Рынок государственных ценных бумаг в России.
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 29.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.1. Сущность рынка государственных ценных бумаг 6
1.2. Характеристика видов государственных ценных бумаг 16
1.3. Нормативно-правовое регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг 26
2. АНАЛИЗ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 31
2.1. Оценка выпуска и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации 31
2.2. Анализ рынка облигаций федерального займа 40
2.3. Анализ развития рынка субфедеральных и муниципальных займов 48
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ РФ 57
3.1. Проблемы рынка государственных ценных бумаг в РФ 57
3.2. Пути совершенствования рынка государственных ценных бумаг 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Более высокие процентные ставки увеличили стоимость выпуска. В результате предложение сократилось на 20% с начала года. Мы ожидаем, что сочетание сезонности и политической динамики будет способствовать сохранению предложения на низком уровне по мере приближения к 2023 году. Месяцы в конце и начале года часто являются месяцами низкого предложения.После промежуточного голосования новоизбранные должностные лица, как правило, с меньшей вероятностью начнут свои полномочия с активной эмиссии новых облигаций. Что касается спроса, то по мере приближения к концу цикла ужесточения политики ФРС инвесторы чувствуют себя более комфортно, возвращаясь на рынок. Мы считаем, что имеет смысл сделать это скорее раньше, чем позже, поскольку рынок может быстро изменяться, а при ограниченном предложении инвестировать станет сложнее.Потенциальный экономический спад в 2023 году с меньшей вероятностью окажет существенное влияние на муниципальный рынок, поскольку фундаментальные показатели остаются стабильными. Связанные с пандемией фискальные стимулы поддержали балансы местных банков и штатов и кредитное качество. Более того, поскольку муниципальные облигации считаются высококачественным классом активов с низкими ставками дефолта, они обычно превосходят другие классы активов в условиях рецессии. Однако в случае более глубокой рецессии определенные сектора будут более подвержены риску - например, те, у которых ослабли эмитенты, которые не получили стимулирующей помощи или не имеют доходности, которая могла бы их поддержать. Высокодоходные кредиты с более низким рейтингом также, вероятно, будут более подвержены риску, чем традиционные муниципальные облигации более высокого качества. В условиях рецессии будет важен более качественный подход и выбор кредита. Качество в данном случае означает не только облигации с общим обязательством с рейтингом AAA или AA, но и более качественных эмитентов в определенных секторах.На муниципальном рынке существуют возможности для покупки, особенно в тех областях, где в 2022 году было распродано больше всего, таких как долгосрочные облигации с более низкой структурой купона. С точки зрения сектора, это включает платные дороги, больницы и аэропорты. Эти облигации распродавались шире, чем государственные и местные выпуски, которые обычно имеют более короткий срок погашения или более высокое качество. Ожидается, что муниципальные облигации с более длительным сроком погашения выиграют от сглаживания кривой доходности во время рецессии или замедления экономики. 3. Направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг РФ3.1. Проблемы рынка государственных ценных бумаг вРФВ Российской Федерации государственные ценные бумаги остаются основным источником обслуживания внутреннего долга и финансирования других бюджетных расходов. Но рынок государственных ценных бумаг сталкивается со следующими проблемами:1. Небольшая часть частных инвесторов.2. Краткосрочный характер государственных ценных бумаг, срок погашения которых из-за высокой инфляции обычно составляет не более года.3. Низкая доходность государственных облигаций. Ценные бумаги взаимных фондов и успешных акционерных обществ с годовой доходностью более 20% остаются более привлекательными для мелких инвесторов.4. Отсутствие структуры региональных рынков государственных облигаций, что ограничивает использование свободных финансовых ресурсов округа.Решение вышеуказанных проблем должно сопровождаться немедленной реакцией государства и разработкой методов минимизации последствий. Проблемы, существующие на рынке государственных ценных бумаг, могут быть решены путем заимствования и использования международного опыта, разработки информационной системы по выпуску государственных ценных бумаг и предоставления инновационных инструментов, которые могут привлечь больше частных инвесторов.