Теоретические основы организации самостоятельной работы младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1.Основные понятия исследования 6
1.2.Психологические особенности детей младшего школьного возраста 16
1.3.Анализ ФГОС НОО и ФРП по математике 18
1.4.Условия организации самостоятельной работы учащихся 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Эффективность самостоятельной работы зависит от многих внешних и внутренних факторов: содержания и сложности ее задач, руководства со стороны старших, уровня знаний и общего развития учащихся, их интеллектуальных навыков и умений, мотивов и установок, способов и приемов учебной деятельности.Такой подход к анализу сущности самостоятельной работы позволяет выделить в ее содержании две стороны:внутреннюю - умственную, содержание которой - выработка общей и отдельных целей деятельности соотнесения предмета и средств деятельности и на этой основе отбор, а также конструирование способов выполнения действий в ходе решения познавательной задачи. Здесь особенно четко проявляются такие субъективные качества личности школьника, как способность мысленно представить себе зону поиска, предсказать его результаты; осознать объем и характер действий, которые придется предпринять в соответствии с условиями задания, и др.;внешнюю-техническую, содержание которой составляют практические действия с предметом самостоятельной деятельности, осуществляемые в определенной последовательности и обеспечивающие его преобразование и получение соответствующих продуктов познавательной деятельности (знаний и умений).На основании рассмотрения и анализа информационных источников, выделив стороны самостоятельной работы, мы рассматриваем внешнюю сторону с позиции организатора - педагога. Ее элементами выступают педагогические и организационные условия, функции, принципы построения и программы ориентировочных и контрольных действий во время выполнения.Внутренняя сторона предназначена для координации самостоятельной работы учеником и включает следующие элементы: мотивацию, цели, содержание задач (учебная задача), учебные действия, средства, контроль, результат. Все элементы структуры самостоятельной работы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.Управляющая роль педагога в организации самостоятельной работы учащихся заключается в постановке познавательных задач, сообщении им новых знаний, в проведении инструктажа о порядке выполнения различных работ. Он контролирует работу учащихся, оказывает им помощь, анализирует выполнение задания, объясняет допущенные ими ошибки. По мере овладения материалом, приемами работы и самоконтроля растет опыт учащихся, развивается их самостоятельность и активность в обучении. Постепенно отпадает необходимость в подобном инструктаже педагога и его контроле тесно связана с вопросом ее классификации, в основу которой положены различные признаки: по характеру познавательной деятельности, по степени самостоятельности учащихся во время выполнения заданий, по принципу структурности познавательной деятельности ученика и принципу возрастающих трудностей, по дидактической цели, по основному виду и способу деятельности учащихся, по форме организации обучение и тому подобное.При развитии умения работать самостоятельно можно выделитьтри формы организации учебно-познавательной деятельности, которые авторы одновременно считают этапами формирования индивидуального опыта самостоятельной деятельности:инициирующую (деятельность учащихся является самостоятельной достаточно условно) - начальная организация и накопление опыта самостоятельной работы учащихся на уроках, что происходит при участии учителя и проявляется в организации и коррекции их деятельности;самоорганизационную - в которой учитель непосредственно не вмешивается, а лишь направляет самостоятельную деятельность учащихся с помощью слов-указаний;завершающе-контрольную-педагог лишь опосредованно руководит самостоятельной работой учащихся и контролирует ее результаты.Результативность любой деятельности во многом определяется ее условиями. В рамках нашего исследования необходимо определить сущность условий, как взаимосвязанную совокупность компонентов образовательного процесса, выявление и обеспечение которых необходимо для успешного формирования умений самостоятельной работы учащихся основной школы с первоисточником истории.Педагогические условия - категория, определяемая как система определенных форм, методов, материальных условий, реальных ситуаций, объективно сложившихся или субъективно созданных, необходимых для достижения конкретной педагогической цели.В большой совокупности показателей условий обучения ученые выделяют те, от которых прежде всего зависит успешность целенаправленного процесса передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности: организационно-педагогические, психолого-педагогические, методические условия.Организационно-педагогические условия в рамках нашего исследования включают следующие элементы формирования умений самостоятельной работы на уроках математики:использование потенциала математических знаний для осуществления самостоятельной работы;формирование умений самостоятельной работы в процессе обучения (урочный, внеурочный);применение различных форм обучения (индивидуальная, фронтальная, групповая);методическое руководство педагогом самостоятельной работой учащихся.