Проблема развития малого и среднего бизнеса в России
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 20.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Роль малого бизнеса в развитии экономики страны 5
1.1. Понятие и критерии малого предприятия 5
1.2. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации 7
1.3. Оценка уровня развития малого бизнеса в Российской Федерации 10
2. Опыт развития малого бизнеса в РФ и за рубежом 16
2.1. Сравнительный анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом 16
2.2. Система поддержки малого бизнеса в России и за рубежом 20
2.3. Поддержка малого бизнеса в России в условиях введения санкций и ухудшение внешнеэкономических условий 22
3.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ 27
3.2. Разработка программы стратегического управления кадровым потенциалом малого и среднего бизнеса 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Стоит отдельно отметить тот момент, что введение санкций против России со стороны западных стран, а также, ответные меры России на них привели к необходимости ускорения решения внутренних проблем развития экономики страны, в решении которой МСБ играет главную роль. От успеха решения этой задачи зависит качество жизни и повышение платёжеспособности населения страны, а значит и успех всей экономической политики государства.3.2. Разработка программы стратегического управления кадровым потенциалом малого и среднего бизнесаВедущей проблемой для малого и среднего бизнеса в регионах является нехватка квалифицированных специалистов и предприятий в области научно-исследовательской, инновационной деятельности. Особенно остро нехватку хорошо подготовленных кадров испытывают наиболее отдаленные регионы страны.Сэтим согласны большинство респондентов из разных регионов страны, которые и выделяют кадровую проблему в качестве основного барьера. При этом особое внимание уделяется квалификации и мотивации кадров. Появляется потребность в повышении квалификации для персонала всех уровней – от рабочего исполнительного персонала до топ-менеджеров и собственников. Решением проблемы нехватки специалистов в регионах может служить совершенствование систем образования с акцентом на мотивирование будущих специалистов углублять знания в выбранных областях споследующим закреплением за ними рабочих мест на предприятиях, создание условий для получения качественного образования малообеспеченными слоями населения, разработка инновационных актуализированных образовательных программ, создание центров повышения квалификации и переквалификации кадров.Формирование грамотной, бизнес-ориентированной программы стратегического управления корпоративной культурой малого и среднего бизнеса позволяет решить многие текущие задачи бизнеса – как на оперативный период времени, так и в плане долгосрочного развития организации.В таблице 3 представлены задачи стратегии управления корпоративной культурой в России и за рубежом.Таблица 3 – Задачи стратегического управления корпоративной культурой в России и за рубежомКлючевые тезисы стратегииПриоритетные задачи стратегического управления корпоративной культуройВласть лидера в компанииИнформационная кампания, разработка системы стимулирования персоналаЧередование стадий реорганизационных аспектов компанииРазвитие стратегии независимо от смены стадий. Смена тактических операций, а не стратегическихРазвитие стратегии с учетом развивающихся измененийРеорганизация полномочийКорректировка стратегии управления персоналомРазвитие персонала: обучение, повышение квалификации, второе образование, обучение гибкости мышления, отбор руководителей и сотрудников для компанииСаморазвитие компанииРазвитие персонала в области самостоятельного мышленияЭтапы стратегического управления персоналомСтратегический план в управлении человеческими ресурсамиЧеткость стратегии управления персоналомПродуманная стратегия кадровой политики компании, учет управления в области управления человеческими ресурсами, взаимосвязь стратегических и тактических решений для управления персоналом в компанииГлавную роль в стратегическом управлении корпоративной культурой играют кадровые службы – по своим функциям, уровню профессиональной подготовки и компетенции сотрудников. Эти два фактора подходят для стратегического развития управления персоналом не только для американской и японской деятельности в области управления персоналом, но и для России, так как в достаточной степени имеют положительные примеры и демонстрируют качественное отличие от ранее существовавших. В японских компаниях особую роль играет отдел кадров, как и в Российской Федерации. В США на работу нанимает менеджер компании, а не отдел кадров.Создание и развитие программы стратегического управления корпоративной культурой малого и среднего бизнеса требует внимания и профессионального подхода и один из лучших способов в этом направлении – корпоративные мероприятия. В опросе владельцев малого бизнеса 96 % заявили, что корпоративные мероприятия приносят положительную отдачу от инвестиций.