Культура Древней Руси XI-XIII веках

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 24 24 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 24.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. БЫТ ДРЕВНЕЙ РУСИ 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ 8
2.1. Духовная культура Древней Руси (письменность, летописание, литература) 8
2.2. Материальная культура Древней Руси 12
ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ 15
3.1. Развитие архитектуры в Древней Руси 15
3.2. Изобразительное искусство и музыка – как пример мощи русской культуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

Монументальная живопись — главная составная часть отделки интерьера древнерусских дворцов и храмов, украшались роскошными настенными мозаиками, фресками, резным камнем, мозаичными полами и разнообразными произведениями прикладного искусства. Размещение живописи на стенах храмов осуществлялось в соответствии с так называемыми иконографическими схемами, которые в свою очередь были разработаны ведущими древнерусскими теологами. В качестве одного из главных требований выдвигалось то, чтобы расположение живописи и композиции было сделано в соответствии с принятой церковной иерархией. По сути, художник не мог проявить в полной мере свою творческую фантазию, поскольку все его мастерство было строго подчинено конкретным схемам и образцам, обязательным к соблюдению в это время. О монументальной живописи X века можно в некоторой степени судить только на основании археологических находок, обнаруженных во время раскопок Десятинной церкви в Киеве. Здесь найдены разноцветные кубики от настенных мозаик, обломки штукатурки с остатками фресок, части мозаичного пола. Особый интерес представляет фресковый фрагмент, изображающий верхнюю часть лица какого-то святого. Живопись отмечается искусной передачей формы и большой архаикой даже по сравнению с византийскими художественными произведениями X века техника фрески напоминает живопись восковыми красками (энкаустику).В христианском храме все изображения размещали в определенных местах интерьера согласно тщательно разработанной программе, рассчитанной на утверждения княжеской власти. Система росписи была строго отшлифована, она приобретала четкость и завершенность не только в богословских диспутах, что уточняли символы веры и церемониал религиозных служб, но и в связи с развитием архитектурных форм христианского храма.Новым в художественной практике мастеров стало также объединение в одно целое двух циклов изображений — мозаичный и фресковый, что, как известно, в Византии не практиковалось. Все эти существенные черты развития древнерусской монументальной живописи выдвинули его в ряд оригинальных, самобытных явлений мирового искусства. Древнерусские художники отличались крайне высоким уровнем технического мастерства и демонстрировали высокую развитость художественного стиля в сфере мозаичной живописи, что в свою очередь по-настоящему ценилось западноевропейскими представителями монументального искусства. В связи с тем, что мозаика относится к сложным и драгоценным техникам монументальной живописи, большую популярность в Древней Руси приобрела фреска. Благодаря превосходным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, которые досконально знались на ней, некоторые фресковые ансамбли, созданные во времена Древней Руси, сохранились до наших времен. На протяжении веков фресковые росписи древнерусских церквей не потускнели, не потеряли насыщенности цветов и оказались устойчивыми к влаге. Это свидетельствует о чрезвычайно высоком профессиональном уровне древних мастеров. Большое место и значение в росписях собора отводится орнаментам. Созданные древнерусскими мастерами орнаменты, будто большой красочный ковер, покрывают фактически все стены строения. Предпочтение отдается растительной тематике, которые обладают близкими аналогами среди памятников древнерусской книжной миниатюры.Особая роль в древнерусском изобразительном искусстве принадлежала иконописи и живописи по дереву. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам. Важнейший сохранившийся до наших дней памятник иконописи – икона Владимирской богоматери. Первые росписи и иконы исполняли греческие мастера. Они перенесли на Русь сложившиеся к тому времени технические приемы и художественные принципы. Иконы писали на досках, преимущественно липовых, по меловому грунту-левкасу минеральными и органическими пигментами, растертыми на яичном желтке (темперная живопись). Начиная с XI века, появились первые ученики греческих мастеров. Монахи Киево-Печерского монастыря, вместе с преподобным Алимпием, трудились, чтобы не только открыть, но и развивать уже русскую иконописную школу. Монгольское нашествие, около середины XIII века, которое на время поработили значительную часть России, не только уничтожило очень многое, но и в значительной мере приостановило развитие иконописи и написание новых икон. Сохранившиеся иконы до нашего времени и вновь открытые иконы того периода, которых очень мало, относятся лишь к концу XI, XII и XIII векам, причем почти все они с большей или меньшей достоверностью приписываются мастерам из Великого Новгорода. Важной частью древнерусской духовной культуры была музыка. На Руси получили распространение обрядовые танцы, песни, скоморошеские игры, гуслярское пение. Древнерусская музыка была связана с обрядами, верованиями, земледельческим трудом. Дома, на пирах, на площадях исполнялись былины, обрядовые, трудовые, плясовые, игровые, колыбельные и другие песни. В Киевской Руси авторами и исполнителями песен были волхвы и скоморохи. Они использовали такие инструменты, как трубы, волынки, дудки, бубны, свирели.