Анализ книги Теодора Адорно
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 22.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Франкфуртская школа социологии критики: общий обзор 5
1.1. Институционализации Франкфуртской школы 5
1.2. Социологические концепции Франкфуртской школы 6
Глава 2. Социология музыки Т. В. Адорно 11
2.1. Основные идеи социологии критики Адорно 11
2.2. Социологическая концепция музыки Т. В. Адорно 15
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Первый вид практик является критическим, противодействует идеологии, в то время как второй вид воплощает эту идеологию. Массовая культура не удовлетворяет Адорно, так как она тесно связана с обществом масс, которое породило ее, и одновременно закрепляет это общество, формируя образ «массового человека» и способствуя появлению «нового мира». Следует отметить, что основные рассуждения Адорно по поводу идеологичности искусства базируются на музыкальном материале, но применимы и к другим видам искусства, а также к науке и философии[10].Исследование особенного положения музыки в идеологическом контексте обусловлено прежде всего физиологическими особенностями уха, которое является пассивным органом и неспособно самостоятельно избежать воздействия звуков. Кроме того, абстрактность и безымянность музыки по сравнению с другими видами искусства создают особую атмосферу, привлекающую внимание. В свете этих факторов, потеря активности восприятия стимулирует углубленное понимание звуковых проявлений[12, с. 14].Очевидно, что при создании музыкальных произведений композиторы неизбежно опираются на культурные и эпохальные традиции, используя определенные звуковые сочетания и техники работы с ними. Именно этот аспект привлек внимание Адорно, ставший отправной точкой для развернутого анализа и обсуждения важных вопросов в области музыкального искусства.Материал музыки подчиняется собственным законам движения, которые формируются в процессе общественного развития. Исторические изменения в музыкальном материале отражают и регистрируют следы общественных изменений, даже если сама музыка и общество не взаимодействуют или находятся в противостоянии друг с другом. Адорно указывает на существование механизма влияния общества на искусство и музыку, хотя это обсуждается очень общими и абстрактными терминами, скорее как установление факта. В итоге, в исследованиях Адорно наблюдается пропасть между социумом и музыкальной структурой, которая остается незаполненной, поскольку механизм социально-исторической обусловленности постепенно переходит из одной сферы в другую[17].Параллели между обществом и музыкой в трактовке Адорно являются всего лишь словесными аналогиями, не основанными на самих объектах и опирающимися на двусмысленное использование таких понятий, как «интеграция», «субъект и объект» или «общее и особенное». Философ настаивает на необходимости рассмотрения музыкального материала с исторической точки зрения, отвергая идею об инвариантном «понимании» музыки всех времен. Важность «законов движения материала» подразумевает, что «не все возможно в каждую из эпох»[17].Адорно обращает внимание на значимость музыкального материала и его социальной природы. Он подчеркивает, что этот материал не является продуктом природы, даже когда он представлен перед художником в этом качестве, а скорее имеет полностью исторически сложившийся характер. Он отмечает, что музыкальный материал носит насквозь исторический характер, что делает его особенно важным и интересным объектом исследования.В соответствии с Адорно, подлинная, содержательная и глубокая музыка должна быть инновационной, то есть, диссонантной.Теодор Адорно высказывает мысль о том, что радикальная музыка способна поглубже понять страдание людей, необремененное иллюзиями. Он также обращает внимание на тональные созвучия, которые, по его мнению, являются отталкивающими на фоне диссонантно-атональных звуков. В своем анализе атональных и тональных элементов музыки, Адорно использует термины «истинно» и «ложно», «правдиво» и «фальшиво», что придает его работе рациональный и интеллектуальный характер. Таким образом, в его исследованиях прослеживается сочетание умственной аналитичности с эмоциональным восстанием против социальных неравенств.