Обучение младших школьников различным видам и способам чтения на уроках литературного чтения
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 21.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы по обучению детей чтению в начальной школе 5
1.1. Цели обучения детей чтению: смысловое чтение как универсальное учебное действие и формирование полноценного навыка чтения как предметный результат уроков литературного чтения 5
1.2. Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению: чтение как вид речевой деятельности, чтение как речемыслительный процесс
1.3. Виды и способы чтения 10
Глава 2. Методические пути совершенствования работы по обучению чтению 18
2.1. Цели и содержание работы по литературному чтению в начальной школе 18
2.2. Опыт изучения практики обучения детей различным видам и способам чтения 24
2.3 Особенности обучения младших школьников различным видам и способам чтения на уроках литературного чтения 25
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение
Наблюдения также показывают, что выпускники начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения, допускают ошибки при чтении.Применение новых приёмов позволяет улучшить качество чтения. [См.: Рисунок 1]Схема обозначения механизма чтения.Рисунок 1Психологическая структура чтения:звукобуквенный анализ и синтез,смысловые догадки,удержание информации,понимание.Ознакомившись с трудами доктора педагогических наук, профессора Наталии Николаевны Светловской, руководствуясь её теорией методики обучения чтению. Согласно этой теории работу по формированию правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности начинаю с составления диагностики психологического портрета класса. Инструментарий диагностики, который я использовала, включает в себя следующие методики: методика Айзенка (изучение индивидуально-психологических черт личности), самооценка тревожности (Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М.), методика определения направленности личности и наблюдения за учащимися.Для себя я выявила следующие направления, над которыми работаю:формирование навыка чтения, повышение скорости и одновременно качества чтения;развитие речи учащихся (синтаксический уровень);расширение, углубление, упорядочение читательского кругозора, что способствует развитию личности ребёнкаОстановлюсь на рассмотрении проблем формирования навыка чтения.НАВЫК ЧТЕНИЯТехническая сторонаСмысловая сторонаСпособ чтенияПонимание прочитанного Темп (скорость)Динамика скоростиВыразительностьПравильностьНавык чтения включает в себя два компонента.[См.: Таблица 1] Таблица 1 Формирование навыка чтения рассматриваю через:запоминание образа буквы и сопоставления его со звуком,слияние звуков в слоги,слияние слогов в слова.Современные первоклассники уже к концу первой четверти овладевают навыком чтения. Но, к сожалению, способы чтения у них разные:по слогам,слог + слово,слово + слог,слово (группы слов),всё целыми словами.Я поставила перед собой задачу: помочь одновременно всем детям пройти эти ступеньки. Дальнейшая моя задача: дойдя до последнего способа, сделать его устойчивым, т. е. довести его до навыка, в результате которого возрастёт скорость чтения. Чтобы дети читали быстро и осмысленно, использую методику, которая способна обеспечить темп чтения. В основу её положены труды харьковского методиста И. Т. Ф. Федоренко. Применение этих методических рекомендаций даёт возможность даже наиболее слабых педагогическом отношении детей научить быстро, читать. Так, устные упражнения по технике чтения я провожу от трёх до пяти раз в неделю. Это даёт возможность за 3 – 4 недели поднять скорость чтения как вслух, так и про себя. Применяю чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации (подготовки) к быстрому и осознанному чтению, позволяет не допускать регрессии (обратного движения глаз для уточнения, прочитанного): чем их больше, тем ниже темп.Приём “Буксир”: на максимальной скорости организую быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке. Для этого готовлю карточки с текстом в 10 – 20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. По движению карандаша слежу, чтобы скорость чтения была достаточно высокой. Для организации работы на “Буксире” класс разбиваю на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчётом, чтобы читающий отставал не более, чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается.С первых уроков изучения согласных букв я применяю графические схемы (дуга, точка, чёрточка ). Дуга – это согласная с последующей гласной, т. е. слог – слияние. Точка – это согласная без последующей гласной или согласная с мягким знаком; чёрточка – гласные звуки, которые надо потянуть. Когда этот механизм усвоен, дети переходят к чтению слоговых таблиц, слов, предложений и текстов.Тут же применяю упражнение “Катаемся с горки” (уже при усвоении нескольких букв, например, а, о, н, с). Далее я фиксирую успехи ребёнка, сравниваю показатели скорости чтения за определённый промежуток времени, тем самым слежу за динамикой скорости чтения.Многолетний опыт убедил меня, что очень важно следить за правильностью чтения – чтения без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из – за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребёнок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. Чтобы предупредить эту трудность я использую ряд упражнений:работа в парах – нарисуй пальчиком букву на ладошке соседа, отгадывание буквы тем же способом;конструирование букв из ниточки, проволоки, картона;упражнение “Алфавит” (1 этап – показывание букв, называемых учителем, затем то же с убыстрением, 2 этап – показ букв в алфавитном порядке на время);упражнение “Найди такую же”;артикуляционная гимнастика;чтение слогов и пропевка их под мелодию хорошо известной детской песенки, например, “В лесу родилась ёлочка” (упор на зрительное восприятие);чтение и запоминание чистоговорок;упражнение “Абракадабра”упражнение “Снежный ком”Если говорить о правильности чтения на втором этапе, когда ребёнок читает