Анализ деятельности учителя по развитию межличностных отношений младших школьников.
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 22.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы анализа деятельности учителя по развитию межличностных отношений младших школьников 7
1.1. Сущность и содержание понятия «межличностные отношения» 7
1.2. Особенности развития межличностных отношений младших школьников 10
Глава 2. Практическая работа по изучению деятельности учителя в развитии межличностных отношений младших школьников младших школьников на уроке 15
2.1. Характеристика базы исследования 15
2.2. Анализ педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ 7 МО г-к Анапа им. Л.И. Севрюкова Авдеюк Виктории Павловны по развитию межличностных отношениях младших школьников 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Виктория Павловна на уроках проводила работу в группах и коллективе. Организация совместной деятельности детей, направленной на достижение общего результата, помогала осознать важность участия каждого ребенка в общем деле.В своей работе Виктория Павловна Авдеюк оказывала помощь ученикам в выполнении учебных и других заданий. Она проявляла справедливое и равное отношение ко всем учащимся, оценивая их объективно, независимо от межличностных отношений. Также она организовывала коллективные игры и другие мероприятия, которые позволяли ученикам проявить свои скрытые способности и показать себя с позитивной стороны. В своей работе она учитывала особенности группы, в которую входил ученик, а также их настроения, стремления, интересы и ценностные ориентации.В процессе обучения, как на уроках, так и на внеклассных занятиях, она использует различные игры и упражнения. Некоторые из них включают игры-викторины, такие как "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Крестики-нолики" и "Звёздный час". Она также проводит спортивные игры, включая "Весёлые старты", "Сказочная Эстафета" и "Зов джунглей". Для пропаганды здорового образа жизни она организует акции, такие как "Дурным привычкам – нет!" и "Дни Здоровья". Внеклассные занятия включают "В гостях у Здоровёнка" и "Весёлая Масленица". Она также проводит ролевые игры, такие как "Выручай-ка" и "Если друг оказался вдруг…". Кроме того, она использует игры на сотрудничество, часы общения и классные часы, такие как "Уроки семейной любви" и "Я имею права".В.П. Авдеюк работает с УМК "Школа России", который направлен на развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться и на включение детей в учебную деятельность при изучении школьных предметов. В учебниках для 2 класса предусмотрена работа в парах, группах и с взрослыми, что способствует развитию навыков общения у младших школьников. Эти задания отмечены специальными условными знаками. Многие учебные проекты предметных линий по литературному чтению, окружающему миру, математике и русскому языку направлены на организацию сотрудничества с взрослыми.Для формирования позитивных отношений младших школьников, Виктория Павловна Авдеюк создает следующие условия на уроке:- Ситуация успеха создается;- Лидеры привлекаются для консультации других детей;- Требуется выслушивание ответов друг друга до конца;- Поддерживаются вежливые обращения детей друг к другу.Виктория Павловна Авдеюк использует игры и игровые приемы на занятиях, чтобы создать непринужденную творческую атмосферу и способствовать развитию воображения. Она также применяет частично-поисковый метод, который помогает развить познавательную активность и самостоятельность учеников. Этот метод включает выполнение небольших заданий, требующих самостоятельной активности, таких как работа со схемами, использование воображения и памяти. Еще один метод, который Виктория Павловна использует, — это метод проблемного изложения, который стимулирует творческое мышление, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.Виктория Павловна также уделяет большое внимание творческим работам, которые позволяют ученикам соединить полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением. Это помогает формировать у детей творческую и познавательную активность. Кроме того, кружок помогает развивать практические навыки в изобразительном искусстве, что способствует более глубокому усвоению программного материала.Для создания благоприятной атмосферы и развития межличностных отношений среди младших школьников Виктория Павловна использует различные методы воспитания. Она прибегает к наглядным методам, где дети могут наблюдать за примерами межличностного взаимодействия, улучшая свои коммуникативные навыки и понимание отношений между людьми. Также она демонстрирует детям кинофильмы, где герои дружат, поддерживают друг друга и решают возникающие проблемы, чтобы показать им примеры позитивного поведения и взаимодействия, демонстрирует детям ситуации, где необходимо взаимодействие, объясняя, что при совместной деятельности нужно учитывать действия других людей и согласовывать свои действия с ними;объясняет детям необходимость умения внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы, приводя примеры и правила, которым нужно следовать;проводит чтение и обсуждение с детьми различных произведений детской литературы, анализируя поведение героев и их поступки; предлагает детям рассказать о своем личном опыте, обсуждая с ними, как было бы правильно поступить в различных ситуациях.Таким образом, формирование межличностных отношений является сложным и длительным процессом, который возможен только при активном взаимодействии учителя и учеников. Совместные мероприятия, участие родителей, беседы, классные часы и экскурсии положительно влияют на развитие позитивных отношений между младшими школьниками.ЗаключениеМежличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, в основе которых лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Они являются важным компонентом повседневного взаимодействия людей, их совместной деятельности, а также условием развития личности человека. Впервые ребенок начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой деятельностью в младшем школьном возрасте. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на данном возрастном этапе.Опыт общения с другими людьми, будь то взрослые или сверстники, играет важную роль в формировании личности ребенка и его самосознания. Для каждого ученика отношения с одноклассниками имеют большое значение для личностного развития. Важны как индивидуальные взаимоотношения с одноклассниками, так и ощущение ребенком своего места в классе. Неблагоприятное положение в межличностных отношениях может вызвать у ребенка эмоциональное напряжение и дискомфорт, что негативно сказывается на его развитии, включая формирование самосознания и отношения к себе.