Тема : Способы взаимодействия педагога с субьектами современного педагогического процесса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 39 39 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 22.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы взаимодействия субъектов педагогического процесса ………………………………………………………………………….. 4
1.1 Сущность понятия педагогического процесса в современной науке ……. 4
1.2 Педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса....………………………………………………………………………. 9
2. Анализ опыта взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса ………………………………………………………………………… 16
2.1 Психолого-педагогическая диагностика в процессе взаимодействия …. 16
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 34

Фрагмент для ознакомления

Мотив достижения. Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.Рекомендации.Педагогам планировать приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления обучающихся для повышения мотивации.Педагогу-психологу школы проводить индивидуальные консультации для обучающихся с низким уровнем мотивации.Результаты анкетирования родителей о качестве предоставляемых услугАнализ мониторинга «Степень удовлетворенности родителей (законных представителей) учащихся».Цель мониторинга – определение уровня удовлетворенности предоставляемых образовательных услуг, а также повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в школе.Опрос проводился среди родителей (законных представителей) обучающихся 1-4 классов.Метод исследования: социологический метод анкетного опроса. Методики анкетирования и опроса включили в себя следующие показатели (см. Приложения №1):1. Представления о качестве образования.2. Эмоциональная атмосфера в Школе.3. Профессиональный уровень педагогов.4. Качество обучения учеников.5. Качество условий обучения.6. Качество управления школой.7. Информирование родителей и учащихся. Всего в анкетировании и опросе участвовало – 29 родителей (законных представителей), что составило 51 % .Анализ анкетирования родителей 1. Представления о качестве образования.Что, на ваш взгляд, является показателем качества образования? а) глубокие знания, умения и навыки учащихся - 62 %в) социальная успешность выпускника школы в дальнейшей жизни – 24 %г) формирование позитивных личностных качеств учащихся, законопослушного стиля поведения – 41 %2. Эмоциональная атмосфера в Школе.Таблица 3УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенПедагоги справедливы по отношению к моему ребенку83 %17 %-У моего ребенка складываются нормальные взаимоотношения с педагогами79 %21 %-У моего ребенка складываются нормальные взаимоотношения с одноклассниками83 %14 %3 %Педагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребенка72 %25 %3 %Администрация и педагоги прислушиваются к родительскому мнению и учитывают его69 %28 %3 %Итого77,2 %21 %1,8 % 3. Профессиональный уровень педагогов.Таблица 4УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенПедагоги на высоком профессиональном уровне выполняют свои обязанности66 %34 %-Педагоги сотрудничают между собой по основным направлениям деятельности 72 %28 %-Большинство педагогов заслуживают уважения моего ребенка97 %3 %-Средний возраст педагогов оптимален для выполнения своих обязанностей80 %17 %3 %Итого79%20,2 %0,8%4. Качество обучения учеников.Таблица 5УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенОбразовательный процесс ориентирован на уровень развития моего ребенка80 %20 %-Моему ребенку предоставлена возможность выбирать содержание образования (дополнительные курсы, факультативы, профили и др.)86 %7 % 7 %Учителя с разумной периодичностью и объективно осуществляют контроль и оценку знаний моего ребенка69 %31 %-Мой ребенок с пользой посещает кружки, секции и факультативы в школе82 %17 %3 %Мой ребенок удовлетворен организацией внеурочной деятельности (кружки, экскурсии, досуговые мероприятия)76 %24 %-Итого78 %20 %2 %5. Качество условий обучения.Таблица 6УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенШкола имеет хорошую материально-техническую базу (кабинеты, спортивный зал, дополнительные помещения и сооружения, необходимые для образовательного процесса)59 %41 %-Школьная библиотека полностью укомплектована учебниками и дополнительной литературой48 %45 %7 %Учителя используют на уроках современные технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер и др.)72 %28 %-Эстетическое оформление здания школы соответствует нашим ожиданиям52 %48 %-Пришкольная территория благоустроена и оснащена всем необходимым59 %31 %10 %Качество школьного питания соответствует нашим ожиданиям65 %28 %7 %Итого59 %37 %4 %6. Качество управления школой.Таблица 7УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенАдминистрация качественно осуществляет функции по управлению 66 %31 %3 %Устав, правила внутреннего распорядка школы, другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию образовательного и воспитательного процессов, принимаются и изменяются с учетом мнения родителей и учащихся66 %27 %7 %Для решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с другими организациями, другими ОО66 %34 %-Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели83 %14 %3 %Родители и учащиеся – полноправные участники образовательного процесса, в т. ч. и процесса управления школой69 %24 %7%Школа имеет имидж престижной образовательной организации52 %45 %3 %Итого67 %29 %4 %7. Информирование родителей и учащихся.