Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 30.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1Значимость патриотического воспитания в развитии личности дошкольников 9
1.2Основные психолого-педагогические подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ 14
1.3 Национальная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 25
2.1 Организация и методики исследования 25
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 39
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 41
3.1 Разработка системы психолого-педагогических условий, направленных на формирования патриотического воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуре 41
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
Дети не выделяли социально-нравственный, общеинтеллектуальный и общекультурный компоненты жанров национального искусства (фольклор, музыкальный жанр, архитектура, искусство живописи).Дошкольники знают наизусть детские стихи, пословицы, головоломки, разные подвижные игры, несколько наименований и применения предметов народного быта, различают народные промыслы - хохлому, дымковскую игрушку, но знания не имеют ценностного значения. Но не хотят принимать участия мероприятиях, посвященных традициям народных гуляний, проходящих в образовательном учреждении или очень пассивны в них.Дети контрольной группы имели низкие показатели по данному направлению диагностики (100%).В третьей главе представлена разработка системы психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня патриотического воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуреПедагогические условия базируются на принципах теории педагогики и ее практики, обусловлены сензитивностью возраста дошкольников в формировании личности - психическом, интеллектуальном, нравственном.Образовательно-воспитательный процесс, который отражен в педагогических условиях, учитывает механизм становления патриотизма, его познавательные и воспитательные составляющие.На контрольном этапе эксперимента были получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике: так, у 80% детей экспериментальной группы выявлены высокие показатели приобщения к национальной культуре, а 20% детей имеют средние показатели. Дошкольники с высокими показателями имеют высокий общекультурный, общеинтеллектуальный и социально-нравственный уровень, идентифицируют себя с представителями своей нации.Таким образом, можно констатировать положительную динамику уровня сформированности приобщения дошкольников к национальной культуре, что мы объясняем тем, что созданные и апробированные педагогические условия оказались эффективными, повлияли на уровень патриотической воспитанности и уровень приобщения детей к национальной культуре.Среди этих условий следует назвать:1. Работу по созданию дополнительного календарно-тематического планирования, касающегося патриотического воспитания детей с учетом приобщения их к национальной культуре.2. Разработку мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников с ориентацией на национальную культуру.3. Включение в развивающую предметно-пространственную среду таких возможностей, как мини-музей, иллюстрации, произведения художественной литературы и фольклора, народных музыкальных произведений и предметов национального прикладного искусства и т.д.В ходе исследования были проведены множественные мероприятия, включающие в себя разработку и реализацию психолого-педагогических условий, анализ результатов эксперимента и оценку эффективности применяемых методик. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии на развитие детей. Дети проявляли больший интерес к национальным темам, привязанность к родной стране, чувство гордости за свою историю и культуру. Важно отметить, что патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре способствует формированию у детей осознанного и уважительного отношения к своей стране и народу.Таким образом, проведенное исследование подтверждает актуальность использования подобных подходов в образовательном процессе. Путем интеграции национальной культуры в педагогическую практику удается эффективно воздействовать на формирование ценностных ориентаций у детей, что является важным элементом их личностного развития и гражданской идентичности. Спасибо за внимание!
2.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы: [сайт]. – Москва, 2005. – URL http://docs.cntd.ru/document/901867597
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [утвержден Приказом Мин. образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155] // Российская газета. – 2013. – 25 нояб.
Литература
4.Агапова, Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д. Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 130–134.
5.Азаров, Ю. П. Педагогическое искусство патриотического воспитания дошкольников / Ю. П. Азаров // Дополнительное образование. – 2013. – № 6.–С. 3-7.
6.Акинина, Е. И. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников / Е. И. Акинина, С. И. Ростовщикова, Ю. А. Акинина // Вестник научных конференций. – 2019 – № 33 (43). – С. 13-14.
7.Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2017. – 203 с.
8.Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : Конспекты занятий / Н. В. Алешина . – 4. изд., доп . – Москва : Перспектива, 2008 . – 237, 1 с., 9 л. ил. : ил. – (Воспитание человека).
9.Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : Метод. пособие / Н. В. Алешина . – Москва : ЦГЛ, 2004 . – 252, 1 с. – (Воспитание человека).
10.Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий / Н. В. Алешина . – Москва : ТЦ Сфера, 1999 . – 111, 1 с. : ил. – (Вместе с детьми).
11.Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 16-21.
12.Бабунова, Т. М. Методологические основы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Т. М. Бабунова // Патриотическое воспитание дошкольников. Сборник материалов. Часть I. Управление образования администрации ЗАТО г. Снежинск, Челябинской области, 2017. –151 с.
13.Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие / О. Н. Баранникова. – Москва: АРКТИ, 2007. –144 с.
14.Батаговская, Н. Н. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной / Н. Н. Батаговская, Г. В. Беляева, Н. Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.–практ. конф. – Белгород, 2019 – С. 109-112.
15.Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019.–218 с.
16.Бузский, М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград :ВолГУ, 2018. – 90 с.
17.Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике / И. И. Бурлакова // Научно–методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2015 – № 6 – С. 3-81.
18.Вагина, Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018 – № 4 (14). – С. 3-10.
19.Виноградова, Н. Ф. Моя страна Россия: Пособие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с
20.Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций : методическое пособие : в 2 частях : [12+] / авт.–сост. О. М. Ельцова, Г. А. Антонова, Н. А. Николаева. – Москва : Творческий центр Сфера, 2019. – Часть 1. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
21.Грибушенкова, Л. Н. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду и в семье: методическое пособие / Л. Н. Грибушенкова; МБДОУ №19. – Армавир, 2019. – 55 с.
22.Данилина, Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 –2005 годы» / Г. Н. Данилина. – Москва: АРКТИ, 2005. –184 с.
23.Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2019. – №2. – С. 21 -26.
24.Захарчук, А. Л. Организация системы мониторинга достижений поформировании представлений о родном городе у старших дошкольников / А. Л. Захарчук // Вопрос дошкольной педагогики. – 2016. – №1. – С. 37-40.
25.Зацепина, М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет / М. Б. Зацепина. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. –112 с.
26.Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – Москва: АРКТИ, 2003. –180 с.
27.Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень зима. / Авт.–сост. Г. А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 83 с.
28.Князева, О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб.–метод. пособие / О. А. Князева, М. Д. Маханева. – 2–е изд., перераб. и доп. – Санкт– Петербург : Детство–Пресс, 2014. – 304 с.
29.Кобозева, Е. В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников / Е. В. Кобозева // Вестник Новгородского государственного университета. – 2018. – № 45. – С. 43-46.
30.Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 9. – С.25-27.
31.Комратова, Н. В. О гражданском воспитании дошкольников / Н. В. Комратова // Дошкольное воспитание. – 2016.– №5. – С. 3-10.
32.Коротаева, Е. В. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина. – Изд. 2–е. – Москва :Директ–Медиа, 2022. – 120 с. : ил., табл.
33.Коротаева, Е. В. Воспитание в формате 3D – детство, дом, духовность: формирование ценностного отношения к малой родине в период детства / Е. В. Коротаева // Успехи современного естествознания. – 2015. – №9. – С. 547-551.
34.Коротаева, Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения / Е. В. Коротаева, Е. Е. Белоусова // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2017. – №2. – С. 142-149.
35.Коротаева, Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников: о методике и практике / Е. В. Коротаева //Детский сад от А до Я. – 2018. – №1. – С. 49
36.Коротаева, Е. К основам патриотического воспитания детей в детском саду / Е. К. Коротаева //Дошкольное воспитание. – 2018. – №3. – С.80.
37.Корытько, В. Единство духовного, нравственного и патриотического воспитания / В. Корытько // Духовно–нравственное воспитание. – 2015. – № 6 – С. 49-56.
38.Кочеткова, Т. Ю. Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям / Т. Ю. Кочеткова // Вопросы психологии. – 2011. – № 8.–С. 17-20.
39.Лебедева, О. В. Этапы патриотического воспитания детей / О. В. Лебедева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2015. – №1. – С. 23-27.
40.Левашов, В. К. Патриотизм в контексте современных социально– политических реалий / В. К. Левашов // Социс. – 2016.– № 8. – С. 67-76.
41.Лихачев, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. – М.: Искусство, 2000. – 328 с.
42.Маханева, М. Д. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2015.– №1.– с. 53.
43.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно–патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.– сост. В. И. Натарова и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015. – 205 с.
44.Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. – Минск: Народная асвета, 1991.– 112 с.
45.Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – Москва :Линка–Пресс, 2003. – 200 с.
46.Носаева, И. А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И. А. Носаева // Вопросы науки и образования. – 2018 – № 6 (18). – С. 141-143.
47.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования : практическое пособие / ред. Т. С. Комарова, Н. Е. Веракса, М. А. Васильева. – 3–е изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика–Синтез, 2012. – 336 с.
48.Соловьева, Е. В. Наследие. И быль, и сказка... : Пособие по нравств.–патриот. воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отеч. культуры / Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко. – Москва : Обруч, 2011. – 141, 3 с. : ил., табл.
49.Солодянкина, С. В. Патриотическое, духовно–нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников / С. В. Солодянкина // Дошкольная педагогика. – 2019 – №3. – С. 30-32.
50.Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании (1857) // Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 тт. Т.2. Педагогические статьи 1857–1861 гг. – Москва, 1948. – С. 69-166.
51.Чепенко, Л. А. Патриотическое воспитание дошкольника в дополнительном образовании на современном этапе / Л. А. Чепенко // Образование в регионе : проблемы и векторы развития : материалы Всероссийской научно–практической конференции. – Москва :Директ–Медиа, 2022. – С.25-29
52.Чижова, И. И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И. И. Чижова // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары, 2018 – С. 17-20.