Проблема личности в теории деятельности А. Н. Леонтьева
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 07.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Общая характеристика концепции личности А.Н. Леонтьева 5
1.1. Деятельностный подход и его реализация 5
1.2. Характеристика личности в качестве особой реальности. Проблема развития личности в теории Леонтьева 9
1.3. Характеристика структуры личности в теории Леонтьева 15
Глава 2. О деятельности педагогов в школе и существующих для них проблемах 20
2.1.Основные проблемные аспекты педагогической деятельности на современном этапе 20
2.2.Результаты опроса 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 33
На первый взгляд педагогический конфликт является конфликтом межличностным, поскольку существует как бы два субъекта — педагог (воспитатель) и ребёнок (воспитанник). Но при более тщательном анализе явления видно, что это далеко не так. Во-первых, субъекты конфликта здесь не равны: педагог и ребёнок обладают различными статусами и различным весом в обществе и ближайшем окружении; педагог и ребёнок имеют различные уровни развития (физического, эмоционального, жизненного, психического); педагог и ребёнок отличаются друг от друга мерой субъектности.Тем не менее, конфликты в педагогической деятельности могут успешно разрешаться при учете педагогом особенностей учащихся – возрастных, личностных. И здесь опять же актуальна теория личности А. Леонтьева, которая как раз и основана на необходимости индивидуализации при анализе личности.Далее хотелось бы обратить внимание на такую проблему, как недостаток мотивации у учащихся. познавательные мотивы можно разделить на: 1) Широкие познавательные мотивы, которые заключаются в направленности учащихся на овладения новыми знаниями. Эти мотивы делятся и по уровням. Последние обусловлены глубиной интереса к знаниям. Речь идет об интересе к новым фактам, либо интересе к значимым характеристикам явлений и пр.; 2) Учебно-познавательные мотивы, которые заключаются в направленности учеников на усвоение путей получения знаний. В данном случае речь идет о заинтересованности к приемам самостоятельного получения знаний и пр.; 3) Мотивы самообразования, которые заключаются в направленности учеников на самосовершенствование путей получения знаний. Подобные мотивы способны гарантировать мотивацию достижения, состоящую в устремлении к успеху. С опорой на деятельностную теорию личности А. Леонтьева есть возможность выявления тех факторов, которые мешают формированию мотивации, позволяют более эффективно формировать познавательные мотивы и познавательный интерес. 2.2.Результаты опросаВ рамках подготовки курсового исследования был проведен опрос среди учителей относительно их отношения к теории А.Н. Леонтьева, возможности использования этой концепции личности в педагогической практике для разрешения возникающих сложностей.Опрос включал в себя 10 вопросов. Всего в опросе приняли участие 30 учителей, имеющих опыт работы в педагогике от 5 до 25 лет.Первый вопрос звучал таким образом: знаком ли вам А.Н. Леонтьев, разработавший уникальную деятельностную концепцию личности?Были получены такие результаты:- да, мне знаком такой ученый – 60 %- да, но его труды подробно не изучала (изучал) – 30 %- нет – 10 %.Второй вопрос звучал так: Читали ли вы труды А. Леонтьева?Были получены такие ответы:- да, читал многие – 50 %- читал(а), но только избранные –40 %- нет – 10 %.Третий вопрос был нами сформулирован так: каково Ваше отношение к теории личности А.Н. Леонтьева?Ответы распределились таким образом:- положительное отношение – 70 процентов- скорее индифферентное - 20 процентов- мне не знакома теория настолько, чтобы делать выводы, затрудняюсь ответить – 10 процентов. Четвертый вопрос мы сформулировали так.Применимы ли материалы по теории личности А.Н. Леонтьева в современной педагогической практике?Ответы распределились так:- думаю, что да – 80 %- сомневаюсь – 10 %- не могу ответить – 10 %.Результаты ответа на вопрос представлены также и на диаграмме:Пятый вопрос был таким: используете ли вы в своей педагогической практике труды А.Н. Леонтьева и его концепцию личности?Ответы:- да, постоянно использую, так как считаю ее актуальной – 60 процентов- стараюсь использовать – 30 процентов- не знаю, что ответить – 10 процентов.Следующие пять вопросов были заданы тем учителям, которые знакомы с основными положениями теории личности А. Леонтьева.Шестой вопрос звучал так: в чем вы видите актуальность теории личности А.Н. Леонтьева.Мы произвели выборку самых популярных ответов:- деятельностный подход, важный для современной педагогики- разграничение понятий индивида и личности- концепция второго рождения личности- универсальность- качественная разработка проблемы мотивации в деятельности личности, что опять же важно для педагогики.Седьмой вопрос прозвучал так: на каких стадиях, этапах педагогического процесса вы в большей мере считаете обоснованным использование материалов по теории личности А.Н. Леонтьева?