Принципы построения отношений поставщиков и розничных торговых сетей (на примере Х5 Retail Group)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Электронная торговля
  • 39 39 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 25.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические основы розничной торговой сети .…………….......5
1.1. Розничные торговые сети, их функции и роль..…………....……....5
1.2. Особенности товародвижения в розничных торговых сетях....................................................................................................10
1.3. Принципы взаимодействия поставщиков и розничных торговых сетей..……………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ построения отношений с поставщиками розничной торговой сетью Х5 Retail Group ………............................................................18
2.1. Роль и место Х5 Retail Group в розничной торговле……………...18
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Х5 Retail Group ……………………………………..23
2.3. Анализ построения отношений с поставщиками на примере Х5 Retail Group……...……...…………………………………………..26
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности взаимодействия с поставщиками Х5 Retail Group..……………………..…29
3.1. Проблемы в построении отношений с поставщиками в Х5 Retail Group……..…………………………………………………………...29
3.2. Рекомендации по решению проблем в построении отношений с поставщиками в Х5 Retail Group …………………………………...31
Заключение…………………………...…………………………………………36
Список использованных источников….…………………………………….38

Фрагмент для ознакомления

Развитие крупных розничных торговых сетей влияет не только на развитие самой отрасли торговли, но и на другие отрасли экономики, которые с ней связаны.Нехватка крупных оптовых поставщиков товаров ранее заставляла торговые сети сотрудничать с мелкими поставщиками, однако с развитием розничной торговли ситуация резко изменилась. Торговые сети сегодня в рамках борьбы и конкуренции за выбор покупателя стремятся к уменьшению количества посредников в цепи поставок, что заставляет их отказываться от мелких поставщиков товаров и работать с более крупными, обеспечивающие большие объемы поставок.Наличие долгосрочных, доверительных отношений с зарекомендовавшими себя положительно поставщиками должно быть основной целью торговой сети, чтобы добиться успеха на рынке.Одной из проблем при взаимодействии с поставщиками Х5 Retail Group являются недопоставки товара, которые в результате приводят к потерям выручки до 15 %. В большинстве случаев недопоставки связаны с проблемами в организации логистических процессов поставщиками, порчей товара при транспортировке, нарушением договорных условий по вине менеджеров логистических отделов, а также из-за недостаточной информированности поставщика о ситуации в торговой сети и наоборот. Реже недопоставка товара возникает по вине посредников, осуществляющих его доставку на склад торговой сети.Вторая проблема во взаимодействии с поставщиками –большое количество посредников в цепи поставок товаров, что способствует увеличению сроков доставки и цены на товар. Компании необходимо стремиться к сокращению цепочки поставок товаров.Еще одним недостатком Х5 Retail Group является ручное ведение данных по поставщикамс помощью MS Excel, актов сверки и т.д. Сейчас в России существует множество программных продуктов, позволяющих вести аналитику по поставщикам автоматизированным способом, к примеру ERP-системы.Х5 Retail Group необходимо рассмотреть возможность перехода на специализированное программное обеспечение по учету поставщиков и формированию аналитических данных по ним.Кроме того, многие торговые сети при взаимодействии с поставщиками, обязывают их пользоваться своим транспортом при доставке товаров, поэтому у поставщика нет возможности отслеживать доставку своих товаров и контролировать данный процесс. Х5 Retail Group необходимо предоставить поставщикам доступ к своим логистическим системам, чтобы они могли следить за поставкой своих товаров и контролировать ее.Таким образом, основными проблемами Х5 Retail Group при взаимодействии с поставщиками являются: систематические недопоставки товаров, что связано с проведением неэффективной оценки при выборе поставщиков товаров, также отсутствие автоматизации данных по поставщикам, учет ведется в ручном формате, наличие большого количества посредников в цепочках поставок, что способствует удорожанию товаров и повышению розничных цен.