Разработка интерактивных упражнений для развития звукопроизношения у младших школьников с дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 49 49 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 20.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения произношения у детей с дизартрией 6
1.1. Понятие звукопроизносительной стороны речи в современной литературе 6
1.2. Понятие дизартрии и ее основные особенности 12
1.3. Особенности нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией 19
Выводы по первой главе 24
Глава II. Методы развития звукопроизношения у младших школьников с дизартрией 25
2.1. Обзор методик коррекции нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с дизартрией 25
2.2. Роль игровых технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями 27
2.3. Интерактивные игровые упражнения для развития звукопроизношения у младших школьников с дизартрией 30
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Библиографический список 43
Приложение 47

Фрагмент для ознакомления

Е.В. Кузьмина перечисляет критерии гигиенических требований к организации занятий с использованием компьютерных программ:длительность работы с компьютером, которая определяется возрастными критериями, размещение перед экраном предполагает использование одного компьютера для одного ребенка;профилактика зрительного утомления и статического напряжения предполагает проведение физминуток, комплекса упражнений для глаз после просмотра видеоматериала.Обучающая программа «Смотри и говори», способствует улучшению речепроизводства и развитию коммуникативных навыков. Программа состоит из набора слов и выражений, соответствующих лексическим темам. Речевая работа включает рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, повторение слов, запись и воспроизведение говорящего. Программа имеет дополнительную визуальную функцию: запись движения губ при воспроизведении слов, а также жестовое обозначение слова. Задания развивают память, внимание, зрительно-пространственное восприятия и ориентировку, логики [14].Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» разработана для коррекции речевых нарушений, характерных для стертой формы дизартрии. Кроме того, программу можно использовать при работе с детьми с дислалией, алалией, ринолалией, заиканием. Программа снабжена рисунками, объемным изображением, звуковым сопровождением действий.Применение компьютерных технологий обусловлено условиями современного мира, постепенной компьютеризацией педагогического процесса, индивидуализацией коррекционного процесса, что способствует повышению эффективности логопедической деятельности.Внедрение компьютерных технологий в систему специального обучения направлено на решение следующих функциональных задач (Попова Е.Ф.):обучение лиц с нарушениями речи самостоятельно пользоваться компьютерными программами;использование компьютерные технологий учителем-логопедом на коррекционных занятиях.Преимущество компьютерных технологий предполагает:обеспечение индивидуального коррекционного обучения;обеспечение самостоятельной продуктивной деятельности;обеспечении градуированной системной помощи;обеспечение взаимодействия с окружающим миром;мотивация деятельности ребенка;поиск эффективных способов решения традиционных коррекционных задач.Таким образом, использование компьютерных заданий является дополнительным и рациональным методом решения коррекционных задач на всех этапах обучения. В работе логопеда с детьми с дизартрией могут быть использованы следующие специализированные программы: «Мерсибо», БОС, «Видимая речь», «Демосфен», «Звуковой анализ слов», «Мир звуков и слов», ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет, презентации, обучающего и игрового характера.Коррекционная работа с использованием компьютерных технологий, согласно разработкам Л.И. Абрамовой, включает два этапа[1]: I этап – ознакомительно-адаптационный;II этап – коррекционно-образовательный.На первом этапе решались задачи ознакомления детей с компьютерной программой и правилами работы с ней. На втором этапе ставились коррекционные задачи: автоматизация поставленного звука в речевом материале, а также развивающие: развитие грамматических норм, психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление), реализация которых достигалось с помощью разработки интерактивных упражнений.Интерактивное упражнение предполагает использование определенной технологии, отображает авторское представление о содержательной стороне задания и включает планирование непосредственно образовательной деятельности с помощью:постановки целей и задач,определение тех знаний, умений и навыков, которые будут сформированы в процессе использования данной технологии,планирование определенных видов деятельности, которые будут осуществляться в процессе использования данной технологии,определение места, которое будет занимать данная деятельность в образовательном процессе.Приведем примеры интерактивных упражнений, разработанных на основе компьютерных технологий, которые включались в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения у младших школьников с дизартрией. 1. Интерактивное упражнение с использованием компьютерной технологии Мерсибо («Раз, два, три, говори!»)Цель: развивать артикуляционную моторику детей.Задачи: учить ребенка выполнять артикуляционные движения с опорой на название упражнения и картинку.При использовании данной технологии у ребенка формируется умение удерживать язык в заданной позе, переключать с одной позиции на другую, поднимать язык вверх.Ребенок выполняет движения, а на экране появляется соответствующая названию картинка.2. Интерактивное упражнение с использованием компьютерной программы «Мерсибо» («Звук [С]»)Цель: автоматизация звука [С] в слогах, словах (в начальной позиции) с использованием модуля «Цепочки фонем»Задачи: - учить ребенка правильно произносить звук [С] изолированно, в слогах, в двусложных словах на выдохе, - продолжать развивать звуковой анализ,- развивать самоконтроль за собственной речью на основе звукозаписи.