Влияние физических нагрузок на умственную деятельность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 31 31 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 18.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические особенности влияния физических нагрузок на умственную деятельность 5
1.1 Понятие, виды и параметры физических нагрузок 5
1.2 Влияние физических нагрузок на организм человека 9
1.3 Взаимосвязь физической активности и умственной работоспособности 13
2 Особенности использования физических нагрузок, влияющих на умственную деятельность 18
2.1 Использование форм физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности умственной деятельности 18
2.2Разработка комплекса физических упражнений для повышения эффективности умственной деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

4. Важным условием высокой работоспособности является правильное чередование труда и отдыха, а также замена одних форм труда другими. Изменение деятельности, переход от одного вида умственной работы к другому, чередование умственной деятельности с низкой физической активностью обычно повышает работоспособность и устраняет чувство утомления [11].5. Без творческого подхода каждого к своему делу немыслима полноценная человеческая деятельность. Целенаправленно организованный труд, правильно выбранное занятие, соответствующее интересам человека и отвечающее особенностям его организма, вызывает положительные эмоции, без которых невозможен творческий подход к работе [6]. Таким образом, формы физической культуры играют важную роль в профилактике утомления и повышении эффективности умственного труда. Регулярные физические упражнения способствуют улучшению кровообращения, насыщению мозга кислородом и, как следствие, улучшению концентрации и памяти. Кроме того, они помогают снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие, что несомненно влияет на продуктивность учебного процесса. Интеграция физической культуры в повседневную жизнь студентов, школьников, работников умственного труда является ключевым элементом для поддержания их здоровья и умственной активности.2.2 Разработка комплекса физических упражнений дляповышения эффективности умственной деятельностиВ современном мире умственная деятельность играет огромную роль в повседневной жизни людей. Каждый стремится быть более продуктивным и успешным в своей работе, учебе или личной жизни. Одним из способов повышения эффективности умственной деятельности являются физические упражнения, которыепомогут улучшить когнитивные функции, поэтому в данном параграфе мы разработали комплекс упражнений для повышения эффективности умственной деятельности.Комплекс утренней гимнастики ориентирована на быстрое вовлечение тела в рабочий процесс. Правильно подобранные упражнения положительно влияют на нервную систему и позволяют быстро влиться в рабочий ритм:1. И.П. - сидя, руки на поясе. Наклоните голову назад и сильно напрягите мышцы шеи. Опустите голову к груди, расслабьте мышцы. Выполнить 4 раза.2. И.П. - сидя, руки на поясе. Используя небольшой рывок, поверните верхнюю часть тела влево с левой прямой рукой. Вернуться к и. п. Затем сделайте то же самое в правую сторону. Повторить 4-6 раз.3. И.П. - сидя, руки внизу. Медленно разведите руки в стороны, выпрямите, выпрямите позвоночник - вдохните. Опустите руки, расслабьтесь - выдохните. Выполните 5-6 раз.4. И.П. - стоя, руки согнуты в локтях, руки сжаты в кулаки.Поочередно, выпрямляя и сгибая руки, выполнить 6 «ударов» кулаками вверх. Затем наклоните голову назад, расслабьте руки и встряхните руками. Повторить 2-4 раза.5. И.П. –стоя, ноги врозь, руки на поясе. Приседать наполовину, выполнять круговые движения согнутыми ногами, туловищем. Затем проделайте то же самое в другом направлении. Повторить 6-8 раз.6. И.П. - Встаньте спиной вплотную к спинке стула и возьмитесь с боков прямыми руками. Сделайте шаг вперед левой ногой, не отпуская спинку стула, наклонитесь; назад к и. с. Проделайте то же самое с шагом правой ноги. Повторить 6-8 раз.7. И.П. - Упор на сидение на краю стула. Согните руки, или присядьте, а корпус вытяните вперед. Вернуться к и.п. Повторить 6-8 раз. Затем сядьте на стул, опустите руки, расслабьтесь и встряхните руками.8. И.