Орф-педагогика вчера, сегодня, завтра

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 24.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ 5
1.1 Историческое развитие Орф-педагогики 5
1.2 Современное состояние Орф-педагогики 8
1.3 Перспективы развития Орф-педагогики 11
2 АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 1 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ КАРЛА ОРФА «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА ГНОМОВ» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29

Фрагмент для ознакомления

Введение в урок элементов сказочной тематики, таких как история о гномах, помогает создать увлекательную и волшебную атмосферу, что способствует поддержанию интереса детей и их активному участию в процессе обучения. Учителю следует использовать этот подход для создания разнообразных и интересных сценариев уроков, которые будут стимулировать творческую активность и воображение детей.Важно также отметить роль рефлексии в процессе обучения. Учитель может предложить детям обсудить свои впечатления от урока, поделиться тем, что им особенно понравилось или запомнилось. Это поможет учителю лучше понять потребности и интересы детей, а также скорректировать дальнейшие занятия в соответствии с полученными отзывами.Заключительный этап урока, включающий коммуникативную игру-прощание, способствует созданию позитивного эмоционального фона и завершению занятия на приятной ноте. Учитель может использовать различные формы прощания, такие как песня, ритмическая фраза или короткий танец, чтобы сделать этот момент особенным и запоминающимся для детей.Таким образом, урок по Орф-педагогике "Сказочная страна гномов" демонстрирует высокий потенциал методики Карла Орфа в музыкальном образовании. Он сочетает в себе элементы музыки, движения и речи, создавая условия для всестороннего развития детей и их активного участия в процессе обучения. Учителю важно продолжать исследование и внедрение инновационных подходов в образовательный процесс, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность раскрыть свои таланты и способности в условиях творчества и сотрудничества.В заключение можно отметить, что методика Карла Орфа является мощным инструментом для музыкального образования, способствующим всестороннему развитию детей. Урок "Сказочная страна гномов" показывает, как интеграция музыки, движения и речи может создать увлекательное и эффективное образовательное пространство. Учителям следует активно использовать и адаптировать методику Орфа в своей практике, чтобы каждый ребенок мог развивать свои способности и таланты в условиях творчества, сотрудничества и взаимопонимания.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение данной курсовой работы, посвященной теме «Орф-педагогика вчера, сегодня, завтра», следует подвести итоги выполненных задач и осмыслить результаты проведенного исследования. В рамках данной работы были рассмотрены основные аспекты исторического развития Орф-педагогики, проанализировано ее современное состояние, а также намечены перспективы дальнейшего развития метода.В первой части работы мы исследовали истоки и концептуальные основы метода Карла Орфа. Было установлено, что Орф-педагогика основывается на синтезе музыки, движения и речи, что обеспечивает целостный подход к развитию детей. Биография Карла Орфа и его педагогическая деятельность сыграли ключевую роль в формировании этого метода, что позволило понять глубину и значимость его вклада в музыкальное образование. Влияние исторических и культурных контекстов на формирование методики также было проанализировано, что дало возможность оценить, как социальные, политические и культурные факторы способствовали развитию и распространению Орф-педагогики.Развитие Орф-педагогики в XX веке было рассмотрено через призму ключевых этапов и значимых событий, которые оказали влияние на эволюцию метода. Исследование показало, что вклад различных педагогов и исследователей, а также институциональная поддержка сыграли важную роль в адаптации и распространении метода Орфа. Было установлено, что Орф-педагогика получила признание в различных странах, что способствовало ее интеграции в образовательные системы и влиянию на педагогические практики.