Потенциал математических знаний для осуществления учащимися самостоятельной учебной деятельности должно предусматривать доступное смысловое наполнение и наличие приемов для осуществления эффективной самостоятельной работы. Сюда следует отнести:советы и наставления для учеников относительно того, как работать с материалом; как пользоваться алгоритмами по выполнению определенных операций и действий, размещение памяток, инструкций;наличие заданий для самоконтроля, образцов выполнения заданий разных типов; иллюстраций, карт, обобщающих таблиц, схем, терминологического словаря, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию умений и тому подобное;перечень учебных достижений, что дает ученику возможность ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям, которые нужно будет достичь в ходе отработки учебного материала.Эти задачи решают следующие особенности новых учебных изданий:-доступность наполнения, его системность и комплексность с учетом психолого-педагогических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы;-интерактивность-представление материала в форме диалога, способствующего свободной атмосфере учебной деятельности;-качественный и продуманный иллюстративный материал, что углубляет знания учащихся и предполагает наличие вопросов и заданий для усвоения;-мотивационная составляющая, направленная на развитие познавательных интересов учащихся, и включает: блоки для изучения основных тем с краткой информацией, которые получат учащиеся в процессе изучения темы; рубрикация; проблемно-поисковые задания; темы и алгоритмы выполнения, решения задач;-разнообразие задач и упражнений, которые являются основой дифференцированного обучения и направлены на развитие умений учиться;-советы, ориентиры для эффективного использования учебного материала. В соответствии с дидактической целью, которую учитель пытается достичь на конкретном этапе урока, целесообразно использовать различные виды самостоятельной работы на уроках математики:для мотивации и активизации учебной деятельности: решение проблемных вопросов, игровые приемы работы;с целью усвоения нового теоретического материала: определение ключевых понятий и терминов, составление плана, тезисов, для осмысления причинно-следственных связей: создание графически - знаковых моделей, заполнение таблиц;с целью закрепления полученных знаний и дальнейшего формирования умений и навыков их использования - работа с методическим аппаратом, системой вопросов и ответов и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании изучения теоретических основ организации самостоятельной работы на уроках математики в начальной школе возможно сделать следующие основные выводы. Традиционная классно-урочная система учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы практически исчерпала себя. Долговременное реформирование современного школьного образования было направлено на коренные изменения его содержания. В эпоху информационно-коммуникационных технологий встал вопрос о конечном результате подготовки учащихся к социальной практике, адаптации на рынке труда, успешного вхождения в самостоятельную жизнь, самореализации в нем. Важным нормативными документами для определения критериев и путей модернизации отечественного образования является обновленный Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования, которые определяют, что в современном школьном образовании именно самостоятельная работа является актуальным инструментом получения учащимися широкого спектра качеств, которые бы давали им возможность самореализоваться в информационном обществе. Самостоятельная работа является средством овладения школьниками основательными знаниями, умениями самостоятельно и критически мыслить, применять полученные знания на практике, постоянно работать над собственным развитием. Поэтому педагоги призваны привить своим воспитанникам умение самостоятельно приобретать и использовать приобретенные знания. От этого в значительной мере зависит результативность учебно-воспитательного процесса, главная цель которого заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.Самостоятельная работа в ее взаимосвязи с самообразованием - индивидуально - личностным процессом познания человеком окружающего мира - многогранная и многоаспектная проблема, которой на протяжении многих лет занимаются представители различных отраслей наук: философы, педагоги, психологи, социологи.Младший школьный возраст очень важен с позиции того, что учебник обретает новый для себя социальный статус – ученика, он должен включаться в новую систему учебной деятельности и взаимоотношений, в этих условиях очень важно уделять внимание тому, чтобы с раннего возраста формировался выраженный навык самостоятельной работы.Уроки математики с этой позиции очень продуктивны, в особенности, как показывает анализ ФГОС НОО и ФРД по математике, следует уделять внимание развитию регулятивных УУД, именно они и лежат в основе умения ученика грамотно подходить к самостоятельной работе, организовывать ее, производить самоконтроль.Условия организации самостоятельной работы на уроках математики включают:Наличие познавательной или практической задачи.Проблемный вопрос или задача с особым временем на решение.Умственное напряжение и сознательность.Самостоятельность и активность в процессе решения задач.Владение навыками самостоятельной работы.Дифференцированный подход к обучающимся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и переход к более неточным указаниям по выполнению самостоятельной работы.