Формирование функциональной математической грамотности учащихся 5-9 классов
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 18.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 6
1.1. Сущность, определение и структура функциональной грамотности 6
1.2. Понятие математической функциональной грамотности, оценка уровня математической функциональной грамотности у обучающихся 5-9 классов 12
1.3. Анализ современных подходов к формированию функциональной грамотности для обучающихся 5-9 классов на уроках математики 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 27
2.1. Оценка уровня развития функциональной грамотности детей до применения комплекса заданий 27
2.2. Комплекс заданий по формированию функциональной математической грамотности 31
2.3. Оценка динамики показателей функциональной грамотности детей после применения комплекса заданий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
На рисунке 13 Вы видите состав батарейки и то, что можно из нее изготовить, если сдать ее в переработку. Семья Миши использует 14 батареек за 2 недели. Какой объем батареек они могут сдать в течение года и сколько полезных продуктов из них можно получить? Рисунок 13 – Задание №19На рисунке 14 Вы видите соотношение доли возобновляемой энергетики в энергосистеме разных регионов России. Какие регионы более всего зависят от тепловых электростанций? Какие регионы развивают гидро- ветровую и солнечную энергетику. Сравните Урал и Юг по данным показателям и объясните найденные различия.Древние строители захотели построить крепость, которая состояла бы их 10 башен, которые соединены между собой стенами. Стены должны располагаться 5 прямыми линиями. На каждой прямой линии должно располагаться по 4 башни. Нарисуйте план крепости.Миша составил кубик, который состоит из 8 маленьких кубиков. Сколько параллелепипедов может получиться из кубиков, если склеить их попарно? Рассчитайте все варианты.Рисунок 14 – Задание №20Маша забыла зарядить батарейку своего телефона. Согласно индикатору, его хватит на 3 часа работы в энергосберегающем режиме. Мша ждет очень важного звонка и не может отключить телефон. Сможет ли Маша принять звонок, если ей необходимо переехать из с. Ослово в д. Панкратово, расстояние между которыми составляет 185 км, а автобус едет со средней скоростью 87,5 км / час и до дома Маши необходимо идти пешком 1,5 км при средней скорости ее движения в 3 км/ч пешком? Если Маша не успевает попасть домой до разрядки телефона, то с какой скоростью ей нужно бежать, чтобы успеть? На рисунке 15 Вы видите распространенность чтения в России. Опросите своих одноклассников и определите, к какой категории относится большая их часть по:источнику прочитанных книг;прочитанным за год книгам;применению устройств для чтения книг;частоте чтения.Можно ли сказать, что Ваш класс в целом похож на средние показатели по России? В чем отличия?Рисунок 15 – Задание №22Граффити представляет собой вид современной уличной живописи. На одной из сторон пятиэтажного дома, в которой живет Антон, нет окон. Ежегодно в праздник Победы в Великой Отечественной Войне ее раскрашивают граффити с изображениям Победы. Площадь стены дома составляет 220 м2. Сколько баллонов с краской нужно, если 50% краски должно быть красной, 30% – зеленой, 8% – золотой, 2% – черной, 2% – белой, а расход краски составляет 3 баллона на 1 м2стены?Всхожесть семян составляет 69% и с каждым годом она уменьшается на 10%. У Пети есть два пакета свежих семян, 3 пакета семя прошлого года и 1 пакет семян позапрошлого года. В каждом пакетике 1000 семян. Сколько растений получит Петя, если высеет все семена?Катя и Аня решили посадить салат. Девушки посеяли 10 семян сорта Гейзер, 20 растений сорта Кресс, 5 растений сорта Игрушка. Посев произвели 15 июня. Опираясь на данные из таблицы, подсчитаете, какой урожай (в кг) будет у девочек к 20 июля? 20 августа (таблица 3)?