Современное состояние Орф-педагогики было охарактеризовано анализом основных принципов и подходов, применяемых в образовательной практике. Интеграция музыки, движения и речи, использование импровизации и творческих методов в обучении были рассмотрены на примерах успешного применения метода Орфа в различных образовательных контекстах. Дошкольное и школьное образование, а также специальные образовательные учреждения продемонстрировали высокую эффективность метода Орфа для развития детей разного возраста и с различными потребностями.Современные исследования подтвердили эффективность Орф-педагогики и указали на новые направления ее развития. Важные выводы были сделаны на основе анализа исследований, посвященных влиянию Орф-педагогики на когнитивные, социальные и эмоциональные компетенции учащихся. Новые разработки и инновации в области Орф-педагогики, такие как использование современных технологий и создание новых учебных материалов, были признаны перспективными для дальнейшего развития метода.Перспективы развития Орф-педагогики были рассмотрены с учетом прогнозов и возможных направлений эволюции метода. Влияние технологических инноваций и потенциал для интердисциплинарного взаимодействия были обозначены как ключевые факторы, которые будут определять дальнейшее развитие Орф-педагогики. Вызовы и перспективы интеграции метода в современные образовательные системы также были проанализированы, что позволило выявить проблемы адаптации Орф-педагогики в различных культурных и социальных контекстах и обозначить возможности для глобального сотрудничества и обмена опытом.Таким образом, в ходе данной курсовой работы были выполнены поставленные задачи и достигнуты намеченные цели. Исследование исторического развития Орф-педагогики, анализ ее современного состояния и рассмотрение перспектив развития позволили глубже понять значимость и актуальность метода Карла Орфа в контексте современного образования. Результаты работы подчеркивают важность дальнейших исследований и развития Орф-педагогики для обеспечения всестороннего и гармоничного развития детей в условиях быстро меняющегося мира.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреева, И. П. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: методические рекомендации / И. П. Андреева. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.Балабан, Н. Н. Основы музыкальной педагогики / Н. Н. Балабан. – СПб.: Союз, 2015. – 192 с.Белова, Е. А. Современные подходы к музыкальному воспитанию / Е. А. Белова. – Екатеринбург: Литур, 2018. – 256 с.Бережнова, О. В. Музыка в жизни ребенка: теория и практика / О. В. Бережнова. – Казань: Феникс, 2016. – 234 с.Борисова, Л. И. Воспитание музыкальной культуры детей / Л. И. Борисова. – М.: Академия, 2014. – 198 с.Гамма, Т. М. Музыкальное воспитание: методика и практика / Т. М. Гамма. – СПб.: Питер, 2019. – 212 с.Геллер, Е. И. Карл Орф: жизнь и педагогическая деятельность / Е. И. Геллер. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 178 с.Дунаева, О. В. Инновационные методы музыкального воспитания / О. В. Дунаева. – СПб.: Речь, 2015. – 210 с.Иванова, М. В. Методика Карла Орфа в музыкальном воспитании детей / М. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2017. – 186 с.Кузнецова, Н. П. Развитие музыкальных способностей у детей / Н. П. Кузнецова. – СПб.: Союз, 2014. – 194 с.Лебедева, А. В. Музыкальное образование и его роль в развитии личности / А. В. Лебедева. – М.: Академия, 2018. – 220 с.Лисицкая, Т. В. Методика музыкального воспитания / Т. В. Лисицкая. – СПб.: Питер, 2016. – 198 с.Мещерякова, Л. А. Орф-педагогика: теория и практика / Л. А. Мещерякова. – М.: Академия, 2015. – 204 с.Никитина, Е. В. Музыкальное воспитание в школе: традиции и инновации / Е. В. Никитина. – СПб.: Союз, 2017. – 230 с.Орлов, В. И. Музыка и дети: педагогические основы / В. И. Орлов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 216 с.Петухова, И. А. Методика музыкального развития детей / И. А. Петухова. – Казань: Феникс, 2016. – 248 с.Петрова, Л. К. Карл Орф и его методика / Л. К. Петрова. – Екатеринбург: Литур, 2013. – 192 с.Романова, Т. Н. Музыкально-педагогическая деятельность Карла Орфа / Т. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2015. – 178 с.Смирнова, А. В. Инновационные подходы в музыкальном воспитании / А. В. Смирнова. – СПб.: Речь, 2018. – 202 с.