«Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 65 + 65 источников
- Добавлена 25.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников 6
1.1. Структура экологической культуры 6
1.2. Формы и методы становления экологической культуры младших школьников 10
1.3. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников 18
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности 35
2.1. Описание выборки и методик 35
2.2. Описание результатов эксперимента 36
2.3. Внедрение программы внеурочной деятельности 38
2.4. Результаты внедрения программы внеурочной деятельности 58
Выводы по Главе 2 59
Заключение 60
Библиографический список 62
Создание и реализация мероприятий в рамках организации пространственно-предметного окружения может способствовать развитию всех компонентов экологического сознания младших школьников (когнитивного, поведенческого, эмоционального и др.). Практическими формами реализации проектов в рамках эколого-педагогической деятельности, нацеленной на развитие экологического сознания обучающихся должны стать: лабораторные занятия, включающие эксперименты экологической направленности; экспериментально-исследовательские экологические задачи и эколого-воспитательные исследовательско-практические мероприятия; экологические: практикум, экспедиция, поход, квест; другие исследовательские научно-познавательные проекты экологической направленности. В рамках первого направления с целью развития компонентов экологического сознания, способствующих включению младшего школьника в практическую эколого-ориентированную деятельность, работа может проводиться по следующим направлениям. Осуществление анализа экологических проблем и проведение последующих природоохранных мероприятий в регионе проживания. В рамках экологического исследовательского проекта на тему: «SOS! Let'ssavetheplanetfromgarbage!» обучающимся необходимо предложить изучение экологических проблем своего региона, нарисовать плакаты с изображением способов их решения, выполнить практические действия по решению возникающих проблем, описать результаты своих действий на английском языке:Организация просмотра видеофильма о существующих экологических угрозах региона, России и мира, при этом могут быть использованы очки виртуальной реальности для «переноса» обучающихся непосредственно в место экологической проблемы, чтобы у них была возможность оценить масштаб бедствия через собственные впечатления и переживания. После просмотра данного фильма учащиеся пишут сочинение на тему «Экологические проблемы в моём городе и способы их решения». Природоохранными мероприятиями в этом блоке станут посадки деревьев в парке города, сборка мусора на берегу реки, участие в субботнике и изготовление кормушек для птиц и т.п. В ходе проекта важен сам процесс проведения данных экологических мероприятий, а не получаемый результат: школьники получат знания о важности сохранения природы России и захотят приложить собственные практические усилия для этого, задумаются о возможных негативных последствиях от наносимого человеком экологического ущерба. Включение этнокультурных элементов в уроки, построенные по принципу конвергентного обучения. Так, целесообразно организовать урок на тему «Природа в русском фольклоре», в рамках которого обучающимся требовалось найти и рассказать или исполнить в ходе объединения уроков «Литературного чтения» и «Музыки» произведения русского народного творчества, восхваляющего красоту русской природы (песни, стихи, сказки, загадки и пр.), выразить свое отношение к элементам фольклора. В рамках урока «Птичья столовая» на первом этапе обучающиеся самостоятельно изучают и в дальнейшем презентуют в рамках образовательной области «Изобразительного искусства» виды народных художественных промыслов и их росписи, их значение и особенности, а на втором этапе, в рамках образовательной области «Технология», осуществляют сборку, раскраску (при помощи педагога и старшеклассников) различными видами художественной росписи скворечников и кормушек для птиц. Также в ходе образовательной области «Изобразительное искусство» изучаются и анализируются картины известных русских художников, изображающие красоту русской природы, после чего обучающиеся сами рисуют природные пейзажи. В процессе музыкальной деятельности разучиваются и исполняются русские народные песни на природную тему («Березка», «Калинка», «Соловушка» и др.), а впоследствии совместно с учителем анализируется смысл их содержания. Организация и проведение конвергентных уроков-экскурсий непосредственно на природе «Ядовитые растения Московской области» на пришкольной территории с использованием смартфонов с исследовательскими заданиями. Здесь возможно экологическое воспитание в процессе таких мероприятий, как подвижные игры на открытом воздухе, направленные на получение знаний по охране природы: эстафета с элементами обучения раздельной сортировке мусора «Разделяй и властвуй», командные игры по изучению способов экономии ресурсов «А ну-ка, экономь-ка!». Также целесообразно проведение экологического практикума, на котором обучающиеся совместно с приглашенным экологом должны замерить с использованием специальных электронных приборов уровень загрязненности почвы, воды и воздуха в окрестностях школы. Вторым направлением работы по формированию экологического сознания школьников является развитие ценностно-смысловых компонентов сознания, регулирующих мотивацию практической эколого-ориентированной деятельности, а его условия и проводимые исследовательские мероприятия, направленные на их учет в рамках формирующего этапа, следующие. 