Таблица 3Задание №25СортСрок созревания, деньУрожайность, кг с кустаГейзер451,2Кресс431,5Игрушка701,0Родители Оли купили земельный участок площадью 30 х 40 м, три стороны которого выходят на соседские участки, а одна сторона – на дорогу. На нем должен расположиться дом 10 х 12 м, гараж 5 х 6 м, подсобное помещение 5 х 2 м, совмещенное с гаражом, баня 5 х 5 м и территория отдыха рядом 5 х 3 м. Дом и постройки нельзя размещать ближе 3 м от соседских участков и ближе 6 м от дороги. Кроме того на участке должен быть колодец и септик. Колодец позволяет обеспечить питьевое водоснабжение, а септик – вывоз отходов жизнедеятельности семьи. Септик должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от колодца, быть доступным от дороги и иметь санитарную зону в 2 м (санитарная зона не должна застраиваться). Мама Оли хотела бы иметь яблоневый сад из 5 деревьев при том, что расстояние между яблонями не должно быть менее 2 м. Останется ли на участке место для игровой площадки Оли? Можно ли на нем будет расположить спортивный городок 1 х 3 м, бассейн 3 х 3 м и грядку с клубникой 1 х 3 м, которую так любит Оля?Поезд едет со скоростью 60 км в час и полностью проезжает мимо контролера переезда за 30 с. Какова длина поезда в метрах? Сколько вагонов в поезде, если длина одного вагона со сцепкой составляет 25 м. Альпинистам нужно подняться на гору. На вершину можно подняться одним из трех маршрутов, спуститься – одним из двух маршрутов (рисунок 16). Кирилл считает, что быстрее всего будет подняться на гору по маршруту Е, а спуститься – по маршруту К. Вера говорит, что маршруты F и N будут самыми верными. Кто из альпинистов прав? Рисунок 16 – Задание №41Туристам нужно преодолеть маршрут длиной 10 км и успеть на поезд домой. По маршруту А им нужно пройти склон крутизной 25° длиной 1200 м и спуск крутизной 30° длиной 1000 м. По маршруту В нужно пройти склон крутизной 50° длиной 600 м и спуск крутизной 40° длиной 900 м. Какой маршрут будет быстрее, если на ровной поверхности скорость туристов равна 5 км/ч, на каждые 10° подъема скорость падает на 1,5 км/ч, спуска – на 0,5 км/ч?Алена хочет задекорировать коробку цветной бумагой. Длина нижней части коробки составляет 40 см, ширина – 80 см, высота – 20 см. Длина и ширина верхней части коробки на 2 см больше нижней, высота – на 10 см меньше нижней. Декорирование будет производится с одной стороны. Сколько бумаги потребуется Алене.Родители Алены хотят купить земельный участок. Им нужен участок как можно большей площади. Какой из приведенных участков должны купить родители Алены (рисунок 17)?Рисунок 17 – Задание №44Аня и Ваня придумали сказки. У Ани в сказке вода меряется верками (12 л) и кварками (0,25 л), У Вани – штромами (5 л) и фомами (0,032 л). Герой Ани добыл 1,6 верка живой воды и 0,25 кварка мертвой воды. Герой Вани – 6 фомов живой воды и 1/5 штрома мертвой воды. Кто из героев добыл больше живой и мертвой воды? Для того, чтобы оживить человека, нужно 12 л живой и 5 л мертвой воды. Хватит ли героям добытой ими воды?Самыми длинными реками мира являются Амазонка (7100 м), Нил (6670 м) и Янцзы (6300 м). Расход этих рек, соответственно, равен 21900 м3/с, 5100 м3/с и 31900 м3/с. Постройке круговую диаграмму длины и расхода рек. Какая река будет более расходной в пересчете на ее длину? Родители Ани решили построить дом. Им нужно рассчитать фундамент и выбрать тот, который потребует меньше всего бетона. Выбор стоит между столбчатым фундаментом из 40 столбов сечением 150 х 150 мм и длиной 2000 м и ленточным фундаментом, который представляет собой замкнутый прямоугольник длиной 700 см, шириной 500 см и высотой 90 см. Какой фундамент потребует меньше бетона?Прорабу нужно рассчитать фундамент. Клиенты хотят дом 7 х 11 м общей массой 312 т. Грунт под домом – суглинок. Клиенты желают столбчатый фундамент. Несущая способность грунта при диаметре подошвы опоры 25 см составляет 1,7 т, 40 см – 4,4 т, 50 см – 6,9 т, 60 см – 10 т. Столбы 25 х 25 см стоят 4000 рублей, 40 х 40 см – 6000 рублей, 50 х 50 см – 9000 рублей, 60 х 60 см – 12000 рублей. Какой фундамент будет наиболее дешевым под такой дом?Провайдер интернета предлагает три типа тарифов«Минимальный» – без абонентской платы, 2,5 р за 1 Мб;«То, что надо» – 600 р ежемесячно + 2 р за 1 Мб при превышении трафика в 700 Мб.«Все, что Вы хотите» – 820 р ежемесячно + 1,5 р за 1 Мб при превышении трафика в 700 Мб.Пользователь рассчитывает на трафик около 1 Гб в месяц. Какой тариф ему лучше выбрать?Схема кинотеатра представлена на рисунке 18. Сколько нужно денег 5 друзья, чтобы посетить киносеанс, если они хотели бы сидеть в одном ряду и желают выбрать как можно более дешевый вариант?