При использовании данной технологии у ребенка развивается речевое дыхание, происходит автоматизация поставленного звука в двуслоговых словах.3. Интерактивное упражнение с использованием компьютерной программы «Видимая речь» («Звук [Р]»)Цель: автоматизация звука [Р] в словах с использованием модуля «Автоматизация фонемы»Задачи: - учить ребенка правильно произносить звук [Р] в словах в любой позиции (начало, середина, конец), - продолжать развивать звуковой анализ,- развивать самоконтроль за собственной речью на основе звукозаписи.При использовании данной технологии у ребенка развивается звуковой анализ, происходит автоматизация поставленного звука в предложенных словах.4. Интерактивное упражнение с использованием компьютерной программы «Видимая речь»(«Звук [Ш]»)Цель: автоматизация звука [Ш] в словах и фразах с использованием модуля «Автоматизация фонемы»Задачи: - учить ребенка правильно произносить звук [Ш] в словах в любой позиции (начало, середина, конец), учить строить фразу с заданным словом; - продолжать развивать звуковой анализ, фонематическое восприятие,- развивать самоконтроль за собственной речью на основе звукозаписи.При использовании данной технологии у ребенка развивается звуковой анализ, происходит автоматизация поставленного звука в предложенных словах.5. Интерактивное упражнение с использованием самостоятельно разработанной презентации(«Звук [Ц]»)Цель: автоматизация звука [Ц] в словах с использованием презентации «Назови слова со звуком [Ц]».Задачи: - учить детей правильно определять и называть предметы, в названии которых есть звук [Ц], - продолжать развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ,- развивать самоконтроль за собственной речью.При использовании данной технологии у ребенка автоматизируется отрабатываемый звук в словах, формируются правильные звуковые представления, развивается звуковой анализ предложенных слов.6. Интерактивное упражнение с использованием самостоятельно разработанной презентации(«Звук [Ч]»)Цель: автоматизация звука [Ч] в словах с использованием презентации «Подбери слов со звуком [Ч] к схеме».Задачи: - учить детей правильно называть предметы, в названии которых есть звук [Ч], определять место звука в слове,- продолжать развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ,- развивать самоконтроль за собственной речью.При использовании данной технологии у ребенка автоматизируется отрабатываемый звук в словах, формируются правильные звуковые представления, развивается звуковой анализ предложенных слов.7. Интерактивное упражнение с использованием компьютерной технологии Мерсибо игры для развития фонематических процессов «Звуковой калейдоскоп»Задачи: учить ребенка без проговаривания на основе фонематических представлений находить слово на заданный звук (напр., звук [Г]).При использовании данной технологии у ребенка развиваются фонематические представления.Ребенок вспоминает название картинки, анализирует название и выбирает картинку на заданный звук. На экране охотник выпускает стрелу, если картинка выбрана верно – стрела отскакивает. 8. Интерактивное упражнение с использованием компьютерной БОС-технологии «Постановка речевого дыхания»Цель: формировать диафрагмальное (речевое) дыхание.Задачи: учить ребенка делать вдох (надуть живот),учить делать выдох (сдуть живот), контролировать (контроль и самоконтроль) силу и длительность выдыхаемой воздушной струи с помощью экранных показателей.При использовании данной технологии у ребенка формируется речевое дыхание, которое необходимо для постановки и автоматизации звуков.9. Интерактивное упражнение с использованием компьютерной БОС-технологии «Сонорные»Цель: автоматизация звуков [Р], [Р’].Задачи: учить детей правильно произносить звуки [Р], [Р’] в двусложных словах на выдохе, продолжать развивать звуковой анализ.При использовании данной технологии у ребенка развивается речевое дыхание, происходит автоматизация звуков при произнесении двуслоговых слов.10. Интерактивное упражнение с использованием компьютерной БОС-технологии «Сонорные»Цель: дифференциация звуков [Р], [Л].Задачи: учить детей правильно произносить звуки [Р], [Л], различать звуки в словах, проводить звуковой анализ и определять место звука в слове, развивать речевое дыхание при произнесении односложных слов.При использовании данной технологии у ребенка развивается речевое дыхание, закрепляется навык дифференциации сонорных звуков при произнесении односложных слов.В работу с компьютерными программами полезно включать программы-тренажеры для глаз. Программы-тренажеры – это учебное пособие по формированию навыков, необходимых для выполнения определенной работы [7, 8]. Тренажеры для глаз формируют навык переключения зрительного внимания, чередование расслабления и напряжения глазных мышц. В сети Интернет можно найти следующие виды тренажеров для глаз (EyesRelax, Workrave, ChronoControl, EyeLeo, EyesRelaxingandFocusing, Relaxation, Eye-Corrector, Цветок, Крестики, Доска и др.) [8].Таким образом, интерактивные упражнения представляют собой серию заданий, реализующихся на основе компьютерных технологий. Компьютерные технологии помогают логопеду быстро подобрать дидактический или речевой материал для решения задач коррекционного занятия, оформить его с помощью электронных ресурсов, своевременно привлечь и удержать внимание детей во время выполнения задания.Компьютерные программы помогают логопеду разумно сочетать традиционные и современные средства, эффективно подбирать дидактический материал в работе с детьми с речевыми нарушениями.