Для улучшения инвестиционного климата и рынка государственных ценных бумаг в стране можно предпринять следующие шаги:1. Снижение политических рисков и обеспечение макроэкономической стабильности. Это может включать в себя укрепление институтов, борьбу с коррупцией, поддержание низкой инфляции и стабильного курса национальной валюты.2. Совершенствование законодательства и регулирования рынка ценных бумаг. Необходимо обеспечить чёткое и прозрачное законодательство, регулирующее выпуск, обращение и погашение государственных ценных бумаг. Также важно обеспечить эффективное и справедливое регулирование рынка, включая контроль за соблюдением законодательства и защиту прав инвесторов.3. Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг. Создание современных торговых систем, депозитариев и регистраторов, а также повышение уровня автоматизации и цифровизации процессов может способствовать повышению ликвидности и прозрачности рынка.4. Привлечение иностранных инвесторов. Создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, включая упрощение процедур инвестирования и снижение налоговых ставок, может привлечь дополнительные инвестиции в государственные ценные бумаги.5. Повышение прозрачности и открытости информации о рынке ценных бумаг. Предоставление инвесторам полной и достоверной информации о состоянии рынка, эмитентах и выпускаемых ценных бумагах может способствовать повышению доверия инвесторов и снижению рисков.6. Развитие рынка производных инструментов. Расширение спектра доступных инструментов, таких как фьючерсы и опционы на государственные ценные бумаги, может способствовать повышению ликвидности и гибкости рынка.7. Поддержка развития институциональных инвесторов. Стимулирование развития пенсионных фондов, страховых компаний и инвестиционных фондов может способствовать увеличению спроса на государственные ценные бумаги и повышению стабильности рынка.8. Сотрудничество с международными организациями и инвесторами. Участие в международных инициативах и проектах, а также привлечение иностранных инвесторов может способствовать улучшению инвестиционного климата и развитию рынка государственных ценных бумаг.9. Создание благоприятного налогового режима для инвесторов. Снижение налоговых ставок или предоставление налоговых льгот для инвесторов в государственные ценные бумаги может стимулировать их активность и повысить привлекательность рынка.10. Развитие образовательных программ и повышение финансовой грамотности населения. Повышение осведомлённости населения о возможностях инвестирования в государственные ценные бумаги может способствовать росту спроса на эти инструменты. Для повышения прозрачности и эффективности рынка государственных ценных бумаг можно предпринять следующие шаги:1. Внедрение современных технологий и инструментов для анализа рынка. Это позволит инвесторам получать более точную и актуальную информацию о состоянии рынка, эмитентах и выпускаемых ценных бумагах.2. Создание единой базы данных о рынке государственных ценных бумаг. Это упростит поиск информации и анализ рынка для инвесторов.3. Разработка системы рейтингов для государственных ценных бумаг. Это позволит инвесторам оценивать риски и доходность различных инструментов.4. Проведение регулярных исследований рынка государственных ценных бумаг. Это поможет выявить тенденции и проблемы рынка, а также разработать рекомендации по его улучшению.5. Развитие системы раскрытия информации о рынке государственных ценных бумаг. Это позволит инвесторам получать полную и достоверную информацию о деятельности эмитентов и состоянии рынка.6. Совершенствование системы регулирования рынка государственных ценных бумаг. Это позволит обеспечить защиту прав инвесторов и повысить доверие к рынку.7. Развитие инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг. Это позволит повысить ликвидность и эффективность рынка.8. Повышение финансовой грамотности населения. Это позволит привлечь больше инвесторов на рынок государственных ценных бумаг.9. Сотрудничество с международными организациями и инвесторами. Это позволит перенять опыт других стран и привлечь дополнительные инвестиции на рынок.Таким образом, для повышения прозрачности и эффективности рынка государственных ценных бумаг необходимо провести комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства и регулирования рынка, развитие инфраструктуры, повышение финансовой грамотности населения и обеспечение доступности информации о рынке.3.2. Пути совершенствования рынка государственных ценных бумагМинистерство финансов Российской Федерации как главные вопросы стратегии долга Российской Федерации выделяет установление предпочтений между нерыночным и рыночным привлечением денежных ресурсов; между займами на внешнем и внутреннем рынках; установление системы заимствований по срокам.При этом, нерыночные займы дают возможность в группе ситуаций привлекать финансовые ресурсы по менее высоким ставкам и на более продолжительные сроки (к примеру, заимствования у Международного валютного фонда и Всемирного банка), привлечение данных ресурсов имеет связь с поставленными условиями и имеет возможность быть лимитировано по объёму. Данные заимствования типичны для развивающихся стран с невысоким кредитным рейтингом. Для Российской Федерации, по оценке Министерства финансов Российской Федерации, лучше всего обратить внимание на привлечение рыночных займов. Продолжение ограниченного размещения нерыночных государственных сберегательных облигаций связанно с необходимостью Пенсионного фонда Российской Федерации, в тоже время ставка процента по данным облигационным займам устанавливается с учётом ставки на облигационном рынке федеральных заимствований.