Гендерные стратегии в православии
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 24.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятие гендера и его влияние на религиозные убеждения 4
2. Гендерные стратегии и их роль 11
3. Влияние гендерных стратегий на семейные отношения и социальные нормы 14
Заключение 21
Список литературы 23
Вместо иерархического статуса и взаимодополнения ролей, характерных для традиционной модели, основными чертами взаимодействия мужчин и женщин становятся равенство и возможность замены ролей друг другом.В соответствии с эгалитарными нормативными предписаниями, касающимися отношения женщины к замужеству и материнству, их ценность не теряет своей высокой значимости для современной женщины, однако материнством и замужеством не исчерпывается смысл ее жизни. Современное материнство не требует от женщины посвящать ребенку «всю себя» 24 часа в сутки, она должна иметь возможность проявлять себя в других социальных ролях (профессионал, подруга, жена, дочь и др.). Материнство должно стать «одной из сторон жизни» тех женщин, которые захотят иметь детей [2].Проблема перегрузки из–за множественности ролей: супруги, хозяйки, матери, работницы, – может решаться через распределение семейных обязанностей между партнерами и привлечение профессиональных помощников. Государство должно создавать условия для поддержки работающих родителей, которые позволят наиболее оптимальным образом сочетать трудовые и семейные обязанности. Карьерно–ориентированным матерям важно заручиться поддержкой мужа, родных и друзей, чтобы справляться с обеими задачами. В уходе за ребенком для матерей нормой становится не брать всю ответственность на себя, а стремиться к совместному родительству, основанному на принципах сотрудничества и равном участии матери и отца.В межличностном общении эгалитарность проявляется в признании ценности личности и уникальности вклада каждого из участников взаимодействия.Решение множества разносторонних задач, выходящих за пределы семейной сферы, требует от современных женщин постоянного личностного развития и профессионального совершенствования. Женщинам, ориентированным на современные нормативные предписания, необходимо повышать уровень самоорганизации и адекватности самооценки, формировать реалистичный уровень притязаний, учиться конструктивно разрешать возникающие конфликты.Современные гендерные нормы ориентируют пары на партнерскую модель отношений. Противоположная доминантно–зависимой, партнерская модель отношений характеризуется тем, что это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Индивидуализированные цели каждого не мешают принимать во внимание цели и интересы другой стороны. Основой таких отношений является согласование позиций и устремлений между партнерами. В современном обществе женщины все более активно принимают участие в конкуренции, не только среди себе подобных, когда речь идет о привлечении внимания мужчин, но и в рабочей сфере, где важным фактором являются личные качества и профессиональные достижения. Современные женщины стремятся быть привлекательными, прежде всего, для себя, чтобы чувствовать себя уверенно и создавать свою неповторимую индивидуальность. В наше время, при увеличении продолжительности жизни, как у женщин, так и у мужчин, все большую популярность получает здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание, заботу о внешности и поддержание оптимальной физической формы.Сущность традиционной модели норм поведения для женщин заключается в неравноправии полов и двойных стандартах, применяемых к оценке их действий. Такая модель предписывает ограничить потенциал женщины лишь материнством и заботой о семье. Женщин, не имеющих детей, не ценят и часто обесценивают. Они подвергаются давлению к зависимости и подчинению в отношениях с мужчинами. Открыто выражать свои взгляды и убеждения женщинам запрещено и осуждается. Они навязываются комплексы по поводу своей внешности, которая не соответствует красоте, прописанной модной индустрией, и ставят в приоритет заботу о своей внешности с целью привлечения мужского внимания.Современная модель норм женского поведения отрицает неравенство в ролевом поведении и статусных позициях мужчин и женщин. В современной жизни в сфере гендерных отношений ведущей нормой становится ориентация на равное партнерство. Эгалитарная модель норм женского поведения базируется на идее о равноценности женских и мужских социальных ролей в семье и в обществе. Женские роли в семье не отличаются от мужских, потому что роли между мужем и женой не разделены, а взаимозаменяемы. В центр семейной жизни выдвигаются отношения любви и заботы о самореализации и развитии всех членов семьи.