Работа по развитию экспериментальной деятельности дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 24 24 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 21.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятие экспериментальной деятельности дошкольников 5
1.2. Анализ программ дошкольного образования с точки зрения развития экспериментальной деятельности дошкольников 8
1.3. Особенности организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Анализ первоначального уровня развития экспериментальной деятельности детей 15
2.2. Программа по развитию экспериментирования у детей дошкольного возраста 17
2.3. Анализ итогового уровня развития экспериментальной деятельности детей 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Фрагмент для ознакомления

Высокий показатель по критерию «Отношение к экспериментальной деятельности» был у 26,09% детей, «Целеполагание» – у 21,74% детей, «Планирование» – 13,04% детей, «Рефлексия» – у 17,39% детей, «Рефлексия» – у 34,78% детей.Рис. 1. Уровень развития экспериментальной деятельности детейЭто говорит о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у детей экспериментирования.2.2. Программа по развитию экспериментирования у детей дошкольного возрастаНами разработана программа по развитию экспериментирования у детей дошкольного возраста.Целью программы является развитие экспериментирования у детей дошкольного возраста.Для достижения поставленной цели в программе решаются следующие задачи:Развивать представления о свойствах веществ.Научить пользоваться приборами - помощниками при проведении игрэкспериментов.Развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.Познакомить с правилами техники безопасности при проведении экспериментов.Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.Учить детей выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать, делать выводы.Мы разработали комплекс из занятий с опытно-экспериментальным компонентом. В комплекс входят как долгосрочные опыты, так и опыты, осуществление которых доступно в короткий временной промежуток. Долгосрочные опыты – это опыты, которые закладываются на продолжительный срок. С одной стороны, такие исследования не доступны в полной мере детям 3-4 лет, но с другой стороны на данном этапе развития ребенка закладываются способности к целенаправленному поведению с отдаленной перспективой и опыты такого плана дают хороший воспитательный эффект. К таким опытам относятся:Посев растений с крупными семенами в ящики в «зимнем саду» – горох, соя, бобы, тыква, кабачок;Посадка луковичных растений в ящики в «зимнем саду» – лук, чеснок, луковичные декоративные растения (тюльпаны, нарциссы, крокусы);Посев семян растений-однолетников на клумбы на территории для прогулок.Со стороны воспитателя важно не только привлекать детей к уходу за растениями в процессе осуществления опыта, но и четко ставить цели, задачи опыта и помогать детям делать вывод на каждом этапе осуществления эксперимента. Необходимо обратить внимание детей на всходы растений, на первые листочки, на первые цветы, на различия между растениями. Интересной формой ухода за растениями и работы с детьми в индивидуальном порядке является дежурство, когда воспитанники по одному или вдвоем ухаживают за растениями (поливают, протирают и т.д.) под руководством воспитателя.Краткосрочные опыты – это наиболее часто используемый вид экспериментальной деятельности. Этот вид экспериментов доступен детям и более младшего возраста. План опытно-экспериментальной работы представлен в таблице 2.Таблица 2План опытно-экспериментальной работы№Тема занятияЦель занятияОборудование1Вкус и запах водыЗакрепить знания воспитанников о том, что чистая вода не имеет вкуса, цвета, запахаТри стакана с чистой водой на каждого ребенка, ложечки, салфетки, сахар, соль, приятно пахнущий объект (долька апельсина, листочек мяты и т.д.)2Форма и прозрачность водыЗакрепить знания воспитанников о том, что чистая вода не имеет вкуса, цвета, запахаПрозрачные емкости разных форм – бутылки, квадратные и округлые емкости, ложки, камни (меньше размера емкостей3Разные состояния водыОбъяснить детям, что вода может быть жидкой, газообразной, твердой, что снег, лед и пар – это вода. Рассказать детям о временах годаТермос с кипятком, вода в стаканах, лед, зеркальце4Поведение различных предметов в водеПоказать детям, что предметы могут тонуть и плавать в воде, что лед легче водыШирокие емкости с водой. Резиновые игрушки, камень, песок, кусочки льда, вата, крышки от бутылок (пластмассовые), деревянные палочки (сухие)5Свойства разных состояний водыОбъяснить детям, что жидкая вода текучая, снег и лед – твердая форма воды, а пар легкий. Подробнее рассказать детям о временах годаТермос с кипятком, термометр для воды, снег, лед, стакан с водой, дуршлаг6Свойства снегаПоказать детям, что снег может быть хрупким, липким, холоднымСнег (минусовая погода, снег не липкий), вода7Воздух невидим и прозраченОбъяснить детям, что воздух не имеет цвета и его нельзя увидетьПолоски бумаги, пушинки, веер8Воздух находиться везде вокруг нас, он легкийОбъяснить детям, что воздух находиться везде вокруг нас и что он легкийШарики воздушные, мыльные пузыри, емкость с водой, губки для мытья посуды, трубочки для коктейля9Свойства пескаПознакомить детей со свойствами песка, а именно с весом, формой, структурой, растворимость в водеСухой песок, стаканы с водой, подносы, лопатки, палочкиПолученный комплекс из занятий позволяет сформировать и развить у детей умения экспериментировать.2.3. Анализ итогового уровня развития экспериментальной деятельности детейРезультат оценки после проведения занятий по программе представлен на рисунке 2.Рис. 2. Уровень развития экспериментальной деятельности детейМожно заключить, что низкий показатель по критерию «Отношение к экспериментальной деятельности» был у 8,70% детей, «Целеполагание» – у 13,04% детей, «Планирование» – 8,70% детей, «Рефлексия» – у 21,74% детей, «Рефлексия» – у 8,70% детей.