В различных публикациях Адорно высказывает протест против эмоционального начала в музыке. Он подчеркивает, что музыкальный антиинтеллектуализм, который часто ассоциируется с чувством, обычно поддается влиянию текущих событий без сопротивления. Великое достоинство в музыке заключается в объективной последовательности музыкального мышления. Анализируя структуру новой музыки, можно увидеть ее влияние традиций «Искусства фуги», творчества Бетховена и Брамса.Важным аспектом музыкально-социологической концепции Адорно является «структурное слушание». В своих работах Адорно отвергал идею о том, что искусство должно отражать реальность. Он считал, что искусство отражает социальные противоречия и был сторонником К. Маркса в этом вопросе. Однако, вопреки убеждениям Маркса о превалировании бытия над сознанием, Адорно утверждал об общности и тождестве структур, формирующих как общество, так и музыку. Именно об этом важном выводе говорит Адорно в своей первой лекции «Типы отношения к музыке».Первый тип слушателя и отношения к музыке, который автор называет «типом эксперта», обладает способностью «структурно слушать» [18]. Это означает, что такой слушатель способен уловить на слух все или, по крайней мере, важнейшие композиционно-технические детали, «конкретную музыкальную логику» и особую причинность последования событий в музыкальном произведении, которая заключена в его технике. В дальнейшем, Адорно предлагает иерархию типов отношения к музыке, основанную на постепенном удалении от идеального слушателя. Четвертый тип, который Адорно выделяет, это «эмоциональный слушатель», который руководствуется не отношением к специфической внутренней организации музыки, а своей собственной ментальностью, которая не зависит от объекта.Исследования показывают, что музыка играет важную роль в процессе выражения эмоций и освобождения внутренних инстинктов. Согласно теории, представленной в исследовании, музыка действует как средство, способное активировать и освободить скрытые инстинкты у человека.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе были рассмотрены взгляды Т. В. Адорно на музыку и развитие музыкальной культуры, которые легли в основу его труда «Социология музыки».На основании проведенного исследования можно сделать выводы.Оценивая значение общей критической теории Т. Адорно для развития социологической науки, необходимо выделить следующие принципиальные моменты. Во-первых, важным для социологического знания является утвержденный Т. Адорно принцип констелляции, как необходимости контекстуального изучения социальных явлений. Во-вторых, критика философом понятийного мышления акцентирует внимание на потенциальной неполноте такого способа познания и требует внимания к единичности. В-третьих, понятие ускользающей реальности фиксирует такое важное для социологической науки качество, как принципиальная незавершенность социального знания.В своих трудах Адорно не стремится к формулированию универсального определения музыки, предпочитая рассматривать музыку как живую, постоянно меняющуюся систему. Он анализирует взаимоотношения между людьми и музыкой, выделяя различные категории аудитории. Адорно утверждает, что структура музыкального произведения в определенной степени влияет на реакцию слушателей, поскольку произведения сами по себе являются объективными формами. Объективные структуры, заложенные в музыкальных композициях, могут интерпретироваться слушателями по-разному, в зависимости от их восприятия и реакций на произведения. Таким образом, основой типологии Адорно является понимание слушателем и его реакция на прослушиваемую музыку.Адорно, изучая музыку в общем плане как объективную структуру, выделяет два ее типа: легкую и серьезную. В своей концепции культуры Хоркхаймер и Адорно отмечают, что легкая музыка характеризуется стандартизацией, чей рост в обществе они отмечают. Согласно Адорно, серьезная музыка, в отличие от легкой, имеет более гибкую, изменчивую структуру. Каждая деталь музыкального произведения в серьезной музыке обладает определенным значением, и их взаимосвязь определяет целостность произведения. В свою очередь, в легкой музыке присутствует стандартная форма, не допускающая существенных отклонений и устанавливающая эмоциональное состояние слушателя.