Рисунок 18 – Задание №50Дети на детскую площадку привезли 8 двухколесных и 3 трехколесных велосипеда. Всего на площадке 21 колесо. Сколько двухколесных и трехколесных велосипеда на площадке?Мама купила сливы и яблоки. Слив оказалось в 6 раз больше, чем яблок. Если в купленное мамой добавить 3 яблока и убрать 6 слив, то слив станет только в 3 раза больше, чем яблок. Сколько слив и сколько яблок купила мама?Из порта А одним и тем же курсом вышло корабля. Один длиной 60 м, второй – 40 м. Сначала корабль №1 отставал от корабля №2. В один из моментов расстояние от кормы корабля №1 до носа корабля №2 стало 200 м. Спустя 18 минут корабль №1 начал отставать от корабля №2 таким образом, что расстояние от его кормы до носа корабля №2 стало равным 300 м. Какова скорость корабля №2?На счету мобильного телефона Кати было 100 рублей, Саши – 60 рублей. Сколько минут может поговорить Катя и Саша, если тариф одного составляет 2,5 р, второго – 1,5 р?При стоимости 1 киловатта электроэнергии в 4 рубля 60 копеек счетчик зарегистрировал за месяц 58331 киловатта. Какова будет сумма за электроэнергию, который следует уплатить ресурсоснабжающей организации?У Маши была дисконтная карта. Она купила книгу и потратила 600 рублей. Скидка составила 7%. Сколько стоила книга?Кате понравились тетради стоимостью 40 рублей. Сколько тетрадей она сможет купить на 600 рублей, если после 500 рублей ей предоставляется скидка в 50%?Из г. Новосибирска в г. Москву можно добраться шестью поездами. Маше нужно успеть на поезд, который идет с Казанского вокзала в 5:28 минут по московскому времени 15 июня 2024 года. На какой поезд и на какую дату нужно взять билет, чтобы успеть на поезд, если учесть, что Ярославский, Казанский и Ленинградский вокзалы находятся на одной площади, Маша едет налегке и на путь из одного вокзала в другой у нее займет не более 15 минут?Рисунок 19 – Задание №58Таким образом, были разработаны задачи, которые позволяют повысить уровень развития функциональной математической грамотности у детей.2.3. Оценка динамики показателей функциональной грамотности детей после применения комплекса заданийПосле применения заданий в экспериментальной группе мы провели повторную диагностику в обоих классах.Результаты оценки можно видеть в таблице 4 и на рисунке 20.Таблица 4Оценка уровня функциональной математической грамотности детей после применения комплекса заданий№Экспериментальная группаКонтрольная группаСумма балловУровеньСумма балловУровень19Средний12Средний28Удовлетворительный11Средний315Высокий7Удовлетворительный413Высокий12Средний514Высокий13Высокий613Высокий7Удовлетворительный79Средний10Средний814Высокий14Высокий915Высокий13Высокий1012Средний8Удовлетворительный1113Высокий14Высокий1212Средний11Средний1314Высокий10Средний1414Высокий9Средний1514Высокий11Средний1612Средний13Высокий179Средний6Удовлетворительный1815Высокий12Средний1913Высокий12Средний209Средний11Средний2112Средний5Удовлетворительный2213Высокий11Средний2315Высокий10Средний2415Высокий9Средний2514Высокий13Высокий2613Высокий14Высокий2715Высокий14ВысокийРисунок 20 – Оценка уровня функциональной математической грамотности детей после применения комплекса заданийКак следует из полученных результатов, низкий уровень функциональной математической грамотности не был выявлен ни у одного из детей ни одной из групп. Удовлетворительный уровень функциональной математической грамотности был у 3,70% детей экспериментальной группы (1 человек) и 18,52% детей контрольной группы (5 человек). Средний уровень функциональной математической грамотности был у 29,63% детей экспериментальной группы (8 человек) и 51,85% детей контрольной группы (14 человек). Высокий уровень функциональной математической грамотности был у 66,67% детей экспериментальной группы (18 человек) и 29,63% детей контрольной группы (8 человек). Динамика показателей представлена в таблице 5.