Характеристика подросткового возраста
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 22.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Особенности подросткового возраста………………………………..3
1.2. Проблемы подросткового возраста…………………………………..6
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….18
Но есть область опыта, связанная с личностью, которая носит позитивный характер - это область опыта, связанная с самореализацией, в которой подросток сам активно участвует в развитии своей личности."Если я смогу преодолеть свою лень, я всегда буду счастлив". Подобные переживания отражают очень конструктивную линию в развитии личности человека - процесс самореализации. К сожалению, взрослые обычно не только не помогают развитию этого процесса, но и не верят, что у подростков есть схожий опыт, схожие стремления.Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте является возникновение у учащихся интереса к тому, какой будет будущая личность.Старший подростковый и младший юношеский возраст - это чувствительные периоды для формирования временной перспективы, системы жизненных целей человека.Если по каким-то причинам в этот период будущая временная перспектива не сформирована или сформирована неправильно, то это будет иметь самые серьезные последствия для развития личности человека.в то время Л.С.Выготский обратил внимание на то, что как подростки, так и окружающие их взрослые часто переживают по поводу безволия учащихся. Но, по мнению Л.С. Выготского, в таких случаях, когда подростку не приходится преодолевать различные препятствия, можно столкнуться не со слабостью воли, а со слабостью цели, появление осмысленной цели решает проблему воли. Практика показывает, что многие проблемы воспитания снимаются, если у подростка есть важные жизненные цели.5. Идентичность подросткового возраста и духовности. "Самая основная из всех особенностей переходного периода заключается в том, - пишет Л.С.Выготский, - что он состоит из расхождений между тремя точками зрелости: половое созревание настолько половозрелое, что разница между общим органическим организмом взрослого подростка и организмом мальчика полностью уничтожается с самого начала. это говорит о том, что подросток на данный момент еще далек от завершения двух других процессов развития.Общими являются органические и социальные."В современных школах никто не занимается вопросами, связанными с тем, что называется "психологический гендер" и "психологическая идентичность". Наша педагогика бесполая, а современный процесс обучения и воспитательной работы абсолютно одинаков для девочек и мальчиков и чреват различными негативными последствиями - это стало расхожим утверждением. Все это приводит к тому, что, когда у подростков появляется четкое направление в будущее, у подростков старшего возраста обостряются проблемы формирования ментальной идентичности, и мотивация временных перспектив начинает играть важную роль.6. Кризисный и посткризисный период в 13 лет. Традиционно подростковые трудности обычно связывают с так называемым "кризисом 13 лет", когда разрушение старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости и сложному воспитанию ребенка.Многие психологи считают, что основная причина таких агрессивных поведенческих проявлений заключается в том, что взрослый не перестраивает поведение в ответ на новое "взрослое чувство" подростка, его стремление к новым формам отношений с родителями и учителями. Мы верим в то, что это не так. Другие авторы считают кризис 13 лет прямым отражением процесса полового созревания, который имеет мало общего с особенностями воспитания. Наконец, третьи считают, что этот кризис вообще не нужен, и у многих подростков его просто нет.Но, по мнению Л.С. Выготского, суть кризиса заключается не столько в его ярко выраженных проявлениях, сколько в глубоких и качественных изменениях в процессе психического развития. Исследования показали, что в возрасте 12,5-13 лет происходят резкие изменения во всей системе подросткового опыта - как в его структуре, так и в содержании.Но субъективно интересно, что родители и учителя связывают трудности в обучении не с кризисами, когда начинается распад и разрушение прежних психологических образований, а в возрасте 14-15 лет (8-9 классы), с посткризисным периодом. То есть период созидания, формирования новых психологических образований оказался трудным для взрослых в окружении подростков. Перенос прежних воспитательных мер на этот возраст очень неэффективен, а новые педагоги и родители ими не владеют. Прежде всего, родители и учителя не знают, как прибегнуть к позитивным и конструктивным вещам, которые есть в каждом подростке, а "просто пытаются справиться с недостатками"." Особенно это заметно в старшем подростковом возрасте, следующем сразу за знаменитым, но, как мы видим, не таким опасным кризисом.ЗаключениеПодростковый возраст - это трудный период психологического созревания и половой зрелости у ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется ощущение взрослости - страстное желание стать взрослым или, по крайней мере, казаться взрослым и считаться таковым, чтобы отстоять свое новое право, подросток защищает многие сферы своей жизни от контроля родителей, часто на ссорится с ними. В этот период у подростка возникает острая потребность в общении со сверстниками. Появляется постоянное хобби. В структуре характера подростка нет ничего стабильного, решительного, неподвижного.Важной чертой личности подростка является независимость мнений, суждений и решений, стремление занять свое место в обществе и, прежде всего, стремление к самоутверждению, которое выражается в среде сверстников. Поэтому команда, в которой они учатся, занимаются спортом или другими любимыми делами, очень важна в жизни 10-летнего ребенка. У молодых людей в возрасте 10 лет ярко выражены чувства коллективизма, дружбы и долга. чувство чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением своих ровесников. Чтобы не уронить себя в их глазах, завоевать их уважение, подростки способны на поступки, требующие большого психического напряжения. В то же время он предъявляет повышенные требования к членам своей команды, не прощая товарищам преступлений, затрагивающих честь коллектива. Но подростки не всегда правильно понимают суть дружбы, чести и других моральных понятий, что может привести к защите товарищей, совершивших тяжкие преступления, круговой поруке и т.д.Незрелость нравственного сознания проявляется в отсутствии устойчивых моральных убеждений. Упрямо отстаивая свои моральные убеждения, подросток может легко изменить их, перейдя в другой коллектив, который предъявляет к своим членам иные моральные требования.Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся быть похожими на всех своих сверстников, одновременно пытаясь выделиться в группе.Они хотят завоевать уважение, но выставляют напоказ свои недостатки.Они требуют лояльности, но часто меняют друзей. С одной стороны, они с энтузиазмом участвуют в общественной жизни, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым повиновением избранному лидеру и бунтарским настроем против любого авторитета. Они эгоистичны, материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в оргию самого примитивного характера. Сами они невероятно ранимы, но их поведение по отношению к окружающим грубо и бесцеремонно. Их настроение колеблется между лучезарным оптимизмом и самым мрачным пессимизмомПодростковый возраст традиционно считается самым сложным в плане воспитания.Список литературы1.Боброва В. Г., Вахрушев М. «Общая характеристика развития личности подростка», Ростов на Дону, 1966г.2.Блонский П.П. «Психология», 2000г3.«Возрастная и педагогическая психология» /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.4.Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. Москва, 1956г.5.Ивашкин В. «Психологическое изучение школьников», Москва, 1990г.6.Крутецкий В.А. Психология подростка. – Москва, 1965г.7.Маклаков А. Г. «Общая психология», издательство «Питер» , 2002г.8.Немов Р.С. « Психология развития». Москва, 1998 г.9.Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), «Феникс», 2000г.10.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г.11.«Развитие личности ребенка», под ред. Фонарева А. М., Москва,1987г
2.Блонский П.П. «Психология», 2000г
3.«Возрастная и педагогическая психология» /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.
4.Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. Москва, 1956г.
5.Ивашкин В. «Психологическое изучение школьников», Москва, 1990г.
6.Крутецкий В.А. Психология подростка. – Москва, 1965г.
7.Маклаков А. Г. «Общая психология», издательство «Питер» , 2002г.
8.Немов Р.С. « Психология развития». Москва, 1998 г.
9.Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), «Феникс», 2000г.
10.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г.
11.«Развитие личности ребенка», под ред. Фонарева А. М., Москва, 1987г