Федорова, Е. Г. Музыкальная педагогика: традиции и современность / Е. Г. Федорова. – М.: Академия, 2017. – 214 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 1 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ КАРЛА ОРФА«СКАЗОЧНАЯ СТРАНА ГНОМОВ»Тип урока: урок-«путешествие», углубление в темуФорма урока: комбинированныйЦель: способствовать повышению активности первоклассников посредством методических приёмов. Продолжать знакомство с музыкальными произведениями через сказочные образы. Создание эмоционального настроя.Задачи:Образовательные: знакомство со сказочным образом в музыке Э. Грига «Шествие гномов», К.Сен-Санса «Карнавал животных» («Аквариум»), работа над дикцией.Развивающие: развитие памяти, воображения, выражения своих чувств и настроений от прослушанных произведений; чувства ритма; способствовать развитию навыков исполнения различных образов в играх, закреплять навыки исполнения танцевальных движений в соответствии с характером музыки.Воспитательные: воспитание интереса к сказке, любви к красоте понимания добра и зла. Поддерживать интерес к пению через создание фонда любимых песен.Универсальные учебные действия:Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости на доступные по настроению музыкальные произведения, интерес к народному творчеству, умение определять добрых героев и злых;Регулятивные: развивать умение слушать задания учителя и давать простейшие ответы; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику сказочных образов.Познавательные: расширять свои представления о музыке,соотносить прослушанные произведения со знакомыми сказочными героями, с произведениями живописи.Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их, умение петь в коллективе.Ресурсы: фортепиано, ноутбук, нотный материал, портрет Э. Грига, презентация, цветные карточки, раскраски, детские музыкальные инструменты из бросового материала, шарики.Музыкальный и видео материал:Эдвард Григ «Шествие гномов» (слушание)Видео фильм «Норвегия»«Добрый гномик», музыка Т.Сониной, слова Новицкой (пение)«Потанцуй со мной,дружок»(танец)Камиль Сен-Санс «Аквариум» (игра)Вход учащихся в класс под музыку (по выбору учителя) 1 этап. Орг. момент -Прозвенел звонок!-Начался урок! Музыкальное приветствие. (попевка «Здравствуйте!», «А кто у нас пришёл?») Улыбнитесь друг другу, и передайте друг другу хорошее настроение.(работа за инструментом)2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)-На прошлом уроке мы говорили с вами о сказках….-Скажите, о чём нам может рассказать сказка?-А, какие сказки вы любите больше всего, почему?-Посмотрите на экран, что вы видите?-Отгадайте загадку? Весёлый колпачокИ ростом он всего лишь С ребячий башмачокС фонариком и с песней Идёт в лесу ночномНе ошибёшься, если Ты скажешь: - это (гном)Тема урока: «Сказочная страна гномов» Хотите попасть в страну гномов? Для этого нам нужно многое узнать о гномах.3 этап. Актуализация знаний-Ребята, скажите, а кто такие гномы? -Правильно вы сказали, что гномик –это маленький волшебник, который делает мир добрым и красивым, сказочным.Характеристика видов деятельности: Размышлять, рассуждать на заданную тему.Выражать эмоциональное отношение к образу главных героев.Ритмодекламация «Кто такие гномы» по модели К. Орфа Т. Боровик и Т. МанинойХарактеристика видов деятельности:Различать настроения и чувства, выраженные в словах.Уметь вести «музыкальный диалог».-Кто такие гномы?-С бородами крошки.-Что у них на ножках?-Красные сапожки.-Аисты сапожки гномам подарили? -Чтобы до рассвета гномы в них кружили. - А вы знаете песенки про гномов?- Давайте споём с вами песенку «Добрый гномик» Характеристика видов деятельности:Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении.Передавать в пении различные интонации.Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом. Логоритмические упражнения «Моем зубки», «Футбол», «Дудочка»Распевки «Жучка», «Жучка и кот», «Три мальчугана»(работа за партами)-Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие, в Северную Норвегию. Это страна озёр, лесов и гор. (просмотр видеофильма)- В этой удивительно красивой и сказочной стране родился и вырос Э. Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образ природы, народные сказания родной страны. -Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется « Шествие гномов».