Таблица 5Динамика уровня функциональной математической грамотности детей Экспериментальная группа, %Контрольная группа, %ДоПослеДинамикаДоПослеДинамикаНизкий3,70––3,703,70––3,70Удовлетворительный33,333,70–29,6344,4418,52–25,93Средний51,8529,63–22,2240,7451,85+11,11Высокий11,1166,67+55,5611,1129,63+18,52Можно заключить, что задания на формирование функциональной грамотности были эффективными. Динамика уровня функциональной математической грамотности детей экспериментальной группы оказалась лучше, чем детей контрольной группы. ЗАКЛЮЧЕНИЕФункциональная грамотность с одной стороны – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться, функционировать в ней, с другой стороны – умение применять полученные знания для решения жизненных задач, с третьей стороны – совокупность познавательных, эмоциональных, поведенческих навыков, которые позволяют человеку жить и трудиться, развивая свой потенциал, эффективно функционировать в обществе. Выделяются читательская, математическая, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.Подходы к формированию функциональной грамотности в математике разнообразны, они целиком зависят от мнения и опыта педагога, единого подхода к данной проблеме выявлено не было. Результаты исследования до применения заданий позволили нам заключить, что низкий уровень функциональной математической грамотности был у 3,70% детей экспериментальной группы и 3,70% детей контрольной группы. Удовлетворительный уровень функциональной математической грамотности был у 33,33% детей экспериментальной группы и 44,44% детей контрольной группы. Средний уровень функциональной математической грамотности был у 51,85% детей экспериментальной группы и 40,74% детей контрольной группы. Высокий уровень функциональной математической грамотности был у 11,11% детей экспериментальной группы и 11,11% детей контрольной группы. Нами была разработана система заданий по формированию функциональной математической грамотности у обучающихся.После применения заданий низкий уровень функциональной математической грамотности не был выявлен ни у одного из детей ни одной из групп. Удовлетворительный уровень функциональной математической грамотности был у 3,70% детей экспериментальной группы и 18,52% детей контрольной группы. Средний уровень функциональной математической грамотности был у 29,63% детей экспериментальной группы и 51,85% детей контрольной группы. Высокий уровень функциональной математической грамотности был у 66,67% детей экспериментальной группы и 29,63% детей контрольной группы. Динамика уровня функциональной математической грамотности детей экспериментальной группы оказалась лучше, чем детей контрольной группы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеева Е.Е. Диверсификация математического образования как средство формирования функциональной грамотности учащихся / Е.Е. Алексеева // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья в XXI веке. Сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. Т. 2, 2022. – С. 39-45.Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности / Е.А. Алексеева // Мир науки, культуры, образования, 2020. – № 4 (83). – С. 214-218.АльяноваН.И. Учебные исследования и проекты как способ формирования функциональной грамотности учащихся / Н.И. Альянова // Педагогический поиск, 2022. – №6. – С. 1-4.Андреева Е.В. Школа развития функциональной грамотности / Е.В. Андреева, Е.А. Савельева // MAGISTERIUM. Журнал о педагоге и для педагога, 2022. – №4. – С. 58-63БасюкВ.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С. Басюк,Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика, 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 13-33.Бодряков В.Ю. Формирование функциональной математической грамотности обучающихся 6 классов при решении задач на движение в ходе учебных игр / В.Ю. Бодряков, А.В. Кротова // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий, 2021. – № 6.– С. 197-208.Бородулина Н.А. Формирование математической грамотности у обучающихся на уроках математики / Н.А. Бородулуина, К.Г. Вятчинова // Начно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования», 2023. – № 1 (17). – С. 22-29.БукрееваЮ.С. Функциональная грамотность как педагогическая проблема / Ю.С. Букреева // Известия института педагогики и психологии образования, 2023. – № 1. – С. 38-46.Валеев И.И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И.И. Валеев // Бизнес. Образование. Право, 2020. – № 4 (53). – С. 353-360.ВедниковаО.В. Исследование феномена «функциональная грамотность» – в условиях цифровизации математического образования / О.В. Ведникова // Инновационные технологии в математическом образовании: молодежная парадигма. Сборник научных статей молодых исследователей, 2022. – С. 74-85.Власова И.Н. Формирование функциональной грамотности школьников при обучении математике в 4-6 классах / И.Н. Власова, М.А. Худякова // Математика и проблемы образования. Материалы 41-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, 2022. – С. 201-203.Гончаров В.Н. Использование геометрических практико-ориентированных задач на уроках математики как средство формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов / В.Н. Гончаров // Преподаватель года 2020. Сборник статей Международной профессионально-исследовательского конкурса. Т. 3, 2020. – С. 67-77.Горобец, Л.Н. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения / Л.Н. Горобец, И.В. Бирюков, Т.П. Попова // Мир науки, культуры, образования, 2022. – № 3 (94). – С. 84-86.ДенищеваЛ.О. Подходы к составлению заданий для формирования математической грамотности учащихся 5-6 класса / .О. Денищева, К.А. Краснянская, О.А. Рыдзе // Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. – Т. 2. – № 2 (70). – С. 181-201.Диагностическая работа для учащихся 5 классов «Математическая грамотность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/mffg/ML/2022/5-klass/mg_5_2022_diagnosticheskaja-rabota_variant-1.pdf (дата обращения: 23.04.2024).Каримова Е.В. Эффективные методы и приемы формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики / Е.В. Каримов // Педагогический поиск, 2022. – №5. – С. 23-27.Коваль Т.В. «Большие идеи» и функциональная грамотность: опыт разработки модуля «Глобальные компетенции» в программе по формированию функциональной грамотности / Т.В. Коваль, Г.С. Ковалева, С.Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика, 2022. – Т. 1. – № 4 (85). – С. 79-93.Ковцун, А.А. Научные подход к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / А.А. Ковцун, А.Н. Кохичко // Наука и школа, 2022. – №6. – С. 99-109.Корнилова, Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности / Т.В. Корнилова // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2020. – № 4. – С. 56-63.КосцоваС.А. Функциональная грамотность на уроках математики в начальных классах / С.А. Косцова, Н.Ф. Газизова // E-Scio, 2022. – № 2 (65). – С. 306-312.Краснянская К.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» / К.А. Краснянская, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзя // ИСРО РАО, 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/download/MFFG_Math_Metod_Recom_5_2022.pdf (дата обращения: 10.12.2023).ЛиповаН.И.. Общая функциональная грамотность. Виды функциональной грамотности / Н.И. Липова // Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и технике. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2022. – С. 195-198.Николина В.В. Развитие функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе / В.В. Николина // Нижегородское образование, 2021. – № 1. – С. 4-13.НогаеваС.З. Функциональная грамотность – основное направление повышения качества образования / С.З. Ногаева // ScienceTime, 2022. – № 8 (104). – С. 27-31.НурмуратоваК.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях / К.А. Нурмуратова // Педагогическая наука и практика, 2019. – № 1 (23). – С. 14-18.Пакина, Т.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России / Т.А. Пакина // Вестник педагогических наук, 2022. – № 5. – С. 201-206.Пичугин С.С. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.А. Самкова, В.Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании, 2021. – № 3 (75). – С. 49-56.РароваЕ.М. Новый подход к формированию банка заданий как эффективный ресурс для развития функциональной грамотности обучающихся / Е.М. Рарова, Н.М. Исаева // Университета XXI века: научное измерение. Материалы частной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Р.Н. Толстого, 2021. – С. 57-59.Романчук Д.С. Функциональная грамотность на современном этапе развития образования / Д.С, Романчук, А.В. Глухова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки, 2021. – №4. – С. 84-88.Скрябина А.Г. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики / А.Г. Скрябина, А.В. Иванова // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 72-2. – С. 245-247.Степанова О.Ф. Развитие математической грамотности на уроках математики в 5-6 классах / О.Ф. Степенова // Вестник науки, 2023. – Т. 4. – №5 (62). – С. 332-337.СтерченкоВ.Н. Функциональная грамотность как ориентир реформирования систем образования / В.