Организация работы по патриотическому воспитанию средствами искусства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 24.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1. Сущность понятия патриотического воспитания 5
1.2. Цель, задачи патриотического воспитания 8
1.3. Проблема использования музыки в процессе патриотического воспитания 15
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 19
2.1. Разработка урока по музыке с целью патриотического воспитания подрастающего поколения 19
2.2. Разработка сценария мероприятия по музыке с целью патриотического воспитания подрастающего поколения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

На предыдущем уроке я предложила вам подобрать стихотворные строки о нашей родине. Кто решится?Ответ детей.Прекрасное стихотворение!Этап 1.3. ЦелеполаганиеДавайте сформулируем цель нашего урока.Ответ детей.БЛОК 2. Освоение нового материалаЭтап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материалаМы с вами уже вспомнили понятие «патриот» и решили, что это человек, люди, который испытывает чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей страны.А что же такое патриотизм? Давайте проведем мозговой штурм. Это значит, что вы разделитесь на четыре группы. В группе вы предлагает самые разные элементы патриотизма, а потом вместе объединяете их в одно определение.Работа детей.Закончили работу. Давайте озвучим что у нас получилось?Ответ детей.Итак, мы решаем, что патриотизм – это политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради нее, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Запишем определение в нашу творческую тетрадь.Многие композиторы-классики обращались к патриотической теме. Постарайтесь вспомнить Произведения и фамилии композиторов на эту тему. ….Ответ детей.В общем, вы правы. Одним из верных патриотов нашего государства был Модест Петрович Мусоргский. Его наследие вам хорошо известно. Особый интерес вызывает его цикл, получивший название «Картинки с выставки». Рекомендую вам послушать сюиту под названием «Богатырские ворота».Прослушивание сюиты.Друзья, зачем использовать слово «богатырские»? Расскажите мне о произведении? Оно восхваляет величие русского народа. Плотная текстура, мощь и сила. Музыка торжественная, величавая, звучит возвышенно и мощно. В ней присутствует торжественный церковный колокольный звон. Как можно охарактеризовать это произведение? Вокальное или инструментальное? Программное или не программное?Ответ детей.Вот великий композитор Михаил Иванович Глинка создал музыкальное произведение, которое он просто назвал «Патриотическая Песня». Эта композиция, написанная два века назад, до сих пор трогает сердца русских людей. В течение целых десяти лет она звучала как гимн в нашей стране. И наши бабушки с дедушками помнят это. Давайте послушаем.Прослушивание песни.Друзья, вы отметили сходство в звучании двух произведений?Ответ детей.Верно! Выразительные средства музыки - мелодия звучна, ровна, торжественна. Интонации – яркие, праздничные. Ритм равномерный, раздольный. Темп медленный. Тембр сочный. Лад – мажорный. Регистры разнообразные. Оба произведения объединяет сочетание мужества, лиризма и душевности. Молодцы, друзья!Этап 2.2. Проверка первичного усвоения А теперь пройдем небольшой тест на тему творчества М.П. Мусоргского.https://learningapps.org/4443095БЛОК 3. Применение изученного материалаЭтап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуацияхА теперь берем тексты песни «Многая лета русской земле». Послушаем ее:Прослушивание песни.Давайте попробует ее спеть.Пение.Спасибо, замечательная работа. Мне хотелось бы обсудить следующее. Эта песня посвящена не только нашей огромной стране, верно? Можно заметить и другие аспекты? Правильно! В ней касается тема малой родины, или как принято говорить, родного края. Подтвердите это цитатами из текста...Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизниДавайте попробуем сочинить синквей на тему патриотической музыки. Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Ответ детей.Молодцы!Этап 3.3. Систематизация знаний и уменийРебята, вы убедились в том, что тема любви к Родине, тема патриотизма вдохновляла и вдохновляет композиторов разных эпох на сочинение замечательных, душевных и высоких духом музыкальных произведений. Всего доброго вам и вашим родным!БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыковЭтап 4.1. Диагностика/самодиагностикаПоиграем в игру. Итак, игра по творчеству М.И. Глинки.https://learningapps.org/21350371И игра по творчеству М.П. Мусоргского.https://learningapps.org/4464952БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее заданиеЭтап 5.1. РефлексияИспользуя смайлики опишите свое настроение и состояние на уроке (показ карточек с изображением трех лиц – веселого, грустного, нейтрального).