П. - сидя на стуле, руки согнуты перед грудью, ладони соединены: пальцы правой руки вверх, пальцы левой вниз. Сделать 3 пружинящих надавливания на кисти.Опустите руки, расслабьте мышцы. Сделайте то же самое, но поменяйте положение ладоней. Повторить 6-8 раз.Физкультурная пауза. В стандартном режиме выполнять утром и днем. Основная цель - поднять настроение и снять усталость:1. И.П. - стоя (сидя). Выполняйте круговые движения головой справа налево, слева направо, голова наклоняется вперед, назад, вправо, влево, голова вращается вправо-влево.2. И.П. - сидя, руки на поясе. Поднять прямые руки, согнуть - вдох. Вернуться к и. с. - выдох3. И.П. - сидя, руки сцеплены за головой, локти вперед, спина согнута, плечи слегка вперед. Выполняйте повороты туловища вправо и влево, разведя локти в стороны. Скрутите туловище - вдохните и вернитесь назад, выдохните.4. И.П. - сидя, руки на поясе, согните спину. Сделайте круговые движения плечами, приподнимите их (одновременно, поочередно) и перемещайте. Дыхание произвольное.5. И.П. - сидя(стоя), руки на плечах, плечи слегка выдвинуты вперед. С согнутыми руками делайте круговые движения в плечевых суставах. Следите за ритмом дыхания: 2-3 круговых движения - вдох, 1-2 - выдох.6. И.П. - сидя, руки на груди. Разведите руки в стороны - вдохните, вернитесь – выдох.7. И.П. - сидя, руки перед грудью в замке. Делайте круговые движения руками вперед-назад. 2-3 круговых движения - вдох, 1-2 - выдох.8. И.П. - сидя, руки ладонями на столе. Прижмите стол руками и удерживайте 5-6 секунд. Повторить несколько раз. Дыхание произвольное.9. И.П. - сидя, руки вниз. Поочередно подтягивайте согнутую ногу к груди, прижимайте к себе руками и напрягайте мышцы 3-5 секунд. И.С. - вдохнуть, ноги подтянуть - выдохнуть.10. И.П. - основная стойка. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра в темпе 80-90 шагов в мин. Выполнять в течение 20-30 с.11. И.П. - встать в выпад, положив левую (правую) ногу на стул и удерживаясь одной рукой на стуле, а другой рукой на поясе. Выполняйте приседания с изменением положения ног.12. И.П. - основная стойка. Выполнить наклон вперед, руками коснуться носков ног, вернуться в и. п. Выполнить приседание, руки вперед, вернуться в и. п. И. п. - вдох, наклон и приседание - выдох.Физминутки в течение дня. Это не займет много времени - хватит двух-трех упражнений, продолжительность которых не более 2 минут. Считается, что упражнения уменьшают усталость. При длительной сидячей работе важно выполнить хотя бы один простой комплекс. Физические упражнения можно делать до 5 раз в день:1. И.П. - сидя. Закройте глаза, расслабьтесь и посидите 10-15 секунд.2. И.П. - сидя. Попеременные движения глазных яблок: вверху справа, вверху слева, внизу справа, внизу слева. Выполнять 18-20 с.3. И.П. - сидя. Смотрите на кончик носа обеими глазами одновременно в течение 2-3 секунд, затем далеко вперед на 3-5 секунд.4. И.П. - сидяс закрытыми глазами. Сделайте круговые движения глазными яблоками вправо и влево.5. И.П. - сидя. Закройте глаза с напряжением, затем широко откройте глаза, повторите 3-5 раз, посидите с закрытыми глазами 10-15 секунд.6. И.П. - сидяс закрытыми глазами. Кончиками пальцев сделайте легкое сжатие по глазным яблокам, затем отпустите. Посидеть 10-15 секунд.7. И.П. - сидяс закрытыми глазами. Самомассажируйте надбровные дуги и нижнюю часть глазниц, а затем сделайте легкие круговые движения пальцами от носа наружу в течение 20-30 секунд. Посидите спокойно, закрыв глаза, 10-15 секунд.8. Выполните повороты ладонями, пальцами рук и ног.Микропауза активного отдыха.Самый короткий вид гимнастики (ее продолжительность всего 20-30 секунд). Такие перерывы представляют собой периодическое напряжение и расслабление мышц, самомассаж.Микропаузыиспользуются для снижения утомляемости за счет ослабления или повышения возбудимости центральной нервной системы.Вот несколько упражнений:1. Попытайтесь переключать вид с ближнего предмета на дальний каждые полтора часа. Например, 2-3 минуты смотрите вдаль перед окном или в дальний угол своего офиса, затем посмотрите на книжную полку рядом с собой и повторите это 2-3 раза.2. Закройте глаза как можно сильнее, затем широко откройте глаза. Повторить 10 раз.3. Перемещайте глаза вверх / вниз, влево / вправо, вращайте по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторите каждое движение по 10 раз.4.