Природа и сущность морали

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 13 13 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 23.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Мораль в структуре социальных норм 4
2. Функции морали и их эволюция в современном обществе 8
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Одни прогнозируют упадок традиционных ценностей и замещение их современными, в то время как другие подчеркивают стабильность традиций и считают, что сфера ценностей относительно автономна от экономических условий. Основной принцип теории модернизации заключается в том, что социально-экономическое развитие приводит к закономерным и до определенной степени прогнозируемым изменениям в культурной и политической жизни. Технические инновации, увеличивающие производительность труда, являются отправной точкой социально-экономического развития. Затем происходит профессиональная дифференциация, увеличение уровня образования и доходов населения, что приводит к изменению форм взаимодействия между людьми. Важную роль начинают играть договорные отношения, вместо традиционного руководства и подчинения.Долгосрочные тенденции в сфере культуры обусловлены различиями в исторических контекстах. Разные религиозные традиции, включая протестантство, католичество, ислам и православие, формируют ярко выраженные "культурные регионы" со своими уникальными ценностными системами. Важно понимать, что эти изменения в культурной сфере имеют глубокие корни и зависят от многих факторов, включая историю и социальные условия различных обществ.Хотя под влиянием сил модернизации ценностные системы различных стран эволюционируют в одном и том же направлении, их конвергенции, тем не менее не происходит. Хотя социально-экономическое развитие качественным образом преобразует представления, стремления и идеалы людей, влияние культурных традиций остаются по-прежнему сильно выраженным. Культурные изменения нелинейны, в отличие от экономического развития здесь отсутствует постоянное движение в одном направлении. Так, индустриализация характеризовалась переходом от традиционных ценностей к секулярно-рациональным, однако с появлением постиндустриального общества вектор культурных изменений переменился в другом направлении. После этого переход к секулярно-рациональным замедляется, и начинается другой процесс – сдвиг от ценностей выживания к ценностям самовыражения. При этом, подвергаясь влиянию одних и тех же сил модернизации, различные общества двигаются собственными траекториями, поскольку их развитие детерминируют и такие факторы, как культурное наследие. Критерии желательности или нежелательности различных целей определяются ценностными ориентациями. Эта функция ценностных ориентаций является ключевым регулятором поведения индивидов. Важной функцией различных ценностных ориентаций является обеспечение "культурного соответствия". Процесс изменения ценностей представляет собой эволюционный процесс, в котором "естественный отбор" происходит среди ценностей, лучше всего соответствующих конкретным условиям. Социально-экономическое развитие оказывает влияние на изменения в области культуры в двух этапах. Индустриализация стимулирует процессы бюрократизации и секуляризации.Возникновение постиндустриального общества провоцирует второй фундаментальный процесс культурных изменений, который заменяет движение в сторону рационализации и бюрократизации движением к личной независимости и ценностям самовыражения.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены важнейшие социальные функции морали.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Согласно теории, мораль – это коллективно принятая система ценностей, принципов и идеалов, которые формируют поведение индивидов в обществе. Изучение эволюции моральных систем позволяет выявить их изменения в соответствии с историческими и социокультурными контекстами. В различные исторические периоды человечество руководствовалось базовыми представлениями о морали, характеризующими понятие добра. В зависимости от того, рассматривается ли человек как существо, сущностно доброе по природе или необходимое подвергаться коррекции в своем нравственном развитии, формируются различные моральные установки и доктрины.В древности возникли ранние этические концепции, связанные с Аристотелем, Сократом и школой скептиков, которые рассматривали мораль как инструмент, регулирующий поведение человека в обществе, где признавалось общественное благо как главное. Иммануил Кант ввел новый этап в развитии морали, утверждая беспрекословный характер нравственности и показывая, что следование моральным принципам свидетельствует о преодолении биологических ограничений и переходе в область свободы.С учетом глобальных тенденций, существенная трансформация происходит в сфере моральных ценностей. В контексте растущего влияния процесса индивидуализации, особое внимание уделяется развитию личных моральных парадигм, которые просвечивают через индивидуальные черты характера и наложенные на них общепринятые нормы морали.Список использованной литературыАртёмов Г. П. Методология и опыт исследования моральных оценок / Г.П. Артёмов // Вестник СПбГУ. – 2013. - № 4. – С. 3-10Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я.И. Гилинский – Санкт-Петербург: Филиал ИС РАН, 1993. – 167 с. 34.Добрин К. Ю. Феномен социальной нормы / К.Ю. Добрин // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. - № 3(57). – С. 248-254.Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. – Москва : Новое издательство, 2011. – 464 с.Кирилина Т. Ю. Сущность и структура морали / Т.Ю. Кирилина //Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 2. – С. 97–103.Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст – Москва : ИКД «Зерцало-М», 2002. – 279 с.

1. Артёмов Г. П. Методология и опыт исследования моральных оценок / Г.П. Артёмов // Вестник СПбГУ. – 2013. - № 4. – С. 3-10
2. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я.И. Гилинский – Санкт-Петербург: Филиал ИС РАН, 1993. – 167 с. 34.
3. Добрин К. Ю. Феномен социальной нормы / К.Ю. Добрин // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. - № 3(57). – С. 248-254.
4. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. – Москва : Новое издательство, 2011. – 464 с.
5. Кирилина Т. Ю. Сущность и структура морали / Т.Ю. Кирилина //Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 2. – С. 97–103.
6. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст – Москва : ИКД «Зерцало-М», 2002. – 279 с.