Этап 5.2.Домашнее заданиеСоставить конспект доклада на тему «Творчество М.И. Глинки».2.2. Разработка сценария мероприятия по музыке с целью патриотического воспитания подрастающего поколенияТакже можно предложить сценарий мероприятия «Конкурс Патриотической песни».Вступление:Чтец Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны,В том, что они — кто старше, кто моложе —Остались там, и не о том же речь,Что я их мог, но не сумел сберечь,-Речь не о том, но все же, все же, все же…Ведущий №1. Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех воин в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за Великую Победу, живут среди нас ветераны войны. Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.Ведущий №2. Куда б ни шел, ни ехал ты,Но здесь остановись,Могиле этой дорогойВсем сердцем поклонись.Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,Ученый иль пастух,-Навек запомни: здесь лежитТвой самый лучший друг.И для тебя и для меняОн сделал все, что мог:Себя в бою не пожалел,А родину сберег.Ведущий №1.С первых суровых дней Великой Отечественной песня воевала вместе с Красной Армией, вместе с народом. Песня создавалась красноармейцами и политработниками, писателями и композиторами-профессионалами и любителями.Ведущий №2. Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма.Ведущий №1. Сегодня мы проводим конкурс военно-патриотических песен и стихов. Поприветствуем членов жюри. Напоминаем условия конкурса. В конкурсе участвуют учащиеся 1-4 классов. Он оценивается по следующим критериям: Исполнительское мастерство.Соответствие репертуара возрастным особенностям.Сценическое мастерство.Ведущий №2. На сцене …. класс с песней …Ведущий №1. На сцене …. класс с песней …Ведущий №2. На сцене …. класс с песней …Ведущий №1. На сцене …. класс с песней …Ведущий №2. На сцене …. класс с песней …Ведущий №1. На сцене …. класс с песней …Ведущий №2. На сцене …. класс с песней …Ведущий №1. На сцене …. класс с песней …Ведущий№2. Итак, подведем итог нашего конкурса. Объявление победителей. До свидания, дорогие друзья! Желаем вам счастья и добра, а главное – мира.В рамках данного мероприятия был проведен конкурс военно-патриотической песни в начальной школе, т.е. среди учащихся 1-4 классов. Тема мероприятия – военно-патриотическая песня. Данная тема крайне актуальна, т.к. становление Российской Федерации как соседства было и остается одним из самых сложных и многообразных процессов. Большое период истории нашей страны представляет собой борьбу за независимость, а также культурную, национальную идентичность. Как следствие, нет ничего странного в том, что в России патриотизм выступает в роли краеугольного камня для всей системы государственной идеологии. Россия – это страна, которая сегодня крайне нуждается в адекватной система военно-патриотического образования. Эта задача сегодня решаться непрерывно, в том числе в общеобразовательных организациях, например в рамках внеурочной деятельности.Целью мероприятия являлось воспитание у учащихся чувства патриотизма, развитие и углубление у них знаний об истории и культуре России, развитие способностей осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях, развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.Форма проведения мероприятия – конкурс военно-патриотической песни.Дети проявили чрезвычайную активность, они были эмоциональны, воодушевлены, что говорит о достижении поставленной цели.ЗАКЛЮЧЕНИЕБудущее любого государства напрямую зависит от того, какой фундамент в данный момент закладывается в детях. Это связано с тем, что именно подрастающее поколение способно обеспечить преемственность, прогрессивное изменение любого общества. Как следствие, проблема гражданско-патриотического воспитания детей является одной из самых актуальных проблем современности. Не случайно патриотическому воспитанию уделяется немало внимания во всех базовых нормативно-правовых актах, связанных с системой образования в нашей стране. Уже сегодня говорится о том, что направление воспитания молодого поколения должно быть направлено не только на получение знаний и навыков, которые необходимы в современном мире, но и на формирование у детей традиционных нравственных ценностей, любви к своему Отечеству, уважения к его традициям, народу России во всем его многообразии.Высокого уровня военно-патриотического воспитания возможно добиться только при условии использования комплексного подхода, частью которого должна быть образовательная система в различных предметных областях, в т.ч. в рамках изучения курса музыкального искусства.