Особенности организации исследовательского учебного проекта «Функциональная межполушарная асимметрия мозга
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 32 + 32 источника
- Добавлена 13.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в современной науки и возможности ее применения в организации исследовательского учебного проекта по биологии в школе 7
1.1. Функциональная межполушарная асимметрия мозга – понятие, причины и следствия, практическое применение 7
1.2. Современные подходы к организации деятельности обучающихся в рамках учебного проекта 14
1.3. Учебный проект по биологии как одна из форм организации учебной деятельности обучающихся 18
Глава 2. Анализ особенностей организации исследовательского учебного проекта «Функциональная межполушарная асимметрия мозга» 22
2.1. Методы и организация исследования 22
2.2. Подходы к организации исследовательского учебного проекта «Функциональная межполушарная асимметрия мозга» 25
2.3. Практические рекомендации по организации исследовательского учебного проекта «Функциональная межполушарная асимметрия мозга» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Дети определяют форму отчета, распределяют обязанности по его созданию. Также в результаты должны быть определены ответственные за каждый этап работы, критерии оценки результатов работы.На практическом этапе происходит непосредственная реализация проекта по утвержденному плану. Дети занимаются поисковой деятельностью по сбору, анализу информации, папка с материалами от каждой мини-группы (результаты тестирования отдельных испытуемых), аналитический ответ, выводы по результатам проделанной работы, проводят обобщение полученных результатов. Презентационный этап состоит их оформления результатов исследования и их презентации. При оформлении результатов исследования дети готовят теоретическую и методическую часть отчета, соединяют части работы мини-группы, делают общий вывод, готовят рекомендации по использованию данных о явлении межполушарной асимметрии мозга. В результате должна быть готова папка с проектными материалами, рекомендации по их использованию.Далее дети презентуют свои результаты, защищая их на научной конференции. На контрольном этапе проводится оценка результатов работы. Дети оценивают результаты проделанной ими работы. Педагог оценивает результат работы детей. В результате реализации этапа проект проведен, оценка получена, продукт проекта представлен потребителю.Полученные нами результаты позволяют дать следующие рекомендации по организации исследовательского учебного проекта «Функциональная межполушарная асимметрия мозга»:Необходимо активнее применять метод проектов при обучении биологии в средней школе. Мы можем говорить о возможности организации многоуровневой системы проектов, в рамках которой организуются индивидуальные, групповые проекты.Необходимой особенностью проектной деятельности должна стать ее многопредметность. В частности, при определении спектра экспертов, которые могут быть вовлечены в учебный проект, важно упомянуть педагогов из других предметных областей. Крайне важно, чтобы проектная деятельность была тесно связана с интересами, практическим опытом детей. В нашем случае испытуемые для написания проекта были взяты из тех областей интересов, которые были у детей – спорт, изобразительное искусство, танцы и т.д. Продукт, ставший результатом реализации учебного проекта должен быть полезен, применим на практике. В результате исследования мы сделали ряд выводов. Они представлены на слайде.Спасибо за внимание.
2. Ахмедова, Э.М. Особенности применения технологии проектного обучения на уроках / Э.М. Ахмедова // Вестник Московской международной академии, 2020. – № 1-2. – С. 76-79.
3. Баженова, А.С. Технология учебного проекта как средства обучения биологии / А.С. Баженова, Т.Н Глубшева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Педагогика. Сборник трудов международной конференции, 2020. – С. 235-238.
4. Биология: 9-й класс: базовый уровень: учебник / В.В. Пасечкник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2023. – 272 с.
5. Груздева, Н.В. Окружающая среда в проектной деятельности школьников / Н.В. Груздева, Э.В. Гущина, Т.А. Шиленок // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2012. – № 1-2 (18-19). – С. 61-70.
6. Елизарова, Е.А. Закономерности организации проектной деятельности. Педагогические условия формирования проектных умений / Е.А. Елизаров // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2014. – № 1 (21). – С. 75-79.
7. Казакова, С.В. Методы учебных проектов на уроках биологии и химии / С.В. Казакова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по матералам Международной научно-практической конференции, 2015. – С. 75-77.
8. Мазикин, И.М. Влияние профиля латеральной организации головного мозга на результативность спортивной деятельности человека и методы его выявления / И.М. Мазикин, М.М. Лапкин, Н.А. Вощинина, В.Д. Прошляков // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2016. – № 2. – С. 117-126.
9. Малахова, И.М. Становление регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами проектной технологии / И.М. Малахова, Т.К. Гусева // Международный научно-исследовательский журнал, 2021. – № 5-4 (107). – С. 102-106.
10. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учебно-методическое пособие / под ред. Э.В. Гущиной. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 104 с.
11. Перекальский, С.А. Организация проектной деятельности старшеклассников в процессе подготовки к инновационной деятельности / С.А. Перекальский // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 47-50.
12. Петрикевич С.А. Учебные проекты на уроках биологии в школе / С.А. Петрикевич // Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы IX Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, 2021. – С. 375-376.
13. Проектная деятельность в образовательном процессе: коллективная монография / Э.Ш. Бекирова, С.Н. Бекиров, Е.В. Взетиу и др.; под общ. ред. Е.В. Везетиу. – Ядта: ГПА, 2019. – 127 с.
14. Пустовойтова, О.В. Проектная деятельность в дошкольном образовании: монография / О.В. Пустовойтова, Н.А. Шепилова, Л.А. Яковлева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. технологического университета, 2021. – 180 с.
15. Пушкарева, М.С. Организация учебных мини-проектов на уроках биологии / М.С. Пушкарева // Проблемы биологии биологического образования в педагогических вузах. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2015. – С. 127-130.
16. Савкина, Н.Г. Специфика подбора методов обучения с учетом мозговой организации познавательных процессом учащихся / Н.Г. Савкина, Н.П. Шевелева // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. – № 12. – С. 136-138.
17. Сарсембаева, Э.Ю. Функциональная асимметрия мозга и ее роль в успешности спортивной деятельности / Э.Ю. Сарсембаева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2019. – № 10-1. – С. 92-97.
18. Сафонова, Т.В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т.В. Сафонов, И.А. Чумакова // Интеграция образования, 2012. – № 2. – С. 21-25.
19. Соснина, Е.В. Роль функциональной асимметрии головного мозга в обучении школьников / Е.В. Соснина, А.И. Сафронова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2008. – № 12-1. – С. 122-123.
20. Усынин, М.В. Проектная деятельность как педагогический феномен / М.В. Усынин // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2015. – № 3. – С. 115-127.
21. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Биология (базовый уровень)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/24_ФРП-Биология_5-9-классы_база.pdf (дата обращения: 26.05.2024).
22. Худик, С.С. Функциональная асимметрия как биологический феномен, сопутствующий спортивному результату / С.С. Худик, А.И. Чикуров, А.Л. Войнич, С.В. Радаева // Вестник Томского государственного университета, 2017. – № 421. – С. 193-202.
23. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/pisa (дата обращения: 26.05.2024).
24. Guadalupe, T. Human subcortical brain asymmetries in 15,847 people worldwide reveal effects of age and sex / T. Guadalupe, SR. Mathias, TGM. vanErp et all. // Brain Imaging Behav, 2017. – № 11 (5). – Р. 1497-1514.
25. Guadalupe, T. Relations between hemispheric asymmetries of grey matter and auditory processing of spoken syllables in 281 healthy adults. Brain / T. Guadalupe, XZ. Kong, SEA. Akkermans et all. // Struct Funct, 2022. – № 227 (2). – Р. 561-572.
26. Kong, XZ Mapping cortical brain asymmetry in 17,141 healthy individuals worldwide via the ENIGMA Consortium / XZ. Kong, S.R Mathias, T. Guadalupe et all. // Proc Natl Acad Sci U S A, 2018. – № 115(22). – Р. E5154-E5163.
27. Ocklenburg, S. Intrahemispheric white matter asymmetries: the missing link between brain structure and functional lateralization? / S. Ocklenburg, Р. Friedrich, О. Güntürkün et all. // Rev Neurosci, 2016 – № 27 (5). – Р. 465-480.
28. Pittella, JEH. The uniqueness of the human brain: a review / JEH. Pittella // Dement Neuropsychol, 2024. – № 18. – Р. e20230078.
29. Pittella, JEH. The uniqueness of the human brain: a review / JEH. Pittella // Dement Neuropsychol, 2024. – № 18. – Р. e20230078.
30. Rogers, LJ. Brain Lateralization and Cognitive Capacity / LJ. Rogers // Animals (Basel), 2021. – № 3. – Р. 11 (7).
31. Shu, N. Hemispheric Asymmetry of Human Brain Anatomical Network Revealed by Diffusion Tensor Tractography / N. Shu, Y. Liu, Y. Duan // Biomed Res Int, 2015. – № 2015. – Р. 908917.
32. Vallortigara, G Survival with an asymmetrical brain: advantages and disadvantages of cerebral lateralization / G. Vallortigara, LJ. Rogers // Behav Brain Sci, 2005. – № 28 (4). – Р. 575-89.