Современные способы активизации читательской деятельности учащихся

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 20 20 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 21.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗИЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5
1.1. Анализ литературы по проблеме активизации читательской деятельности у обучающихся основной школы 5
1.2. Особенности читательской деятельности современных подростков 9
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 12
2.1. Современные средства активизации читательской деятельности обучающихся основной школы 12
2.2. Методические рекомендации по применению современных методов активизации читательской деятельности учащихся основной школы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20




Фрагмент для ознакомления

Каждыйчленсемьиимеетсвои уникальные характеристики и потребности, которые влияют на функционированиевсейсистемы. Семья играет ключевую роль в приобщении подростка к чтению. Родители и другие члены семьи могут оказывать поддержку и помощь ребенку в процессе обучения, предоставляя ему необходимыересурсы и создавая благоприятную обстановку для чтения. В то же время, семья может создавать препятствия для развития навыков чтения, если не уделяет должного внимания этому процессу или не обеспечивает ребенку достаточнойподдержки[3, с.88].В настоящее время как при реализации общеобразовательных программ в основной школе, для активизации читательской деятельности школьников используются следующие педагогические подходы, направленные на развитие творческой, инициативной, самоорганизующейся личности: Личностный подход. Подразумевает направленность педагогической деятельности на личность обучающегося как на цель, субъект деятельности;Индивидуальный и дифференцированный подходы. Строятся на том, что все задания, которые выполняют обучающиеся должны соотноситься с индивидуальными особенностями детей, а также иметь дифференциацию, когда педагог объединяет обучающихся в группы со схожими индивидуальными способностями;Деятельностный подход – направлен на активное взаимодействие обучающихся с окружающим миром. Ученик не просто получает и запоминает знания, и «добывает» их с помощью умений ставить цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию и т.д.Компетентностный подход означает, что в процессе обучения у школьников формируются различные компетенции, как ключевые (базовые), так и общепредметные. Благодаря наличию этих компетенций ученик может применять полученные знания в непривычной обстановке, не только на уроке или во время выполнения домашнего задания, но и в магазине, при общении, и т.д.Инклюзивный подход означает наличие равных возможностей для получения образования для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей, развивающихся в норме;Культурологические подходы подразумевают, что обучения школьников строится с учетом особенностей и традиций культуры нашей многонациональной страны. К этим подходам также относят этнопедагогический и аксиологические подходы.При этом учитель как на уроках, так и во внеурочной деятельности может применять следующие педагогические технологии для активизации читательской деятельности обучающихся основной школы: Дифференцированное обучение – ребенок получает различные задания в зависимости от тех проблем в чтении, которые у него существуют.Обучение в сотрудничестве – работа в группах или парах крайне полезна для детей. Благодаря групповой работе ребенок учится диалогической и монологической речи, развиваются его коммуникативные навыки.Игровые технологии. Любое обучение в игре протекает намного легче и незаметнее.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии). Современный образовательный процесс невозможно представить без информационных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь. Дети уже с раннего возраста освоили значительное количество гаджетов, и работа с интерактивной доской или планшетами не только не составляет для них проблему, но является крайне привлекательным видом деятельности и др.[6, с.134].Таким образом, весь педагогический процесс по активизации читательской деятельности учащихся необходимо выстроить на основе активного включения школьника в процесс обучения, а педагогу выступать лишь в роль тьютера, направляющего ученика в нужном направлении к получению необходимого знания. Здесь важно использование различных педагогических технологий, знание педагогом различных педагогических систем и подходов. Педагогу необходимо наладить тесное взаимодействие с родителями подростка, которые помогут сформировать у ребенка навык читательской деятельности, навык осознанного, смыслового чтения. Подростам необходимо научиться рефлексии чтения, т.е. научиться размышлять о прочитанном, переносить прочитанный текст в личное сознание. Именно для этого педагоги должны использовать различные способы активизации читательской деятельности учащихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данном исследовании на тему: «Современные способы активизации читательской деятельности учащихся» была проанализирована методическая литература по исследуемой проблеме, рассмотрены особенности навыка читательской деятельности современных подростков, выявлены современные средства активизации читательской деятельности у подростков, составлены методические рекомендации для педагогов по активизации читательской деятельности учащихся. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:- формирование читательской деятельности имеет давние традиции, которые были заложены еще в XIX веке в Российской империи;- уровень сформированности читательской деятельности современных подростков требует новых способов активизации данного направления;- современные исследователи предлагают обширный арсенал различных методов, приемов, технологий по активизации читательской деятельности у современных подростков;- педагоги должны постоянно совершенствовать свои знания по проблеме активизации читательской деятельности, повышать уровень своей квалификации, разрабатывать новые проекты, привлекать к этим проектам самих подростков.Считаем, что перспективным направлением в дальнейшем развитии темы данного исследования является непосредственная диагностика уровня сформированности читательской деятельности у обучающихся 6-8 классов, создание проекта по повышению уровня сформированности навыка осознанного, смыслового чтения, включающего в себя современные способы активизации читательской деятельности учащихся.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамовская Л.Н. Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы в общеобразовательной школе : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссер…кандидата педагогических наук / Абрамовская Людмила Николаевна.Москва, 2015. 22 с.Александрова О.С. Гендерный аспект читательской деятельности // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. № 2(18). С. 174-177. Бадртдинова А.В. Методические рекомендации для учителей основной школы по активизации семейного чтения // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1, № 12(29). С. 86-89.Бердышева Л.Р. Развитие филологических основ читательской деятельности школьников в процессе изучения современной детской литературы // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии : Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 04–06 октября 2016 года / Под редакцией Р.Р. Замалетдинова, Т.Г. Бочиной, Е.А. Горобец. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 51-54.Бочкарева И.В. Формирование читательской деятельности на уроках русского языка и литературы // Теоретические и методологические проблемы современного образования : Материалы XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 28–29 июня 2016 года / Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2016. – С. 19-21. Варганова Г.В. Литературное творчество как фактор активизации читательской деятельности // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. № 12-1. С. 132-135.Галактионова Т.Г., Ю.Л. Проект, К.В. Чинокалова. Школа волонтеров чтения: проектная деятельность как способ читательской рефлексии // Научное мнение. 2019. № 12. С. 97-101. Иванова А.В. Читательская деятельность современных подростков // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-петербургские социологические чтения : сборник материалов Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2018 года. Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. – С. 611-613. Казаринова И.Н. Влияние групповой работы общедоступных библиотек на саморегуляцию читательской деятельности личности : специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение : автореферат дисс…кандидата педагогических наук / Казаринова Ирина Николаевна. Санкт-Петербург, 1997. 17 с. Киселева Н.В. Курс внеурочной деятельности «Код текста» как средство формирования читательской грамотности обучающихся // Образ действия. 2023. № 1. С. 51-59. Кравцова С.А. Проектно-исследовательская деятельность как механизм развития читательских интересов подростков // Педагогический поиск. 2019. № 3. С. 6-9. Лобастова М.П. Технология формирования правильной читательской деятельности на уроках литературы // Современные образовательные технологии - средство и инструмент преподавания русского языка и литературы : Материалы Международной научно-практической конференции, Томск, 02–04 ноября 2016 года / Под редакцией Т.А. Костюковой. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. С. 69-73. Олефир С.В. Профессиональные компетенции педагога в сфере развития читательской деятельности школьников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1(42). С. 15-23. Парамзина Н.Н. Подходы к совершенствованию читательских умений школьников при освоении содержания учебного предмета «Литература» в основной школе // Современное образование: наука и практика. 2023. № 2(21). С. 50-52.Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности : на примере Республики Бурятия / В. В. Кучмуруков, Е. А. Кучмурукова, Г. А. Шаньгинова, И. А. Фокичева ; Министерство культуры Российской Федерации; Восточно-Сибирский государственный институт культуры – Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный институт культуры ФГБОУ ВО ВСГИК. Издательско-полиграфический компалекс, 2021. 176 с.Рогачева Н.А., Обласова Т.В. Теория литературы и практика читательскойдеятельности : Учебное пособие. – 2-е издание, исправленное и дополненное. Тюмень :ТюмГУ-Press, 2023. 408 с. Степанова О.П. Интерактивные формы уроков как способ формирования читательской деятельности у школьников // Студенческая наука XXI века. 2016. № 4(11). С. 61-63. Умеренкова А.С. «Визуальный текст» в системе работы по стимулированию читательской деятельности учащихся // Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 27 октября 2017 года / Редколлегия: Л.А. Абрамова [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2017. – С. 77-82.Чернова И.А. Новые формы работы в информационно-библиотечном центре для активизации читательской деятельности // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2019. № 1(11). С. 156-158. Якимова Е.В., Журавель И.Б. Мониторинг развития навыков смыслового чтения обучающихся основной школы на уроках литературы // Оригинальные исследования. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 418-421.


1. Абрамовская Л.Н. Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы в общеобразовательной школе : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссер…кандидата педагогических наук / Абрамовская Людмила Николаевна.Москва, 2015. 22 с.
2. Александрова О.С. Гендерный аспект читательской деятельности // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. № 2(18). С. 174-177.
3. Бадртдинова А.В. Методические рекомендации для учителей основной школы по активизации семейного чтения // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1, № 12(29). С. 86-89.
4. Бердышева Л.Р. Развитие филологических основ читательской деятельности школьников в процессе изучения современной детской литературы // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии : Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 04–06 октября 2016 года / Под редакцией Р.Р. Замалетдинова, Т.Г. Бочиной, Е.А. Горобец. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 51-54.
5. Бочкарева И.В. Формирование читательской деятельности на уроках русского языка и литературы // Теоретические и методологические проблемы современного образования : Материалы XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 28–29 июня 2016 года / Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2016. – С. 19-21.
6. Варганова Г.В. Литературное творчество как фактор активизации читательской деятельности // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. № 12-1. С. 132-135.
7. Галактионова Т.Г., Ю.Л. Проект, К.В. Чинокалова. Школа волонтеров чтения: проектная деятельность как способ читательской рефлексии // Научное мнение. 2019. № 12. С. 97-101.
8. Иванова А.В. Читательская деятельность современных подростков // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-петербургские социологические чтения : сборник материалов Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2018 года. Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. – С. 611-613.
9. Казаринова И.Н. Влияние групповой работы общедоступных библиотек на саморегуляцию читательской деятельности личности : специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение : автореферат дисс…кандидата педагогических наук / Казаринова Ирина Николаевна. Санкт-Петербург, 1997. 17 с.
10. Киселева Н.В. Курс внеурочной деятельности «Код текста» как средство формирования читательской грамотности обучающихся // Образ действия. 2023. № 1. С. 51-59.
11. Кравцова С.А. Проектно-исследовательская деятельность как механизм развития читательских интересов подростков // Педагогический поиск. 2019. № 3. С. 6-9.
12. Лобастова М.П. Технология формирования правильной читательской деятельности на уроках литературы // Современные образовательные технологии - средство и инструмент преподавания русского языка и литературы : Материалы Международной научно-практической конференции, Томск, 02–04 ноября 2016 года / Под редакцией Т.А. Костюковой. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. С. 69-73.
13. Олефир С.В. Профессиональные компетенции педагога в сфере развития читательской деятельности школьников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1(42). С. 15-23.
14. Парамзина Н.Н. Подходы к совершенствованию читательских умений школьников при освоении содержания учебного предмета «Литература» в основной школе // Современное образование: наука и практика. 2023. № 2(21). С. 50-52.
15. Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности : на примере Республики Бурятия / В. В. Кучмуруков, Е. А. Кучмурукова, Г. А. Шаньгинова, И. А. Фокичева ; Министерство культуры Российской Федерации; Восточно-Сибирский государственный институт культуры – Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный институт культуры ФГБОУ ВО ВСГИК. Издательско-полиграфический компалекс, 2021. 176 с.
16. Рогачева Н.А., Обласова Т.В. Теория литературы и практика читательской деятельности : Учебное пособие. – 2-е издание, исправленное и дополненное. Тюмень : ТюмГУ-Press, 2023. 408 с.
17. Степанова О.П. Интерактивные формы уроков как способ формирования читательской деятельности у школьников // Студенческая наука XXI века. 2016. № 4(11). С. 61-63.
18. Умеренкова А.С. «Визуальный текст» в системе работы по стимулированию читательской деятельности учащихся // Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 27 октября 2017 года / Редколлегия: Л.А. Абрамова [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2017. – С. 77-82.
19. Чернова И.А. Новые формы работы в информационно-библиотечном центре для активизации читательской деятельности // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2019. № 1(11). С. 156-158.
20. Якимова Е.В., Журавель И.Б. Мониторинг развития навыков смыслового чтения обучающихся основной школы на уроках литературы // Оригинальные исследования. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 418-421.