Рекомендации по решению проблем в построении отношений с поставщиками в Х5 Retail GroupХ5 Retail Group должна провести политику по укрупнению бизнеса при работе с поставщиками, сокращению цепочек поставок товаров. Для этого необходимо произвести работу с действующими и потенциальными поставщиками, чтобы они могли единовременно поставлять большое количество товара в федеральный распределительный центр торговой сети, а потом торговая сеть организовывала доставку товаров по магазинам.При внедрении данных мероприятий Х5 Retail Group сможет снизить стоимость товаров, а поставщик будет экономить средства на логистических процессах.Сложность реализации данного мероприятия заключается в том, что многие поставщики испытывают сомнения в том, что в рамках логистических процессов торговой сети, их продукция будет вовремя доставлена в магазины, и что она не испортится при транспортировке. Однако, компания Х5 Retail Group на сегодняшний день развивает сервис в направлении раскрытия информации по внутренней логистической сети для поставщиков и открытого отслеживания ими поставки товара.Следующий планируемый этап – развитие сервиса раскрытия информации по внутренней логистической сети. Он подразумевает автоматизацию логистических процессов торговой сети с предоставлением к нему доступа поставщикам, чтобы они могли отслеживать доставку своих товаров в режиме онлайн. В случае возникновения каких-то вопросов по срокам доставки, торговой сети Х5 Retail Groupпредлагается разработать Положение, регулирующее ответственность как поставщиков, так и самой торговой сети в случае просрочки по доставке товаров. Компании предлагается создать новый модуль в логистических процессах, прогнозирующий даты доставок товаров и выбирающий наиболее подходящие способы доставки тех или иных товаров, в зависимости от сложности процесса доставки и объемов.На сегодняшний день Х5 Retail Group работает с множеством поставщиков товаров, однако это может способствовать удорожанию товаров, за счет присутствия большого количества посредников. Компании необходимо рассмотреть возможность по некоторому ассортименту товара организовать работу с единственным поставщиком. Однако, существуют риски недопоставок товаров, поэтому рекомендуется более тщательно выбирать поставщиков. При этом торговой сети рекомендуется создавать на складах небольшие запасы сырья – это позволит избежать простоев производства при форс-мажорных обстоятельствах срыва поставок.Следующей проблемой Х5 Retail Group при является отсутствие автоматизированной системы учета поставщиков. Компании необходимо закупить новое программное обеспечение для управления поставщиками, чтобы оперативно отслеживать информацию о всех действующих поставщиках.Также компании необходимо более эффективно проводить работу по выбору поставщиков. Компании необходимо проводить оценку профиля риска поставщиков, что совместно с соглашением о сотрудничестве поможет снизить риски и быть готовыми к любым чрезвычайным ситуациям в партнерстве с поставщиками, что может помочь свести к минимуму перебои в работе торговой сети.Для этого в компании необходимо утвердить Инструкцию по выбору и оценке поставщика. Она включает:Оценка потребности торговой сети в закупке товаров, при этом важно определить главные характеристики сырья или товаров для закупки.Разработка требований, предъявляемых к поставщику. На данном этапе действуют два фактора: внутренний (разработанная внутри торговой сети стратегия); внешний (учет возможностей местного рынка и потенциальных поставщиков других регионов).Оценка предложений от поставщиков. При этом учитываются:- цена на товары;- ассортимент товара;минимальная и максимальная по количеству партия поставки;- порядок расчетов с поставщиками и условия оплаты;- удаленность от поставщика – влияет на транспортные издержки при доставке товаров;- наличие системы бонусов и скидок при больших объемах закупки товаров;- наличие сертификации товара.4. Отбор наиболее подходящих поставщиков. Для этого необходимо:- убедиться в наличии правоустанавливающих документов у поставщика;- подсчет данных по бальной системе оценки поставщиков. 5. Заключение договора поставки с поставщиком.6. Мониторинг условий договоров с поставщиками, создание базы поставщиков торговой сети.Одним из наиболее распространенных методов оценки и выбора поставщиков является метод рейтинговых оценок. Х5 Retail Group рекомендуется разработать свою систему оценок при выборе поставщиков товаров.Для его выполнения должна быть разработана шкала оценок для расчёта рейтинга поставщика. Рейтинг позволяет объективно оценивать преимущества и недостатки определенного поставщика в конкурентной среде схожих ему субъектов.