Принятие педагогом позиции «пассивного наблюдателя» и переход от контроля учителя к самоконтролю.Чёткое продумывание критериев оценивания самостоятельной работы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. 479 с.Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Наука, 1968. 450 с.Борзенкова О. А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук. Самара, 2007. 250 с.Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся.- М.: Просвещение, 1984. 304 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. – 504 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / История развития высших психических функций. М.: Педагогика, 1983. – 368 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Научное наследство / Орудие и знак в развитии ребёнка. М.: Педагогика, 1984. – 400 с.Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 13-26.Далингер В.А. Компетентностный подход и качество образования в школе: Проблемы качества образования. Труды Международной научной конференции, 16–23 августа 2008 года / В.А. Далингер // Современные наукоемкие технологии. М.: Изд-во «Академия Естествознания». 2008. № 7. С. 38–45. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. / Л.В. Жарова. - М.: Просвещение, 2003. - 204 с.Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001. 360 с.Коноводова Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю. А. Коноводова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 19.05.2024).Максимова Н. В. Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект) / Н. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 15.2 (149.2). С. 123-125. URL: https://moluch.ru/archive/149/41648/ (дата обращения: 19.05.2024).Методика обучения математике : учебник для вузов / Н. С. Подходова [и др.] ; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. М. : Издательство Юрайт, 2023. 566 с. URL: https://urait.ru/bcode/531816 (дата обращения: 19.05.2024).Пенькова Н. Г. Самостоятельная работа в начальной школе. М.: Просвещение, 2014. 340 с.Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] : дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И. Пидкасистый. М. : Педагогика, 1972. 184 с.Усова А. В. Структура планирования методической работы // Школьное планирование, 2005. — № 6. — С. 9.Шишмаренкова Г.Я. Познавательная самостоятельность как педагогическая проблема. Челябинск: ЧелГУ, 1997. 181 с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//СПС Консультант Плюс. Сайт «Инфоурок». [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/statya-v-zhurnal-samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-matematiki-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-uchashihsya-6283161.html?ysclid=lwdofdw8u9252983267 (дата обращения 31.05.2024)

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. 479 с.
2. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Наука, 1968. 450 с.
3. Борзенкова О. А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук. Самара, 2007. 250 с.
4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся.- М.: Просвещение, 1984. 304 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / История развития высших психических функций. М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Научное наследство / Орудие и знак в развитии ребёнка. М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
8. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 13-26.
9. Далингер В.А. Компетентностный подход и качество образования в школе: Проблемы качества образования. Труды Международной научной конференции, 16–23 августа 2008 года / В.А. Далингер // Современные наукоемкие технологии. М.: Изд-во «Академия Естествознания». 2008. № 7. С. 38–45.
10. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. / Л.В. Жарова. - М.: Просвещение, 2003. - 204 с.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001. 360 с.
12. Коноводова Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю. А. Коноводова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 19.05.2024).
13. Максимова Н. В. Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект) / Н. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 15.2 (149.2). С. 123-125. URL: https://moluch.ru/archive/149/41648/ (дата обращения: 19.05.2024).
14. Методика обучения математике : учебник для вузов / Н. С. Подходова [и др.] ; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. М. : Издательство Юрайт, 2023. 566 с. URL: https://urait.ru/bcode/531816 (дата обращения: 19.05.2024).
15. Пенькова Н. Г. Самостоятельная работа в начальной школе. М.: Просвещение, 2014. 340 с.
16. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] : дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И. Пидкасистый. М. : Педагогика, 1972. 184 с.
17. Усова А. В. Структура планирования методической работы // Школьное планирование, 2005. — № 6. — С. 9.
18. Шишмаренкова Г.Я. Познавательная самостоятельность как педагогическая проблема. Челябинск: ЧелГУ, 1997. 181 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//СПС Консультант Плюс.
20. Сайт «Инфоурок». [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/statya-v-zhurnal-samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-matematiki-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-uchashihsya-6283161.html?ysclid=lwdofdw8u9252983267 (дата обращения 31.05.2024)