по слогам и целыми словами, то здесь возникают ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Ограждая в будущем детей от этого, на самых первых уроках использую:упражнение на развитие внимания “Перепутанные линии»упражнение для формирования умения сосредоточиться упражнения для тренировки вниманияупражнения для развития у детей периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно по несколько слов) В последнем случае я использую упражнения с буквенными и слоговыми пирамидами, таблицами Шульте, предложенными к использованию А. Т. Степанищевым. Чтобы дети читали осознанно, могли пересказать прочитанное, все слова в тексте должны быть им понятны. Знакомлю с толковыми словарями, “Этимологическим словарём” В. Волиной. На этом же этапе использую ряд упражнений:чтение – “спринт” (на максимальной скорости прочитать текст про себя, при этом губы сжаты – вопросы известны до начала чтения текста);чтение незнакомого текста про себя или шёпотом, затем “экспресс-контроль”;знакомство с новыми словами;чтение учителем научной статьи, одновременно с этим дети зачёркивают заданную букву, слушают учителя и запоминают текс; после чтения учителем – ответы на вопросы и проверка, все ли буквы были зачёркнуты – работа в парах.Итак, понимание прочитанного требует от ребёнка соответствующего этому возрасту словарного запаса, умения грамотно строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями. Таким образом, осознанность, её глубина определяются не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познаёт ребёнок, тем лучше развивается и его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и тем глубже осознание прочитанного. Вот почему, работая над формированием такого компонента навыка чтения, как осознанность, особое внимание я уделяю развитию речи учащихся.Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Она является одним из компонентов навыка чтения. Научить и научиться читать выразительно достаточно сложно. Но, не смотря на сложность уже на начальных этапах обучения можно учить ребёнка выразительному чтению.Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз (логико-грамматических, психологических и ритмических – при чтении стихотворений), эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания. Определяем интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, стараемся читать достаточно громко и внятно.Уже в период обучения грамоте провожу с детьми такую работу. На доске напечатано предложение, а рядом – вопросы к нему. Использую небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога (и фольклорные, и авторские). Отвечая на вопросы, надо лишь делать разное логическое ударение в этом предложении. Формируя смысловую сторону чтения, обращаю внимание на то, что перенос ударения с одного слога на другой может изменить значение слов, перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл одной и той же фразы. Учащимся начальной школы бывает трудно подобрать определение для интонации, поэтому из ряда 5 – 6 слов предлагаю им выбрать подходящее, также использую пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из них принадлежат слова из данного произведения. Разные виды работ над текстом также способствуют развитию навыков выразительного чтения. Это и чтение по ролям, и инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, а также занятия по “Детской риторике”, когда учащиеся получают задание найти и прочесть предложение (отрывок) с заданной интонацией: вопросительной, восклицательной, просящей и т. д.На уроках чтения учу детей не только читать и пересказывать, но и анализировать произведения, уметь найти его главную мысль, делать выводы, давать характеристику героям, оценивать их поступки. Использую “Памятки по чтению”. Следовала рекомендациям, описанным В. М. Зайцевым. Приступая к введению этого метода, подробно объясняла его значение учащимся, родителям. Строго следила за тем, чтобы у каждого ребёнка была художественная книга, дети отмечали карандашом то место, до которого дочитали, и начинали чтение на следующем уроке с этого места. Но удовлетворяющих меня результатов не увидела. Причин нашлось для этого достаточно:слишком большие по объёму книги,чаще всего содержание не соответствовало возрасту ребёнка,кто-то приходит без книг,кто-то делает вид, что читает и много других причин.Пришла к выводу, что пятиминутки “жужжащего” чтения должны быть направлены только на развитие скорости чтения. А для этого нужно, чтобы ученик действительно читал, а не делал вид, что читает. Моя задача создать ему для этого все условия. Учитывая возможности каждого ученика, я давала ребёнку такой текст, который он должен был бы попытаться успеть прочитать за эти пять минут. Считаю, что если ребёнок ясно видит конечную цель своей работы, то и работа спорится (в данном случае чтение). И моё открытие в этом способе чтения дало свои результаты. Дети не просто читают, а стараются успеть дочитать за отведённое время текст до конца, т. к. видят конечную цель.Формируя навык чтения, как техническую его сторону, так и смысловую, уже в первом классе (со 2 четверти) в конце урока использую детские песни. Дети, даже не умеющие читать или плохо читающие, с помощью тренировок зрительно и на слух запоминают буквы алфавита, улавливают темп, ритм песни, мелодию в целом и со второго раза не только правильно следят по напечатанному тексту, но и подпевают. На одну песню. Как правило, я определяю от 3 до 5 уроков. Это не только помогает в формировании навыка чтения, но и даёт возможность детям узнать и выучить много хороших песен, даже слабоуспевающему ученику (ведь во многих детских песнях есть познавательные моменты, которые побуждают к чтению). В 3- 4 классах эту работу я усложняю. Текст перед детьми, на магнитофоне или на диске – запись песни или какого – то произведения. Дети следят, запоминая темп, правильность и выразительность чтения. На определённом этапе отключаю громкость, а дети читают или поют, соблюдая вышесказанные показатели. Включая звук заново, дети должны читать или петь там же, что и исполнитель.