Особенности первобытного мышления.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 22.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Особенности первобытного мышления 4
1.1 Предыстория мышления 4
1.2 Первобытное мышление 5
Заключение 13
Список литературы 14
Феномен мифологического типа мышления, который изначально появился в давние времена и существует до сегодняшних дней, отражает как силу, так и слабость интеллекта человека. В вымышленных реальностях, таких как боги и духи, находится замена реальной, объективной жизни, иногда даже превосходя их. Мифы играли важную роль в общественной жизни, формируя коллективные убеждения и чувства, основанные на страхе перед неизвестными силами мира. Примером тому может служить история, рассказанная Вайпулданьей об аборигене из Австралии, который верил в магическую силу колдунов, принимая их вымысли как реальные, что имело трагические последствия. Мифологический тип мышления со временем перерос в религиозный тип, который остается актуальным и в настоящее время, хотя и в измененной форме. Примерами могут служить фашистский миф о превосходстве "нордической расы" или миф о вечности капитализма, которые оказывали значительное влияние на общество в прошлом, но постепенно утрачивают свою актуальность. Распространенным стал также "рыночный миф" в нашей стране, но опыт развитых капиталистических стран и СССР показывает его ограничения. Религия, в отличие от мифологии, является более сложным явлением духовной жизни общества. Она включает в себя представления о сверхъестественных силах, богах, и образует систему вероучения, подразумевающую абстрактное мышление. Религия также имеет образный характер, что делает ее доступной для всех слоев общества. Она также включает культ богов и развитую обрядовую практику, унаследованную от магического мышления. Связанная с религией церковь является особым социальным институтом.Религия представляет собой более развитую форму мышления по сравнению с мифологией. Она основана на парадигме фантастического объяснения или антропоморфической парадигме. Религия придает значение объяснению мира через призму человеческих черт, таких как разум, воля, милосердие, и т.д. Вероучение религии, особенно в развитых формах как в античности, так и в средневековье, уделяет особое внимание богам или единому богу, которые обладают гипертрофированными человеческими свойствами. Этот антропоморфизм богов наблюдался мыслителями начиная с античного философа Ксенофана и заканчивая Л.Фейербахом в XIX веке. [15] В религиозном мышлении, в отличие от мифологии, преобладает объяснительная сторона, но пределом всего объяснения остается понятие бога, происхождение которого остается загадкой для религиозного интеллекта.Религия основана на вере и включает древние формы, такие как магия, фетишизм, ритуалы и погребальные обряды. В XIX веке исследователи ошибочно связывали первобытные религии со страхом и гигиеной, однако анализ показал, что это не так. Религиозные практики племен свидетельствуют о свободном отношении к ним. Гигиена играет важную роль, помогая нам лучше понимать себя и структурировать окружающее пространство. Религиозные ритуалы связывают нас с божественным и придают смысл хаосу. Они устанавливают правила и моральные принципы, помогая осмыслить мир и сохранить социальные нормы. Верования о чистоте и нечистоте зависят от культуры и контекста, и понимание первобытных религий помогает раскрыть тайны религии и философии.ЗаключениеТаким образом, первобытное мышление представляет собой уникальный тип мыслительного процесса, характерный для древних обществ, которое базировалось на примитивных инстинктах, сенсорных восприятиях и внутренних потребностях. Основными особенностями первобытного мышления являются простота, конкретность, эмоциональность и символизм.Первобытные люди не обладали высоким уровнем абстрактного мышления, поэтому их мыслительные процессы были преимущественно ориентированы на решение непосредственных задач, связанных с выживанием в дикой природной среде. Они стремились постоянно укреплять свою связь с окружающим миром, учитывая его законы и особенности.