С учетом того факта, что в настоящее время подавляющее большинство аудитории музыки составляют любители развлечений, а особой популярностью пользуется именно легкая музыка, вопрос о предназначении музыки, по мнению Адорно, представляется не совсем очевидным. Согласно его взгляду, в данном общественном контексте нельзя назвать главной функцией музыки эстетическую. Основной ролью музыки, по мнению Адорно, является социальная функция. Несмотря на то, что сами музыкальные произведения и вложенные в них значения не всегда полностью доходят до аудитории, они создают своеобразное представление о «голосе общества», смягчают ощущение изгнания и одиночества, нарушают тишину и, таким образом, выполняют утешительную миссию.Музыка, наравне с другими видами искусства, оказывает значительное воздействие на психику человека, вызывая в нем чувства величия, силы и гармонии с окружающим миром. Она функционирует как средство коммуникации, способствуя объединению людей внутри общества через общий эмоциональный опыт. Помимо этого, музыка придает жизни индивида смысл, обогащая его повседневность яркими красками и новыми перспективами.Анализ социологических подходов к изучению музыки, в частности работы Адорно, позволяет сформировать целостное представление о социальной значимости музыки и ее роли в формировании общественной жизни. Разработанные типологии музыкального воздействия помогают понять, как музыка влияет на психологию и поведение людей, а также каким образом она способствует формированию общественных ценностей и норм.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАдорно Т.В. Философия новой музыки/ Т.В. Адорно. – Москва, 2001. – 345 с.Адорно Т. Введение в социологию музыки // Теодор Адорно. Избранное: социология музыки. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2008. С. 7-190.Адорно Т. Избранное: социология музыки / Т. Адорно – Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. – 445 с.Адорно Т. К логике социальных наук / Т. Адорно // Вопросы философии. – 1992. - № 10. – С. 65-75.Адорно Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. – Москва : Научный мир, 2003. – 374 с.Боднар Е. А. «Интерсубъективность» Ю. Хабермаса и «Солидарность» Р. Рорти / Е.А. Боднар // Гуманитарный акцент. – 2019. - № 2. – С. 20-23.Бондарев В.П., Загоревская А.О., Моторина И.Е. Развитие идей Т. Адорно в работах современных исследователей музыки/ В.П. Бондарев, А.О. Загоревская, И.Е. Моторина // Гуманитарный вестник. – 2020. - № 5.URL: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-5-684(дата обращения 22.05.2024)Бронзино Л. Ю. Критическая социология Франкфуртской школы / Л.Ю. Бронзино // Вестник РУДН. – 2007. - № 7. – С. 52-67.Векслер Ю. Адорно и Берг. Страницы переписки (вступительная статья) / Ю. Векслер // Музыкальная академия. – 2003. -№ 1. – С. 162-165.Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга/ Н.О. Власова. – Москва : Изд-во ЛКИ, 2007. – 528 с.ДамбергC.B. , СеменноеВ.Е.. «Социология музыки»ТеодораАдорно и современнаямузыкальнаякультура/ С.В. Дамберг, В.Е. Семенова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. - № 2. – С. 173-181.ДерюгинаД.С. Теодор Адорно о популярной музыке: критический анализ/ Д.С. Дерюгина. –Санкт-Петербург :Издательство Европейскогоуниверситета, 2014. – 156 с.Золтай Д. Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно / Д. Золтай// Вопросы философии. – 1968. -№ 3.– С. 105-112.Кравец А. С. Идеология науки / А.С. Кравец // Общественные науки и современность. – 1992. - № 6. – С. 114-122.Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf (дата обращения: 22.05.2024).Михайлов А. В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно/ А.В. Михайлов // Теодор Адорно. Избранное: социология музыки. 2-е изд. – Москва : РОССПЭН, 2008. – С. 290-370.Пылаев М.Е. Музыкально-социологическая концепция т. Адорно: опыт характеристики / М.Е. Пылаев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?Id=19797&ysclid=lwhnvjjg49100668976 (дата обращения 22.05.2024).Пылаев М.Е. О феномене «Структурного слушания» в музыкально-социологической концепции Т. Адорно/ М.Е. Пылаев // Вестник СПбГУ. Сер. 15: Искусствоведение. – 2013. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-fenomenestrukturnogo-slushaniya-v-muzykalno-sotsiologicheskoy-kontseptsii-t-adorno (дата обращения 22.05.2024).Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм URL: https://psychoanalysis.by/wp-content/uploads/2018/06/Fromm-Anatomija-chelovecheskoj-destruktivnosti.pdf?189db0&189db0 (Дата обращения: 22.05.2024).Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом // Душа человека. – Москва : Республика, 1992. – С. 299-375.