1. Использование заданий, способствующих формированию внутренней мотивации деятельности без ущерба природной среде. В рамках образовательной области «Естествознания» обучающиеся в совместном со старшеклассниками исследовании знакомятся с вредом, который могут нанести природе те или иные виды производимых нами отходов, а впоследствии в рамках образовательной области «Технология» организуется раздельный сбор пластиковых крышек, батареек, макулатуры, лампочек, что является крайне важным и необходимым для практической деятельности обучающихся, в результате которой смогли почувствовать свою сопричастность к вопросам охраны окружающей среды. 2. На уроках может быть организовано комплексное классное занятие-исследование с использованием современных технологий (эксперимент с природным объектом), в рамках которого в течение продолжительного времени обучающиеся будут наблюдать за ростом самостоятельно посаженных лука и дубка из желудя и ухаживать за ними, сравнивая при этом скорость роста растений с использованием знаний образовательной области «Математика: в результате они смогут осознать ценность веками растущего дуба и у них появится желание беречь и защищать деревья и природу в целом. Обучающимся в рамках образовательной области «Изобразительное искусство» и «Технология» целесообразно задавать домашние учебно-познавательные и исследовательские задания самостоятельного характера: от детей совместно с родителями в рамках конкурса рисунков на тему «Сохраним природу вместе!», где требуется найти и на рисунке изобразить решение экологической задачи, а для творческого конкурса «Вторая жизнь» требуется придумать и изготовить полезную вещь из ненужных предметов и рассказать о ней на уроке. Лучшие работы могут быть представлены на школьной выставке. Развитие познавательного интереса, побуждающего к самостоятельному получению знаний о проблемах окружающей среды и способах их решения. В рамках организации пространственно-предметной среды школы могут быть организованы: − «живой» уголок, где обучающиеся могут ухаживать за животными, наблюдая за их жизнью, развитием, и изучать их особенности: в ходе данного процесса прививались: умение заботиться о питомцах, самостоятельность, чувство ответственности и осознания и собственной нужности для природы, а также понимание ценности жизни других живых существ; − пришкольный садовый участок, где самими детьми при участии педагогов и старшеклассников могут быть построены теплица и разбиты грядки – для получения навыков самостоятельного выращивания урожая, как результата собственного труда, изучения различий между видами растений, что способствовало привитию детям трудолюбия, умения ценить труд другого человека и навыков командной работы для достижения общей цели. Воспитание посредством различных видов художественно-эстетической деятельности эмоционально-чувственного отношения и переживания красоты окружающей природы, ведущих к мотивации природоохранной деятельности. В рамках организации пространственно-предметной среды школы можно организовать: − «зеленый» уголок: в процессе ухода за домашними растениями и цветами обучающиеся смогут не только знакомиться с их строением и развитием в процессе роста, но и полюбоваться их красотой и уникальностью, почувствовать ароматный запах при их цветении; − стенд с фотографиями на экологическую тематику и конкурc рисунков «Прекрасное рядом»: в период весеннего цветения обучающиеся в выходные с родителями смогут найти наиболее красивый, на их взгляд, цветок или цветущее дерево, фотографировали его и впоследствии рисовали его на уроке «Изобразительного искусства». Благодаря данному проекту в процессе эколого-педагогической деятельности будет задействован эмоционально-чувственный компонент сознания детей, и они смогут оценить ценность, нужность и полезность каждого природного объекта для человека, что будет способствовать появлению у обучающихся 4 класса желания не только не вредить природе, но и защищать ее от негативного воздействия. Использование игровых технологийДля младших школьников игровые технологии входят в число основных форм деятельности. Использование игр на уроках биологии необходимо для формирования познавательного интереса, в связи с чем важно наполнить их занимательным содержание и активными видами деятельности. Рассмотрим это на конкретном примере.Игра «Полезный суд» может проводиться на теме урока «витамины». Здесь игра идет как судебный процесс, в ходе которого рассматривается спорное дело о пользе витаминов. Каждому ученику предстоит выбрать себе роль и заранее продумать свою тактику игры. Игра напоминает диспут, однако, так как игра не включает в себя сложных когнитивных действий ее можно проводить в 5 классе, а учителю стоит взять на себя курирующую роль судьи. Ученики готовят свои слова, аргументы, подготавливают бейджики или иную творческую атрибутику, которая будет символизировать их роль. Например, ребенок, который будет играть за витамин D придет в солнцезащитных очках или прикрепит рисунок солнышка к одежде. Адвокат и прокурор могут прийти в деловом костюме и т.