При использовании данного метода выбираются основные критерии отбора поставщика, далее работниками службы закупок вместе с привлеченными экспертами устанавливают их значимость экспертным путем. Например, если предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим, то основным критерием при выборе поставщика будет надежность поставки. Удельный вес этого критерия среди остальных должен быть самым большим.При проведении анализа методом рейтинговых оценок определяется итоговое значение рейтинга по всем потенциальным поставщикам по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку. Все данные по каждому критерию в итоге суммируются, и получается итоговый рейтинг по каждому поставщику.В таблице 7 разработаны примерные показатели для оценки поставщиков компании Х5 Retail Group методом рейтинговой оценки.Таблица 7Основные показатели рейтинговой оценки поставщиковКатегория оценкиПоказателиОписаниеКонкурентоспособность продукцииЦенаСравнивается средняя цена на поставляемые товары, отсутствие брака, наличие комплекта оформленной документации и сертификатов на товары, упаковка товара и способы транспортировки на предприятие.КачествоУправленческие показателиОпыт управления компанией и ее имиджИмидж является комплексным понятием ряда показателей, таких как рекламная деятельность компании, количество сотрудников маркетинговых служб, а также степень доверия потребителей.Организационно-технические показателиКвалификация персоналаКвалификация персонала зависит от опыта работы сотрудников управленческого отдела и наличия высшего образования в соответствующей должности.Обеспеченность оборудованием и основными средствамиОбеспеченность оборудованием указывает на оснащенность организации необходимыми средствами труда для выполнения работ или поставки товаров.Объем выполненных работ или поставок товаровОценивается уровень ритмичности производства работ – это соответствие запланированных и реальных сроков поставки товаров.Финансовые показателиПлатежеспособностьПлатежеспособность компании определяется наличием необходимых платежных средств для своевременных текущих расчетов.Рентабельность продажРентабельность продаж характеризует уровень прибыли, получаемой от работ предприятия на рынке.Рентабельность активовРентабельность активов – отношение чистой прибыли к средней стоимости активов.Работа с действующими и потенциальными поставщиками очень трудоемкий процесс, поэтому компании Х5 Retail Group необходимо внедрение дополнительных специалистов, занимающихся взаимоотношениями с поставщиками, это может быть специальный менеджер по работе с поставщиками.Таким образом, торговые сети не должны недооценивать управление отношениями с поставщиками, если они хотят быть успешными. Потенциальная экономия денежных средств при выборе поставщика на более выгодных условиях, способствует увеличению чистой прибыли компании. Х5 Retail Group необходимо рассмотреть возможность внедрения программного обеспечения по управлению поставщиками, разработать инструкцию по выбору поставщиков, выделить должности для дополнительного персонала, ведущего работу с поставщиками, стремиться к укрупнению поставок товаров и сокращению цепочек поставок.ЗаключениеВ России такая отрасль экономики, как сетевая розничнаяторговля, стремительно развивается, в том числе и в различных регионах страны. За последние годы на отечественном рынке появились десятки крупных розничных торговых сетей, которые стремительно развиваются.Торговые сети имеют больше преимуществ перед своими конкурентами в области торговли, в том числе и в рамках выстраивания взаимоотношений с поставщиками товаров, поскольку закупка товаров всегда производится в больших объемах.Также у крупной торговой сети больше преимуществ в получении товаров болеевысокого качества. Торговая сеть использует современные способы продажитоваров: новые технологии, самообслуживание с элементами индивидуальногообслуживания, использование дисконтных карт, продажа товаров в рассрочку,привлечение продавцов-консультантов, увеличение сроков гарантийногообслуживания товара и т.п.Эффективность выстраивания отношений с поставщиками оказывает особое влияние на уровень продаж, конкурентоспособность, ценообразования крупной розничной торговой сети, поэтому очень важно уделять данному вопросу особое внимание в рамках осуществления розничной торговли.