Высокий показатель по критерию «Отношение к экспериментальной деятельности» был у 52,17% детей, «Целеполагание» – у 56,52% детей, «Планирование» – 60,87% детей, «Рефлексия» – у 56,52% детей, «Рефлексия» – у 65,22% детей.Можно говорить о росте показателей, что говорит об эффективности разработанной программы.ЗАКЛЮЧЕНИЕДетское экспериментрирование – это деятельность ребенка, направленная на выявление свойств и связей предметов, которые ранее были скрыты. Экспериментирование создает условия для активного развития ребёнка, является частью его естественных потребностей.Анализ некоторых программ, использующих опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, показал, что общие программы в целом упоминают данный аспект педагогической среды, однако не уточняют, не конкретизируют его, не выделяют ему достаточно много места.До начала занятий низкий показатель по критерию «Отношение к экспериментальной деятельности» был у 21,74% детей, «Целеполагание» – у 34,78% детей, «Планирование» – 47,83% детей, «Рефлексия» – у 47,83% детей, «Рефлексия» – у 26,09% детей.Составить программу по развитию экспериментирования у детей дошкольного возраст.Нами разработана программа по развитию экспериментирования у детей дошкольного возраста.Целью программы является развитие экспериментирования у детей дошкольного возраста.После окончания занятий низкий показатель по критерию «Отношение к экспериментальной деятельности» был у 8,70% детей, «Целеполагание» – у 13,04% детей, «Планирование» – 8,70% детей, «Рефлексия» – у 21,74% детей, «Рефлексия» – у 8,70% детей.Можно говорить о росте показателей, что говорит об эффективности разработанной программы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».ГаджиалиеваМ.Р. Особенности организации детского экспериментирования в детском саду / М.Р. Гаджиалиева // Технологии образования, 2019. – № 2 (4). – С. 47-49.ДавлетшинаР.А. Детское экспериментирование как метод развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников / Р.А. Давлетшина, Г.М. Льдокова // Студенческий, 2020. – № 19-2 (105). – С. 71-75.Токарева М.А. Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста / М.А. Токарева, Л.Г. Богославец // Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, 2020. – С. 161-163.Клюева А.Г. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ / А.Г. Клюева // Интернаука, 2022. – № 24-2 (247). – С. 17-19.Авдонина В.А. Детское экспериментирование как средство формирования познавательных интересов у старших дошкольников / В.А. Авдонина // Фундаментальные и прикладные научные основания: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 296-298.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / соста. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. – 124 с.Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности/ Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОСДО. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.ЦиновскаяС.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру»/ С.П. Циновская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 239 с.Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 352 с.ХановаТ.Г. Организация исследовательской деятельности в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Н.В. Вялова, С.М. Волкова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 76-1. – С. 313-316.Пантелеева Н.Г. Экспериментирование дошкольников как метод развития образовательной практики детского сада / Н.Г. Пантелеева // Инновационные научные исследования в современном мире. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 135-140.ЗавгородняяЕ.Г. Методика организации детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Актуальные научные исследования. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 190-193.Иванова А.И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Гаджиалиева М.Р. Особенности организации детского экспериментирования в детском саду / М.Р. Гаджиалиева // Технологии образования, 2019. – № 2 (4). – С. 47-49.
3. Давлетшина Р.А. Детское экспериментирование как метод развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников / Р.А. Давлетшина, Г.М. Льдокова // Студенческий, 2020. – № 19-2 (105). – С. 71-75.
4. Токарева М.А. Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста / М.А. Токарева, Л.Г. Богославец // Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, 2020. – С. 161-163.
5. Клюева А.Г. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ / А.Г. Клюева // Интернаука, 2022. – № 24-2 (247). – С. 17-19.
6. Авдонина В.А. Детское экспериментирование как средство формирования познавательных интересов у старших дошкольников / В.А. Авдонина // Фундаментальные и прикладные научные основания: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 296-298.
7. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / соста. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. – 124 с.
8. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности/ Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.
9. Циновская С.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру»/ С.П. Циновская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 239 с.
10. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
11. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 352 с.
12. Ханова Т.Г. Организация исследовательской деятельности в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Н.В. Вялова, С.М. Волкова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 76-1. – С. 313-316.
13. Пантелеева Н.Г. Экспериментирование дошкольников как метод развития образовательной практики детского сада / Н.Г. Пантелеева // Инновационные научные исследования в современном мире. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 135-140.
14. Завгородняя Е.Г. Методика организации детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Актуальные научные исследования. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 190-193.
15. Иванова А.И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.