Правовое регулирование защиты жилищных прав несовершеннолетних в Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 47 47 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 21.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ КАК ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ 9
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ 16
2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
При этом органы опеки и попечительства должны обратить особое внимание на наличие в судебном решении двух наиважнейших условий: установление срока, в течение которого должник будет обязан выполнить данное решение, и указание на требования, предъявленные судом к жилью, которое должник должен предоставить бывшему члену своей семьи.7.Дать чёткое законодательное определение правового статуса ребёнка в случае, когда он оказывается переселён в интернат или передан приёмным родителям.Уточнение жилищного статуса несовершеннолетнего ребёнка приведёт к снижению количества ситуаций, при которых потенциально могут оказаться возможными манипуляции с недвижимым имуществом несовершеннолетних детей.9. Внести в статью 103 Жилищного Кодекса дополнение о предоставлении для одиноких граждан с детьми, не достигшими совершеннолетия, льготы, выражающейся необходимости обеспечения их иным жилищемпри выселения из служебного жилья.10. Внести в Жилищный Кодекс РФ дополнение, гарантирующее возможность вселение несовершеннолетних в жильё наймодателя без согласия его нанимателя. Такое вселение может осуществляться на основе статуса таких детей, определённого как постоянно проживающих с нанимателем.В настоящее время такое положение закреплено только в статье 679 ГК РФ, но закрепление данного положения необходимо произвести в Жилищном Кодексе, что будет способствовать укреплению защиты жилищных прав несовершеннолетних граждан. В настоящее время такое положение закреплено только в статье 679 ГК РФ, но закрепление данного положениянеобходимо произвести в Жилищном Кодексе, что будет способствовать укреплению защиты жилищных прав несовершеннолетних граждан.Осуществление предложенных выше мероприятий позволит повысить качество реализации несовершеннолетними гражданами своих жилищных прав, и станет залогом достижения гражданским обществом более высокой ступени демократического развития.Выводы по второй главеГлавная проблема реализации жилищных прав детьми, не достигшими совершеннолетия состоит в том, чтов силу своего возраста дети не могут принимать самостоятельное участие с сделках с недвижимостью.В результате возникает опасность того, что действия представителей могут привести к ущемлению прав детей.Ситуациями, которые могут повлечь нарушение жилищных прав ребёнка, не достигшего совершеннолетия, оказываются:переселение ребёнка в другие жилищные помещения. При этом оказывается спорным вопрос о необходимости получения согласия органов опеки и попечительства вследствие несоответствия положений Гражданского Кодекса и закона «Об опеке и попечительстве»;разночтения в процессе трактовки термина «благоприятные условия»;некачественная, в ряде случаев, работа сотрудников органов опеки и попечительства, а также дефицит кадров в этом органе власти;принятие родителями несовершеннолетнего решения о раздельном проживании. Если ребёнок после расставания родителей остаётся жить с родителем, не являющимся собственником жилья, его жилищные права могут оказаться нарушенными. неоднозначность правового статуса ребёнка в случае, когда его новым жилищем оказывается интернат или приёмная семья.С целью совершенствования правовой защиты не достигших совершеннолетия детей может быть рекомендовано осуществление следующих мер:1. Поскольку в силу своего возраста дети не могут принимать самостоятельное участие в операциях, связанных с переходом прав собственности на жильё, нужно увеличить полномочия сотрудников службы опеки в процессе организации и проведения ими контроля за осуществлением деятельности представителей несовершеннолетних.2. Разработать и закрепить в законодательной форме меры взыскания, которые могут быть применены к сотрудникам службы опеки в случае их некачественной работы, которая привела к нарушению прав граждан, не достигших 18 лет.3. Устранить разночтения статьи Гражданского Кодекса, повествующей о необходимости получения согласия на совершение имущественной сделки от органов опеки, когда переселение ребёнка в другое жильё может повлечь за собой сокращение его имущества и закона «Об опеке и попечительстве», в котором указано, что получение согласия от этого органа исполнительной власти требуется исключительно в тех случаях, когда переселение ребёнка в другое жильё может привести к снижению стоимости имущества ребёнка.