Предприятия малого бизнеса могут извлечь выгоду из вовлечения, проверки и создания сообщества, которые генерируются этими событиями. Культурные мероприятия могут и должны варьироваться от компании к компании. Например, сотрудники Twitter могут присоединяться к группам по интересам и группам бизнес-ресурсов, которые отстаивают инклюзивность посредством спонсорства мероприятий, групповых экскурсий и даже праздничных бранчей. Fitbit и MotleyFool поощряют хорошее самочувствие с помощью заданий генерального директора и активных встреч. Эти компании нашли то, что наиболее резонирует с их корпоративными мероприятиями, и сосредоточились на этом.Корпоративные мероприятия очень важны для компаний, поскольку они предоставляют возможности для зарождения новых идей на рабочем месте. Кроме того, они могут быть интересными и в то же время информативными, помогая укрепить моральный дух сотрудников и способствовать созданию команды. Невозможно создать хорошую команду без чего-то, что их объединяет.Чувство принадлежности к большому сообществу незаменимо, когда дело доходит до улучшения рабочего процесса в офисе. Например, простой перерыв на кофе с коллегами во время интенсивной работы над одним проектом может подтолкнуть к более интересным идеям.Таким образом, установлено, что корпоративные мероприятия прежде всего нацелены на укрепление командного духа в коллективе. Компания может успешно работать только в том случае, если все ее члены видят себя частью команды или многих команд, составляющих единое целое. И успех команды способствует успеху предприятия, создавая чувство гордости и вовлеченности.Следовательно, мероприятия по построению команды могут помочь коллегам лучше понять друг друга, сплотиться, научиться более эффективно работать вместе и доверять друг другу. Упражнения по построению команды помогают сотрудникам работать над серьезными проблемами, такими как обучение методам решения проблем и улучшение коммуникативных навыков.Таким образом, программа стратегического управления корпоративной культурой малого и среднего бизнеса – ключевой актив организации при разработке и внедрении инноваций.Поэтому, инвестируя в развитие стратегического управления корпоративной культурой, работодатели могут получить более высокие доходы. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческие ресурсы, в том числе и в развитие стратегического управления корпоративной культурой.В части рекомендаций для России можно сделать вывод, что определение малого бизнеса в России не требует кардинального пересмотра, однако пристального внимания требует совершенствование статистики малых и средних предприятий. Это связано не столько с отсутствием достоверных данных за длительные периоды времени, сколько с обеспечением статистической сопоставимости и надежности данных из разных источников, а также с пересмотром основных статистических показателей, используемых для оценки уровня развития сферы малого бизнеса в России.Вывод: Рассмотрев проблемы малого бизнеса, можно выделить те направления, которым государство должно уделить больше внимания и улучшить их состояние:в области регистрация бизнеса – упростить процедуру регистрации малого предприятия, уменьшить время для узаконивания предприятия;в области кредитования – уменьшить процентные ставки для кредита малому бизнесу, делать выгодные условия для открытия своего бизнеса, тем самым мотивировать начинающих предпринимателей;в области налогообложения – уменьшить налоги на малые бизнесы, освободить от налогообложения начинающие предприятия на некоторое время (до 6 месяцев), тем самым способствуя их становлению.в области законодательства – упростить систему законов для малого бизнеса, сделать малый бизнес более защищенным со стороны государства.Таким образом, все вышеуказанные проблемы являются причинами малого участия предпринимательства в формировании ВВП страны, среди которых важнейшими являются нехватка финансовых ресурсов, рост уровня инфляции, нестабильный курс рубля, высокие кредитные ставки в банках, высокие налоги, санкции западных стран, кризис, вызванный пандемией коронавируса и др.В настоящее время положение МСБ зависит от политических решений. Поэтому только эффективное использование всех инструментов государственного регулирования поможет МСБ занять свое место в экономике России и стать решением ее современных проблем.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения курсовой работы мы пришли к выводу, что сектор малого и среднего предпринимательства – один из важнейших индикаторов развития экономики государства, так как он создает новые рабочие места, обеспечивает население продуктами и предметами первой необходимости, насыщает и увеличивает потребительский рынок. Очевидно, что малый бизнес в современном мире, особенно в условиях санкционного давления и введения политики импортозамещения, несомненно, играет большую роль, так как в дальнейшем, без него рынок не сможет функционировать и развиваться. Темпы экономического развития, качество валового национального продукта, а также его структура определяется конечным экономическим итогом деятельности субъектов малого предпринимательства. В наиболее развитых странах на малый бизнес приходится 60-70% ВВП, и эта доля ежегодно растет, чему способствует поддержкапосредством различных государственных программ.