В ходе выполнения данной курсовой работы были решены поставленные задачи:- раскрыта сущностьторговых сетей, роль их и функции для экономической отрасли хозяйства;- изучены особенности товародвижения в розничных торговых сетях и основные методы взаимодействия с поставщиками товаров;- проанализирована роль Х5 Retail Group в экономике страны, проведена оценка ее эффективности;- проведен анализ выстраивания Х5 Retail Group взаимоотношений с поставщиками товаров и выявлены основные проблемы;- сформулированы основные рекомендации для решения выявленных проблем и повышения эффективности деятельности Х5 Retail Group.В ходе анализа взаимодействия розничной торговой сети Х5 Retail Group с поставщиками товаров выявлены некоторые факторы, требующие доработки внутренней политики по проверке и выбору поставщиков, а также компании следует обратить внимание на проведение автоматизации данных по поставщикам и сокращение цепочек поставок за счет совершенствования логистических цепочек, включающих доставку товаров от производителей к потребителям.Таким образом, торговая сеть Х5 Retail Group уделяет особое внимание работе с поставщиками товаров. Предприятие увеличивает свою сеть за счет открытия новых гипермаркетов по всей России, тем расширяя географию поставщиков.Список использованных источниковНалоговый кодекс РФ (Часть первая): Федеральный закон от 31.07.98 № 146–ФЗ.Налоговый кодекс РФ (Часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2005 № 117–ФЗ.Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 22.12.2020 № 435-ФЗ).Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 51773–2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Орлов С.Л., Чеглов В.П. Современная торговля: вопросы конкурентоспособности и социальной политики: монография – М.: Форум, 2014. – С. 8–18.Винслав Ю.Б. Управление интегрированным бизнесом: теоретические и методические аспекты. / Монография., 2017. – 510 c.Королева В. Л. Методы выбора поставщиков / В. Л. Королева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015.Офицеров П. Поставщик – розничные сети. 2-е издание обновленное и дополненное. Москва: Издательство 1С-Паблишинг, 2014. 288 с.Чеглов В.П. Интеграция торговли в России: теория и практика. Монография. / В.П. Чеглов, Ю.Б.Винслав. – Проспект. 2016. 330 с.Чеглов В.П. Сетевой ритейл. Концепции и стратегии, ловушки и решения. М.: Инфра-М, 2013. – 205 с.Чкалова О. В. Формирование и развитие розничной торговой сети в мегаполисе: Монография. Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2003. 231 с.Вахнюк Я. А. Применение рейтинговой оценки подрядчиков к системе закупочной деятельности предприятия. «Молодой учёный» №52 (342). 2020.Куркин А.В., А. П. Бочарова А.П. Анализ рыночного положения и конкурентоспособности компании Х5 Retail Group. «Экономические науки». № 6 2019.Попков В.П, Козлова Н.Н. Пути повышения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур в России // Вестник института экономики российской академии наук. – 2016. – № 4. – c. 40-52.Чеглов В.П.Теоретико-методологическое обоснование применения категории «интегрированная торговая система» при анализе процессов трансформации торговли в России // Российское предпринимательство, 2015, T. 16. №11. – C. 1679–1687.Чеглов В.П., Столярова А.Н. Как встроить малый торговый бизнес России в новую экономическую реальность. «Российское предпринимательство», том 19, № 11. 2018.Дегтярева Н.М., Яковлев Р. Методические подходы к выбору и оценке поставщиков предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/iravo/Downloads/metodicheskie-podhody-k-vyboru-i-otsenke-postavschikov-predpriyatiya.pdfКлавдеева В. Как построить эффективное взаимодействие с поставщиками. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://upr.ru/article/vzaimodeystvie-s-postavshchikami/?ysclid=lwhp1hspnt109111169Кнышбаев А.А. Понятие и сущность предприятий розничной торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/367/82628/Леонов Д. Как начать сотрудничество с торговой сетью. «Практикум Поставщика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.leonov.consulting/upload/iblock/bfa/bfa0144cad9c9bb29e69fa370da668c7.pdfЧеглов В.П. Интеграция торговли в России: трансформация парадигмы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookonlime.ru/system/files/node/lecture/2-16_cheglov_204-208.pdfФинансовые и операционные результаты компании Х5 Retail Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/investors/financial-and-operational-results/Центр раскрытия корпоративной информации (финансовая отчетность Х5 Retail Group) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=37240&type=4X5 Group: статус экономически значимого предприятия и расширение в онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gazprombank.investments/blog/reviews/x5-group/.