ЗаключениеКонструирование гендерной идентичности затрагивает не только моральные и повседневные вопросы верующих, но и различные аспекты вероучения, включая учение о спасении, церковь и даже понятие о Боге, а также вопросы, связанные с каноническим правом и церковной дисциплиной. История изучения различных религий показывает, что редким исключением из общего правила являются гендерно недифференцированные ритуалы, обряды, роли в общине и семье. Религиозное видение мира, общества, семьи и личности тесно связано с гендерной идентичностью даже в случаях, когда оно не патриархально. Эта идентичность проявляется не только в различии ролей женщин и мужчин в богослужении, иерархической структуре, церковной деятельности или религиозном воспитании и образовании, но и в процессе создания пространства, общинной идентичности, особенно в языке.Предлагаемые роли «настоящей женщины», «настоящего мужчины» и «настоящей семьи», которые фиксируют антропологи, формируются не только и не столько при помощи гласных и негласных запретов и предписаний. В рамках Православной Церкви гендерные стратегии занимают важное место, и их понимание и осмысление развиваются в соответствии с традициями и учениями Церкви. В православной традиции гендер рассматривается как отражение Божественной воли, где мужчина и женщина созданы по образу и подобию Бога.Православие акцентирует важность и ценность обоих полов, признавая равенство между ними перед Богом и перед Церковью. Каждый пол обладает уникальными дарами и призванием, необходимыми для участия в жизни Церкви и общества.В православии гендерные стратегии основываются на неприкосновенности традиционных семейных ценностей и ролей. Семья в православии считается основной единицей общества, и идеалом является гармоничное сосуществование и взаимодействие мужчины и женщины в браке. Ответственность за сохранение и развитие семьи покоится на обоих супругах, которые считаются равными и необходимыми друг другу для достижения этой цели.Сохраняя основную суть, православие также утверждает принцип гендерного равенства, ассоциируя его с духовной гармонией и сотрудничеством. Оба пола призваны развивать свои духовные таланты в соответствии с учением церкви и установленными нормами.Женское служение в церковной иерархии остается важной темой для обсуждения в православии. В то время как женщины успешно занимают лидирующие позиции в сфере мирской деятельности и играют значимую роль в обществе, вопрос о возможности служения женщин в качестве священников до сих пор вызывает споры и разногласия. Однако наблюдается постепенное изменение в понимании этой проблемы и возникают новые перспективы для участия женщин в церковной жизни. В некоторых приходах начали организовывать женские духовные службы и рассматривать возможность женского диаконства.В целом, гендерные стратегии в православии стремятся к обеспечению гармоничного и равновесного сосуществования мужчин и женщин, сохранению традиций и ценностей Церкви, а также приспособлению к вызовам и потребностям современного общества.СписоклитературыБелякова, Н. Гендерные стратегии и дисциплинарные практики в религиозных сообществах / Н. Белякова, И. Микешин // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2018. – Т. 36, № 2. – С. 7–16. Воронина, О.А. Влияние гендерного равенства на развитие современных цивилизаций / О.А. Воронина // Социология. – 2020. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie–gendernogo–ravenstva–na–razvitie–sovremennyh–tsivilizatsiy (дата обращения: 24.05.2024).Демченко О.Н. Христианство в секулярном обществе: перспективы эволюции / О.Н. Демченко // Вестник ВятГУ. – 2021. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianstvo–v–sekulyarnom–obschestve–perspektivy–evolyutsii (дата обращения: 24.05.2024).Козловская, Н.В. Влияние типа гендерной идентичности на выбор жизненной стратегии / Н.В. Козловская // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: международная научно–практическая конференция, Кемерово, 29 февраля 2016 года. Том Том I. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Западно–Сибирский научный центр», 2016. – С. 187–191. Крыштановская, О.В. Сетевые пузыри, стигматизация и права женщин / О.В. Крыштановская, И.А. Лавров // Вестн. Том. гос. ун–та. – 2023. – №493. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye–puzyri–stigmatizatsiya–i–prava–zhenschin (дата обращения: 24.05.2024).