Поскольку динамика долгового рынка зависит от инфляции, необходимо рассмотреть базовый сценарий и описать потенциальные риски, которые могут привести к отклонению от прогноза. Основными видим снижение цен нефти Urals и сохранение импорта в прежних объемах. Вероятность базового сценария оценивается в 60%.Инфляция по итогам 2023 г. составила 7,5%, а в июле – ноябре месячная инфляция, приведенная к годовой, находилась на уровне 12–14% с учетом корректировки на сезонность. По классической теории, ключевая ставка должна быть выше инфляции, чтобы ее снизить, а с учетом сжатых временных рамок и цели по инфляции (4% в 2024 г.) 15% — слишком низко для ставки. Таким образом, уровень в 16% обоснован. К такому высокому уровню ставки и инфляции привели несколько действующих факторов.С одной стороны, повышение ставки было менее эффективным, поскольку она никак не влияла на льготные ипотечные программы, при этом большая часть кредитов населению была выдана именно по льготным программам. Повышенный спрос на кредиты трансформировался в повышенный спрос на импорт, что привело к обесценению рубля и увеличению инфляции, так как последняя на 70–80% состоит из товаров и услуг напрямую или почти напрямую привязанных к курсу доллара. Например, речь идет о фруктах и овощах, автомобилях, электронике, туризме.С другой стороны, наблюдается повышенный уровень бюджетных расходов при дефиците рабочей силы. Например, ускоренные бюджетные расходы декабря 2022 г. мы в большей степени относим к 2023 г., поскольку в экономику они поступили именно в этот период. Это транслируется в условное превышение бюджетных расходов 2023 г. относительно 2022 г. на 3 трлн руб. Дефицит рабочей силы усугубил этот эффект, так как уровень зарплат повысился во всех секторах темпами выше инфляции, что также привело к повышенному спросу на импорт, обесценению рубля и росту инфляции.Политика ЦБ начнет действовать в полную силу во II квартале 2024 г., поэтому не ждем продления частичного валютного контроля, а экономика и курс доллара сами сбалансируются. Дополнительным фактором, который в целом должен позитивно повлиять на рубль, может стать ужесточение требований по льготным программам кредитования.Кроме того, на инфляцию влияют и другие нюансы: проинфляционные и дезинфляционные. К проинфляционным можно отнести низкую цену на Urals, повышенные инфляционные ожидания, геополитику. К дезинфляционным — увеличенную норму сбережений, рекордный показатель в 2023 г. Темпы прироста кредитования начали замедляться — жесткая политика ЦБ работает. Ожидается, что в 2024 г. чистый прирост рублевых кредитов достигнет исторически рекордной отметки 19 трлн руб., что на 60% больше, чем в 2023 г. Это, по нашему мнению, и послужило одной из основных причин обесценения рубля. Но жесткая политика ЦБ РФ уже начала давать свои плоды: отмечаем помесячное сокращение чистого прироста кредитования — на 10% м/м в октябре и на 25% м/м в ноябре.При этом ноябрь считается одним из самых лучших месяцев в году по приросту кредитного портфеля в исторической перспективе наряду с декабрем. Если похожая динамика сохранится и в декабре, то с уверенностью можно сказать, что политика регулятора успешно и быстро работает. Но, что более важно, это может заложить основу для более быстрого понижения ключевой ставки в 2024 г.Несмотря на то, что ужесточение требований по сумме (уменьшена с 12 до 6 млн руб. для Московского региона и Санкт-Петербурга) и первоначальному взносу (поднят до 30%) с 1 января 2024 г. уже начнет оказывать дополнительное влияние в наступающем году, более существенным фактором станет отмена льготной ипотеки с середины года. Ее доля в общей выдаче составляет порядка 40%. Это позволит ЦБ более уверенно начать снижать ставку — вплоть до 10% на конец следующего года.С другой стороны, экспортные доходы могут немного подпортить картину курса рубля для ЦБ, так как цена Urals может оказаться ниже нашего прогноза $70 за барр. в 2024 г. и $75 за барр. в 2025 г. Однако ожидаем, что решения ОПЕК+ поспособствуют ее стабилизации на уровне около нашего прогноза, поскольку бюджеты стран Персидского залива сходятся при уровне цен на нефть $70 за барр. и выше. Считаем, что дисконт Brent к Urals стабилизируется на текущей отметке около $10 за барр.В итоге в наши прогнозы заложено снижение импорта из-за сокращения кредитования и стабилизация экспорта в свете решений ОПЕК+ и нормализации дисконта.