имущества ребёнка 4. Создать механизм защиты жилищных прав несовершеннолетних, связанного с объектами недвижимости, например, введение практики обязательного нотариального удостоверение или правовой охраны объекта недвижимости до совершеннолетия лица.5. Ликвидировать разночтения в процессе трактовки термина «благоприятные условия», который используется различными органами власти и инстанциями при рассмотрении вопроса о сделках с недвижимым имуществом несовершеннолетних.6. Разработать и внедрить законодательный акт, который накладывал бы обязанность на собственника жилого помещенияобеспечить бывшего члена семьи иным жилищем. 7.Дать чёткое законодательное определение правового статуса ребёнка в случае, когда он оказывается переселён в интернат или передан приёмным родителям.9. Внести в статью 103 Жилищного Кодекса дополнение о предоставлении для одиноких граждан с детьми, не достигшими совершеннолетия, льготы, выражающейся необходимости обеспечения их иным жилищемпри выселения из служебного жилья.10. Внести в Жилищный Кодекс РФ дополнение, гарантирующее возможность вселение несовершеннолетних в жильё наймодателя без согласия его нанимателя. Такое вселение может осуществляться на основе статуса таких детей, определённого как постоянно проживающих с нанимателем.ЗАКЛЮЧЕНИЕСогласно ч. 2 и 3 ст. 1 ЖК РФ граждане страны могут реализовывать принадлежащие им жилищные права в соответствии со своими интересами.Базовыми понятиями в сфере жилищного права являются юридические термины «право на жилище» и «жилищное право». Под правом на жилище подразумевается субъективное право человека на приобретение жилья и проживание в нём в то время, как жилищное право является объективным правом, которое определяет отношения людей в процессе владения, пользования жильём, а также его распоряжением [8].Главный принцип, определяемых законом в отношении приобретения, владения и пользования людьми недвижимым имуществом заключается в том, что в процессе перечисленных действий они не имеют право ущемлять права других граждан, в первую очередь тех, которые являются самыми уязвимыми членами общества: несовершеннолетних и нетрудоспособных. В ситуациях наличия противоправных действий граждан в процессе приобретения, владения и пользования ими недвижимым имуществом, направленных на ущемление прав других людей, - их жилищные права могут ограничены в соответствии с законодательством.Задача органов власти состоит в предоставлении помощи гражданам в процессе улучшения ими своих жилищных условий, в создании условий для безопасного и постоянного проживания граждан в жилых помещениях.С целью конкретизации различных аспектов жилищных прав граждан, в том числе, несовершеннолетних, закон определяет понятия дееспособности и правоспособности граждан.В целом, правоспособность граждан, согласно закону, приобретается ими при рождении. Понятие гражданской правоспособности, подразумевает способность человека обладать правами, в том числе, жилищными. Под дееспособностью понимается способность граждан иметь права и выполнять обязанности. Дети до восемнадцати лет не имеют возможности самостоятельного осуществления правовых действий.Полный объём дееспособности достигается только к восемнадцатилетнему возрасту.Защита прав ребёнка должна производиться по месту его жительства. Под местом жительства ребёнка, которому ещё не исполнилось 18 лет, подразумевается место постоянного проживания его родителей.В статье 185 ГК РФ отсутствует прямой запрет законным представителям малолетнего ребёнка выдавать от его имени доверенности для осуществления действий, связанных с переходом права на недвижимое имущество. При этом некоторые авторы отмечают, что составление такой доверенности противоречит нормам статьи 28 ГК РФ. В то же время ряд сделок с недвижимым имуществом может повлечь за собой отказ несовершеннолетнего от жилищных прав или сокращение объёма его имущества.Такими сделками могут явиться дарение имущества ребёнка, безвозмездное пользование, залог и другие.Многие авторы сходятся во мнениях относительно того, что в силу приоритетности защиты прав несовершеннолетних участие органов опеки и попечительства в процессе осуществления сделок с их имуществом является необходимым условием.В случае, если ребенок приобрёл дееспособность до достижения совершеннолетнего возраста, то он должен сам производить действия, связанные с осуществлением сделок с его имуществом. Однако, в соответствующих документах должна содержаться информация о том, согласно какому документу данный гражданин был объявлен полностью дееспособным. Популярной формой реализации жилищного права человеком до его совершеннолетия на сегодняшний день стало приобретение им недвижимого имущества посредством материнского капитала.