Выводы по второй главеПри организации коррекционной работы с детьми с дизартрией по постановке звуков используют разнообразные методы коррекции, которые направлены на развитие артикуляционных, фонетических и фонематических навыков. Использование компьютерных заданий является дополнительным и рациональным методом решения коррекционных задач на всех этапах обучения. Использование интерактивных упражнений помогает решить коррекционно-образовательные задачи,вызвать стойкий интерес к учебной деятельности, разнообразить учебный материал, ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о речевом нарушении – дизартрии. Дизартрия представляет собой речевое нарушение, обусловленное органическим поражением моторных отделов коры головного мозга, которое проявляется в недостаточной иннервации мышц периферического речевого аппарата. В звукопроизношении школьников с дизартрией отмечаются многочисленные искажения, смешения, отсутствие разных групп звуков. Кроме речевых особенностей у детей с дизартрией отмечаются нарушения формирования эмоционально-волевых качеств, поведения, познавательной активности. Становление моторного компонента реализации речи происходит в определенной последовательности и к пяти сознательное годам достигает своего развития. Правильное звукопроизношение обусловлено развитостью артикуляционного аппарата, а также сформированностью фонематических процессов, в первую очередь слухового восприятия.Коррекционная работа с детьми с дизартрией строится с использованием современных компьютерных технологий, которые легли в основу предложенных интерактивных упражнений, направленных на нормализация мышечной мускулатуры артикуляционного аппарата, вызывание звука, его закрепление в речи, дифференциацию с другими звуками, развитие и совершенствование фонематического восприятия.Подводя итог, следует отметить значение использования интерактивных упражнений в работе с младшими школьниками с речевыми нарушениями: носят обучающий характер, интересны для школьников, соответствуют современным нормам жизни, помогают решить коррекционные задачи в работе с детьми с нарушениями звукопроизносительной стороны речи.Цели исследования достигнуты, задачи реализованы.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАбрамова Л.И. Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда [Электронный ресурс].URL:https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsultatsiia_ikt_v_korrektsionnoi_rabote_uchitelia_logopeda (Дата обращения: 29.05.2019).Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2010. – 254 с.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 319 с. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 35-35Башмакова С.Б., Станилеско И.В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818-822.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бодаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель Хранитель, 2006. – 141 с.Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия. – 1977. – № 9. – С. 1347 – 1351.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство Пресс, 2003. – 45 с. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. – 64 с. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М., 1981. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 96 с. Зеленская Ю.Б. Использование компьютерной программы Speechviewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.03 (коррекционная педагогика). – Мурманск, 2003. – 164 с. Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаев А.Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. – Курск: Курский пед. гос. Университет, 1997. – 54 с. Игры для тигры [Электронный ресурс]: Электронный практический курс. – Москва: ООО «Новый Диск», 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Информационные технологии в обучении произношению / Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. – Москва : Полиграф сервис, 2004. – 159 с. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом. Материал конференции в г. Петрозаводске // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 89-90. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 10-14. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24-20. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Шк. Пресса, 2007. – 24 с. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб.: Каро, 2006. – 128 с. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1997. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2004. – 190 с. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – СПб., 2000. – С. 177-182 Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. – СПб., 1997. Новикова С.Н. Использование современных образовательных технологий в логопедической работе на этапе автоматизации звуков со старшими дошкольниками / С.Н. Новикова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 6. – С. 39-42. Мерсибо [Электронный ресурс]. URL: https://mersibo.ru (Дата обращения: 29.05.2019). Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. СПб., 2005. – 224 с. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с. Приходько О.Г. Логопедический массаж: при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – СПб: КАРО, 2012. – 157 с. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. – М.: Медгиз, 2009. – 312 с. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – СПб: Издательство «Питер», 2005. – 160 с. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. – № 4.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - Москва : Просвещение, 1982. – 96 с. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 114-155. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии. – М., 2009. – 456 с. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М., 2004. – 330 с. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с. ПРИЛОЖЕНИЕПланирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрииЭтап работыСодержание работыИгры и упражненияПервый этап – подготовительный.Задачи:нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры;нормализация моторики артикуляционного аппарата;нормализация речевого дыхания.1. Снижение патологических двигательных проявлений (гиперкинезов, синкинезий).2. Развитие подвижности губ и мышц языка, увеличение объема артикуляционных движений, формирование координированных движений органов артикуляции.3. Формирование целенаправленной воздушной струи.1. Логопедический массаж.2. Артикуляционная гимнастика.3. Игры для развития речевого дыхания – «Ветерок», «Фокус», «Снежинки»Второй этап – выработка произносительных умений и навыков.