1. Налоговый кодекс РФ (Часть первая): Федеральный закон от 31.07.98 № 146–ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (Часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2005 № 117–ФЗ.
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 22.12.2020 № 435-ФЗ).
5. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 51773–2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
6. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Орлов С.Л., Чеглов В.П. Современная торговля: вопросы конкурентоспособности и социальной политики: монография – М.: Форум, 2014. – С. 8–18.
7. Винслав Ю.Б. Управление интегрированным бизнесом: теоретические и методические аспекты. / Монография., 2017. – 510 c.
8. Королева В. Л. Методы выбора поставщиков / В. Л. Королева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015.
9. Офицеров П. Поставщик – розничные сети. 2-е издание обновленное и дополненное. Москва: Издательство 1С-Паблишинг, 2014. 288 с.
10. Чеглов В.П. Интеграция торговли в России: теория и практика. Монография. / В.П. Чеглов, Ю.Б.Винслав. – Проспект. 2016. 330 с.
11. Чеглов В.П. Сетевой ритейл. Концепции и стратегии, ловушки и решения. М.: Инфра-М, 2013. – 205 с.
12. Чкалова О. В. Формирование и развитие розничной торговой сети в мегаполисе: Монография.  Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2003.  231 с.
13. Вахнюк Я. А. Применение рейтинговой оценки подрядчиков к системе закупочной деятельности предприятия. «Молодой учёный» №52 (342). 2020.
14. Куркин А.В., А. П. Бочарова А.П. Анализ рыночного положения и конкурентоспособности компании Х5 Retail Group. «Экономические науки». № 6 2019.
15. Попков В.П, Козлова Н.Н. Пути повышения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур в России // Вестник института экономики российской академии наук. – 2016. – № 4. – c. 40-52.
16. Чеглов В.П. Теоретико-методологическое обоснование применения категории «интегрированная торговая система» при анализе процессов трансформации торговли в России // Российское предпринимательство, 2015, T. 16. №11. – C. 1679–1687.
17. Чеглов В.П., Столярова А.Н. Как встроить малый торговый бизнес России в новую экономическую реальность. «Российское предпринимательство», том 19, № 11. 2018.
18. Дегтярева Н.М., Яковлев Р. Методические подходы к выбору и оценке поставщиков предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/iravo/Downloads/metodicheskie-podhody-k-vyboru-i-otsenke-postavschikov-predpriyatiya.pdf
19. Клавдеева В. Как построить эффективное взаимодействие с поставщиками. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://upr.ru/article/vzaimodeystvie-s-postavshchikami/?ysclid=lwhp1hspnt109111169
20. Кнышбаев А.А. Понятие и сущность предприятий розничной торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/367/82628/
21. Леонов Д. Как начать сотрудничество с торговой сетью. «Практикум Поставщика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.leonov.consulting/upload/iblock/bfa/bfa0144cad9c9bb29e69fa370da668c7.pdf
22. Чеглов В.П. Интеграция торговли в России: трансформация парадигмы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookonlime.ru/system/files/node/lecture/2-16_cheglov_204-208.pdf
23. Финансовые и операционные результаты компании Х5 Retail Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/investors/financial-and-operational-results/
24. Центр раскрытия корпоративной информации (финансовая отчетность Х5 Retail Group) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=37240&type=4
25. X5 Group: статус экономически значимого предприятия и расширение в онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gazprombank.investments/blog/reviews/x5-group/.