Таблица 8УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенПедагоги своевременно информируют родителей об успеваемости и поведении ребенка, событиях в жизни школы 83 %17 %-На родительских собраниях затрагивают интересные темы воспитания и обучения детей72 %21 %7 %Родители всегда могут обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией к администрации ОО, классному руководителю, психологу73 %24 %3 %На школьном сайте размещена необходимая и актуальная информация86 %14 %-Обращения родителей к работникам школы через сайт ОО, устно и письменно оперативно рассматриваются, не остаются без внимания72 %28 %-Итого78 %20 %2%Вывод:Показатель степени удовлетворённости образовательным учреждением родителями высокий (98%). В целом родители удовлетворены качеством предоставления образовательных услуг, организацией деятельности педагогов и специалистов школы, организацией внеурочной и внеклассной деятельности. Также необходимо отметить те стороны жизнедеятельности учреждения, в отношении которых следует усилить работу, а именно:теснее взаимодействовать с родителями учащихся, привлекая их к учебно-воспитательному процессу в школе, применяя разнообразные и интересные формы работы, объективно оценивать знания детей;разнообразить внеурочную деятельность учащихся через проведение экскурсий и разнообразных досуговых мероприятий;активнее привлекать родителей к использованию электронных ресурсов как средства получения информации, поддержки связи с педагогами, специалистами, администрацией школы, благодаря чему можно повысить уровень информированности родителей достижениями ребенка и возникающими проблемами;по мере возможностей укреплять материально-техническую базу школы.ЗАКЛЮЧЕНИЕКурсовая работа посвящена обзору и анализу способов взаимодействия педагога с субъектами современного педагогического процесса. Целью работы было изучение различных методов и стратегий взаимодействия, а также выявление их эффективности в образовательной среде.В ходе исследования были рассмотрены исторические, теоретические и практические аспекты взаимодействия педагога с обучающимися, родителями и другими участниками педагогического процесса. Были проанализированы методы коммуникации, стратегии взаимодействия, а также нормативно-правовые аспекты этой области.Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о важности гармоничного взаимодействия педагога с обучающимися и их родителями в образовательном процессе. Качественное взаимодействие способствует созданию благоприятной образовательной среды и успешному обучению. Кроме того, работая в партнерстве с родителями, педагог может создать условия для полноценной социализации и развития обучающихся.В заключение, данное исследование подчеркивает необходимость усиления взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса и акцентирует внимание на том, что эффективность образования тесно связана с качеством взаимодействия всех его участников.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Isaychikova N.I. Innovative approaches to education. «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives». Proceedings of the 5thInternational symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. — Vienna, 2014. — 344 p.Shermatova I.K. The role of practical classess in learring psychological knowledge. «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives». Proceedings of the 5thInternational symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. — Vienna, 2014. — 344 pСохранов-Преображенский В.В. Системно-деятельностная культурная саморегуляция – основа развития универсальных учебных действий студентов ВУЗа // Психолого-педагогические основы профессионального развития личности в условиях регионального образования: сборник статей VI международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013. – 120 с.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва: «Логос», 1999. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на- Дону, 1997.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. Москва, 1998.Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике.Журнал «Классный руководитель № 2, 1998г.»Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб.пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.Болдырев Н. И., Методика воспитат. работы в школе. - М., 1981.Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.М., 1977.Ильина Т.А., Огородников И.Т., «Педагогика».- М.,1984.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2002. -N 4. - С. 19-26; N 5. - С. 21-29.Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А. Зимней. - М., 2001.Педагогика. Учебное пособие/ Под.ред.П.И.Пидкасистого.-М.: Высшее образование,2007.-430с.ПРИЛОЖЕНИЕ ААнкета для родителей«Степень удовлетворенности родителей (законных представителей) учащихся, качеством предоставляемых образовательных услуг».1. Представления о качестве образования.Что, на ваш взгляд, является показателем качества образования?а) глубокие знания, умения и навыки учащихся;б) гарантированное поступление в вуз;в) социальная успешность выпускника школы в дальнейшей жизни;г) формирование позитивных личностных качеств учащихся, законопослушного стиля поведения;д) другое __________________________________________________.2. Эмоциональная атмосфера в Школе.Проанализируйте утверждения, укажите вашу позицию (поставьте галочку рядом с утверждением в нужную клетку):УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенПедагоги справедливы по отношению к моему ребенкуУ моего ребенка складываются нормальные взаимоотношения с педагогамиУ моего ребенка складываются нормальные взаимоотношения с одноклассникамиПедагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребенкаАдминистрация и педагоги прислушиваются к родительскому мнению и учитывают егоВаши предложения для улучшения эмоциональной атмосферы Школы:__________________________________________________________________3. Профессиональный уровень педагогов.