Формирование межличностных отношений у младших школьников зависит не только от их возрастно-психологических особенностей, но и от социокультурных факторов. В этом процессе важную роль играют родители и учитель. Межличностные отношения развиваются во время учебных занятий, внеклассных мероприятий и коллективной досуговой работы.Проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из актуальных.При изучении психолого-педагогической литературы мы обнаружили, что тема межличностных отношений младших школьников является актуальной и важной.В данной работе была выявлена сущность и специфика понятия "межличностные отношения", а также их особенности. Мы проанализировали опыт работы учителя в начальной школе по развитию межличностных отношений младших школьников.Таким образом, цели курсовой работы были достигнуты, а задачи решены.Список использованной литературыАндреева А.Д., Лисичкина А.Г., Особенности межличностных отношений младших школьников в образовательной среде современной и советской школы / Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т 13. № 2. С. 39-48. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-podrostkov-v-obrazovatelnoy-srede-sovremennoy-i-sovetskoy-shkoly/viewer (дата обращения: 12.05.2024). Жуина Д. В., Лобанова Н. А., Игра как метод коррекции межличностных отношений младших школьников / Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. Научная электронная библиотека. 2020. № 1. С. 41−48. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37651127(дата обращения: 12.05.2024).Землянская, Елена Николаевна. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов : по педагогическим направлениям / Е. Н. Землянская . – Москва :Юрайт, 2021 . – 245, 1 с. : ил., табл. – (Высшее образование) (УМО ВО рекомендует) (Выбор редакции) . – Авторы МПГУ . – Библиогр.: с. 242-246 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-13271-7 : 924,81 .Котова, Светлана Аркадьевна. Педагогика начального образования : Для бакалавров / С. А. Котова, Л. Ю. Савинова, А. А. Денисова ; Под ред. С. А. Котовой . – Санкт-Петербург и др. : Питер, 2021 . – 332 с. : ил., табл. – (Стандарт третьего поколения) (Учебник для вузов) . - Авт. указаны на с. 12 . – Библиогр. в конце кн. – На рус. яз. - ISBN 978-5-4461-1393-4 .Милорадова Н. Г. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Н. Г. Милорадова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее образование). — Режим доступа: http://www.biblioonline.ru/bcode/453352Никифорова Е.С. Особенности межличностных отношений младших школьников / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. С. 69-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov-1/viewer (дата обращения: 10.05.2024).Николаева Е.М. Формирование межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности /Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2020. С. 182-185. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44479981 (дата обращения: 10.05.2024).Раскалинос, В. Н. Формы и методы организации обучения, способствующие формированию межличностных отношений младших школьников / электронный // Гуманитарно-педагогическое образование. 2021. Т. 1, № 2. С. 110-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25792172 (дата обращения: 09.05.2024).Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего текст с изм. и доп. на 2011и 2012 гг. /М–во образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2014. – 35 с. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/204261382/Якубова А.А. Роль педагога в организации межличностных отношений младших школьников / Психология в школе. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Махачкала, 2022. С. 89-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50216344 (дата обращения: 10.05.2024).
1. Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Особенности межличностных отношений младших школьников в образовательной среде современной и советской школы / Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т 13. № 2. С. 39-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-podrostkov-v-obrazovatelnoy-srede-sovremennoy-i-sovetskoy-shkoly/viewer (дата обращения: 12.05.2024).
2. Жуина Д. В., Лобанова Н. А., Игра как метод коррекции межличностных отношений младших школьников / Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. Научная электронная библиотека. 2020. № 1. С. 41−48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37651127 (дата обращения: 12.05.2024).
3. Землянская, Елена Николаевна. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов : по педагогическим направлениям / Е. Н. Землянская . – Москва : Юрайт, 2021 . – 245, 1 с. : ил., табл. – (Высшее образование) (УМО ВО рекомендует) (Выбор редакции) . – Авторы МПГУ . – Библиогр.: с. 242-246 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-13271-7 : 924,81 .
4. Котова, Светлана Аркадьевна. Педагогика начального образования : Для бакалавров / С. А. Котова, Л. Ю. Савинова, А. А. Денисова ; Под ред. С. А. Котовой . – Санкт-Петербург и др. : Питер, 2021 . – 332 с. : ил., табл. – (Стандарт третьего поколения) (Учебник для вузов) . - Авт. указаны на с. 12 . – Библиогр. в конце кн. – На рус. яз. - ISBN 978-5-4461-1393-4 .
5. Милорадова Н. Г. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Н. Г. Милорадова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее образование). — Режим доступа: http://www.biblioonline.ru/bcode/453352
6. Никифорова Е.С. Особенности межличностных отношений младших школьников / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. С. 69-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov-1/viewer (дата обращения: 10.05.2024).
7. Николаева Е.М. Формирование межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности / Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2020. С. 182-185. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44479981 (дата обращения: 10.05.2024).
8. Раскалинос, В. Н. Формы и методы организации обучения, способствующие формированию межличностных отношений младших школьников / электронный // Гуманитарно-педагогическое образование. 2021. Т. 1, № 2. С. 110-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25792172 (дата обращения: 09.05.2024).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего текст с изм. и доп. на 2011и 2012 гг. /М–во образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2014. – 35 с. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/204261382/
10. Якубова А.А. Роль педагога в организации межличностных отношений младших школьников / Психология в школе. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Махачкала, 2022. С. 89-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50216344 (дата обращения: 10.05.2024).