Лункин, Р.Н. Церкви в политике и политика в церквях. Как современное христианство меняет европейское общество: Институт Европы Российской академии наук, Центр по изучению проблем религии и общества / Р.Н. Лункин; Институт Европы Российской академии наук. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор–История», 2020. – 504 с. Матющенко, В.С. Межнациональные семьи в старообрядчестве / В.С. Матющенко // Межнациональная семья в полиэтничном обществе: региональный и глобальный контекст: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, Уфа, 13 ноября 2020 года. – Уфа: Первая типография, 2020. – С. 219–226. Скоробогатова, О.В. К вопросу о возможности достижения гендерного равноправия в России / О.В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – №96. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k–voprosu–o–vozmozhnosti–dostizheniya–gendernogo–ravnopraviya–v–rossii (дата обращения: 24.05.2024).Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. – М.: Региональная общественная организация «Восток–Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. – С. 13.Традиционные ценности как фактор формирования религиозной и гражданской идентичности / А.А. Горин, О.А. Грива, В.Ю. Ефанов [и др.]. – Симферополь: Гуманитарно–педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2023. – 174 с. Усманова, З.М. Влияние религии на формирование гендерных стереотипов: на материалах социальных сетей / З.М. Усманова // Вестник ТГУПБП. – 2018. – №2 (75). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie–religii–na–formirovanie–gendernyh–stereotipov–na–materialah–sotsialnyh–setey (дата обращения: 24.05.2024).
2. Воронина, О.А. Влияние гендерного равенства на развитие современных цивилизаций / О.А. Воронина // Социология. – 2020. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie–gendernogo–ravenstva–na–razvitie–sovremennyh–tsivilizatsiy (дата обращения: 24.05.2024).
3. Демченко О.Н. Христианство в секулярном обществе: перспективы эволюции / О.Н. Демченко // Вестник ВятГУ. – 2021. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianstvo–v–sekulyarnom–obschestve–perspektivy–evolyutsii (дата обращения: 24.05.2024).
4. Козловская, Н.В. Влияние типа гендерной идентичности на выбор жизненной стратегии / Н.В. Козловская // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: международная научно–практическая конференция, Кемерово, 29 февраля 2016 года. Том Том I. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Западно–Сибирский научный центр», 2016. – С. 187–191.
5. Крыштановская, О.В. Сетевые пузыри, стигматизация и права женщин / О.В. Крыштановская, И.А. Лавров // Вестн. Том. гос. ун–та. – 2023. – №493. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye–puzyri–stigmatizatsiya–i–prava–zhenschin (дата обращения: 24.05.2024).
6. Лункин, Р.Н. Церкви в политике и политика в церквях. Как современное христианство меняет европейское общество: Институт Европы Российской академии наук, Центр по изучению проблем религии и общества / Р.Н. Лункин; Институт Европы Российской академии наук. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор–История», 2020. – 504 с.
7. Матющенко, В.С. Межнациональные семьи в старообрядчестве / В.С. Матющенко // Межнациональная семья в полиэтничном обществе: региональный и глобальный контекст: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, Уфа, 13 ноября 2020 года. – Уфа: Первая типография, 2020. – С. 219–226.
8. Скоробогатова, О.В. К вопросу о возможности достижения гендерного равноправия в России / О.В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – №96. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k–voprosu–o–vozmozhnosti–dostizheniya–gendernogo–ravnopraviya–v–rossii (дата обращения: 24.05.2024).
9. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. – М.: Региональная общественная организация «Восток–Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. – С. 13.
10. Традиционные ценности как фактор формирования религиозной и гражданской идентичности / А.А. Горин, О.А. Грива, В.Ю. Ефанов [и др.]. – Симферополь: Гуманитарно–педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2023. – 174 с.
11. Усманова, З.М. Влияние религии на формирование гендерных стереотипов: на материалах социальных сетей / З.М. Усманова // Вестник ТГУПБП. – 2018. – №2 (75). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie–religii–na–formirovanie–gendernyh–stereotipov–na–materialah–sotsialnyh–setey (дата обращения: 24.05.2024).