Наиболее популярные ответы:- абсолютно на всех этапах- в начальной школе, во время адаптации детей к новой для них учебной деятельности- для формирования мотивации достижения успеха.Восьмой вопрос был таким: с кем из ведущих деятелей педагогической психологии вы ассоциируете, связываете теорию личности А.Н. Леонтьева.- с С.Л. Рубинштейном- с Л.С. Выготским.Девятый вопрос звучал так: существенный вклад Леонтьева в психологию состоит в том, что он раскрыл характер и формы этой деятельности, показал ее мотивационную движущую силу и выдвинул понятие ведущей деятельности. Согласны ли вы? И все опрошенные учителя подтвердили правильность этого утверждения.Наконец, десятый вопрос предполагал ответ на вопрос: планируете ли вы и далее использовать теорию личности Леонтьева, его труды в своей деятельности?И здесь учителя также были единодушны – абсолютно все планируют эту теорию личности и ее положения использовать и далее в своей педагогической практике.По результатам опроса мы можем сделать следующие выводы.Теория личности А. Леонтьева является очень актуальной и востребованной у современных учителей. Процент тех учителей, которые не знакомы с теорией, крайне мал, таким образом, она была и остается одним из значимых фундаментальных ориентиров в педагогической практике, в выстраивании образовательного и воспитательного процесса, решении текущих актуальных проблем педагогической практики. ЗаключениеДеятельностный подход был основой для первоначального становления теории А.Н. Леонтьева. Деятельность является процессом (процессами) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъектом удовлетворяются какие-либо свои потребности, достигаются определенные цели. Любая активность человека, наделенная смыслом, может быть названа деятельностью. Деятельность является характеристикой сознательной стороны личности человека (в отличие от поведения).Как полагал А.Н. Леонтьев, личность человека создается посредством общественных отношений, иными словами, речь идет о кристаллизации личностью ее собственной биографии. На первом плане для А.Н. Леонтьева находится категория деятельности субъекта, так как деятельность – это есть исходная единица психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние же являются характеристикой именно деятельности, но не личности. Огромная заслуга А.Н. Леонтьева состоит в разграничении понятий индивида и личности. Если индивид является неделимым, целостным, со своими индивидуальными особенностями генотипическим образованием, то личность также выступает в качестве целостного образования, но не данного кем-то или чем-то, а произведенного, созданногоблагодаря множеству предметных деятельностей. Также А.Н. Леонтьев пишет о внешнем, которое действует через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает, если субъект жизни имеет «самостоятельную силу реакции», то есть, это активность. Таким образом, процесс развития личности является процессом взаимодействия множества деятельностей, вступающих в иерархические отношения. В более поздних работах А.Н. Леонтьев пишет о том, что в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды происходит открытие их объективного значения. Значение является обобщением действительности. С этим связана трансформация иерархии деятельностей в иерархию мотивов.В рамках курсовой работы мы провели опрос среди учителей. Этот опрос показал, что актуальность применения теории личности А.Н. Леонтьева действительно велика, концепция личности А.Н. Леонтьева является универсальной и применимой на разных этапах образовательного и воспитательного процесса. Список литературыБелинская, Е. П. Проблемы социализации: история и современность : учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13434-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543593 (дата обращения: 07.06.2024).Бороздина Л.В. Различие личности и характера / Л.В. Бороздина // Ежегодник РПО «Психология и ее приложения». - 2002. - Т. IX. - Вып. 2. -С. 222-225. Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 3-12.Бороздина Л.В. О предмете психологии характера и личности : учеб. пособие / Л.В. Бороздина. - Москва : Проект-Ф, 2004. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования / Л.В. Бороздина. - Москва : Акрополь, 2011. Бороздина Л.В. Проблема характера в психологии / Л.В. Бороздина // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 36-43. Бороздина Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. - Москва : Проект-Ф, 2001.Дереча, В. А. Психология, патопсихология и психопатология личности : учебник для вузов / В. А. Дереча. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.Залевский, Г. В. Психология личности: фиксированные формы поведения : учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 306 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10661-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542195 (дата обращения: 07.06.2024).Зобков, В. А. Методология личностного развития : учебное пособие для вузов / В. А. Зобков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 172 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13731-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543975 (дата обращения: 07.06.2024).Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14492-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536002 (дата обращения: 07.06.2024).Леонтьев А.Н. Индивид и личность.// Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Вопр. философии. — 1974. — № 4. — С. 191-195.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.// https://www.koob.ru/leontjev_a_n/Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. М., 2012. – 450 с.Морозюк, С. Н. Психология личности. Психология характера : учебное пособие для вузов / С. Н. Морозюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 217 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06609-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540621 (дата обращения: 07.06.2024).Немов, Р. С. Психология : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9692-1138-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534686 (дата обращения: 19.05.2024) Психологический словарь.// http://www.persev.ru/deyatelnostХорошевская И.В. Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема. // https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mediativnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema?ysclid=lrunorgs3a642662869ПриложениеАнкета1.Знаком ли вам А. Леонтьев, разработавший уникальную деятельностную концепцию личности?2. Читали ли вы труды А. Леонтьева?3.Каково Ваше отношение к теории личности Леонтьева?4.Применимы ли материалы по теории личности А. Леонтьева в современной педагогической практике?5.Используете ли вы в своей педагогической практике труды Леонтьева и его концепцию личности?6.В чем вы видите актуальность теории личности А. Леонтьева? 7.На каких стадиях, этапах педагогического процесса вы в большей мере считаете обоснованным использование материалов по теории личности А. Леонтьева?8.С кем из ведущих деятелей педагогической психологии вы ассоциируете, связываете теорию личности А. Леонтьева?9.Существенный вклад Леонтьева в психологию состоит в том, что он раскрыл характер и формы этой деятельности, показал ее мотивационную движущую силу и выдвинул понятие ведущей деятельности. Согласны ли вы? 10.Планируете ли вы и далее использовать теорию личности Леонтьева, его труды в своей деятельности?
2. Бороздина Л.В. Различие личности и характера / Л.В. Бороздина // Ежегодник РПО «Психология и ее приложения». - 2002. - Т. IX. - Вып. 2. -С. 222-225.
3. Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 3-12.
4. Бороздина Л.В. О предмете психологии характера и личности : учеб. пособие / Л.В. Бороздина. - Москва : Проект-Ф, 2004.
5. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования / Л.В. Бороздина. - Москва : Акрополь, 2011.
6. Бороздина Л.В. Проблема характера в психологии / Л.В. Бороздина // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 36-43.
7. Бороздина Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. - Москва : Проект-Ф, 2001.
8. Дереча, В. А. Психология, патопсихология и психопатология личности : учебник для вузов / В. А. Дереча. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
9. Залевский, Г. В. Психология личности: фиксированные формы поведения : учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 306 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10661-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542195 (дата обращения: 07.06.2024).
10. Зобков, В. А. Методология личностного развития : учебное пособие для вузов / В. А. Зобков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 172 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13731-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543975 (дата обращения: 07.06.2024).
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14492-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536002 (дата обращения: 07.06.2024).
12. Леонтьев А.Н. Индивид и личность.// Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Вопр. философии. — 1974. — № 4. — С. 191-195.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt
15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.// https://www.koob.ru/leontjev_a_n/
16. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. М., 2012. – 450 с.
17. Морозюк, С. Н. Психология личности. Психология характера : учебное пособие для вузов / С. Н. Морозюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 217 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06609-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540621 (дата обращения: 07.06.2024).
18. Немов, Р. С. Психология : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9692-1138-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534686 (дата обращения: 19.05.2024)
19. Психологический словарь.// http://www.persev.ru/deyatelnost
20. Хорошевская И.В. Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема. // https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mediativnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema?ysclid=lrunorgs3a642662869