В классе организована классная библиотека, ребята становятся читателями школьной библиотеки. Начиная с конца первого класса, обучаю ведению записей в “читательских дневниках.Работа учителя по обучению чтению должна быть регулярной и обеспечить приобщение детей к искусству художественного слова, эстетическое и нравственное развитие. Ведь дети чутки к истинно художественной литературе. Научить ребёнка читать – великая дидактическая задача. Приобщение ребёнка к самостоятельному знакомству с художественной и научно-популярной книгой позволит уменьшить растущее негативное влияние телевидения, видео, кино, компьютерные программы и обеспечить расширение кругозора маленького человека, обогащение его личности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современных условиях, когда уделяется повышенное внимание качеству образования, обучение младших школьников чтению приобретает особую актуальность. Чтение является основой не только учебной деятельности, но и всестороннего развития личности ребенка. Курсовая работа посвящена обучению младших школьников различным видам и способам чтения на уроках литературного чтения, показало, что для эффективного овладения чтением необходимо формировать у учащихся не только навыки правильного и беглого чтения, но и развивать различные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое. Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов, а также проведенные исследования подтверждают, что применение разнообразных методических приемов и форм работы позволяет эффективно обучать младших школьников различным видам и способам чтения, способствуя развитию их познавательных процессов, творческих способностей и формированию устойчивого интереса к чтению.В ходе исследования были разработаны методические рекомендации по совершенствованию работы по обучению младших школьников различным видам и способам чтения на уроках литературного чтения, которые могут быть использованы учителями начальных классов. В качестве базы исследования была выбрана [название школы]. Полученные результаты исследования подтверждают актуальность выбранной темы и могут быть использованы для повышения эффективности обучения чтению в начальной школе.Данное исследование вносит свой вклад в развитие методики обучения чтению и может быть полезно как учителям начальных классов, так и педагогам-психологам.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАйдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М., 2008.Л.И. Божович. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред.Л.И. Божович и Л.В.Благонадежиной. - М., 1972. . Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. - 2002. - № 10. - С.36-38. Выготский Л. С." Психология развития человека". - М., 2003. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с. .Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. .Зиновьева Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. - М.: Юрайт, 2017.Ковалёва Г. С., Логвинова О. Б. 3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. 4.Система знаний в 3 частях, Ч.1. – М.:Просвещение, 2012.Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 2007.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2010.Львов М.Р. Методика обучения правописанию в начальных классах (любое издание)Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением // Начальная школа. - №6. - 2005.Соловейчик. М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М., 2008.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Народна Асвета, 1981. - 288 с. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека. - №6. - 2001. Тихомирова И.И. Чудо чтения / Начальная школа: - 1999. - № 6. - С. 61-65.Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1954. . Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Школьная библиотека. - №9. - 2004.Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. - М., 2002.Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младшего школьника. - М., 2014.Шкабура И.А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - ПРИЛОЖЕНИЙ 1ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИЛОЖЕНИЕ 3ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М., 2008.
2. Л.И. Божович. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред.Л.И. Божович и Л.В.
3. Благонадежиной. - М., 1972. . Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. - 2002. - № 10. - С.36-38.
4. Выготский Л. С." Психология развития человека". - М., 2003.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
6. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с. .
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. .
8. Зиновьева Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. - М.: Юрайт, 2017.
9. Ковалёва Г. С., Логвинова О. Б. 3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. 4.Система знаний в 3 частях, Ч.1. – М.:Просвещение, 2012.
10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.
11. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 2007.
12. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2010.
13. Львов М.Р. Методика обучения правописанию в начальных классах (любое издание)
14. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением // Начальная школа. - №6. - 2005.
15. Соловейчик. М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М., 2008.
16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Народна Асвета, 1981. - 288 с.
17. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека. - №6. - 2001.
18. Тихомирова И.И. Чудо чтения / Начальная школа: - 1999. - № 6. - С. 61-65.
19. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1954. . Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Школьная библиотека. - №9. - 2004.
20. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. - М., 2002.
21. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младшего школьника. - М., 2014.
22. Шкабура И.А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности // Начальная школа плюс до и после. - 2008. -