Субъекты малого бизнеса – производители инновационных продуктов, так как они более способны к структурным изменениям, порождаемых динамично меняющимися требованиями конечных потребителей. Современная мировая практика динамики и структуры развития малого и среднего бизнеса во многом определяется уровнем и системой государственной поддержки.В области развития малого бизнеса в РФ существует ряд проблем.Прежде всего необходимо отметить проблемы с доступом к финансовым ресурсам: относительно высокие ставки по кредиту по сравнению с другими развитыми странами.Следующая проблема – чрезмерная бюрократизация и коррумпированность власти. Субъекты малого предпринимательства, как и другие виды предпринимательства, подвергаются частым проверкам надзорных органов. С учетом коррупционной составляющей, чрезмерная бюрократия побуждает предпринимателей идти на правонарушения. Например, бизнесмену, при наличии определенных связей, проще откупиться от проверки, чем готовить массивный пакет документов.Последняя проблема, о которой хотелось бы упомянуть, неблагоприятная экономическая обстановка. Данная проблема нанесла существенный ущерб экономикам всех стран. В России, на фоне постоянно падающих реальных доходов граждан, ситуация для малого бизнеса обернулась крайне остро, так как потребительский спрос на многие товары, услуги резко сократился. На этот период у субъектов предпринимательства, вместо привычной нам цели – максимизации прибыли, определилась новая – не обанкротиться.В настоящее время существует тенденция усиления конкуренции среди малого бизнеса усиливается и уменьшение бюрократических проволочек.Среди высказанных сегодня предложений в направлении улучшения перспектив преодоления глобального международного кризиса можно отметить следующие:1. Принятие закона о защите прав интеллектуальной собственности предпринимателей.2. Субсидирование ставок финансирования стартапов государством и крупным бизнесом.3. Создание специальной системы государственной отчетности для малого и среднего бизнеса4. Целевая поддержка малого и среднего бизнеса в виде субсидирования на обучение владельцев бизнеса основам предпринимательства.Конечно, антироссийские экономические санкции, с одной стороны, создают немало проблем для экономики, но в то же время, имеют и свои положительные моменты: у промышленного и аграрного сектора России появился шанс выстроить новую концепцию развития своих отраслей, нарастить обороты производства и решить проблему импортозамещения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023)// СПС «Консультант Плюс» О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // СПС «Консультант Плюс»Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации // СПС «Консультант Плюс»Абдуллаев, Н.В. Антикризисные программы поддержки малого бизнеса в России и за рубежом / Н.В. Абдуллаев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 3, № 11(107). – С. 33-38. – DOI 10.36871/ek.up.p.r.2020.11.03.006. – EDN PULLWZ.Андрей Белоусов назвал основные направления господдержки сектора МСП до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства. 23 октября 2023. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/andrey_belousov_nazval_osnovnye_napravleniya_gospodderzhki_se ktora_msp_do_2030_goda.html (дата обращения: 25.04.2024).Ахматдинова, Р.Р. Проблемы малого бизнеса и подходы к их решению в России и за рубежом / Р. Р. Ахматдинова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 12(52). – С. 35-39. – EDN NIDFBR.Безрукова, А. А. Государственная поддержка малого бизнеса: реалии современного мира в условиях выдвигаемых санкций / А. А. Безрукова, К. В. Скворцов // Общество: политика, экономика, право. – 2024. – № 2(127). – С. 66-72. – DOI 10.24158/pep.2024.2.6. – EDN RQHUXG.Гевондян, А.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в современной экономике РФ и пути их решения / А.В. Гевондян, Ю.С. Соловьев // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 26–27 мая 2021 года. – Махачкала: Дагестанский Государственный Технический университет, 2021. – С. 99-102. – EDN RTZSYV.Зорина О.О. Управление персоналом: право и экономика: монография / О.О. Зорина, А.А. Линец. – М.: Юстицинформ, 2021. – 196 с.Картаев Ф.С. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / Ин-т экон. Политики им. Е.Т. Гайдара. – М: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. – 121 с.Кириллова, К.А. Факторы, влияющие на тенденции развития корпоративной культуры организаций / К.А. Кириллова, М.В. Синдикаев // Студенческий вестник. – 2020. – № 16-1 (102). – С. 92.Мировые практики поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 взглядом очевидцев.– URL: https://opora.ru/news/mirovye-praktiki-podderzhki-biznesa-v-usloviyakh-pandemii-covid19-vzglyadomРагулина, И.А. Сравнительный анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом / И.А. Рагулина, Т. С. Ковалева, О. В. Асеев // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, Курск, 22 января 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 349-352. – EDN ZTFQLU.