Н. Старченко, А.Н. Серегеенко // Вестник Полоцкого государственного университета, 2022. – № 13. – С. 7-11.ТумашеваО.В. Формирование функциональной грамотности в процессе обучения математике: в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие / О.В. Тумашева, О.В. Берсенева. – Красноярск, 2022. – 46 с.Характеристика заданий и система оценивания диагностической работы для учащихся 5 классов. Математическая грамотность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/mffg/ML/2022/5-klass/mg_5_2022_sistema-ocenivanija_diagnosticheskaja-rabota_variant-1.pdf (дата обращения: 23.04.2024).PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/pisa (дата обращения: 23.04.2024).PISA 2022 MathematicsFramework [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/dfe0bf9c-en/1/3/2/index.html?itemId=/content/publication/dfe0bf9c-en&_csp_=a86c97ae2593615b65de285b7ae94238&itemIGO=oecd&itemContentType=book (дата обращения: 23.04.2024).PISA-2018. Краткий отчет по результатам исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20отчет.pdf (дата обращения: 23.04.2024).Molina-Muñoz D, Contreras-GarcíaJM, Molina-Portillo E. Does the psychoemotional well-being of Spanish students influence their mathematical literacy? AnevidencefromPISA 2018. FrontPsychol. 2023 Jun 12;14:1196529. Stoet G, Geary DC. Sex differences in mathematics and reading achievement are inversely related: within- and across-nation assessment of 10 years of PISA data. PLoSOne. 2013;8(3):e57988.
2. Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности / Е.А. Алексеева // Мир науки, культуры, образования, 2020. – № 4 (83). – С. 214-218.
3. Альянова Н.И. Учебные исследования и проекты как способ формирования функциональной грамотности учащихся / Н.И. Альянова // Педагогический поиск, 2022. – №6. – С. 1-4.
4. Андреева Е.В. Школа развития функциональной грамотности / Е.В. Андреева, Е.А. Савельева // MAGISTERIUM. Журнал о педагоге и для педагога, 2022. – №4. – С. 58-63
5. Басюк В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С. Басюк,Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика, 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 13-33.
6. Бодряков В.Ю. Формирование функциональной математической грамотности обучающихся 6 классов при решении задач на движение в ходе учебных игр / В.Ю. Бодряков, А.В. Кротова // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий, 2021. – № 6.– С. 197-208.
7. Бородулина Н.А. Формирование математической грамотности у обучающихся на уроках математики / Н.А. Бородулуина, К.Г. Вятчинова // Начно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования», 2023. – № 1 (17). – С. 22-29.
8. Букреева Ю.С. Функциональная грамотность как педагогическая проблема / Ю.С. Букреева // Известия института педагогики и психологии образования, 2023. – № 1. – С. 38-46.
9. Валеев И.И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И.И. Валеев // Бизнес. Образование. Право, 2020. – № 4 (53). – С. 353-360.
10. Ведникова О.В. Исследование феномена «функциональная грамотность» – в условиях цифровизации математического образования / О.В. Ведникова // Инновационные технологии в математическом образовании: молодежная парадигма. Сборник научных статей молодых исследователей, 2022. – С. 74-85.
11. Власова И.Н. Формирование функциональной грамотности школьников при обучении математике в 4-6 классах / И.Н. Власова, М.А. Худякова // Математика и проблемы образования. Материалы 41-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, 2022. – С. 201-203.
12. Гончаров В.Н. Использование геометрических практико-ориентированных задач на уроках математики как средство формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов / В.Н. Гончаров // Преподаватель года 2020. Сборник статей Международной профессионально-исследовательского конкурса. Т. 3, 2020. – С. 67-77.
13. Горобец, Л.Н. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения / Л.Н. Горобец, И.В. Бирюков, Т.П. Попова // Мир науки, культуры, образования, 2022. – № 3 (94). – С. 84-86.
14. Денищева Л.О. Подходы к составлению заданий для формирования математической грамотности учащихся 5-6 класса / .О. Денищева, К.А. Краснянская, О.А. Рыдзе // Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. – Т. 2. – № 2 (70). – С. 181-201.