д. Важно проговорить идею игры с ребятами предварительно. Задумка урока заключается в том, что витамины неотъемлемая часть питания человека. Они обязательно должны быть в рационе человека. Однако, представитель витамина С подает иск на остальные витамины. Он заявляет, что он самый важный и остальные витамины организму не нужны. Задача учащихся состоит в том, чтобы выбрать витамины, представителями которых они будут являться, и доказать свою важность в питании человека. В конце игры подводится итог о том, что никто из витаминов не выиграл судебное дело. Ведь, все витамины нужны человеку, так как он их не может синтезировать. На уроке будут представлены следующие роли: Судья (учитель) – следит за ходом игры. Задает вопросы всем участникам суда. Устраивает опрос каждого ответчика, тем самым помогая не забыть учащимся нужные моменты. Секретарь – записывает информацию походу урока, его задача заполнить таблицу по витаминам с графами «Содержание в продуктах», «Влияние на организм норме», «Влияние на организм при гиповитаминозе», «Влияние при гипервитаминозе» и т.п.Интегрированные технологииИван Владимирович Мичурин был одним из самых известных в мире ботаником и знаменитым селекционером. За 80 лет своей жизни И.В. Мичурин создал более 300 новых сортов плодовых, ягодных, декоративных и других ценных культурных растений, которые затем получили широкое распространение как в нашей стране, так и за рубежом. Ему удавалось совместить высокое качество плодов и их прекрасный вкус.Мичурин вдохновил многих учёных стать его последователями. Так, Семён Фёдорович Черненко создал уникальный «Яблоневый календарь» — сорта яблонь с разными сроками созревания: от летних до позднезимних. Им были впервые получены межродовые гибриды между яблоней и грушей, которые вызвали большой интерес академика Н. И. Вавилова.Павел Никанорович Яковлев вывел великолепные сорта груши, например, Осенняя Яковлева, Любимица Яковлева, Северянка, которые вошли в стандартный сортимент областей Центральной Чернозёмной зоны.Ученик и последователь Мичурина Валентин Иванович Будаговскийво время одной из своих командировок в Крыму заинтересовался карликовыми подвоями яблони, на использовании которых было основано местное садоводство. С этого момента вся его научная деятельность была направлена на выведение зимостойких карликовых подвоев яблони, устойчивых к климатическим условиям средней русской полосы.В таблице представлено количество сортов плодовых растений, которые вывели последователи И.В. МичуринаСорта плодовых растенийПоследователи И.В. МичуринаС.Ф. ЧерненкоП.Н. ЯковлевВ.И. БудаговскийСорта яблони281421Сорта груши6224Сорта вишни1487Какое количество сортов вишни вывели вышеперечисленные последователи И.В. Мичурина?Ответ:_________________Напишите вместо пропуска название соответствующего плодового растения.Павел Никанорович Яковлев основной своей культурой считал ________, поэтому вывел много новых сортов данного растения.Ответ:____________На основании результатов исследования выберите, какие утверждения являются верными.А) С.П. Черненко, В.И. Будаговский и П.Н. Яковлев являются авторами 48 сортов яблони.Б) Все вышеперечисленные учёные главным образом занимались селекцией яблони.Верно только утверждение А.Верно только утверждение Б.Оба утверждения верны.Оба утверждения неверны.2.4. Результаты внедрения программы внеурочной деятельностиПосле реализации разработанных рекомендаций вновь была проведена диагностика сформированности экологической культуры учащихся, а также анализ их успеваемости по предметам естественнонаучного цикла.В ходе диагностики сформированности экологической культуры установлено, что у большинства (65%) средний уровень по данному показателю. При этом у остальных участников экспериментальной работы (35%) этот уровень высокий (рис.2.4)Рисунок 2.4 – оценка уровня сформированности экологической культуры на контрольном этапеТакже отмечено существенное повышение по каждому из критериев естественнонаучной грамотности (рис.2.5)Рисунок 2.5 – компоненты естественнонаучной грамотностиТаким образом, реализация разработанных рекомендаций по организации эколого-педагогической деятельности учителя во внеурочной работе с младшими школьниками является эффективной и результативной.Выводы по Главе 2В данном исследовании среди младших школьников была проведена диагностика сформированности экологической культуры и бережного отношения к природе.Проведённая диагностика показала, что к настоящему времени уровень экологической культуры и бережного отношения к природе младших школьников развиты недостаточно, поэтому необходимо проведение специальной работы в данном направлении.В рамках данного исследования нами разработана система занятий внеурочной деятельности, направленная на экологическое воспитание и формирование экологической культуры младших школьников. После реализации проекта было установлено, что уровень сформированности экологической культуры и бережного отношения к природе у детей стал значительно выше, что доказывает эффективность и результативность разработанной системы занятий внеурочной деятельности.