N 03-870 "О Направлении Информации"
16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
17. Сенаторова / Л. Г., Гейда Н. С., Бобрешова И. О. Актуальные проблемы преподавания математики в школе / Л. Г. Сенаторова, Н. С. Гейда, И. О. Бобрешова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17327/ (дата обращения: 18.05.2024).
18. Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/bc77ce285cd0a74c3d89fb60be57e88bc8df7da3/
19. Сумина Г.Н Особенности математической подготовки в психолого-педагогическом классе //Интерактивные методы в обучении математике: сборник материалов научно-практической конференции «Певзнеровские чтения» (Комсомольск-на-Амур
20. Тайлакова, Е. В. Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики / Е. В. Тайлакова, О. В. Веселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44070/ (дата обращения: 17.05.2024).
21. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (дата обращения: 17.05.2024 г.)
22. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"