15. Диагностическая работа для учащихся 5 классов «Математическая грамотность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/mffg/ML/2022/5-klass/mg_5_2022_diagnosticheskaja-rabota_variant-1.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
16. Каримова Е.В. Эффективные методы и приемы формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики / Е.В. Каримов // Педагогический поиск, 2022. – №5. – С. 23-27.
17. Коваль Т.В. «Большие идеи» и функциональная грамотность: опыт разработки модуля «Глобальные компетенции» в программе по формированию функциональной грамотности / Т.В. Коваль, Г.С. Ковалева, С.Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика, 2022. – Т. 1. – № 4 (85). – С. 79-93.
18. Ковцун, А.А. Научные подход к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / А.А. Ковцун, А.Н. Кохичко // Наука и школа, 2022. – №6. – С. 99-109.
19. Корнилова, Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности / Т.В. Корнилова // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2020. – № 4. – С. 56-63.
20. Косцова С.А. Функциональная грамотность на уроках математики в начальных классах / С.А. Косцова, Н.Ф. Газизова // E-Scio, 2022. – № 2 (65). – С. 306-312.
21. Краснянская К.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» / К.А. Краснянская, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзя // ИСРО РАО, 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/download/MFFG_Math_Metod_Recom_5_2022.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
22. Липова Н.И.. Общая функциональная грамотность. Виды функциональной грамотности / Н.И. Липова // Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и технике. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2022. – С. 195-198.
23. Николина В.В. Развитие функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе / В.В. Николина // Нижегородское образование, 2021. – № 1. – С. 4-13.
24. Ногаева С.З. Функциональная грамотность – основное направление повышения качества образования / С.З. Ногаева // Science Time, 2022. – № 8 (104). – С. 27-31.
25. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях / К.А. Нурмуратова // Педагогическая наука и практика, 2019. – № 1 (23). – С. 14-18.
26. Пакина, Т.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России / Т.А. Пакина // Вестник педагогических наук, 2022. – № 5. – С. 201-206.
27. Пичугин С.С. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.А. Самкова, В.Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании, 2021. – № 3 (75). – С. 49-56.
28. Рарова Е.М. Новый подход к формированию банка заданий как эффективный ресурс для развития функциональной грамотности обучающихся / Е.М. Рарова, Н.М. Исаева // Университета XXI века: научное измерение. Материалы частной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Р.Н. Толстого, 2021. – С. 57-59.
29. Романчук Д.С. Функциональная грамотность на современном этапе развития образования / Д.С, Романчук, А.В. Глухова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки, 2021. – №4. – С. 84-88.
30. Скрябина А.Г. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики / А.Г. Скрябина, А.В. Иванова // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 72-2. – С. 245-247.
31. Степанова О.Ф. Развитие математической грамотности на уроках математики в 5-6 классах / О.Ф. Степенова // Вестник науки, 2023. – Т. 4. – №5 (62). – С. 332-337.
32. Стерченко В.Н. Функциональная грамотность как ориентир реформирования систем образования / В.Н. Старченко, А.Н. Серегеенко // Вестник Полоцкого государственного университета, 2022. – № 13. – С. 7-11.
33. Тумашева О.В. Формирование функциональной грамотности в процессе обучения математике: в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие / О.В. Тумашева, О.В. Берсенева. – Красноярск, 2022. – 46 с.
34. Характеристика заданий и система оценивания диагностической работы для учащихся 5 классов. Математическая грамотность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/mffg/ML/2022/5-klass/mg_5_2022_sistema-ocenivanija_diagnosticheskaja-rabota_variant-1.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
35. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/pisa (дата обращения: 23.04.2024).
36. PISA 2022 Mathematics Framework [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/dfe0bf9c-en/1/3/2/index.html?itemId=/content/publication/dfe0bf9c-en&_csp_=a86c97ae2593615b65de285b7ae94238&itemIGO=oecd&itemContentType=book (дата обращения: 23.04.2024).
37. PISA-2018. Краткий отчет по результатам исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20отчет.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
38. Molina-Muñoz D, Contreras-García JM, Molina-Portillo E. Does the psychoemotional well-being of Spanish students influence their mathematical literacy? An evidence from PISA 2018. Front Psychol. 2023 Jun 12;14:1196529.
39. Stoet G, Geary DC. Sex differences in mathematics and reading achievement are inversely related: within- and across-nation assessment of 10 years of PISA data. PLoS One. 2013;8(3):e57988.