Задачи:выработка основных артикуляционных укладов, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;развитие фонематического слуха;постановка звуков;автоматизация звуков;дифференциация звуков.1. Формирование умения точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы, удерживать их.2. Выработка точных, плавных движений органов артикуляции, формирование умения переключаться с одного движения на другое.3. Развитие речевого дыхания.4. Формирование умения узнавать и различать гласные и согласные звуки, выделять звук из ряда звуков, слогов, слов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.5. Постановка звуков по подражанию, механическим и смешанным способом.6. Автоматизация изолированных звуков, звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: «Улыбка», «Дудочка», «Окошко»2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопатка», «Иголочка» «Блинчик», «Чашечка», «Горка», «Киска сердится», «Качели», «Часики».3. Упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха: «Погреем руки», «Парашют», «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».4. Игры «Поймай звук», «Повтори ряд слогов», «Назови первый звук, первый слог», «Посчитай слоги», «Назови последний звук», «Назови звуки по порядку», «Составь слово из слогов», «Придумай слово на звук», «Измени первый звук», «Выложи схему слова».5. Игры «Повтори слоги», «Назови картинки», «Назови ласково», «1-2-5», «Скажи предложение», «Я - мы - они», «Проговори слова», «Какой? Какая? Какое?», «Придумай предложение».6. Игры «Разложи картинки», «Найди картинки на заданные звуки», «Замени звук в слове», «Перескажи текст», «Составь рассказ»Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков. Задачи:закрепление приобретенных навыков в свободной речи.Закрепление произношения звуков в свободной речи.Заучивание стихов, составление рассказов по картине, серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Л.И. Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда [Электронный ресурс].URL:https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsultatsiia_ikt_v_korrektsionnoi_rabote_uchitelia_logopeda (Дата обращения: 29.05.2019).
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2010. – 254 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 319 с.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 35-35
5. Башмакова С.Б., Станилеско И.В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818-822.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бодаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
7. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель Хранитель, 2006. – 141 с.
8. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия. – 1977. – № 9. – С. 1347 – 1351.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство Пресс, 2003. – 45 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
11. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. – 64 с.
12. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М., 1981.
13. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 96 с.
14. Зеленская Ю.Б. Использование компьютерной программы Speechviewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.03 (коррекционная педагогика). – Мурманск, 2003. – 164 с.
15. Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаев А.Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. – Курск: Курский пед. гос. Университет, 1997. – 54 с.
16. Игры для тигры [Электронный ресурс]: Электронный практический курс. – Москва: ООО «Новый Диск», 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
17. Информационные технологии в обучении произношению / Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. – Москва : Полиграф сервис, 2004. – 159 с.
18. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом. Материал конференции в г. Петрозаводске // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 89-90.
19. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 10-14.
20. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24-20.
21. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Шк. Пресса, 2007. – 24 с.
22. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб.: Каро, 2006. – 128 с.
23. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1997.
24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
25. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2004. – 190 с.
26. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
27. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – СПб., 2000. – С. 177-182
28. Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. – СПб., 1997.
29. Новикова С.Н. Использование современных образовательных технологий в логопедической работе на этапе автоматизации звуков со старшими дошкольниками / С.Н. Новикова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 6. – С. 39-42.
30. Мерсибо [Электронный ресурс]. URL: https://mersibo.ru (Дата обращения: 29.05.2019).
31. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. СПб., 2005. – 224 с.
32. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
33. Приходько О.Г. Логопедический массаж: при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – СПб: КАРО, 2012. – 157 с.
34. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. – М.: Медгиз, 2009. – 312 с.
35. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – СПб: Издательство «Питер», 2005. – 160 с.
36. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. – № 4.
37. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - Москва : Просвещение, 1982. – 96 с.
38. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 114-155.
39. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии. – М., 2009. – 456 с.
40. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с.
41. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
42. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М., 2004. – 330 с.
43. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с.