Попробуйте свести глаза к носу, а потом расслабить их. Повторить 10 раз.Таким образом, разработанный комплекс физических упражнений поможет улучшить общее физическое состояние, что в итоге приведет к повышению производительности и успешности в различных сферах жизни. Поэтому интеграция физических упражнений в повседневную деятельность может значительно улучшить качество жизни и достижение целей.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования были изучены различные аспекты влияния физических нагрузок на организм человека. Физические упражнения влияют на организм человека как прямым, так и косвенным образом. Выдающиеся качества упражненийнапрямую связаны с их способностью снижать резистентность к инсулину, уменьшать воспаление и инициировать функционирование клеток головного мозга, создание новых кровеносных сосудов в головном мозге, а также обилие и выживание свежих клеток. Косвенно физические упражнения улучшают настроение и сон, а также уменьшают стресс и беспокойство.В ходе исследования было выявлено, что адекватное и регулярное выполнение физических упражнений способствует улучшению когнитивных функций, таких как память, внимание, скорость обработки информации и решение задач. Однако, при этом следует учитывать индивидуальные особенности организма и возможные противопоказания к занятиям спортом.Одним из основных механизмов, объясняющих положительное влияние физических нагрузок на умственную деятельность, является стимуляция нейрональной пластичности. Регулярные физические упражнения способствуют увеличению объема и улучшению функционирования мозга, а также повышению уровня нейротрофических факторов. Это приводит к улучшению памяти, внимания, скорости обработки информации и решения задач.Кроме того, физические упражнения способствуют улучшению кровообращения и поступления кислорода в мозг, что также способствует улучшению когнитивных функций. Активное занятие спортом также помогает снизить уровень стресса и улучшить настроение, что, в свою очередь, способствует улучшению когнитивных функций.Однако, следует учитывать, что чрезмерные физические нагрузки или неадекватная подготовка к ним могут привести к ухудшению когнитивных функций из-за усталости и нарушения процессов восстановления организма. Кроме того, некоторые индивидуальные особенности организма, такие как возраст, генетические предрасположенности и наличие хронических заболеваний, могут влиять на эффективность физических нагрузок на умственную деятельность.Таким образом, можно сказать, что адекватное и регулярное выполнение физических упражнений способствует улучшению когнитивных функций за счет стимуляции нейрональной пластичности, улучшения кровообращения и поступления кислорода в мозг, а также снижения стресса. Однако, при этом следует учитывать индивидуальные особенности организма и возможные противопоказания к занятиям спортом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамова, Т. Ф. Морфологические критерии - показатели пригодности, общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. - М.: Дивизион, 2020. - 104 c.Алдошина, Е. А. Влияние физической культуры на мозговую деятельность студентов образовательных организаций / Е.А. Алдошина // Наука-2020, 2020. С. 76-80.Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2021. - 971 c.Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова. - М: Издательство Юрайт, 2022. - 191 с.Бейлок, С. Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции / С. Бейлок. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. - 763 c.Богданов, А.В. Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения: учебник для вузов / А. В. Богданов. - М: Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. Гарифуллин, Р.Ш. Исследование влияния адаптивной технологии на физическую активность и академическую успеваемость студентов вуза /Р.Ш. Гарифуллин, Р.Р. Хайруллин, И.А. Зенуков, В.В. Шинкарев, И.Л. Умутбаев // Наука и спорт: современные тенденции. 2021. №4.С. 155-165.Дэниэл, А. Дж. Мозг и душа. Новые открытия о влиянии мозга на характер, чувства, эмоции / А. Дж. Дэниэл. - М.: Эксмо, 2022. - 560 c.Ермакова, Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. С. 203-207.Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2020. - 529 c.Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 252 c.Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2022. - 400 c.Лазарева, Е. А. Аэробные нагрузки в функциональной подготовке студентов. Учебное пособие / Е.А. Лазарева. - М.: МГСУ, 2021. - 128 c.Меерсон, Ф. З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф.З. Меерсон. - Москва: Машиностроение, 2022. - 264 c.Муравов, И. В. Здоровье, трудоспособность и физическая культура / И.В. Муравов. - М.: Общество "Знание" Украины, 2022. - 468 c.Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2022. - 622 c.Сбитнева, О.А. Работоспособность в учебно-образовательном процессе студентов / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. С. 137-139.Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта: моногр. / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2020. - 192 c.Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2023. - 747 c.Челнокова, Е.А. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость / Е.А. Челнокова, К.В. Слюзнева, Н.Ф. Агаев // Проблемы современного педагогического образования, 2022. С. 168-174.Кудашкина, С.В. Влияние физических упражнений на повышение умственной деятельности человека / С.В. Кудашкина. — Текст: электронный // NovaInfo, 2022. — № 134 — С. 119-120 — URL: https://novainfo.ru/article/19427 (дата обращения: 16.05.2024).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова, Т. Ф. Морфологические критерии - показатели пригодности, общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. - М.: Дивизион, 2020. - 104 c.
2. Алдошина, Е. А. Влияние физической культуры на мозговую деятельность студентов образовательных организаций / Е.А. Алдошина // Наука-2020, 2020. С. 76-80.
3. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2021. - 971 c.
4. Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова. - М: Издательство Юрайт, 2022. - 191 с.
5. Бейлок, С. Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции / С. Бейлок. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. - 763 c.
6. Богданов, А.В. Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения: учебник для вузов / А. В. Богданов. - М: Издательство Юрайт, 2022. — 351 с.
7. Гарифуллин, Р.Ш. Исследование влияния адаптивной технологии на физическую активность и академическую успеваемость студентов вуза / Р.Ш. Гарифуллин, Р.Р. Хайруллин, И.А. Зенуков, В.В. Шинкарев, И.Л. Умутбаев // Наука и спорт: современные тенденции. 2021. №4. С. 155-165.
8. Дэниэл, А. Дж. Мозг и душа. Новые открытия о влиянии мозга на характер, чувства, эмоции / А. Дж. Дэниэл. - М.: Эксмо, 2022. - 560 c.
9. Ермакова, Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. С. 203-207.
10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2020. - 529 c.
11. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 252 c.
12. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2022. - 400 c.
13. Лазарева, Е. А. Аэробные нагрузки в функциональной подготовке студентов. Учебное пособие / Е.А. Лазарева. - М.: МГСУ, 2021. - 128 c.
14. Меерсон, Ф. З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф.З. Меерсон. - Москва: Машиностроение, 2022. - 264 c.
15. Муравов, И. В. Здоровье, трудоспособность и физическая культура / И.В. Муравов. - М.: Общество "Знание" Украины, 2022. - 468 c.
16. Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2022. - 622 c.
17. Сбитнева, О.А. Работоспособность в учебно-образовательном процессе студентов / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. С. 137-139.
18. Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта: моногр. / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2020. - 192 c.
19. Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2023. - 747 c.
20. Челнокова, Е.А. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость / Е.А. Челнокова, К.В. Слюзнева, Н.Ф. Агаев // Проблемы современного педагогического образования, 2022. С. 168-174.
21. Кудашкина, С.В. Влияние физических упражнений на повышение умственной деятельности человека / С.В. Кудашкина. — Текст: электронный // NovaInfo, 2022. — № 134 — С. 119-120 — URL: https://novainfo.ru/article/19427 (дата обращения: 16.05.2024).