Развитие творческих способностей детей 6-10 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 32 32 страницы
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 19.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы творческого развития детей 6-10 лет…………………………………………………………………………...……...4
1.1. Особенности понятия «творческие способности»…………………………………...……………………..…………...4
1.2. Особенности развития творческих способностей ребенка……………………………………………………………………….…….9
Глава 2. Экспериментальные исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения……………………………………………...……………………………..17
2.1. Определение исходного уровня развития творческих способностей у младших школьников (6-10 лет)………………………………………………….……………………………22
2.2. Комплекс, направленный на развитие творческих способностей детей 6-10 лет на уроках литературного чтения
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………..……………….……..30
Фрагмент для ознакомления

Разделите сказку на части и назовите каждую часть. Дети представили свои собственные заголовки, из которых были выбраны лучшие и наиболее оригинальные. Таким образом, задания выполнялись в конкурсной форме, что вызвало активность и соревновательный интерес учащихся. Дети хорошо справились с заданием, поэтому было сложно сделать выбор в пользу предложенного 1 заголовка. Выполняя это задание, ученик развивает воображение, активизирует творческие способности и способствует развитию творческих возможностей.Творческий пересказ (русская народная сказка "Зимняя четверть"). После прочтения сказки во 2-й раз и проработки вопроса учащимся было предложено придумать продолжение сказки. Эта работа предполагает развитие воображения ребенка, которое играет важную роль в творческом воспитании человека. Для активизации воображения детей была проведена предварительная беседа, в ходе которой учащиеся высказали свои предположения о дальнейших событиях, произошедших между животными после того, как они отогнали волков. Они активно высказывали свои предположения, но лишь несколько человек смогли объединить их в 1 связную историю. В результате творчества детей герой, испытав страх, надолго запомнил события, был готов напугать волка. Они предположили, что животные решили на следующее утро возвести высокий забор, чтобы не заходили ночные посетители. Многие повторяли вариации предложенной концовки, меняя только последовательность событий и реплики персонажей. Вывод сводился к тому, что бояться нечего, когда все вместе; когда один за всех, а все за одного. Класс частично справился с этим заданием.В целом, этот вид деятельности показывает, что детям все еще трудно подключить свое свободное воображение к придумыванию сюжета. Они лучше справляются с работой, используя готовые шаблоны.Графический рисунок (русская народная сказка "У страха глаза велики"). Для выполнения этого задания детям нужно было не только изобразить действия, описанные в сказке, но и создать оригинальный образ. Рисование - одно из любимых занятий детей, это эмоциональная реакция детей, их понимание содержания текста, а прочитанные ими сказки рассказывают историю о том, как старая бабушка, смеющаяся внучка, пищащий цыпленок и мышка Норушка в очередной раз отправились за водой в сад. ведро, но по мере того, как они успокаивались после пережитого, каждый представлял себе то, чего боялся больше всего. Например, для бабушки это был медведь. Для внучек – страшный волк, для цыплят - лиса, а для мышей - усатый кот. Зайчик увидел 4 охотников с ружьями, короче, у страха глаза велики: чего нет, то они и увидят. Рисунки детей были интересными, потому что большинство учеников рисовали, как персонаж идет к воде. Возможно, это связано с отсутствием у детей навыков подражания и жестикуляции (они выбрали более легкий путь). В каждом рисунке детей были разные элементы, но сюжет оставался общим. Мало кто пытался описать момент встречи (ужас героев сказки) и "игру в прятки" героев дома, и совсем немногие ученики нарисовали испуганные лица. Возможно, названия сказок вдохновили их пойти по этому пути, они не объединили их воображение.Творческий пересказ (сказка Ханты "Язь")учащиеся 2 "А" без труда справились с простым пересказом, но предполагалось, что творческий пересказ не вызовет трудностей, однако этот вид пересказа часто давался в качестве подготовительной работы, проводилось основное распознавание текста, после чего учащиеся самостоятельно читали его и отвечали на вопросы, поставленные перед ними. текст для чтения. Затем детям было дано задание рассказать историю так, как ее могла бы рассказать бабушка. Предположение подтвердилось, и дети справились с заданием. Один из учеников добавил, что никогда не видел такого труса, как Иде, который лишь немного прятался за бабушкиной юбкой, опасаясь теней. Это было сказано так ласково и доброжелательно, но в то же время, наряду с юмором, вызвало эмоциональную реакцию у класса. Это также подтверждает влияние творчества на психоэмоциональное состояние ребенка, как его самого, так и кого-то другого.Устное рисование (русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"). После 2-го прочтения работа была выполнена на основе примерных материалов. Эта работа была основана на следующем алгоритме: Выясняется, какая часть произведения изображена. Какие моменты изображены? Прочитайте слова, соответствующие иллюстрации. В какой части текста нет иллюстрации? Что мы можем нарисовать?Итак, когда ребенок начал рисовать сказочные рисунки словами, работа по иллюстрированию плавно перешла в устные рисунки. Устное рисование эпизодов проводилось в следующем порядке: Эпизод был выделен для устных иллюстраций; Место, где происходило событие, было "нарисовано"; персонажи были нарисованы.、; Добавлены необходимые детали;Ребята выделили несколько эпизодов для пояснения. Один из них был о том, как Аленушка пошла на работу и взяла с собой брата. Многие представляли себе широкое поле, по которому гуляли Аленушка и его брат, паслись стада крупного рогатого скота и табуны лошадей. А вокруг поля и бескрайний лес. Солнце еще не успело взойти, а дети уже веселятся и радуются жизни, напевая известные им мелодии.