Кант впервые в истории философии обнаружил связь между знанием и особенностями познающего субъекта. Проанализируйте эту зависимость. Выявите причины кантовского агностицизма.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Философия
  • 7 7 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 18.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

В рамках «второгокогнитивногоповорота» акцентокончательносместился с изучения «объективных» структурреальностинаанализсубъективныхспособовеерепрезентации и конструирования.Безусловно, конструктивистскийподход в своихкрайнихформахчреватвпадением в солипсизм и релятивизм. Представление о полной «замкнутости» сознания в кругесобственныхконструкций и невозможностивыхода к объективнойреальностиведет к отрицаниюсамойвозможностиистинногознания. Абсолютизация «перспективы» субъектаоборачиваетсяразмываниемвсеобщих и необходимыхоснованийпознания. Поэтомуконструктивистскуюустановкуследуетдополнятьреалистической, признающейсуществованиенезависимойотсознанияреальности, котораяналагаетограничениянавозможныеконцептуализации и обеспечиваетобъективностьпознания.И всежеименноразработанноеКантомпонятиеактивностисубъектасталоотправнойточкойдляконструктивизмакакоднойизсамыхвлиятельных и продуктивныхпарадигмсовременнойэпистемологии. Кантпервымзафиксировалфундаментальнуюобусловленностьпознанияаприорнымиструктурамисубъективности, познающийхарактерсамогосубъекта. Темсамымонпроблематизировалоппозициюсубъекта и объекта и подготовилпочвудляинтерпретациипознаниякакконструктивнойдеятельности. Идеифилософа о зависимостизнанияотформчувственности и рассудка, невозможностивыходазапределыопыта, согласованиизнаний с практическимицелямисталиконцептуальнойосновойдляконструктивистскогонаправления, существеннорасширивгоризонтыэпистемологическихисследований.В болееширокомпланеКантиллюстрируетпереходотклассической к неклассическойпарадигме в философии. Есликлассическаяфилософияотталкиваласьотобъекта и рассматривалапознаниекаккопированиенекойвнеположнойреальности, тонеклассическаяпоставила в центрсубъекта и обратилавниманиенаеговклад в познавательныйпроцесс. Аналогичныйсдвиготобъективизма к субъективизмупроизошел и в конкретныхнауках (физике, психологии, социологии), которыеперешлиотописаниявнешнихявлений к изучениюусловий и средствихпознания. В этомсмыслеКантможетсчитатьсяпровозвестникомантропологическогоповорота в европейскоймысли.Подводяитоги, ещеразотмечуноваторствоКанта в постановкепроблемызависимостизнанияотособенностейпознающегосубъекта. Хотяегособственноерешениеэтойпроблемыноситограниченныйхарактер и оборачиваетсяагностицизмом, самапостановкавопроса о конститутивнойролисубъекта и активномхарактерепознаниясохраняетсвоюактуальность. Кантпервымчеткозафиксировалвзаимозависимостьсубъекта и объекта в познании, предвосхитивдальнейшееразвитиегносеологии в направлении «антропологизации» и «психологизации» теориипознания. Онубедительнопродемонстрировалнесостоятельностькакнаивногореализма, так и чистогорационализма и указалнанеобходимостьучетаспецификипознающегосубъектадляадекватногопониманияпознавательногопроцесса.БиблиографияГайденко П.П. Трансформациякантовс-койтеориивремени в накоученииФихте. Времякакпродуктивнаяспособностьвоображения // Вопросыфилософии. 2004. № 1.КоськовСергейНиколаевичСубьектпознающий и субьектволящий // Среднерусскийвестникобщественныхнаук. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subiekt-poznayuschiy-i-subiekt-volyaschiy (датаобращения: 19.05.2024).Кант И. Собраниесочинений в шеститомах. М.: Мысль, 1964-1966. С. 121-122.

1. Гайденко П.П. Трансформация кантовс-кой теории времени в накоучении Фихте. Время как продуктивная способность воображения // Вопросы философии. 2004. № 1.
2. Коськов Сергей Николаевич Субьект познающий и субьект волящий // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subiekt-poznayuschiy-i-subiekt-volyaschiy (дата обращения: 19.05.2024).
3. Кант И. Собрание сочинений в шести томах. М.: Мысль, 1964-1966. С. 121-122.