Управление организационной культурой / под ред. А. Я. Кибанова. М.: Проспект, 2017. С. 47.Холмогорцева, Я.Е. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в регионах РФ и возможные пути их решения / Я.Е. Холмогорцева, Е.Г. Зиновьева // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 27 апреля 2020 года / под общ. ред. Н.Р. Балынской. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – С. 202-205. – EDN KKWWEE.Шилова Т.С. Особенности взаимодействия маркетинга персонала и рынка труда // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.10 (28). – С. 310.Russian labor market under conditions of pandemic of novel coronavirus infection: trends, challenges and government regulation. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-truda-v-usloviyah-pandemii-novoy-koronavirusnoy-infektsii-tendentsii-vyzovy-i-gosudarstvennoe-regulirovanie.Sigaeva, E. S. Smallbusinessandissuesofsocialstability / E. S. Sigaeva, S. K. B. Rabeeakh // Наукаистуденчество: материалыВсероссийскойнаучно-практическойконференции, Воронеж, 01 сентября 2023 года. – Воронеж: Воронежскийгосударственныйлесотехническийуниверситетим. Г.Ф. Морозова, 2023. – P. 52-57. – DOI 10.58168/ScienceStudents2023_52-57. – EDN EBVFWX.Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // СПС «Консультант Плюс»
3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // СПС «Консультант Плюс»
4. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации // СПС «Консультант Плюс»
5. Абдуллаев, Н.В. Антикризисные программы поддержки малого бизнеса в России и за рубежом / Н.В. Абдуллаев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 3, № 11(107). – С. 33-38. – DOI 10.36871/ek.up.p.r.2020.11.03.006. – EDN PULLWZ.
6. Андрей Белоусов назвал основные направления господдержки сектора МСП до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства. 23 октября 2023. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/andrey_belousov_nazval_osnovnye_napravleniya_gospodderzhki_se ktora_msp_do_2030_goda.html (дата обращения: 25.04.2024).
7. Ахматдинова, Р.Р. Проблемы малого бизнеса и подходы к их решению в России и за рубежом / Р. Р. Ахматдинова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 12(52). – С. 35-39. – EDN NIDFBR.
8. Безрукова, А. А. Государственная поддержка малого бизнеса: реалии современного мира в условиях выдвигаемых санкций / А. А. Безрукова, К. В. Скворцов // Общество: политика, экономика, право. – 2024. – № 2(127). – С. 66-72. – DOI 10.24158/pep.2024.2.6. – EDN RQHUXG.
9. Гевондян, А.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в современной экономике РФ и пути их решения / А.В. Гевондян, Ю.С. Соловьев // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 26–27 мая 2021 года. – Махачкала: Дагестанский Государственный Технический университет, 2021. – С. 99-102. – EDN RTZSYV.
10. Зорина О.О. Управление персоналом: право и экономика: монография / О.О. Зорина, А.А. Линец. – М.: Юстицинформ, 2021. – 196 с.
11. Картаев Ф.С. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / Ин-т экон. Политики им. Е.Т. Гайдара. – М: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. – 121 с.
12. Кириллова, К.А. Факторы, влияющие на тенденции развития корпоративной культуры организаций / К.А. Кириллова, М.В. Синдикаев // Студенческий вестник. – 2020. – № 16-1 (102). – С. 92.
13. Мировые практики поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 взглядом очевидцев. – URL: https://opora.ru/news/mirovye-praktiki-pod derzhki-biznesa-v-usloviyakh-pandemii-covid19-vzglyadom
14. Рагулина, И.А. Сравнительный анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом / И.А. Рагулина, Т. С. Ковалева, О. В. Асеев // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, Курск, 22 января 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 349-352. – EDN ZTFQLU.
15. Управление организационной культурой / под ред. А. Я. Кибанова. М.: Проспект, 2017. С. 47.
16. Холмогорцева, Я.Е. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в регионах РФ и возможные пути их решения / Я.Е. Холмогорцева, Е.Г. Зиновьева // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 27 апреля 2020 года / под общ. ред. Н.Р. Балынской. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – С. 202-205. – EDN KKWWEE.
17. Шилова Т.С. Особенности взаимодействия маркетинга персонала и рынка труда // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.10 (28). – С. 310.
18. Russian labor market under conditions of pandemic of novel coronavirus infection: trends, challenges and government regulation. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-truda-v-usloviyah-pandemii-novoy-koronavirusnoy-infektsii-tendentsii-vyzovy-i-gosudarstvennoe-regulirovanie.
19. Sigaeva, E. S. Small business and issues of social stability / E. S. Sigaeva, S. K. B. Rabeeakh // Наука и студенчество: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 01 сентября 2023 года. – Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, 2023. – P. 52-57. – DOI 10.58168/ScienceStudents2023_52-57. – EDN EBVFWX.
20. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru