РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У РОДИТЕЛЕЙ
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 20.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование личностных особенностей у родителей 12
1.3 Развитие личностных особенностей у родителей 16
Выводы по 1-ой главе 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У РОДИТЕЛЕЙ 19
2.1 Организация методов исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 24
Выводы по 2-ой главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Р.) имеет высокий показатель по нейротизму – 81%, что может свидетельствовать о его склонности к тревожности и эмоциональной неустойчивости.Участник под номером 2 (К.Р.) имеет высокие показатели по экстраверсии – 75% и доброжелательности – 73%, что говорит о его общительности и дружелюбии.Участник под номером 3 (Г.Т.) также имеет высокие показатели по этим факторам, что говорит о его высокой коммуникабельности и способности находить общий язык с окружающими.Участник под номером 4 (Х.Б.) имеет низкие показатели по всем факторам, что может свидетельствовать о его замкнутости и низкой социальной активности.Участнику под номером 5 (К.Р.) характерны высокие показатели по нейротизму – 79% и экстраверсии – 77%, что может говорить о его эмоциональной неустойчивости, но в то же время об общительности и активности.Участники под номерами 6 (Г.А.), 7 (Б.И.), 8 (К.К.), 9 (Н.Р.), 10 (М.Р.), 11 (Р.Р.), 12 (И.), 13 (Д.Р.), 14 (Ю.С.), 15 (А.Д.), 16 (Р.Р), 17 (Д.Ю.), 18 (Г.Р.), 19 (Л.), 20 (Е.А.), 21 (Р.р) имеют высокие показатели по нейротизму и экстраверсии, что может говорить об их эмоциональной неустойчивости и общительности.На основе представленных данных можно сделать вывод, что большинство участников опроса обладают высокими показателями по экстраверсии и нейротизму. Это может говорить о том, что они общительны, эмоционально неустойчивы и активны. В то же время, некоторые участники имеют низкие показатели по всем факторам, что может свидетельствовать о их замкнутости и низкой социальной активности. Выводы по 2-ой главеВ результате исследования личностных особенностей у родителей, стоит сказать, что все используемые методики подтвердили гипотезу исследования.Тест Кеттелла показал, что большинство участников исследования обладают различными личностными характеристиками. Различные факторы позволили установить те качества, которыми наиболее располагают испытуемые. Так, испытуемые обладают высоким уровнем - 87% интеллекта, доминантностью 78%, экспрессивностью 60%, спокойствием 54%, высоким самоконтролем 76% и эмоциональной напряженностью 56%. Однако, только около половины участников 55% исследования обладают склонностью к абстрактному мышлению, эмоциональной стабильностью, смелостью, самостоятельностью и низким уровнем подозрительности. Относительно низкие показатели 25% у участников исследования наблюдаются в таких характеристиках, как высокая нормативность поведения, реализм, практичность, радикализм и низкий уровень проницательности.Тест Айзенка помог выявить тип темперамента каждого из родителей. Так, больше всего меланхоликов 23,3%, затем идут сангвиники 36,7% и флегматики 20%. Холериков всего 20%.Следующая методика позволила установить структурные особенности личности - нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, сознательность. По результатам опросника большой пятерки можно сделать вывод, что большинство участников опроса обладают высокими показателями по экстраверсии и нейротизму. Это говорит о том, что они общительны, эмоционально неустойчивы и активны. ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие личности у родителей является актуальной темой в современном обществе, поскольку оно имеет решающее значение для процессов воспитания и образования детей. Родители, которые проявляют высокий уровень личностных качеств, таких как эмоциональная интеллектуальность, уверенность в себе и самоэффективность, ответственность, терпимость, эмпатия и коммуникативные навыки, способны обеспечить оптимальные условия для развития своих детей. В заключении работы можно отметить, что проведенное исследование позволило получить новые данные о развитии личностных особенностей у родителей. Исследование было организовано с использованием различных методов, включая теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы исследования включали анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизацию полученных данных. В процессе анализа литературы были рассмотрены основные теории и концепции, связанные с личностными особенностями родителей и их влиянием на развитие детей. Обобщение и систематизация информации позволили выявить ключевые аспекты и тенденции, которые были учтены при разработке эмпирической части исследования. В В первом параграфе рассмотрены основные подходы к изучению проблемы развития личности у родителей в отечественной и зарубежной психологии. В частности, обсуждены теории и концепции, предложенные выдающимися учеными, такими как Д.Боулби, В.П. Зинченко, А.В. Петров, Н.С. Романова, М.Шелтон и Э.Эриксон. др. В ходе теоретического анализа были выявлены основные факторы, влияющие на формирование личностных особенностей у родителей, а также были предложены рекомендации по их развитию.Таким образом, можно сделать вывод, что развитие личности у родителей является важной и актуальной темой, требующей и анализа в современном обществе. Это позволяет лучше понять процессы, лежащие в основе родительства, и разработать эффективные подходы к поддержке родителей в их развитии как личности и в процессе воспитания детей.Эмпирическое исследование позволило подтвердить теоретические предположения и выявить особенности личностных особенностей у родителей. В результате анализа результатов исследования были сделаны выводы о том, что родители, которые уделяют больше времени своим детям и заботятся о них, имеют более развитые личностные особенности.Из главы I следует, что изучение проблемы развития личности у родителей в отечественной и зарубежной психологии показало, что данная тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.Из II главы следует, что в работе представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей родителей, проведенного с целью выявления их влияния на развитие детей. Исследование было организовано с использованием различных методов, включая теоретические и эмпирические подходы. В данной главе курсовой работы представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей родителей, проведенного с целью выявления их влияния на развитие детей. Из практической части было установлено, что и..Нами представлены рекомендации по развитию личностных особенностей у родителей, основанные на результатах анализа теорий и концепций, предложенных выдающимися учеными, такими как В.П. Зинченко, А.В. Петров, Н.С. Романова, Д.Боулби, М.Шелтон и Э.Эриксон, а также на исследовании различных аспектов родительской личности. Эти рекомендации направлены на оптимизацию родительской роли и улучшение семейных отношений, что в конечном итоге способствует благополучию детей и ихсоциальному и эмоциональному развитию.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАзаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы // Аргументы и факты. –2013. –66 с. Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1 4 классов учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2014. –№ 3. –С.17–23. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. – М. : Сфера, 2003. – 321 с. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –СПб. : Речь, 2001. –289 с. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослога: Автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.05; Пенз. гос. университет им. Белинского. Самара, 2000. –22 с. Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис. …канд.психол.наук: 19.00.07; Моск. пед. гос. университет им. Ленина. М.: 2014. 28 с. Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) // Вопросы Психологии. –2017. –№6. –С. 121–133. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М .: АСТ, 2003. –328 с. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. –М. : Логос, 2005. –197 с. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. –2018. –№ 1. – С. 52 –65. Выготский Л. С. Кризис семи лет: Собр. сочинений. Т. 4. –М. : Педагогика, 2004. – 376 с.Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования. Собр. сочинений. Т. 1. –М. : Педагогика. –2002. –С. 43– 62. Гейци Э. Д. Влияние стиля воспитания в семье на самооценку ребенка дошкольного возраста: Активность личности. Новосибирск. –2014. Ч.3. –С. 209–216. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / Возрастные особенности психического развития детей. – М. : Просвещение, 2006. –342 с. Дугарова Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника: автореф. дис. канд. психол. наук. –Иркутск, 2014. –20 c. Зинченко В. П., Смолян Г. Л.Человек и техника: Системы управления и инж. психология – Москва : Знание, 1965. – 48 с.Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. –1985. –№4. – С. 23–-34. Киян И. Г., Махаддинова Г. Н. Самооценка детей 8-10 лет и тип семейного воспитания // Школа здоровья. –2001. –№ 4. –C. 31–38. Костицына Е. А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Пед. наука и образование. –2001. –№ 2. –С. 59-65. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. – М. : Просвещение, 2003. –356 с. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребѐнка раннего возраста // Вопросы психологии. –1991. –№3. – С.117–124. Махаддинова Г. Н. Стиль воспитания и самооценка детей 8-10 лет // Семейная психология и семейная терапия. –2003. –№ 2. –С. 34–39. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. –М.: Academia, 2001. –235 с. Петровский А. В. Общая психология: Учебник для педагогических институтов.– Москва: Просвещение, 1986. – 463 с.Римских С. А. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. –М.: Просвещение, 2007. –267 с. Рождественская Н. А., Разумова А. В. Негармоничные стили семейного воспитания и воспитания родителями своих детей // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. – 2001. –№2. –С 48–55. Спирева Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания : автореф. дис. канд. психол. наук. –М.: Сфера, 2004. –26 c. Спирева Е. Н., Лидерс А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. –2001. – №4. –С. 71–84. Фомичева И. Г. Генезис развития и механизмов авторитарного и гуманистического типов воспитания: Гуманная педагогика и духовный мир учителя. –Тюмень. –2001. – С. 11–17. Черкасова О. В. Стиль воспитания в семье как основная проблема родительско-детских отношений; Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века. – Самара. –2001. –С. 48–55.ПРИЛОЖЕНИЕПрил. 1Таблица 1. Первичные результаты исследования по тесту Кеттелла.№ABCEFGHILMNOQ1Q2Q3Q4MDВ.В.37687383884766673К.Р.7109662744576105350Г.Т.798467921373738212Х.Б.798467921373738212К.Р.398341332553910656Ш.М.61566356116693654М.А.310665375556378575К.В.3810787838572106939М.К.85968374687278544Т.А.53667472464654554Г.А.45552366444917262Б.И.45675274374575464К.К.83855764428695635Н.Р.46757375861787573Б.С.56757574447361545М.Р.77854576864761946К.А.978810394561263544Р.Р.456655625541064455И.54765665626766377Д.Р.78878588663475643Ю.С.45657474253752373А.Д.75956585157485928Ра.Р.55477352468674542Прил 2.Таблица 2. Первичные результаты исследования по тесту Айзенка.темпераментэкстраверт/интровертнейротизмложьВ.В.20 меланхолик11 среднее20 высокий1 достоверноК.Р.5 сангвиник13 среднее5 низкий1 достоверноГ.Т.7 флегматик12 среднее7 средний5 сомнительныйХ.Б.17 меланхолик7 интроверт17 высокий7 недостоверныйК.Р.6 флегматик4 глубокий интроверт6 низкий3 достоверныйШ.М.13 меланхолик12 среднее13 средний2 достоверныйМ.А.18 меланхолик12 среднее18 высокий1 достоверныйК.В.8 флегматик12 среднее8 средний2 достоверныйМ.К.10 сангвиник18 экстраверт10 средний2 достоверныйТ.А.8 сангвиник14 среднее8 средний2 достоверныйГ.А.11 флегматик8 интроверт11 средний4 сомнительныйБ.И.13 меланхолик6 интроверт13 средний5 сомнительныйК.К.5 сангвиник13 среднее5 низкий5 сомнительныйН.Р.13 меланхолик11 среднее14 высокий4 сомнительныйБ.С.7 сангвиник13 среднее7 среднее3 достоверныйМ.Р.8 сангвиник14 среднее8 среднее2 достоверныйК.А.3 сангвиник19 экстраверт3 низкий7 недостоверный Р.Р.11 сангвиник13 среднее11 средний5 сомнительныйИ.19 холерик13 среднее19 очень высокий3 достоверныйД.Р.13 холерик13 среднее13 средний3 достоверныйЮ.С.21 меланхолик11 среднее21 очень высокий4 сомнительныйА.Д.9 сангвиник17 экстраверт9 средний3 достоверныйРа.Р.15 холерик16 экстраверт15 высокий0 достоверныйД.Ю.23 холерик17 экстраверт22 очень высокий2 достоверныйГ.Р.17 холерик16 экстраверт17 очень высокий3 достоверныйЛ.9 флегматик9 среднее9 средний4 сомнительныйЕ.А.5 флегматик11 среднее3 низкий4 сомнительныйР.ра7 сангвиник14 среднее7 средний6 недостоверныйП.24 холерик18 экстраверт24 очень высокий2 достоверныйВ.10 сангвиник20 яркий экстраверт10 средний2 достоверныйПрил. 3Таблица 3. Первичные результаты исследования по опроснику большой пятерки. №Экстраверсия %дружелюбностьобщительностьсамоуверенностьактивностьпоиск ярких ощущенийжизнерадостностьДоброжелательность %довериеморальностьальтруизмсотрудничествоскромностьсочувствиеДобросовестность %самоэффективностьаккуратностьответственностьстремление к целисамодисциплинаосторожностьНейротизм %тревогагневдепрессивностьсамосознаниенесдержанностьуязвимость Открытость опыту %воображениеартистичностьэмоциональностьавантюризминтеллектлиберализмВ.В.48371956753169714475755610075525656507525505762563169626259755662506250К.Р.6157707562356773757782806557657272825552555345574562525579579277809570Г.Т.677582627232757475957580605790909095929777224717172572062579245707040Х.Б.526244563737756050567550567554625087505619465631376225625787816964456К.Р.2619193131056633710044100693167446956755610033631669444443693744371950Ш.М.3650442531125662376962876950635069626950813419371937563744253756445644М.А.5062442575316280569487948762745681817569813831501937504465447587566262К.В.80811008175697557446975564456639425501008131333162637501262945069563769М.К.6887566256568774818787625075596931816950563631441944374460567562626244Т.А.5850256262757538502550312550435619505056255350376962376244562556373750Г.А.387537501219377662877587628166508787694456659462627525694462565625656Б.И.57313181814475665087816931758094100811005056366237656253160875044695656К.К.5456375075317577561007594944494879410094100871312003725642561962373737Н.Р.4862443762255662377550755075526250625025625037623750625055814475375637Б.С.5562503781376276697587818756586262626937563631502544442542503150564419М.Р.4937625050197572378181697587617575626262313125252525503766756975696244К.А.757587945044100811008110081319488100949410097561637006252568569494506250Р.Р.3756504437122567626950877556522569445050754625505050752553254450816950И.52815056441269665062816275627087756281565653564475693144678110075565631Д.Р.6075446975257568628175626262737594817569443844442537443757626275375650Ю.С.5881812550377578879481818144675687698756445569751950566266698762447556А.Д.575069626219816937878775626285819481949469263719637253153447569563737Ра.Р.4131504450254452375044568144544475445031813631374431373748195631942562Д.Ю.5756446269377566945687692562658162818744316687816244566265876975624450Г.Р.537562565066981759487819456687581627562505656813750565657506956565656Л.62875056563787616287757525448369100878787693012193137443757316981755631Е.А.4044565644122565317575758744723787945681754012254450753158255675757544Р.ра7997857087508578721009260658095909095971009715252012321574779767729040П.84948187100568761625087377556636950811006219771001006237818159875075563750В.817510087567594655087946931567494448181875624037025691262876250568137
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы // Аргументы и факты. –2013. –66 с.
2. Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1 4 классов учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2014. –№ 3. –С.17–23.
3. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. – М. : Сфера, 2003. – 321 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –СПб. : Речь, 2001. –289 с.
5. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослога: Автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.05; Пенз. гос. университет им. Белинского. Самара, 2000. –22 с.
6. Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис. …канд.психол.наук: 19.00.07; Моск. пед. гос. университет им. Ленина. М.: 2014. 28 с.
7. Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) // Вопросы Психологии. –2017. –№6. –С. 121–133.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М .: АСТ, 2003. –328 с.
9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. –М. : Логос, 2005. –197 с.
10. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. –2018. –№ 1. – С. 52 –65.
11. Выготский Л. С. Кризис семи лет: Собр. сочинений. Т. 4. –М. : Педагогика, 2004. – 376 с.
12. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования. Собр. сочинений. Т. 1. –М. : Педагогика. –2002. –С. 43– 62.
13. Гейци Э. Д. Влияние стиля воспитания в семье на самооценку ребенка дошкольного возраста: Активность личности. Новосибирск. –2014. Ч.3. –С. 209–216.
14. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / Возрастные особенности психического развития детей. – М. : Просвещение, 2006. –342 с.
15. Дугарова Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника: автореф. дис. канд. психол. наук. –Иркутск, 2014. –20 c.
16. Зинченко В. П., Смолян Г. Л.Человек и техника: Системы управления и инж. психология – Москва : Знание, 1965. – 48 с.
17. Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. –1985. –№4. – С. 23–-34.
18. Киян И. Г., Махаддинова Г. Н. Самооценка детей 8-10 лет и тип семейного воспитания // Школа здоровья. –2001. –№ 4. –C. 31–38.
19. Костицына Е. А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Пед. наука и образование. –2001. –№ 2. –С. 59-65.
20. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. – М. : Просвещение, 2003. –356 с.
21. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребѐнка раннего возраста // Вопросы психологии. –1991. –№3. – С.117–124.
22. Махаддинова Г. Н. Стиль воспитания и самооценка детей 8-10 лет // Семейная психология и семейная терапия. –2003. –№ 2. –С. 34–39.
23. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. –М.: Academia, 2001. –235 с.
24. Петровский А. В. Общая психология: Учебник для педагогических институтов.– Москва: Просвещение, 1986. – 463 с.
25. Римских С. А. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. –М.: Просвещение, 2007. –267 с.
26. Рождественская Н. А., Разумова А. В. Негармоничные стили семейного воспитания и воспитания родителями своих детей // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. – 2001. –№2. –С 48–
55.
27. Спирева Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания : автореф. дис. канд. психол. наук. –М.: Сфера, 2004. –26 c.
28. Спирева Е. Н., Лидерс А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. –2001. – №4. –С. 71–84.
29. Фомичева И. Г. Генезис развития и механизмов авторитарного и гуманистического типов воспитания: Гуманная педагогика и духовный мир учителя. –Тюмень. –2001. – С. 11–17.
30. Черкасова О. В. Стиль воспитания в семье как основная проблема родительско-детских отношений; Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века. – Самара. –2001. –С. 48–55.