Реализация жилищного права несовершеннолетнего может оказаться под угрозой в том случае, когда недобросовестные родители производят оформление жилья, купленного на средства материнского капитала, не в собственность ребёнка, а в собственность всех членов семьи. Сложность самостоятельной защиты жилищных прав гражданами, не достигшими совершеннолетия, состоит в том, что они не имеют возможности личного участия в осуществлении любых операций, связанных с переходом прав на недвижимое имущество.Сделать это он может только посредством законных представителей, - возникает опасность того, что действия этих представителей могут привести к ущемлению прав детей.Действия законных представителей несовершеннолетних потенциально могут представлять угрозу для соблюдения прав детей, которые в силу своего возраста не могут принимать самостоятельное участие с сделках с недвижимостью и потому оказываются наиболее незащищёнными гражданами в сфере реализации своих жилищных прав.Одной из ситуаций, которая может повлечь нарушение прав гражданина до его совершеннолетия, в ряде случаев оказывается ситуация его переселения в другие жилищные помещения. При этом данные помещения могут быть как равноценными тому помещению, из которого переселяется ребёнок, либо превосходить их по уровню благоприятствования условий.При осуществлении подобных переселений детей требуется получение согласия органов и попечительства, которые должны определить, не ухудшатся ли условия жизни ребёнка после его переселения в новое жилище.Однако, вопрос о необходимости получения согласия данного органа власти является спорным вследствие несоответствия положений Гражданского Кодекса и закона «Об опеке и попечительстве». Первый нормативно-правовой акт говорит о том, что получение согласия органов опеки и попечительства требуетсяв том случае, если переселение ребёнка в другое жильё может повлечь за собой сокращение его имущества. Согласно же статье19 закона, получение согласия от этого органа исполнительной власти требуется исключительно в тех случаях, когда переселение ребёнка в другое жильё может привести к снижению стоимости имущества ребёнка.Данное разночтение служит предпосылкой ситуации, когданедвижимое имущество несовершеннолетнего будет продано с параллельным приобретением жилья с аналогичной площадью, но с более низкой стоимостью.Ещё одним неоднозначным аспектом являются разночтения в процессе трактовки термина «благоприятные условия», который используется различными органами власти и инстанциями при рассмотрении вопроса о сделках с недвижимым имуществом несовершеннолетних.В процессе интерпретации понятия «благоприятные условия» исследователи этого вопроса, а также органы власти высказывают различную точку зрения. Одни из них считают, что под этим понятием следует понимать стоимость жилья, в которое планируется переселить ребёнка, и при этом не нужно учитывать значение его площади. По мнению других авторов, напротив, необходимо в первую очередь принимать во внимание сочетание условий жилья: района, наличие необходимой инфраструктуры и т.п. Мнение органов опеки и попечительства склоняется, в большинстве случаев, к первой точке зрения, считая, что первостепенное значение при переселении несовершеннолетних детей в новое жильё имеет его стоимость.Отсутствие комплексного подхода, связанного с разночтением в процессе трактовки термина «благоприятные условия», который используется различными органами власти и органами опеки и попечительства при рассмотрении вопроса о сделках с недвижимым имуществом несовершеннолетних, является проблемой процессе реализации последними своего жилищного права, поскольку может привести к нарушению прав детей.Проблемой в данном вопросе является также некачественная, в ряде случаев, работа сотрудников органов опеки и попечительства.В социальной сфере и, в частности в данном органе власти, наблюдается дефицит кадров, в связи с чем во многих отделениях этой службы не удаётся полностью укомплектовать необходимый штат сотрудников.Данное обстоятельство создаёт почву для реализации меркантильных интересов законных представителей несовершеннолетних в процессе совершения сделок с недвижимостью, которые могут привести к нарушению прав детей. Сам же ребёнок не может оказать влияние на совершение действий своими представителями в силу объективных причин, в первую очередь, несовершеннолетнего возраста. В качестве примера реализации меркантильных интересов законных представителей несовершеннолетних можно привести не только продажу недвижимого имущества с нарушением прав несовершеннолетних, но выселение несовершеннолетнего или снятие его с регистрационного учета без оснований.