ЗаключениеПодводя итог рассуждениям, приведенным в данной выпускной квалификационной работе и опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы мы можем заключить, что поставленная нами цель была реализована – была изучена специфика организации учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры младших школьников «в интересах устойчивого развития», был составлен комплекс занятий по формированию экологической культуры в условиях соблюдения принципов «образования в интересах устойчивого развития». Для реализации цели исследования были выполнены следующие задачи:Мы рассмотрели экологическую культуру как целевой ориентир «экологического образования в интересах устойчивого развития» и пришли к выводу, что экологическая культура включает в себя знания, ценности, убеждения, навыки и, как результат поведения экологически правильно и сберегающего характера. В качестве целевого ориентира «экологического образования в интересах устойчивого развития» экологическая культура является значительным по объему и качеству ценностно-информационным образовательным блоком. Мы проанализировали особенности ее формирования у детей младшего школьного возраста и заключили, что так как ребенок младшего школьного возраста обладает рядом особенностей психофизического развития, которые определяют его потребность в познавательной деятельности. Ребенок крайне восприимчив к учебно-воспитательным воздействиям. По этой причине крайне важно прививать базовые экологические навыки, знания и ценности именно в столь юном возрасте. Нами были изучены возможности экологического образования в интересах устойчивого развития и формирования эко культуры обучающихся во внеурочной деятельности. Изученные материалы позволили нам прийти к выводу, что курс обладает широкими возможностями для формирования экологической культуры «в интересах устойчивого развития» у младших школьников. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа: проведена первичная оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников «в интересах устойчивого развития», полученные в ходе чего результаты позволяют сделать вывод, что дети испытывали потребность в улучшении познавательного, деятельного и мотивационно-ценностного критериев экологической культуры, а также в улучшении комплекса обучающих и развивающих мер; был разработан комплекс занятий по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. На основе повторного проведения оценки уровня сформированности экологической культуры младших школьников «в интересах устойчивого развития» на контрольном этапе были получены результаты, показывающие положительную тенденцию в формировании экологической культуры. Библиографический списокАзимова Н.Э., Элибоева Л.С. Некоторые аспекты повышения уровня экологической культуры // Наука, техника и образование - 2019. - No 1 – С.54 Акулин Е.В. История зарождения и развития экологии как науки [Электронный ресурс] // Мировая наука. 2020. №6 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya-ekologii-kak-nauki (дата обращения: 17.04.2024). Апиш М.Н., Начарова Л.А. Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы // Символ науки. 2016. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-raznoobraznyh-formvospitatelnoy-raboty (дата обращения: 18.01.2024). Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Автор Аргунова, Марина Вячеславовна. - М., 2018. – 238 с. Аргунова М.В., Моргун Д.В.. Аксиологические и методологические основания экологического образования для устойчивого развития как метапредметного направления образования // Наука и школа. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskie-i-metodologicheskie-osnovaniyaekologicheskogo-obrazovaniya-dlya-ustoychivogo-razvitiya-kak-metapredmetnogo (дата обращения: 01.05.2024). Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. «о цветах»; «История животных. Зоология»; «» М.: Мысль, 1983 URL: https://pavroz.ru/files/aristotle4.pdf (дата обращения: 11.04.2024).Афанасьева Д.И. Особенности экологического воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ekologicheskogo-vospitaniya-mladshihshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 30.04.2024). Багдасарян А. А. Экологическое сознание как компонент экологической культуры // Вопросы науки и образования - 2018. - с. 1-4Бекк Е.А. Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-formirovaniyaekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-vo-vneklassnoy-rabote (дата обращения: 11.04.2024). Вагнер И.В. Развитие экологической культуры школьников на основе приобщения их к российским традициям ценностного отношения к природе в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (Серия изданий «Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»). – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. – 30 c. URL: https://inlnk.ru/57pjgB .Глазачев С.Н. Экологическая культура как фактор безопасного будущего в информационном обществе / С.Н. Глазачев, О.С. Глазачев, Ю.М. Гришаева / Вестник. – 2015. – №1. – С. 8-12.Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебник для ВУЗов. – 4-е изд. – Москва: «Юрайт», 2023. – 196 с.Данильченко Г.И. Экологическое образование и воспитание младших школьников [Электронный ресурс] // Педагогическая наука и практика. 2014. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-ivospitanie-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.03.2024). Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 года // Непрерывное образование: XXIвек. 2021. №1 (33). С.116-129 Дзятковская Е.