2. Адорно Т. Введение в социологию музыки // Теодор Адорно. Избранное: социология музыки. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2008. С. 7-190.
3. Адорно Т. Избранное: социология музыки / Т. Адорно – Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. – 445 с.
4. Адорно Т. К логике социальных наук / Т. Адорно // Вопросы философии. – 1992. - № 10. – С. 65-75.
5. Адорно Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. – Москва : Научный мир, 2003. – 374 с.
6. Боднар Е. А. «Интерсубъективность» Ю. Хабермаса и «Солидарность» Р. Рорти / Е.А. Боднар // Гуманитарный акцент. – 2019. - № 2. – С. 20-23.
7. Бондарев В. П., Загоревская А. О., Моторина И. Е. Развитие идей Т. Адорно в работах современных исследователей музыки / В.П. Бондарев, А.О. Загоревская, И.Е. Моторина // Гуманитарный вестник. – 2020. - № 5. URL: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-5-684 (дата обращения 22.05.2024)
8. Бронзино Л. Ю. Критическая социология Франкфуртской школы / Л.Ю. Бронзино // Вестник РУДН. – 2007. - № 7. – С. 52-67.
9. Векслер Ю. Адорно и Берг. Страницы переписки (вступительная статья) / Ю. Векслер // Музыкальная академия. – 2003. - № 1. – С. 162-165.
10. Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга / Н.О. Власова. – Москва : Изд-во ЛКИ, 2007. – 528 с.
11. Дамберг C. B. , Семенное В. Е.. «Социология музыки» Теодора Адорно и современная музыкальная культура / С.В. Дамберг, В.Е. Семенова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. - № 2. – С. 173-181.
12. Дерюгина Д. С. Теодор Адорно о популярной музыке: критический анализ / Д.С. Дерюгина. – Санкт-Петербург : Издательство Европейского университета, 2014. – 156 с.
13. Золтай Д. Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно / Д. Золтай // Вопросы философии. – 1968. - № 3. – С. 105-112.
14. Кравец А. С. Идеология науки / А.С. Кравец // Общественные науки и современность. – 1992. - № 6. – С. 114-122.
15. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf (дата обращения: 22.05.2024).
16. Михайлов А. В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно / А.В. Михайлов // Теодор Адорно. Избранное: социология музыки. 2-е изд. – Москва : РОССПЭН, 2008. – С. 290-370.
17. Пылаев М. Е. Музыкально-социологическая концепция т. Адорно: опыт характеристики / М.Е. Пылаев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?Id=19797&ysclid=lwhnvjjg49100668976 (дата обращения 22.05.2024).
18. Пылаев М. Е. О феномене «Структурного слушания» в музыкально - социологической концепции Т. Адорно / М.Е. Пылаев // Вестник СПбГУ. Сер. 15: Искусствоведение. – 2013. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-fenomenestrukturnogo-slushaniya-v-muzykalno-sotsiologicheskoy-kontseptsii-t-adorno (дата обращения 22.05.2024).
19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм URL: https://psychoanalysis.by/wp-content/uploads/2018/06/Fromm-Anatomija-chelovecheskoj-destruktivnosti.pdf?189db0&189db0 (Дата обращения: 22.05.2024).
20. Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом // Душа человека. – Москва : Республика, 1992. – С. 299-375.