Еще один эпизод, который все предложили для презентации, - это как Иванушка превратился в козленка. Здесь описание процесса у всех было схожим, но описание места и времени немного отличалось. Многим было нелегко выполнить задание, но в целом все с ним хорошо справились.Чтение по ролям (нанайская сказка "Айога"). Чтение по ролям требует от ребенка внимательного прочтения, а значит, развивает не только творческие способности, но и внимание ребенка. Перед тем, как дети приступили к чтению роли, был проведен анализ эмоционального состояния персонажа, его качеств и интонации. Далее они нашли в учебнике строчку из букв и взяли на заметку. Благодаря этому все учащиеся справились с заданием. Некоторые пытались произносить слова своих героев, демонстрируя не только правильную интонацию, но и мимику. Эта работа вызвала у них интерес, многие были активны и старались максимально исполнить свою роль.Постановка (русская народная сказка "Лиса и журавль"). Прежде чем играть спектакль "Лиса и журавль", необходимо было разобраться в сказке и подумать о том, как вы хотите изобразить персонажа.Проанализируйте ситуацию, характеры и действия, а также интонации и жесты, с которыми они общались друг с другом. Ребята дали советы лисе и журавлю о том, как герои сказки готовятся к встрече, как быть вежливыми и почему распалась дружба, после чего дети приступили к сцене. Им не всегда хватало артистизма, их движения были скованными, но в целом они справились с заданием. Ребятам понравилось быть и режиссером, и актером. Задание вызвало положительные эмоции у студентов.Выполнение этого сложного и творческого задания вызовет интерес у учащихся, активность занятий и не вызовет сложностей в организации. Также при помощи всех методик учащимся необходимо активизировать воображение, внимательность и творческие способности.Повысить уровень развития творческих способностей.ЗаключениеИзучив теоретические основы формирования творческих способностей детей 6-10 лет и методический подход к их развитию на уроках литературного чтения, мы делаем следующие выводы:Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой он получает новые знания об окружающем мире, будь то изучение объектов внешнего мира или построение мыслей.Творческая активность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, поскольку способности развиваются и формируются только в процессе деятельности и не являются врожденными особенностями человека. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательный процесс в начальных классах предоставляет реальную возможность для развития творческих способностей.В зависимости от вида творческой деятельности существует 3 метода и приемчика, направленных на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.:1. Словесная проработка образа произведения.2. Театральная творческая деятельность.3. Изобразительная творческая деятельность.В ходе исследования мы выявили различные методики развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения, используемые в учебной литературе. Подтверждающий этап проводился для получения представления об уровне сформированности творческих способностей учащегося, а также был направлен на определение коэффициента оригинальности, который решает проблемы воображения младших школьников. На нашем этапе формирования мы использовали средства развития творческих способностей, такие как творческий пересказ, графический рисунок, устное рисование, ролевое чтение и инсценировка. Технология, использованная в исследовании, вызвала интерес учащихся, активность на занятиях и не вызвала сложностей в организации. Кроме того, все методики требовали от учащихся активизации воображения, внимания и творческих способностей. После завершения формирующего этапа был проведен контрольный этап, и изучаемый класс был протестирован повторно. Полученные результаты были сопоставлены с результатами подтверждающего эксперимента. Анализ результатов контрольных экспериментов показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников был значительно выше результатов подтверждающих экспериментов. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли существенные изменения в уровне развития творческих способностей учащихся в зависимости от этапа формирования класса.Это, в целом, позволяет нам сделать вывод о том, что цели нашей работы достигнуты, задачи решены, а реализуемые программы стимулируют рост творческой активности младших школьников.Список литературыАйкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет / Е. И. Банзелюк // Вопросы психологии. – 2008. – №3. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 270 с. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс. Учебник в 2-х ч. Часть 1. – М.: Баласс, 2011. – 208 с.Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс. Учебник в 2-х ч. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. – 160 с.Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Труные темы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 368 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. – СПб: Союз, 1997. – 96 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.Гуревич Л.С. Коммуникативный акт VS речевой акт: проблемы соотношения понятий // Вестник НГУ: Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2007. – Т.5. – Вып.1. - С. 103–108.Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 258 с.Дубровина И.В. Психология/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000. –464 с.Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества: учебное пособие /М.В. Ермолаева. – 2-е издание, исправленное. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2005. – 304 с.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности – М., 2001.Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: URSS / УРСС; ЛКИ, 2008. - 288 с.Коновальчук М. Развитие творчества младших школьников: Система литературных заданий. − К.: Школьный мир, 2010. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь: 2 класс». – М.: Просвещение, 2004. – 144с.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2011. – 159 с.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. – М.: «Просвещение», 2011. – 159 с.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2-х частях. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2011. – 223 с.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2-х частях. Часть 2. – М.: «Просвещение», 2011. 223 с.Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков. – М.: Эксмо, 2007. – 334 с.Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Академия, 2000. – 176 с.Комлев Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – С. 7–67, 146–199.Лиханова Е.Н. Игра в театр. // Начальная школа плюс До и После. – М., 2003. – № 6. – С.75–80.Лихачев С.В. Опыт инференционного анализа общественных надписей /С.В. Лихачев//Вестник Московского городского педагогического университета: серия «Филологические науки». – 2010. – №2 (5). – с. 20-29.Лихачев С.В. Опыт коммуникативного анализа общественных надписей/С.В. Лихачев//Вестник Московского городского педагогического университета: серия «Филологические науки». – 2010. – №1 (4). – С. 27–35.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. –М.: Академия, 2000 – 464 с.Макаров М. Основы теории дискурса / М.Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 c.Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику: учебное пособие. – М.:Флинта: Наука, 2010. – 152 с.Маслова С. Е. К вопросу о творческих качествах личности / С.Е. Маслова // Высшее образование сегодня. – 2007. – №3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с. Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников. // Начальная школа. –М., 2008. – №5. – С. 47– 49.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2001. – № 10. – С. 12–13.Новолодская Е.Г. Валеологические спектакли. // Начальная школа. – М., 2006. – №5. – С. 8–13.Новолодская Е.Г. Спектакли при изучении природоведения. // Уроки в начальной школе. – М., 2004. – С. 29–33.

1. Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5.
2. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет / Е. И. Банзелюк // Вопросы психологии. – 2008. – №3.
3. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 270 с.
4. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс. Учебник в 2-х ч. Часть 1. – М.: Баласс, 2011. – 208 с.
5. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс. Учебник в 2-х ч. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. – 160 с.
6. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Труные темы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 368 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. – СПб: Союз, 1997. – 96 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.
9. Гуревич Л.С. Коммуникативный акт VS речевой акт: проблемы соотношения понятий // Вестник НГУ: Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2007. – Т.5. – Вып.1. - С. 103–108.
10. Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
11. Дубровина И.В. Психология/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000. – 464 с.
12. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества: учебное пособие / М.В. Ермолаева. – 2-е издание, исправленное. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2005. – 304 с.
13. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности – М., 2001.
14. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: URSS / УРСС; ЛКИ, 2008. - 288 с.
15. Коновальчук М. Развитие творчества младших школьников: Система литературных заданий. − К.: Школьный мир, 2010.
16. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь: 2 класс». – М.: Просвещение, 2004. – 144с.
17. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2011. – 159 с.
18. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. – М.: «Просвещение», 2011. – 159 с.
19. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2-х частях. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2011. – 223 с.
20. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2-х частях. Часть 2. – М.: «Просвещение», 2011. 223 с.
21. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков. – М.: Эксмо, 2007. – 334 с.
22. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Академия, 2000. – 176 с.
24. Комлев Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – С. 7–67, 146–199.
25. Лиханова Е.Н. Игра в театр. // Начальная школа плюс До и После. – М., 2003. – № 6. – С.75–80.
26. Лихачев С.В. Опыт инференционного анализа общественных надписей / С.В. Лихачев // Вестник Московского городского педагогического университета: серия «Филологические науки». – 2010. – №2 (5). – с. 20-29.
27. Лихачев С.В. Опыт коммуникативного анализа общественных надписей/С.В. Лихачев//Вестник Московского городского педагогического университета: серия «Филологические науки». – 2010. – №1 (4). – С. 27–35.
28. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. – М.: Академия, 2000 – 464 с.
29. Макаров М. Основы теории дискурса / М. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 c.
30. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 152 с.
31. Маслова С. Е. К вопросу о творческих качествах личности / С.Е. Маслова // Высшее образование сегодня. – 2007. – №3.
32. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с.
33. Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников. // Начальная школа. – М., 2008. – №5. – С. 47– 49.
34. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2001. – № 10. – С. 12–13.
35. Новолодская Е.Г. Валеологические спектакли. // Начальная школа. – М., 2006. – №5. – С. 8–13.
36. Новолодская Е.Г. Спектакли при изучении природоведения. // Уроки в начальной школе. – М., 2004. – С. 29–33.