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГолованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В четырех томах. Том 3. / В.И. Даль. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, Lingua, 2006. – 928 с.ЗайнутдиноваО.А. Роль урока музыки в патриотическом воспитании учащихся общеобразовательной школы / О.А. Зайнутдинова // Новые вопросы в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 31-33.ИпполитоваН.В. Патриотическое воспитание учащихся: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Н.В. Ипполитова. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84 с.КормишенковаЕ.М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки / Е.М. Кормишенкова // Альманах современной науки и образования, 2009. – № 10-1. – С. 72-73.КотруцаЛ.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы// Вестник Адыгейского государственного университета / Л.Н. Котруца. – Майкоп: АГУ, 2007. – Серия 3: Педагогика и психология. – №3 – С. 176-183.Манина Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. №7. – С. 285-288.Марьин В.В. Сущность, содержание и специфика российского патриотизма / В.В. Марьин // Актуальные проблемы социогуманитарногознания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М., 2002. – Вып. X. ч. IV.Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 156 с.Наумов С.Ю. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: учеб. пособие / С.Ю Наумов, Н.Я. Чернышкина/ предисл. Ю.И. Тарского. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2007. – 172 с.Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, АСТ, 2015. – 736 с.Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции»; авт.сост.: Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. – М.: АС-Траст, 2009. – 240 с.Патриотическое воспитание: критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию [Электронный ресурс]: Росвоенцентр. – Режим доступа: http://www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/trete-napravlenie/monografii-entsiklopedii-posobiya/posobiya-rekomendatsii-sborniki/kriterii-i-osnovy-metodiki-otsenki-rezultatov.php (дата обращения: 23.05.2024).СковородкинаИ.З. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 640 сФедеральная рабочая программа основного общего образования «Музыка» (для 5-8 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/frp-muzyka_5-8_klassy.pdf (дата обращения: 23.05.2024).

1. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В четырех томах. Том 3. / В.И. Даль. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, Lingua, 2006. – 928 с.
3. Зайнутдинова О.А. Роль урока музыки в патриотическом воспитании учащихся общеобразовательной школы / О.А. Зайнутдинова // Новые вопросы в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 31-33.
4. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Н.В. Ипполитова. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84 с.
5. Кормишенкова Е.М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки / Е.М. Кормишенкова // Альманах современной науки и образования, 2009. – № 10-1. – С. 72-73.
6. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы// Вестник Адыгейского государственного университета / Л.Н. Котруца. – Майкоп: АГУ, 2007. – Серия 3: Педагогика и психология. – №3 – С. 176-183.
7. Манина Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. №7. – С. 285-288.
8. Марьин В.В. Сущность, содержание и специфика российского патриотизма / В.В. Марьин // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М., 2002. – Вып. X. ч. IV.
9. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 156 с.
10. Наумов С.Ю. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: учеб. пособие / С.Ю Наумов, Н.Я. Чернышкина / предисл. Ю.И. Тарского. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2007. – 172 с.
11. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, АСТ, 2015. – 736 с.
12. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции»; авт.сост.: Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. – М.: АС-Траст, 2009. – 240 с.
13. Патриотическое воспитание: критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию [Электронный ресурс]: Росвоенцентр. – Режим доступа: http://www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/trete-napravlenie/monografii-entsiklopedii-posobiya/posobiya-rekomendatsii-sborniki/kriterii-i-osnovy-metodiki-otsenki-rezultatov.php (дата обращения: 23.05.2024).
14. Сковородкина И.З. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 640 с
15. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Музыка» (для 5-8 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/frp-muzyka_5-8_klassy.pdf (дата обращения: 23.05.2024).