Н. Новая концепция экологического образования: эволюция ключевых понятий // Ценности и смыслы. – 2022. – №5. – С.112-125Докучаев В.В. Собрание сочинений: К учению о зонах природы; О нормальной оценке почв Европейской России / Проф. В.В. Докучаев. - СанктПетербург: тип. Спб. Градоначальства, 1899. 28 с. Донских Н. В. Формирование эколого-краеведческих знаний у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Комс.-наАмуре.: гос. пед. ун-т, 2005. – 27 с.Дроздова М.В. Экологическое образование - основа экологического благополучия [Электронный ресурс] // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-osnovaekologicheskogo-blagopoluchiya (дата обращения: 17.04.2024).Ермаков Д.С. Экологическое образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. No1. URL: https://inlnk.ru/68kdV5Есина Е.А. Экологическое просвещение в России. Вчера. Сегодня. Завтра? // Материалы ежегодной научно-практической конференции экологическое образование в интересах устойчивого развития. – 2016 – Т.2 – С.629-641Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. [Электронный ресурс] URL: https://iro86.ru/images/documents/Obr._Deyat/umo/koncepcia_obshego_ecolog_obra s.pdf Зеленова Д.А., Сидельников А.Г. Экологическая культура: понятие и формирование в современных условиях // Аграрное и земельное право. 2020. №10 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-ponyatiei-formirovanie-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 10.01.2024).Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская.-М.: Издательство Юрайт, 2015.-507 с.Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: ЦГЛ, 2003 – 196 с.Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных / Проф. Д. Н. Кашкаров. - Москва ; Ленинград : Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1938 (Л. : Тип. "Печатный двор"). - 602 с. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, В.А. Грачев. URL: https://iro86.ru/images/documents/Obr._Deyat/umo/koncepcia_obshego_ecolog_obra s.pdf Кулеш В.Ф., Маврищев В.В. Теоретические основы формирования экологической культуры современного учителя // Вестник БДПУ. – 2020. – сер. 1 № 1. – С. 31-38Кундозерова Л.И. Образование в интересах устойчивого развития личности и общества [Электронный ресурс] // Теория и практика социогуманитарных наук. 2018. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiyalichnosti-i-obschestva (дата обращения: 21.04.2024).Ламарк, Ж.Б. Философия зоологии / Пер. с фр. С. В. Сапожникова ; Ред. и биогр. очерк проф. В. П. Карпова. 1809. – Т. 1 – 329 с.Ланина С.Ю. Экологическая культура школьников // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №8 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-shkolnikov (дата обращения: 23.04.2024). Ласкина Л.Д. Экологическое образование младших школьников. / Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.И. Варламова. – М.: Учитель, 2019. – 170 с. Левченко Н.В., Роговая А.В. Экологическое образование как условие формирования человеческого потенциала // Вопросы управления. 2023. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-kak-uslovieformirovaniya-chelovecheskogo-potentsiala (дата обращения: 05.03.2024) Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: монография / под общей ред. С. В. Алексеева, А. Н. Захлебного. – Санкт-Петербург: СПб АППО, 2018. – 208 с.Материалы учебно-методического комплекса «Перспектива». [Электронный ресурс]. URL: https://inlnk.ru/4ygRvd Материалы виртуальной экскурсии по Загородному парку. [Электронный ресурс]. URL: https://kray63.ru/virtualnye-ekskursii/kulturnayazhizn-samarskoj-oblasti/virtualnaya-ekskursiya-po-zagorodnomu-parku Мдивани М.О. Образование в интересах устойчивого развития: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovaniev-interesah-ustoychivogo-razvitiya-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 21.04.2024).Мингалева Ж.А., Коршунова Н.Л. Экологическое образование младших школьников. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – 288 с.Моисеев Н.Н. Экологическое образование и устойчивое развитие [Электронный ресурс] // Экология и жизнь. 2010. No2. URL: https://inlnk.ru/w40Pol. Одум, Юджин П. Основы экологии [Текст] : пер. с 3-го англ. изд. / Ю. Одум ; под ред. и с предисл. д-ра биол. наук Н. П. Наумова. - Москва : Мир, 1975. – 740 с.Опояскина Е.А., Исследование сформированности экологически безопасного поведения у младших школьников [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sformirovannosti-ekologicheskibezopasnogo-povedeniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.03.2024). Официальное определение ОУР ЮНЕСКО. Официальный сайт ЮНЕСКО в России. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/themes/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-0 Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. Учебник. УМК Перспектива. - М. Изд-во: Просвещение. 2020. 96 с.Плиний Старший. Естественная история. Книга II. -М.: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, 2007.Саламатов А.А. Экологическая экономика и экономика окружающей среды – базис и надстройка современного образования для устойчивого развития // Вестник ЧелГУ. 2021. №6 (452). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-ekonomika-i-ekonomikaokruzhayuschey-sredy-bazis-i-nadstroyka-sovremennogo-obrazovaniya-dlyaustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 15.10.2023).