Размещение ОФЗ на 4 трлн руб. в 2024 г. не должно стать проблемой. В целом с учетом динамики долгового рынка Минфин выбрал консервативный подход: разместить как можно больше долга с фиксированным купоном, чтобы застраховаться от потенциально большого роста ключевой ставки в 2024 г. Акцент на инструментах с плавающим купоном был в основном во II полугодии 2023 г., когда ставка уже была высокая.После аукциона по ОФЗ 26244 с доходностью 12,5% в начале торгов она резко снизилась до 11,5%, что постепенно в течение недели утянуло на этот уровень весь рынок. Вполне возможно, что на рынке действуют крупные игроки, которые могут формировать большие позиции в длинных ОФЗ с доходностью 12%+ и дополнительно активизируются при достижении доходности 12,5%. Поэтому у нас в целом умеренно позитивный взгляд на ОФЗ в 2024 г. — с ограничением по росту доходности, но и со сниженным потенциалом.Особую популярность приобрели ОФЗ с переменным купоном с привязкой к RUONIA (RUONIA флоатеры) как инструмент для заработка в период повышения ставки. Но у государства появился сильный конкурент в виде корпоративных эмитентов, которые начали размещать похожие инструменты в больших объемах и оттянули часть спроса. Поэтому ожидаем, что объем выпуска флоатеров также может быть ограниченным в 2024 г., а применяться в больших объемах будет только во времена резкого ухудшения рыночных условий.На 2024 год планируется большой объем заимствований в размере 4 трлн руб., но это не должно стать проблемой. Это объем привлечений гросс, а чистый — составит 2,5 трлн руб., так как в наступающем году погашаются госбумаги почти на 1,5 трлн руб. Также стоит учесть, что свыше 2 трлн руб. Минфин выплатит процентами по долгу — таким образом, чистых новых денег нужно будет привлечь всего лишь на 0,5 трлн руб., что не должно быть проблемой с учетом итогов текущего года.RUONIA флоатеры — основной способ привлечения денег в кризис, в ситуации неопределенности, период ожидания повышения ставок, а также очень удобный инструмент управления ликвидностью для банков. RUONIA — это ставка межбанковского кредитования на ночь (1 день), которая исторически практически совпадала с ключевой. Отклонение ее от ключевой во многом определяется уровнем ликвидности в банковской системе, а предел зависит от тех ставок, по которым ЦБ может кредитовать банки или привлекать от них деньги на депозит.Кривая ОФЗ инвертировалась (доходности длинных бумаг меньше, чем коротких) — ожидается нормализация к 2025 г. Ждем укрепления рубля из-за снижения кредитного импорта и роста экспорта, поэтому прогнозируем снижение инфляции, доходностей и ключевой ставки до нормального уровня к 2025 г. Целевые спреды оставляем без изменений: между 10-летней ОФЗ и RUONIA — 1,5%, 2- и 10-летними — 1,0%, 5- и 10-летними — 0,5%.Ожидаем, что спреды в 2024 г. начнут нормализовываться вслед за снижением ключевой ставки.Текущая YTM индекса ОФЗ — 11,7% потенциальный доход — 18% в 2024 г.Дюрация 5-летнего индекса ОФЗ составляет 4,6 лет. Согласно прогнозу, доходность снизится с текущих 11,7% на конец 2023 г. до 10,1% в 2024 г. Таким образом, доход за год может составить 17% [= 4,6 * (12,4% - 10,1%) + 10,1%].Доход за 2024 г. по облигациям второго эшелона (рейтинг А) может составить 19–24% при YTM 16% на 2–3 года — привлекательно. Мы ожидаем начала цикла снижения ставок ЦБ РФ в 2024 г., однако считаем, что ОФЗ смотрятся не так привлекательно в сравнении со вторым эшелоном с доходностью 16% на 2–3 года.В 2022–2023 гг. разница в доходностях второго эшелона и индекса ОФЗ на 1–3 года была около 3%, а сейчас — расширилась до 4–5%, что позволит дополнительно заработать на снижении ставок и сужении спредов. Причем исторически эта разница составляла 1–2% до 2019 г.При инвестировании в краткосрочные инструменты на 1 год лучше выбрать ОФЗ и облигации корпоративных эмитентов с переменным купоном. Так, госбумаги с фиксированным купоном на 1 год смогут принести около 13%, а с переменным купоном при средней ключевой ставке 14,1% и RUONIA 13,8% — около 14,7%.Исторически помесячно в среднем RUONIA была ниже ключевой ставки на 0,2% с максимальным месячным отклонением в 0,4%. При прогнозе доходностей ОФЗ с переменным купоном мы более консервативно взяли 0,3%, но все равно обогнали фиксированный купон.Наименее интересным выглядят ОФЗ-ИН с привязкой к инфляции: в 2024 г. они принесут доходность на уровне инфляции + реальную доходность (купон в процентах от номинала фиксирован, а тело переоценивается на инфляцию), то есть 5% + 5% = 10%. Это существенно ниже, чем у облигаций с фиксированным купоном, создает огромный запас по колебанию инфляции в 2024 году.Существенный доход в 2024 г. потенциально можно получить от длинных 10- и 18-тилетних ОФЗ с текущей YTM 11,8–11,9% и дюрацией 6,5–8,7 лет — 18% [= 6,5 * (11,8% - 10,6%) + 10,6%] и 20% [= 8,7 * (11,9% - 10,8%) + 10,8%]. Таким образом потенциальный доход от 10- и 18-летних облигаций отличается не сильно.