- Послушайте это произведение ( слушание)Задачи: формирование культуры слушания музыки, развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воображения.Характеристика видов деятельности: наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов; -В какой цвет вы окрасите это произведение?Разбор произведения. - Какой характер произведения? (озорной, весёлый, бодрый, шутливый) -Как вы думаете, удалось ли композитору изобразить в музыке шествие гномиков?4 этап. Целеполагание и планирование– Как вам кажется, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига, про злых или добрых? ( музыка таинственная , иногда страшная , злые нотки) (отметить на карточках)5 этап. «Открытие» нового знания ( продолжение изучения темы) Мы с вами хорошо подготовились, теперь отправимся в путь. А перемещаться мы будем с помощью волшебных конвертиков, которые спрятали гномики. Вы согласны?Давайте откроем первый конверт.Посмотрите, здесь спрятано солнышко …Звуки какого времени года спрятаны в конвертике?(Весны)Я думаю, нас приглашают отправиться в весенний лес.Ты конвертик, помоги,Нас на тучу синюю посади,В лес весенний отнеси.Вот мы и в весеннем лесу. Сколько же звуков можно услышать весной! Давайте поиграем с ними.Логоритмическая игра «Весна» по методике Карла ОрфаХарактеристика видов деятельности:Импровизировать в форме театрализации в соответствии с образами, заданными .в стихотворении.Выражать мимикой и жестами настроение исполняемого произведения.Пригрело весеннее солнышко. (Руки вверх)С пригорка побежал веселый ручеек (Язычком болтают, мелодия сверху вниз)До краев наполнил глубокую лужу (То же, только мелодия снизу вверх)Из-под коры выбрались жучки (Ж-Ж-Ж)И маленькие букашки (З-З-З)Вот, из-под старого пня выполз еж (ф-ф-ф)Ожил муравейник (Трут ладошками)А лес наполнился птичьими голосами (чик-чирик, ку-ку)Вот под теплым солнышком проснулся кузнечик и прыгает с одуванчика на одуванчик. Ребята, а вы знаете, что кузнечик еще и прекрасный музыкант. У него есть любимый инструмент. Отгадайте какой? (Ответ детей) У нас есть тоже любимые инструменты и любимая игра. Музыканты выходите, инструменты вы берите! Игра «Оркестр шумовых инструментов»Характеристика видов деятельности:Осваивать навыки тактирования (дирижирования) в двухдольном метре.А сейчас, ребята, не хотите ли узнать какие, звуки спрятаны во втором конверте?Слушайте.  Дети, сравнивают этот звук со скрипом снега.Посмотрите, здесь спрятан снежок. Звуки какого времени года вы услышали?(Зимы)Мне кажется, я догадалась, куда мы отправимся - на крайний север.Ты конвертик, помоги.Нас на крайний север отнеси.Где снег и лёд бывает круглый год.Зима- это не всегда стужа и холод. Зима-это большой праздник. Это праздник Нового года. А Новый год-это шутки и танцы.Давайте потанцуем…Танец «Потанцуй со мной, дружок!»Характеристика видов деятельности:Осуществлять музыкально-ритмические движения в соответствии с заданными критериями..«Открытие» нового знания( продолжение изучения темы-слушание)Ну что же, нам ведь очень хочется узнать, какие звуки спрятаны в третьем конвертике.Здесь спрятана морская звезда, а мы отправляемся на берег теплого моря.В черной – при чёрной морской глубине,Звезды морские лежат в тишине.Давайте послушаем, о чем же они мечтают. Сен-санс «Аквариум»Игра «Звёзды» Морские звезды – девочки сидят по-турецки, раскачиваются…Небесные звезды – мальчики, легко бегают.Остановка музыки, меняются местами.Вот и подошло наше путешествие к концу. Нужно возвращаться… воздушные шарики помогут нам быстро вернуться…Сейчас подую на вас и вы окажетесь за партами…7 этап. Рефлексия и оценивание Вспомните, где мы побывали. А где вам больше всего понравилось? Выберите фигурку (звезда, снежинка, солнышко)Ребята, а что это? Шкатулка.А что же спрятано в ней?Да здесь же камни с подземного царства, это гномы-шалунишки их оставили для вас! Ребята, я слышала, что они волшебные и исполняют желания. Нужно взять камень в руку, согреть его и прошептать свое заветное желание! И так начнем волшебство… Ну вот, теперь ваши желания должны исполнится…. 8 этап. Домашнее задание: Расскажите родителям о сказочных музыкальных героях и вместе разукрасьте рисунок гнома. Всего вам доброго, ребята! До свидания!