Северцов А.Н. Этюды по теории эволюции: Индивидуал. развитие и эволюция.. - Киев : тип. Имп. Ун-та св. Владимира, АО печ. и изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1912. - [4], VI, 300, II с. – 526 с.Сергеева Б.В., Станина А.С. Формирование основ экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // ПНиО. 2018. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnovekologicheskih-znaniy-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.04.2024). Соломин В.П., Соломина О.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия "Педагогика". 2014. No2. URL: http://www.heraldrsias.ru/download/spec/Vestnik_MAN_spec_2011_2.pdfСтруве В. В. С 8 7 Манефон и его время. — С П б.: Издательство «Журнал „Нева"»; И Т Д «Летний С ад», 2003. — 480 с. Сукачёв В.Н. Биогеоценология и фитоценология // Докл. АН СССР. 1945. Т. 47, № 6. С. 447–449. Сулумханова Х.Л., Оказова З.П. Характеристика форм экологического образования [Электронный ресурс] // Научные междисциплинарные исследования. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-form-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.06.2024). Танырбердиева Н., Танырбердиева Э. Современное экологическое образование [Электронный ресурс] // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-ekologicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 03.06.2024). Теофраст. «Исследования о растениях». Перевод М.Е. Сергеенко. Из-во Академии наук СССР. 1951 – 187 с. Ткаченко Ю.Л., Комиссарова М.В., Щербакова И.С. Экологическая культура общества и пути ее формирования // Общество: философия, история, культура. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kulturaobschestva-i-puti-ee-formirovaniya (дата обращения: 01.05.2024). Товбина, В. Л. Экологическая культура: понятие и проблемы становления [Электронный ресурс] // Ученые зап. Рос. гос. гидрометеоролог. унта. 2006. № 2. С. 255–264. URL: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/2-27.pdf (дата обращения: 23.03.2024). Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития. М.: РАГС, 2010. – 256 с. ФагимовнаН.Ш., СерикбаеваМ.Ш. Непрерывноеобразованиевинтересахустойчивогоразвития [Электронныйресурс] // Academic research in educational sciences. 2021. №CSPI conference 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-v-interesah-ustoychivogorazvitiya-1 (датаобращения: 28.04.2024). Федеральная образовательная программа начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2021. – С.31– (Стандарты третьего поколения). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] –URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/Фёдорова О.А. Ценность природы в восприятии младшего школьника [Электронный ресурс] // Народное образование. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennost-prirody-v-vospriyatii-mladshego-shkolnika (дата обращения: 09.05.2024). Шадже А.Е., Сиротюк Э.А., Шадже А.И. Словарь терминов по экологии. – 2-е изд. доп. и перераб. – Майкоп: Изд-во ФГБОУ ВО «МГТУ», 2016. – 92 с.Ясвин В.А. Образование для устойчивого развития: формирование экологической культуры. М.: Просвещение, 2010. – 177 с.Hemming Alice «The Leaf Thief». Maverick Arts Publishing. 2021. 32 p.Riekman, Marco. Goals of education for sustainable development. Learning Objectives (Rieckmann, Marco). UNESCO Publishing. 2017. 137 p. Thunberg Greta, Thunberg Svante, Ernman Malena, Ernman Beata «Our House is on Fire: Scenes of a Family and a Planet in Crisis». Penguin Books. 2020. 288 p.
Библиографический список
1. Азимова Н.Э., Элибоева Л.С. Некоторые аспекты повышения уровня экологической культуры // Наука, техника и образование - 2019. - No 1 – С.54
2. Акулин Е.В. История зарождения и развития экологии как науки [Электронный ресурс] // Мировая наука. 2020. №6 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya-ekologii-kak-nauki (дата обращения: 17.04.2024).
3. Апиш М.Н., Начарова Л.А. Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы // Символ науки. 2016. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-raznoobraznyh-formvospitatelnoy-raboty (дата обращения: 18.01.2024).
4. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Автор Аргунова, Марина Вячеславовна. - М., 2018. – 238 с.
5. Аргунова М.В., Моргун Д.В.. Аксиологические и методологические основания экологического образования для устойчивого развития как метапредметного направления образования // Наука и школа. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskie-i-metodologicheskie-osnovaniyaekologicheskogo-obrazovaniya-dlya-ustoychivogo-razvitiya-kak-metapredmetnogo (дата обращения: 01.05.2024).
6. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. «о цветах»; «История животных. Зоология»; «» М.: Мысль, 1983 URL: https://pavroz.ru/files/aristotle4.pdf (дата обращения: 11.04.2024).
7. Афанасьева Д.И. Особенности экологического воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ekologicheskogo-vospitaniya-mladshihshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 30.04.2024).
8. Багдасарян А. А. Экологическое сознание как компонент экологической культуры // Вопросы науки и образования - 2018. - с. 1-4
9. Бекк Е.А. Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-formirovaniyaekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-vo-vneklassnoy-rabote (дата обращения: 11.04.2024).