Замещение суверенных еврооблигаций в объеме $33 млрд отложено Минфином до 2024 г. ввиду высокой загруженности системы замещения евробондов, а рынок корпоративных замещающих облигаций к середине декабря текущего года достиг $18 млрд. По данным ЦБ, доля нерезидентов в суверенных евробондах РФ за III квартал выросла до 45,7% с 44,5% При сохранении доли резидентов в 2024 г. в диапазоне 50–60% потенциальное замещение еврооблигаций РФ может составить $17–20 млрд.Текущий год для корпоративных эмитентов еврооблигаций выдался непростым: многие столкнулись с трудностями доведения платежей до российских инвесторов, поэтому в целях обеспечения исполнения обязательств перед держателями в российском контуре были обязаны в соответствии с Указом Президента РФ № 430 выпустить замещающие бумаги.С данной задачей справились такие эмитенты, как Борец, Газпром, ГТЛК, ЛУКОЙЛ, ММК, Металлоинвест, ПИК, СУЭК, Совкомбанк, Совкомфлот, TCS, ФосАгро и ВК. Ряд эмитентов находится в процессе размещения и уже анонсировал планы по нему или одобрение советом директоров размещения локальных бондов к своим еврооблигациям. Среди них Альфа-Банк, ВТБ, МКБ и ХКФ Банк, Еврохим, Норильский никель, НЛМК, Nordgold, ТМК, Сибур и ЧТПЗ.ЕВРАЗ и ПМХ (Кокс) объявили о досрочном погашении своих бумаг: ЕВРАЗ запланировал его на 10 января 2024 г., от ПМХ оно ожидается 21 декабря текущего года. А Северстали единственной удалось получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций не выпускать замещающие облигации взамен еврооблигаций компании.Если оставшиеся эмитенты заместят 50–55% совокупного объема еврооблигаций, не имеющих замещающих аналогов, то с середины до конца декабря 2023 г. рост рынка корпоративных замещающих облигаций может достичь в объеме $11–13 млрд. Из них порядка $5–7 млрд ожидаем в результате размещения уже анонсированных планов и одобрений по размещению локальных бондов.С началом 2024 г. ждем рост заинтересованности инвесторов в валютных облигациях на фоне нескольких факторов: смены класса актива после введения ограничений в отношении СПБ Биржи, защиты капитала от девальвации и покупки качественных облигаций с высокими доходностями.Следуя механике рынка, высокие доходности постепенно нивелируются вследствие снижения высоких объемов предложения после замещения, а укрепление курса до 85 руб. за доллар повысит привлекательность валютных инструментов, поэтому мы видим хорошую возможность для приобретения замещающих облигаций особенно после укрепления валюты. Хотя российский рынок и частично обособлен от международного, мы считаем, что снижение доходностей ФРС также будет сказываться на российских замещающих облигациях. Ожидается падение доходностей из-за ФРС на 1–2% вдоль всей кривой. Таким образом, потенциальный доход по замещающим облигациям Газпрома с погашением в 2037 г. может составить 24%, однако нужно учесть наше ожидание укреплению рубля до 85 за доллар, что даст рублевую доходность около 19% — чуть ниже, чем по рублевым облигациям второго эшелона на 2–3 года с доходностью к погашению 16%.Среди трех обобщенных стратегий инвестирования в облигации отдаем предпочтение покупке среднесрочных и долгосрочных инструментов из-за политики ФРС. В то время как короткие инструменты послужат хорошей инвестицией для инвесторов, не склонных к риску, длинные облигации позволят получить стабильный доход при относительно высоком купоне и получить льготу на долгосрочное владение бумагой, более 3 лет.Покупка среднесрочного инструмента с существенным дисконтом принесет дополнительный доход от роста тела при относительно небольшом купоне и, как в случае с длинной облигацией, избавит инвестора от налога на ее тело, возникающего вследствие валютной переоценки.Основным риском для прогноза является значительное и продолжительное снижение цен на нефть и объемов добычи. При падении Urals смягчающим эффектом будет бюджетное правило через продажу юаней, но при значительном и продолжительном падении цены эту часть правила могут приостановить, чтобы не растрачивать резервы.При возникновении подобной ситуации может вновь потребоваться защита ценовой стабильности от ЦБ через жесткую денежно-кредитную политику и/или изменение структурного подхода к ее формированию. Не ждем отмены второй части бюджетного правила в отношении контроля бюджетных расходов, но такой риск также станет сильным негативом для рынка, поскольку чистое размещение ОФЗ увеличится.С другой стороны, отличная от нефтегазовой экономика может начать сильно снижаться в условиях отсутствия доступа к внешним рынкам оборудования, что уменьшит бюджетные доходы и вынудит правительство ослабить бюджетное правило. Это, в свою очередь, также приведет к росту заимствований в виде ОФЗ и увеличению доходностей.На прогноз может негативно повлиять и нечувствительность импорта к росту ставки. Это может произойти вследствие роста заработных плат существенно выше инфляции, поэтому кредитный импорт будет замещен импортом за счет собственных средств. Рост зарплат будет поддержан дефицитом на рынке труда, что продолжит толкать рублевый импорт вверх, а рубль продолжит дальнейшее ослабление.