Проанализируйте утверждения, укажите вашу позицию (поставьте галочку рядом с утверждением в нужную клетку):УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенПедагоги на высоком профессиональном уровне выполняют свои обязанностиПедагоги сотрудничают между собой по основным направлениям деятельности Большинство педагогов заслуживают уважения моего ребенкаСредний возраст педагогов оптимален для выполнения своих обязанностейВаши предложения по улучшению качества работы педагогов:__________________________________________________________________4. Качество обучения учеников.Проанализируйте утверждения, укажите вашу позицию (поставьте галочку рядом с утверждением в нужную клетку):УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенОбразовательный процесс ориентирован на уровень развития моего ребенкаМоему ребенку предоставлена возможность выбирать содержание образования (дополнительные курсы, факультативы, профили и др.)Учителя с разумной периодичностью и объективно осуществляют контроль и оценку знаний моего ребенкаМой ребенок с пользой посещает кружки, секции и факультативы в школеМой ребенок удовлетворен организацией внеурочной деятельности (кружки, экскурсии, досуговые мероприятия)Ваши предложения по повышению качества обучения:__________________________________________________________5. Качество условий обучения.Проанализируйте утверждения, укажите вашу позицию (поставьте галочку рядом с утверждением в нужную клетку):УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенШкола имеет хорошую материально-техническую базу (кабинеты, спортивный зал, дополнительные помещения и сооружения, необходимые для образовательного процесса)Школьная библиотека полностью укомплектована учебниками и дополнительной литературойУчителя используют на уроках современные технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер и др.)Эстетическое оформление здания школы соответствует нашим ожиданиямПришкольная территория благоустроена и оснащена всем необходимымКачество школьного питания соответствует нашим ожиданиямВаши предложения по улучшению условий обучения:______________________________________________________________6. Качество управления школой.Проанализируйте утверждения, укажите вашу позицию (поставьте галочку рядом с утверждением в нужную клетку):УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенАдминистрация качественно осуществляет функции по управлению Устав, правила внутреннего распорядка школы, другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию образовательного и воспитательного процессов, принимаются и изменяются с учетом мнения родителей и учащихсяДля решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с другими организациями, другими ООУчебная нагрузка равномерно распределена в течение неделиРодители и учащиеся – полноправные участники образовательного процесса, в т. ч. и процесса управления школойШкола имеет имидж престижной образовательной организацииВаши предложения по повышению качества управления школой:__________________________________________________________________7. Информирование родителей и учащихся.Проанализируйте утверждения, укажите вашу позицию (поставьте галочку рядом с утверждением в нужную клетку):УтвержденияСогласен полностьюВ основном согласенНе согласенПедагоги своевременно информируют родителей об успеваемости и поведении ребенка, событиях в жизни школыНа родительских собраниях затрагивают интересные темы воспитания и обучения детейРодители всегда могут обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией к администрации ОО, классному руководителю, психологуНа школьном сайте размещена необходимая и актуальная информацияОбращения родителей к работникам школы через сайт ОО, устно и письменно оперативно рассматриваются, не остаются без вниманияВаши предложения по улучшению качества информирования родителей:__________________________________________________________________

1. Isaychikova N.I. Innovative approaches to education. «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives». Proceedings of the 5thInternational symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. — Vienna, 2014. — 344 p.
2. Shermatova I.K. The role of practical classess in learring psychological knowledge. «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives». Proceedings of the 5thInternational symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. — Vienna, 2014. — 344 p
3. Сохранов-Преображенский В.В. Системно-деятельностная культурная саморегуляция – основа развития универсальных учебных действий студентов ВУЗа // Психолого-педагогические основы профессионального развития личности в условиях регионального образования: сборник статей VI международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013. – 120 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва: «Логос», 1999.
5. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на- Дону, 1997.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. Москва, 1998.
7. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике.Журнал «Классный руководитель № 2, 1998г.»
8. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
Болдырев Н. И., Методика воспитат. работы в школе. - М., 1981.
9. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.М., 1977.
10. Ильина Т.А., Огородников И.Т., «Педагогика».- М.,1984.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. Куприянов Б.В.
11. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2002. -N 4. - С. 19-26; N 5. - С. 21-29.
12. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А. Зимней. - М., 2001. Педагогика. Учебное пособие/ Под.ред.П.И.Пидкасистого.-М.: Высшее образование,2007.-430с.