Важной чертой первобытного мышления является эмоциональность, которая определяла реакцию человека на происходящие события и побуждала к определенным действиям. Эмоции были тесно связаны с инстинктами самосохранения и самозащиты, что делало действия первобытных людей предсказуемыми и направленными на обеспечение собственной безопасности. Символизм играл важную роль в первобытном мышлении, поскольку человек использовал символы, образы и признаки для передачи информации и взаимодействия с окружающим миром. Благодаря символам первобытные люди могли описывать свои наблюдения, создавать представления о мире и эмоционально настраиваться на определенные события. Таким образом, первобытное мышление представляет собой уникальное явление в истории развития человеческого мышления, отражающее особенности жизни древних обществ и их способы взаимодействия с окружающим миром. Сложившиеся через тысячелетия процессы мышления обусловлены историческими, социокультурными и биологическими факторами, которые формировали представления и ценности первобытного человека.Список литературыАлексеев В.П. Становление человечества. М. 1984. –С. 225-271.Воеводина ЛН Мифология и культура Учеб. Пособие М., 2002, –С. 115-116Горячев В.В. Концепция «первобытного мышления» Л. Леви-Брюля в современной психологии // Гуманитарный научный вестник. 2020. №1. –С. 68-72. История человеческого интеллекта / Перм. ун-т. – Пермь, 1998. – Ч. 1,2. Предыстория – миф – религия. Просвещение. – С. 110-115Кулакова, Ю. Ю. От первобытного мышления к архаическому правосознанию: эволюционные характеристики и особенности правовой преемственности / Кулакова Юлия Юрьевна. - Текст: непосредственный // История государства и права. - 2020. - № 10. - С. 59-63Леви-Брюль, Люсьен Первобытное мышление / Люсьен Леви-Брюль. - М.: Академический проект, 2015. – 432 c.Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление. Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер / Л. Леви-Брюль. - Москва: Машиностроение, 2017. - 736 c.Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/ Пер. Под ред. В.К. Никольского и А.В. Кисина М.,1999– С. 7-372Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Клод Леви-Строс; [Пер., вступ. ст. и примеч. Островского А. Б.]. - Москва : Республика, 1994. – 382 с.Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7. –С. 152 - 164.Орлов В.В. Первобытное мышление.Часть 2 , 1998 – С. 121 – 130Павлов И.П. "Мозг и психика". – М. “МПСИ”, 2004–С. 64-71Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., 1974.– 488 с.Психология мышления. Под ред. Гиппенрейтер и Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. – С. 130-140Токарев С.А. Сущность и происхождение магии. В сб.: исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959. –265 с
2. Воеводина ЛН Мифология и культура Учеб. Пособие М., 2002, –С. 115-116
3. Горячев В.В. Концепция «первобытного мышления» Л. Леви-Брюля в современной психологии // Гуманитарный научный вестник. 2020. №1. – С. 68-72.
4. История человеческого интеллекта / Перм. ун-т. – Пермь, 1998. – Ч. 1,2. Предыстория – миф – религия. Просвещение. – С. 110-115
5. Кулакова, Ю. Ю. От первобытного мышления к архаическому правосознанию: эволюционные характеристики и особенности правовой преемственности / Кулакова Юлия Юрьевна. - Текст: непосредственный // История государства и права. - 2020. - № 10. - С. 59-63
6. Леви-Брюль, Люсьен Первобытное мышление / Люсьен Леви-Брюль. - М.: Академический проект, 2015. – 432 c.
7. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление. Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер / Л. Леви-Брюль. - Москва: Машиностроение, 2017. - 736 c.
8. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/ Пер. Под ред. В.К. Никольского и А.В. Кисина М.,1999– С. 7-372
9. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Клод Леви-Строс; [Пер., вступ. ст. и примеч. Островского А. Б.]. - Москва : Республика, 1994. – 382 с.
10. Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7. – С. 152 - 164.
11. Орлов В.В. Первобытное мышление. Часть 2 , 1998 – С. 121 – 130
12. Павлов И.П. "Мозг и психика". – М. “МПСИ”, 2004 – С. 64-71
13. Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., 1974. – 488 с.
14. Психология мышления. Под ред. Гиппенрейтер и Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. – С. 130-140
15. Токарев С.А. Сущность и происхождение магии. В сб.: исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959. – 265 с