Существует также такая проблема в процессе защиты прав детей, которая возникает в случае принятия родителями несовершеннолетнего решения о раздельном проживании. Часть 1 ст. 31 Жилищного Кодекса повествует о том, что в перечне граждан, обладающих статусом члена семьи собственника, находится супруг, дети и родители, которые проживают в том же жилом помещении, в котором проживает сам собственник и которое ему принадлежит.В то же время часть 4 ст. 31 устанавливает правило, в соответствии с которым после прекращения семейных отношений бывшие члены семьи собственника жилья больше не имеют право пользоваться им.Проблема реализации несовершеннолетними своих прав в этом случае бывает связана с тем обстоятельством, что в ряде случаев собственником жилья является лишь один из родителей, и если супруги приняли решение о раздельном проживании, и семейные отношения прекращаются, - родитель-несобственник теряет право пользования жильём. Если же ребёнок после расставания родителей остаётся жить с родителем, не являющимся собственником жилья, его жилищные права могут оказаться нарушенными. Чаще всего родителя составляют соглашение о том, где будет жить ребёнок после расторжения брака его родителей.В ряде случаев для решения этого вопроса родителям приходится обращаться в суд.Согласно мнению ряда исследователей, закон неверно устанавливает статус ребёнка после расторжения прав его родителей, когда считает его бывшим членом семьи.По их мнению, статус детей собственника жилья не должны меняться на «бывший член семьи». По закону родители имеют одинаковые права по отношении к детям. В связи с этим, жилищные права детей не должны зависеть от того, вместе или раздельно проживают его родители.В отношении проблемы реализации жилищных прав детей до 18 лет существует разъяснение, данное Верховным Судом РФ. Решения и разъяснения судов не имеют законодательного статуса, однако, могут учитываться в процессе судебных разбирательств, связанных с определением места жительства и прав собственности детей в случае развода их родителей.В своём разъяснении Верховный суд поясняет, что в случае прекращения существования семьи наниматель жилья должен обеспечить бывшего члена семьи жилым помещения в случае прекращения существования семьи.Сложная ситуация в сфере защиты прав детей сложилась по отношению к реализации прав детей другого супруга в случае проживания семьи в жилище по договору соцнайма.Проблема состоит в том, что, в отличие от супруга, дети и родители нанимателя жилья по договору соцнайма, дети другого супруга не имеют законного статуса члена семьи нанимателя. Об этом говорит статья 69 Жилищного кодекса.Следовательно указания данной статьи могут служить препятствием в процессе защиты прав детей другого супруга, не считающихся членами семьи нанимателя. Одной из проблем является также неоднозначность правового статуса ребёнка в случае, когда его новым жилищем оказывается учреждение для детей-сирот, семья опекуна или приёмная семья вследствие потери родительской опеки и невозможности проживать в прежнем жилище самостоятельно вследствие несовершеннолетнего возраста.В таком случае местом жительства ребёнка считается прежнее место жительства ребёнка, а местом пребывания - учреждение для детей-сирот, семья опекуна или приёмная семья. Такая неоднозначность жилищного статуса ребёнка, по мнению ряда авторов, приводит к тому, что несовершеннолетний оказывается лицом без определенного места жительства, что может привести к нарушению реализации жилищных прав ребёнка. С целью совершенствования правовой защиты не достигших совершеннолетия детей может быть рекомендовано осуществление следующих мер:1. Поскольку в силу своего возраста дети не могут принимать самостоятельное участие в операциях, связанных с переходом прав собственности на жильё, нужно увеличить полномочия сотрудников службы опеки в процессе организации и проведения ими контроля за осуществлением деятельности представителей несовершеннолетних.2. Разработать и закрепить в законодательной форме меры взыскания, которые могут быть применены к сотрудникам службы опеки в случае их некачественной работы, которая привела к нарушению прав граждан, не достигших 18 лет.3. Устранить разночтения статьи Гражданского Кодекса, повествующей о необходимости получения согласия на совершение имущественной сделки от органов опеки, когда переселение ребёнка в другое жильё может повлечь за собой сокращение его имущества и закона «Об опеке и попечительстве», в котором указано, что получение согласия от этого органа исполнительной власти требуется исключительно в тех случаях, когда переселение ребёнка в другое жильё может привести к снижению стоимости имущества ребёнка.