1. Андреева, И. П. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: методические рекомендации / И. П. Андреева. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
2. Балабан, Н. Н. Основы музыкальной педагогики / Н. Н. Балабан. – СПб.: Союз, 2015. – 192 с.
3. Белова, Е. А. Современные подходы к музыкальному воспитанию / Е. А. Белова. – Екатеринбург: Литур, 2018. – 256 с.
4. Бережнова, О. В. Музыка в жизни ребенка: теория и практика / О. В. Бережнова. – Казань: Феникс, 2016. – 234 с.
5. Борисова, Л. И. Воспитание музыкальной культуры детей / Л. И. Борисова. – М.: Академия, 2014. – 198 с.
6. Гамма, Т. М. Музыкальное воспитание: методика и практика / Т. М. Гамма. – СПб.: Питер, 2019. – 212 с.
7. Геллер, Е. И. Карл Орф: жизнь и педагогическая деятельность / Е. И. Геллер. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 178 с.
8. Дунаева, О. В. Инновационные методы музыкального воспитания / О. В. Дунаева. – СПб.: Речь, 2015. – 210 с.
9. Иванова, М. В. Методика Карла Орфа в музыкальном воспитании детей / М. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2017. – 186 с.
10. Кузнецова, Н. П. Развитие музыкальных способностей у детей / Н. П. Кузнецова. – СПб.: Союз, 2014. – 194 с.
11. Лебедева, А. В. Музыкальное образование и его роль в развитии личности / А. В. Лебедева. – М.: Академия, 2018. – 220 с.
12. Лисицкая, Т. В. Методика музыкального воспитания / Т. В. Лисицкая. – СПб.: Питер, 2016. – 198 с.
13. Мещерякова, Л. А. Орф-педагогика: теория и практика / Л. А. Мещерякова. – М.: Академия, 2015. – 204 с.
14. Никитина, Е. В. Музыкальное воспитание в школе: традиции и инновации / Е. В. Никитина. – СПб.: Союз, 2017. – 230 с.
15. Орлов, В. И. Музыка и дети: педагогические основы / В. И. Орлов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 216 с.
16. Петухова, И. А. Методика музыкального развития детей / И. А. Петухова. – Казань: Феникс, 2016. – 248 с.
17. Петрова, Л. К. Карл Орф и его методика / Л. К. Петрова. – Екатеринбург: Литур, 2013. – 192 с.
18. Романова, Т. Н. Музыкально-педагогическая деятельность Карла Орфа / Т. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2015. – 178 с.
19. Смирнова, А. В. Инновационные подходы в музыкальном воспитании / А. В. Смирнова. – СПб.: Речь, 2018. – 202 с.
20. Федорова, Е. Г. Музыкальная педагогика: традиции и современность / Е. Г. Федорова. – М.: Академия, 2017. – 214 с.