Для улучшения инвестиционного климата и рынка государственныхценных бумаг необходимо проводить комплексную работу по снижениюполитических рисков и обеспечению макроэкономической стабильности,совершенствованию законодательства и регулирования рынка, развитиюинфраструктуры рынка, привлечению иностранных инвесторов, повышениюпрозрачности и открытости информации о рынке, развитию рынка производныхинструментов, поддержке развития институциональных инвесторов,сотрудничеству с международными организациями и инвесторами, созданиюблагоприятного налогового режима для инвесторов, а также развитиюобразовательных программ и повышению финансовой грамотности населения.В целом, рынок государственных ценных бумаг является важныминструментом финансирования государственных расходов и развитияэкономики страны. Однако для его эффективного функционированиянеобходимо провести ряд мер по улучшению инвестиционного климата иповышению прозрачности и эффективности рынка. ЗаключениеВ мировой практике часто используются государственные долговые инструменты, связанные с основными макроэкономическими показателями развития страны, конъюнктура которых напрямую влияет на долг страны как эмитента. По этой причине целесообразно использовать государственные долговые инструменты сочетая с уровнем ВВП, который поможет диверсифицировать долговой портфель страны, расширить круг инвесторов и способствовать источникам финансирования для осуществления экономических изменений.Различают следующие виды государственных ценных бумаг:1. Долговые используются для устранения дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Они бывают, чаще всего, либо среднесрочные, либо долгосрочные.2. Краткосрочные ценные бумаги – бумаги, выпускаемые для покрытия временного дефицита бюджета. Поскольку налоги поступают не равномерно, а расходы – процесспостоянный, чтобы ликвидировать кассовый разрыв выпускают краткосрочные ценные бумаги.3. Целевые облигации выпускают, чтобы реализовать определенный проект.4. Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга.Рынок ценных бумаг постоянно развивается и адаптируется к новым условиям. В последние годы на рынке ценных бумаг произошли значительные изменения, связанные с цифровизацией и внедрением новых технологий.Цифровизация — это процесс перехода на цифровые технологии, который затрагивает все сферы экономики, в том числе и рынок ценных бумаг. Цифровизация рынка ценных бумаг позволяет повысить его эффективность, прозрачность и доступность для инвесторов.В последние годы на рынке ценных бумаг появились новые цифровые инструменты, такие как блокчейн, искусственный интеллект и большие данные. Эти инструменты позволяют автоматизировать процессы торговли, учёта и контроля, а также повысить точность анализа и прогнозирования.Ещё одним важным трендом на рынке ценных бумаг является рост интереса к альтернативным инвестициям, таким как криптовалюты, токенизированные активы и недвижимость. Эти инвестиции предлагают инвесторам новые возможности для диверсификации портфеля и получения дохода.Также на рынке ценных бумаг происходят изменения, связанные с регулированием и надзором. В последние годы регуляторы ужесточили требования к участникам рынка, чтобы защитить инвесторов от мошенничества и злоупотреблений. Эти изменения делают рынок ценных бумаг более сложным и динамичным, но в то же время более интересным и перспективным для инвесторов.Для повышения прозрачности и эффективности рынка государственных ценных бумаг можно предпринять следующие шаги:1. Внедрение современных технологий и инструментов для анализа рынка. Это позволит инвесторам получать более точную и актуальную информацию о состоянии рынка, эмитентах и выпускаемых ценных бумагах.2. Создание единой базы данных о рынке государственных ценных бумаг. Это упростит поиск информации и анализ рынка для инвесторов.3. Разработка системы рейтингов для государственных ценных бумаг. Это позволит инвесторам оценивать риски и доходность различных инструментов.4. Проведение регулярных исследований рынка государственных ценных бумаг. Это поможет выявить тенденции и проблемы рынка, а также разработать рекомендации по его улучшению.5. Развитие системы раскрытия информации о рынке государственных ценных бумаг. Это позволит инвесторам получать полную и достоверную информацию о деятельности эмитентов и состоянии рынка.6. Совершенствование системы регулирования рынка государственных ценных бумаг. Это позволит обеспечить защиту прав инвесторов и повысить доверие к рынку.7. Развитие инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг. Это позволит повысить ликвидность и эффективность рынка.8. Повышение финансовой грамотности населения. Это позволит привлечь больше инвесторов на рынок государственных ценных бумаг.9. Сотрудничество с международными организациями и инвесторами. Это позволит перенять опыт других стран и привлечь дополнительные инвестиции на рынок.