Необходимо законодательно уточнить приоритетность вышеупомянутых условий.При этом более предпочтительной формулировкой является та из них, которая изложена в законе и говорит о том, что согласие органа исполнительной власти требуется исключительно в тех случаях, когда переселение ребёнка в другое жильё может привести к снижению стоимости имущества ребёнка 4. Создать механизм защиты жилищных прав несовершеннолетних, связанного с объектами недвижимости, например, введение практики обязательного нотариального удостоверение или правовой охраны объекта недвижимости до совершеннолетия лица.5. Ликвидировать разночтения в процессе трактовки термина «благоприятные условия», который используется различными органами власти и инстанциями при рассмотрении вопроса о сделках с недвижимым имуществом несовершеннолетних.Для этого нужно законодательно закрепить необходимость использования комплексного подхода в процессе трактовки термина «благоприятные условия», выражающего в проведении всесторонней оценки жилья, в которое планируется переселение несовершеннолетнего ребёнка. Наличие комплексного подхода, применяемого для оценки жилья, в которого планируется переселение несовершеннолетнего ребёнка, будет способствовать предупреждению случаев нарушения жилищных прав несовершеннолетних детей.6. Разработать и внедрить законодательный акт, который накладывал бы обязанность на собственника жилого помещенияобеспечить бывшего члена семьи иным жилищем. При этом органы опеки и попечительства должны обратить особое внимание на наличие в судебном решении двух наиважнейших условий: установление срока, в течение которого должник будет обязан выполнить данное решение, и указание на требования, предъявленные судом к жилью, которое должник должен предоставить бывшему члену своей семьи.7.Дать чёткое законодательное определение правового статуса ребёнка в случае, когда он оказывается переселён в интернат или передан приёмным родителям.Уточнение жилищного статуса несовершеннолетнего ребёнка приведёт к снижению количества ситуаций, при которых потенциально могут оказаться возможными манипуляции с недвижимым имуществом несовершеннолетних детей.9. Внести в статью 103 Жилищного Кодекса дополнение о предоставлении для одиноких граждан с детьми, не достигшими совершеннолетия, льготы, выражающейся необходимости обеспечения их иным жилищемпри выселении из служебного жилья.10. Внести в Жилищный Кодекс РФ дополнение, гарантирующее возможность вселение несовершеннолетних в жильё наймодателя без согласия его нанимателя. Такое вселение может осуществляться на основе статуса таких детей, определённого как постоянно проживающих с нанимателем.В настоящее время такое положение закреплено только в статье 679 ГК РФ, но закрепление данного положения необходимо произвести в Жилищном Кодексе, что будет способствовать укреплению защиты жилищных прав несовершеннолетних граждан. Осуществление предложенных выше мероприятий позволит повысить качество реализации несовершеннолетними гражданами своих жилищных прав, и станет залогом достижения гражданским обществом более высокой ступени демократического развития.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 03.05.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 11 марта 2024 г.). [Электронный ресурс]. URL: Консультант Плюс (consultant.ru) (дата обращения 04.05.2024).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 апреля, 24, 31 июля 2023 г.) [Электронный ресурс]. URL: Консультант Плюс (consultant.ru) (дата обращения 03.05.2024).
4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс]. URL: Консультант Плюс (consultant.ru) (дата обращения 04.05.2024).
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/1791634/ (дата обращения 03.05.2024).
Литература и периодические издания
6. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. - М.: РАГС, 2021. – 124 с.
7. Кудрявцева, Л.В. Куемжиева, С.А. Масленникова, Л.В. Актуальные проблемы семейного права: учебное пособие. – Краснодар: Кубанский Государственный аграрный университет, 2019. – 103 с.
8. Курманбаев А.А. Жилищные права несовершеннолетних // Право и управление. – 2021. -№ 2. – с. 24-30.
9. Кузнецова П. Ю., Николаева К.С. Совершенствование взаимодействия органов власти в сфере реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Государственное и муниципальное управление. – 2021. - №5. - с. 27-34.
10. Лаврищева О.А. Семейное право: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020. – 110 с.
11. Майстренко Г.А, Майстренко А.Г Защита жилищных прав несовершеннолетних: правовые реалии // Право и управление. – 2020. -№ 4. – с.34-43.