Известным певцом был Боян, живший при дворе Святослава Ярославича, который славил подвиги князей, а также галичанин Митус, упоминавшийся летописью в 1241 г. О развитии музыкально-театрального искусства на Руси можно делать выводы по сохранившимся фрескам на башнях Софии Киевской. На одной из них изображен оркестр из семи исполнителей, играющих на флейте, трубе, лютнях, гуслях, органе. Скоморошеские танцы и игры, вышедшие из глубокой языческой старины, были чрезвычайно распространены на Руси, хотя и осуждались Русской православной церковью.Церковное пение после Крещения Руси стало важным элементом русской музыкальной культуры. К концу XI – началу XII века появляются первые рукописные книги, включавшие в себя песни для богослужения. По своему содержанию они испытывали византийское церковное влияние, но уже появились и отличительные черты, свойственные только древнерусским народам. Также, в Киевской Руси развился такой музыкальный жанр, как колокольный звон. Существуют такие его виды, как благовест, перезвон, собственно сам звон.Таким образом, проведенный анализ особенностей изобразительного искусства Древней Руси позволяет сделать вывод о том, что для него характерны по-настоящему самобытный стиль и уникальные черты. Музыка являлась уникальным явлением Киевской Руси. Исполнителям древнерусской музыки удалось создать оригинальные жанры. Был расширен и обогащен византийский канон, который впитал в себя особенности национального характера. Церковная музыка была необходимой для развития культуры Древней Руси.ЗАКЛЮЧЕНИЕРассвет Древней Руси приходится на X – середину XI вв. «Страна городов» - Гардарика, именно так в этот исторический период часто называли Древнюю Русь. Это объясняется большим количеством городов, возникающих повсеместно. Среди таких городов особенно выделяются Новгород, Киев, Смоленск, Чернигов и др.Несомненно, что на становление и развитие культуры, искусства Древнерусского государства большое влияние оказало православие, которое обрело статус официальной религиозной идеологии и постепенно вытеснило язычество. Христианская парадигма имела созидательное воздействие, что повлияло на все сферы древнерусского бытия, включаю повседневную культуру и политическую мысль.Принятие христианства способствовало установлению более тесных связей между Древней Русью и Византией, странами Средиземноморья и передней Азии. Произошло синтезирование культурных традиций восточных славян и наследия других цивилизаций. Историческое самосознание Древней Руси поднялось на более высокую ступень. В итоге это привело к возникновению совершенно уникальной культуры. Принятие христианства и признание его государственной религией стало для Древнерусского государства поворотным и весьма большим событием в истории, имеющее прогрессивное значение. Произошла ликвидация пережитков родового строя, обычая кровной мести, многоженства. Стала развиваться наука, техника, искусства, ремесла, торговля. Совершенствовались различные технологии строительства.На Русь прибыли византийские церковнослужители, зодчие, певцы, художники, музыканты, торговцы. Византийская культура благотворно влияла на культуру Древней Руси. Началось распространение письменности на славянском языке.Таким образом, древнерусская культура развивалась благодаря целому ряду факторов: торговых, религиозных, правовых, политических. Тесное взаимодействие с соседями обогащало культуру и искусство Древней Руси. При этом древнерусская культура оставалась самобытной, оригинальной, отличающейся от западноевропейского образца. Духовная культура древней Руси во многом превосходила современные ей западноевропейские государства, где не было такого распространения письменности, грамотности среди населения, какое было характерно для Древней Руси. По своему стилю и содержанию, древнерусская литература была совершенна. Духовная культура определяла траекторию политической и правовой мысли Древней Руси, диктуя содержание и формы выражения политических и правовых идей.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточникиПовесть временных лет / Пер. Д.С. Лихачева. – СПб.: Наука, 1996. – 668 с.ЛитератураАлхаледНазех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 263-271.ЖукС.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2007. – 256 с.Килимник Е.В. Памятники культуры Древней Руси X – XIII вв. // Теория и практика мировой науки. – 2023. - №5. – С. 40-46.Кириченко О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. – СПб.: Алетейя, 2020. – 958 с.Тагиева С.Ч. Культура Киевской Руси // Евразийское научное объединение. – 2020. - №12. – С. 559-561.Шааб К.С. Повседневная культура Киевской Руси // Аналитика культурологи. – 2010. - №2. – С. 152-160.Шмарова С.Д. История древнерусского фольклора IX – XII веков // Исторический путь России: из прошлого в будущее. Материалы международной научной конференции. – СПб.: СПГУПТД, 2021. – С. 697-700.Щербакова А.И. Народное музыкальное творчество и духовная музыка Древней Руси // Гуманитарное пространство. – 2014. - №3. – С. 451-456.

1. Повесть временных лет / Пер. Д.С. Лихачева. – СПб.: Наука, 1996. – 668 с.

Литература
2. Алхалед Назех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 263-271.
3. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2007. – 256 с.
4. Килимник Е.В. Памятники культуры Древней Руси X – XIII вв. // Теория и практика мировой науки. – 2023. - №5. – С. 40-46.
5. Кириченко О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. – СПб.: Алетейя, 2020. – 958 с.
6. Тагиева С.Ч. Культура Киевской Руси // Евразийское научное объединение. – 2020. - №12. – С. 559-561.
7. Шааб К.С. Повседневная культура Киевской Руси // Аналитика культурологи. – 2010. - №2. – С. 152-160.
8. Шмарова С.Д. История древнерусского фольклора IX – XII веков // Исторический путь России: из прошлого в будущее. Материалы международной научной конференции. – СПб.: СПГУПТД, 2021. – С. 697-700.
9. Щербакова А.И. Народное музыкальное творчество и духовная музыка Древней Руси // Гуманитарное пространство. – 2014. - №3. – С. 451-456.