10. Вагнер И.В. Развитие экологической культуры школьников на основе приобщения их к российским традициям ценностного отношения к природе в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (Серия изданий «Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»). – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. – 30 c. URL: https://inlnk.ru/57pjgB .
11. Глазачев С.Н. Экологическая культура как фактор безопасного будущего в информационном обществе / С.Н. Глазачев, О.С. Глазачев, Ю.М. Гришаева / Вестник. – 2015. – №1. – С. 8-12.
12. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебник для ВУЗов. – 4-е изд. – Москва: «Юрайт», 2023. – 196 с.
13. Данильченко Г.И. Экологическое образование и воспитание младших школьников [Электронный ресурс] // Педагогическая наука и практика. 2014. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-ivospitanie-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.03.2024).
14. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 года // Непрерывное образование: XXIвек. 2021. №1 (33). С.116-129
15. Дзятковская Е.Н. Новая концепция экологического образования: эволюция ключевых понятий // Ценности и смыслы. – 2022. – №5. – С.112-125
16. Докучаев В.В. Собрание сочинений: К учению о зонах природы; О нормальной оценке почв Европейской России / Проф. В.В. Докучаев. - СанктПетербург: тип. Спб. Градоначальства, 1899. 28 с.
17. Донских Н. В. Формирование эколого-краеведческих знаний у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Комс.-наАмуре.: гос. пед. ун-т, 2005. – 27 с.
18. Дроздова М.В. Экологическое образование - основа экологического благополучия [Электронный ресурс] // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-osnovaekologicheskogo-blagopoluchiya (дата обращения: 17.04.2024).
19. Ермаков Д.С. Экологическое образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. No1. URL: https://inlnk.ru/68kdV5
20. Есина Е.А. Экологическое просвещение в России. Вчера. Сегодня. Завтра? // Материалы ежегодной научно-практической конференции экологическое образование в интересах устойчивого развития. – 2016 – Т.2 – С.629-641
21. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. [Электронный ресурс] URL: https://iro86.ru/images/documents/Obr._Deyat/umo/koncepcia_obshego_ecolog_obra s.pdf
22. Зеленова Д.А., Сидельников А.Г. Экологическая культура: понятие и формирование в современных условиях // Аграрное и земельное право. 2020. №10 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-ponyatiei-formirovanie-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 10.01.2024).
23. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская.-М.: Издательство Юрайт, 2015.-507 с.
24. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: ЦГЛ, 2003 – 196 с.
25. Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных / Проф. Д. Н. Кашкаров. - Москва ; Ленинград : Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1938 (Л. : Тип. "Печатный двор"). - 602 с.
26. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, В.А. Грачев. URL: https://iro86.ru/images/documents/Obr._Deyat/umo/koncepcia_obshego_ecolog_obra s.pdf
27. Кулеш В.Ф., Маврищев В.В. Теоретические основы формирования экологической культуры современного учителя // Вестник БДПУ. – 2020. – сер. 1 № 1. – С. 31-38
28. Кундозерова Л.И. Образование в интересах устойчивого развития личности и общества [Электронный ресурс] // Теория и практика социогуманитарных наук. 2018. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiyalichnosti-i-obschestva (дата обращения: 21.04.2024).
29. Ламарк, Ж.Б. Философия зоологии / Пер. с фр. С. В. Сапожникова ; Ред. и биогр. очерк проф. В. П. Карпова. 1809. – Т. 1 – 329 с.
30. Ланина С.Ю. Экологическая культура школьников // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №8 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-shkolnikov (дата обращения: 23.04.2024).
31. Ласкина Л.Д. Экологическое образование младших школьников. / Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.И. Варламова. – М.: Учитель, 2019. – 170 с.
32. Левченко Н.В., Роговая А.В. Экологическое образование как условие формирования человеческого потенциала // Вопросы управления. 2023. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-kak-uslovieformirovaniya-chelovecheskogo-potentsiala (дата обращения: 05.03.2024)
33. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: монография / под общей ред. С. В. Алексеева, А. Н. Захлебного. – Санкт-Петербург: СПб АППО, 2018. – 208 с.
34. Материалы учебно-методического комплекса «Перспектива». [Электронный ресурс]. URL: https://inlnk.ru/4ygRvd
35. Материалы виртуальной экскурсии по Загородному парку. [Электронный ресурс]. URL: https://kray63.ru/virtualnye-ekskursii/kulturnayazhizn-samarskoj-oblasti/virtualnaya-ekskursiya-po-zagorodnomu-parku
36. Мдивани М.О. Образование в интересах устойчивого развития: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovaniev-interesah-ustoychivogo-razvitiya-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 21.04.2024).
37. Мингалева Ж.А., Коршунова Н.Л. Экологическое образование младших школьников. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – 288 с.
38. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и устойчивое развитие [Электронный ресурс] // Экология и жизнь. 2010. No2. URL: https://inlnk.ru/w40Pol.
39. Одум, Юджин П. Основы экологии [Текст] : пер. с 3-го англ. изд. / Ю. Одум ; под ред. и с предисл. д-ра биол. наук Н. П. Наумова. - Москва : Мир, 1975. – 740 с.
40. Опояскина Е.А., Исследование сформированности экологически безопасного поведения у младших школьников [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sformirovannosti-ekologicheskibezopasnogo-povedeniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.03.2024).
41. Официальное определение ОУР ЮНЕСКО. Официальный сайт ЮНЕСКО в России. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/themes/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-0
42. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. Учебник. УМК Перспектива. - М. Изд-во: Просвещение. 2020. 96 с.
43. Плиний Старший. Естественная история. Книга II. -М.: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, 2007.
44. Саламатов А.А. Экологическая экономика и экономика окружающей среды – базис и надстройка современного образования для устойчивого развития // Вестник ЧелГУ. 2021. №6 (452). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-ekonomika-i-ekonomikaokruzhayuschey-sredy-bazis-i-nadstroyka-sovremennogo-obrazovaniya-dlyaustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 15.10.2023).
45. Северцов А.Н. Этюды по теории эволюции: Индивидуал. развитие и эволюция.. - Киев : тип. Имп. Ун-та св. Владимира, АО печ. и изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1912. - [4], VI, 300, II с. – 526 с.
46. Сергеева Б.В., Станина А.С. Формирование основ экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // ПНиО. 2018. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnovekologicheskih-znaniy-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.04.2024).
47. Соломин В.П., Соломина О.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия "Педагогика". 2014. No2. URL: http://www.heraldrsias.ru/download/spec/Vestnik_MAN_spec_2011_2.pdf
48. Струве В. В. С 8 7 Манефон и его время. — С П б.: Издательство «Журнал „Нева"»; И Т Д «Летний С ад», 2003. — 480 с.
49. Сукачёв В.Н. Биогеоценология и фитоценология // Докл. АН СССР. 1945. Т. 47, № 6. С. 447–449.
50. Сулумханова Х.Л., Оказова З.П. Характеристика форм экологического образования [Электронный ресурс] // Научные междисциплинарные исследования. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-form-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.06.2024).
51. Танырбердиева Н., Танырбердиева Э. Современное экологическое образование [Электронный ресурс] // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-ekologicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 03.06.2024).
52. Теофраст. «Исследования о растениях». Перевод М.Е. Сергеенко. Из-во Академии наук СССР. 1951 – 187 с.
53. Ткаченко Ю.Л., Комиссарова М.В., Щербакова И.С. Экологическая культура общества и пути ее формирования // Общество: философия, история, культура. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kulturaobschestva-i-puti-ee-formirovaniya (дата обращения: 01.05.2024).
54. Товбина, В. Л. Экологическая культура: понятие и проблемы становления [Электронный ресурс] // Ученые зап. Рос. гос. гидрометеоролог. унта. 2006. № 2. С. 255–264. URL: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/2-27.pdf (дата обращения: 23.03.2024).
55. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития. М.: РАГС, 2010. – 256 с.
56. ФагимовнаН.Ш., СерикбаеваМ.Ш. Непрерывноеобразованиевинтересахустойчивогоразвития [Электронныйресурс] // Academic research in educational sciences. 2021. №CSPI conference 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-v-interesah-ustoychivogorazvitiya-1 (датаобращения: 28.04.2024).
57. Федеральная образовательная программа начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2021. – С.31– (Стандарты третьего поколения). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000
59. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] –URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
60. Фёдорова О.А. Ценность природы в восприятии младшего школьника [Электронный ресурс] // Народное образование. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennost-prirody-v-vospriyatii-mladshego-shkolnika (дата обращения: 09.05.2024).
61. Шадже А.Е., Сиротюк Э.А., Шадже А.И. Словарь терминов по экологии. – 2-е изд. доп. и перераб. – Майкоп: Изд-во ФГБОУ ВО «МГТУ», 2016. – 92 с.
62. Ясвин В.А. Образование для устойчивого развития: формирование экологической культуры. М.: Просвещение, 2010. – 177 с.
63. Hemming Alice «The Leaf Thief». Maverick Arts Publishing. 2021. 32 p.
64. Riekman, Marco. Goals of education for sustainable development. Learning Objectives (Rieckmann, Marco). UNESCO Publishing. 2017. 137 p.
65. Thunberg Greta, Thunberg Svante, Ernman Malena, Ernman Beata «Our House is on Fire: Scenes of a Family and a Planet in Crisis». Penguin Books. 2020. 288 p.