Таким образом, для повышения прозрачности и эффективности рынка государственных ценных бумаг необходимо провести комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства и регулирования рынка, развитие инфраструктуры, повышение финансовой грамотности населения и обеспечение доступности информации о рынке.Рынок государственных долговых инструментов является важным элементом финансовой системы страны, поскольку он позволяет привлекать средства для финансирования различных государственных проектов и программ. Для его совершенствования могут быть предложены следующие направления:1. Развитие рынка государственных облигаций различных сроков. Для этого можно изменять параметры облигаций, такие как купонная ставка, дата погашения, дополнительные выплаты и т.д. это привлечет к рынку больше инвесторов, увеличит его ликвидность и позволит привлекать средства на более выгодных условиях.2. внедрение инновационных продуктов на рынке государственных долговых инструментов. Например, можно выпускать государственные облигации с фиксированным доходом, переменным доходом или облигации с опционом на погашение. Это будет способствовать диверсификации портфеля инвесторов и увеличению конкуренции на рынке.3. улучшение доступности информации о государственных долговых инструментах. Информация об эмитентах, условиях эмиссии и выпуска государственных долговых инструментов должна быть доступна инвесторам в удобном и понятном формате. Это позволит увеличить доверие к рынку государственных долговых инструментов и привлечь новых инвесторов.4. развитие международной кооперации на рынке государственных долговых инструментов. Для привлечения большего количества иностранных инвесторов могут быть проведены различные мероприятия, такие как улучшение информационной доступности, выпуск специальных инструментов, которые бы обеспечивали снижение рисков для иностранных инвесторов, и другие.5. развитие инструментов государственно-частного партнерства для финансирования государственных проектов и программ. Например, выпуск государственных облигаций, используемых для финансирования инфраструктурных проектов в сотрудничестве с частным сектором.Все эти направления могут быть использованы для улучшения эффективности и устойчивости рынка государственных долговых инструментов. Для достижения этого могут быть проведены различные мероприятия, такие как улучшение правового регулирования, снижение рисков для инвесторов, повышение информационной доступности и другие.Итак, одним из важных шагов в улучшении развития рынка государственных долговых инструментов является обеспечение стабильной макроэкономической ситуации в стране. Снижение инфляции и дефицита бюджета, улучшение делового климата и развитие финансовой системы могут положительно повлиять на рынок государственных долговых инструментов.Список использованных источниковНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022).Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О рынке ценных бумаг» (ред. от 20.10.2022, с изм. от 19.12.2022).Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 N 458 (ред. от 14.12.2016) "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов"Инструкция Банка России от 17.10.2018 N 192-И (ред. от 06.07.2020) «О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг»Статьи в периодических изданиях и сборникахБеликова, А. В. Государственные и муниципальные ценные бумаги РФ / А. В. Беликова // Академическая публицистика. – 2022. – № 12-2. – С. 186-193. Буракова, К. С. Государственные ценные бумаги / К. С. Буракова // Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 05 февраля 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 107-110.Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг : учебник / В.А. Галанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 414 сГуламова Е. М. Тенденции развития рынка корпоративных облигаций / Е. М. Гуламова // Российская наука: актуальные исследования и разработки : Сборник научных статей XIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Самара, 08 февраля 2022 года / Редколлегия: С.И. Ашмарина, В.А. Пискунов (отв. редакторы) [и др.]. Том Часть 1. – Самара: Самарский государственный экономический университет, 2022. – С. 397-399. Козлов В.М. Российский рынок корпоративных облигаций: возможности роста в условиях санкций / В. М. Козлов // Перспективные вопросы анализа и синтеза в научных исследованиях : сборник статей международной научной конференции, Волгоград, 24 января 2023 года. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова», 2023. – С. 22-24.Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. — М.: АльпинаПаблишер, 2023. — 528 сМихайленко, М. Н. Рынок ценных бумаг : Учебник и практикум / М. Н. Михайленко. – 3-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 340 с. Мозговой, А. И. Рынок ценных бумаг : учебник для вузов / А. И. Мозговой, А. Н. Крылов. – Москва : Саратовский источник, 2024. – 200 с. Николаева, И. П. Рынок ценных бумаг : Учебник для бакалавров / И. П. Николаева. – 5-е издание, стереотипное. – Москва : Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2024. – 254 с.Рынок ценных бумаг : учебник для вузов / Н. И. Берзон [и др.] ; под общей редакцией Н. И. Берзона. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 514 сТаквель В. В. Структурные изменения корпоративных облигаций в современных условиях / В. В. Таквель // Укрепление финансового суверенитета в условиях современных вызовов и угроз: от повышения уровня финансовой грамотности к обеспечению финансовой безопасности государства : Материалы Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 14 июня 2023 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2023. – С. 225-231.Материалы интернет-сайтовНоминальная сумма долга по ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/region/summa_dolgCBОбзор рынка рублевых облигаций за 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://region.broker/upload/iblock/313/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%CC%86_2023.pdfРынок долгового капитала в I квартале 2024 года: рост ставок не остановил первичный рынок https://raexpert.ru/researches/ua/debt_market_1q2024/?ysclid=lwg3qb1t1s825069099Рынок облигаций: существенное снижение цен по итогам года на фоне крайне «жесткой» ДКП Банка России https://region.ru/upload/iblock/b05/Rynok_obligatsii_2023.pdf?ysclid=lwg3mr4ljf574243599
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022).
4. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О рынке ценных бумаг» (ред. от 20.10.2022, с изм. от 19.12.2022).
5. Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».
7. Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 N 458 (ред. от 14.12.2016) "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов"
8. Инструкция Банка России от 17.10.2018 N 192-И (ред. от 06.07.2020) «О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг»
Статьи в периодических изданиях и сборниках
9. Беликова, А. В. Государственные и муниципальные ценные бумаги РФ / А. В. Беликова // Академическая публицистика. – 2022. – № 12-2. – С. 186-193.
10. Буракова, К. С. Государственные ценные бумаги / К. С. Буракова // Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 05 февраля 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 107-110.
11. Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг : учебник / В.А. Галанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 414 с
12. Гуламова Е. М. Тенденции развития рынка корпоративных облигаций / Е. М. Гуламова // Российская наука: актуальные исследования и разработки : Сборник научных статей XIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Самара, 08 февраля 2022 года / Редколлегия: С.И. Ашмарина, В.А. Пискунов (отв. редакторы) [и др.]. Том Часть 1. – Самара: Самарский государственный экономический университет, 2022. – С. 397-399.
13. Козлов В.М. Российский рынок корпоративных облигаций: возможности роста в условиях санкций / В. М. Козлов // Перспективные вопросы анализа и синтеза в научных исследованиях : сборник статей международной научной конференции, Волгоград, 24 января 2023 года. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова», 2023. – С. 22-24.
14. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. — М.: Альпина Паблишер, 2023. — 528 с
15. Михайленко, М. Н. Рынок ценных бумаг : Учебник и практикум / М. Н. Михайленко. – 3-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 340 с.
16. Мозговой, А. И. Рынок ценных бумаг : учебник для вузов / А. И. Мозговой, А. Н. Крылов. – Москва : Саратовский источник, 2024. – 200 с.
17. Николаева, И. П. Рынок ценных бумаг : Учебник для бакалавров / И. П. Николаева. – 5-е издание, стереотипное. – Москва : Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2024. – 254 с.
18. Рынок ценных бумаг : учебник для вузов / Н. И. Берзон [и др.] ; под общей редакцией Н. И. Берзона. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 514 с
19. Таквель В. В. Структурные изменения корпоративных облигаций в современных условиях / В. В. Таквель // Укрепление финансового суверенитета в условиях современных вызовов и угроз: от повышения уровня финансовой грамотности к обеспечению финансовой безопасности государства : Материалы Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 14 июня 2023 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2023. – С. 225-231.
Материалы интернет-сайтов
20. Номинальная сумма долга по ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/region/summa_dolgCB
21. Обзор рынка рублевых облигаций за 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://region.broker/upload/iblock/313/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%CC%86_2023.pdf
22. Рынок долгового капитала в I квартале 2024 года: рост ставок не остановил первичный рынок https://raexpert.ru/researches/ua/debt_market_1q2024/?ysclid=lwg3qb1t1s825069099
23. Рынок облигаций: существенное снижение цен по итогам года на фоне крайне «жесткой» ДКП Банка России https://region.ru/upload/iblock/b05/Rynok_obligatsii_2023.pdf?ysclid=lwg3mr4ljf574243599