Межличностные отношения в студенческой группе.
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 24.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в студенческой группе 6
1.1. Характеристика межличностных отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности студентов 12
1.3. Особенности межличностных отношений студентов 17
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в студенческой группе 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Практические рекомендации 34
Заключение 37
Список литературы 39
Результаты диагностики по методике межличностных отношений Т. Лири в двух группах студентов представлены в таблице 2.Таблица 2Результаты по методике межличностных отношений Т. Лири№ IIIIIIIVVVIVIIVIIIVG13649451085,33,9276576812106,64,23121073377716-7413886035520-7,2598861061286-0,26951097147102,7-9,3711677239615,3-0,18245838792,5-0,193710345496,7-8,1107910979642,8-13,8116512743935,5-6,51253447612102,98,7134591251098,30,314656655986,61,61557147848116,8-61683335910148,68,41777113138613-5,818810157246715,1-13,91989851061285,7-0,9205411948583,8-8,8М6,96,48,46,04,76,18,48,08,0-3,0σ3,02,23,32,42,82,72,52,55,16,6Примечания: I. – Властный; II.– Независимый; III. – Агрессивный; IV. – Недоверчивый; V. – Покорный; VI. – Зависимый; VII. – Сотрудничающий; VIII. – Ответственный; V - «фактор доминантности»; G - «фактор доброжелательности».Выраженность типов межличностных отношений у студентов отражена на рисунке 2.По результатам исследования выяснилось, что типы межличностных отношений в группе студентов выражены в разной степени. Больше всего у студентов выражены сотрудничающий – конвенциональный, агрессивный и ответственный – великодушный типы. То есть пстудентам в межличностных отношениях в целом характерна прямолинейность, напористость, враждебность, но также они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, ответственны по отношению к людям.Рис. 2. Выраженность типов межличностных отношений в группе студентов.Меньше у студентов выражен властный, независимый и зависимый типы и недоверчивый тип межличностных отношей.Менее всего у студентов проявляется покорный – застенчивый тип, то есть им не характерна подчиняемость без учета ситуации.Результаты оценки психологического климата в группе испытуемых с помощью шкалы-опросника Ф. Фидлера- Ю. Ханина представлены в таблице 3.По результатам методики можно сказать, что в целом, психологическая атмосфера в группе студентов благоприятная.Обобщенный профиль оценки психологической атмосферы в коллективе студентов представлен на рисунке 3.Таблица 3Результаты по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)№ 12345678910*Сумма1325452243333232421225242734343733442374635365452443512223233332462243512564347415214234228812134333112292544622243341043652433323511234474442236126243245542371353323222633114135313343228153222234152261643134234232917226264355439183233512433291911424212212020675774576559М3,22,73,93,14,12,92,93,83,52,832,6σ1,71,31,51,32,11,11,11,41,51,18,61 – враждебность; 2 – несогласие; 3 – неудовлетворенность; 4 – непродуктивность; 5 – холодность; 6 – несогласованность; 7 – недоброжелательность; 8 – равнодушие; 9 – скука; 10 – безуспешность.По представленным данным видно, что в группе студентов более всего выражено согласие, они оценивают свой коллектив как успешный, готовый к сотрудничеству и взаимной поддержке. Несколько меньше выражена продуктивность работы в группе, дружелюбие и занимательность.Еще ниже студенты оценивают увлеченностьработой в группе.Ниже всего испытуемые оценивают теплоту и удовлетворенность работой в коллективе. Рис. 3. Профиль оценки психологической атмосферы в группе студентов.Таким образом, у студентов эмоциональные отношения оцениваются ниже, чем поведенческие и когнитивные.Результаты корреляционного анализа особенностей межличностных отношений у студентов и атмосферы в группе представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)ВраждебностьНесогласиеНеудовлетворенностьНепродуктивностьХолодностьНесогласованностьНедоброжелательностьРавнодушиеСкукаБезуспешностьАтмосфера в группеВыборы +-0,34-0,18-0,55*-0,35-0,22-0,13-0,05-0,42-0,32-0,41-0,63**Выборы --0,070,200,210,10-0,01-0,010,100,210,50*0,080,37Статус -0,15-0,23-0,48*-0,28-0,16-0,05-0,03-0,36-0,48*-0,32-0,59**Властный0,11-0,200,12-0,300,050,04-0,090,23-0,100,150,07Независ.-0,14-0,160,18-0,170,14-0,10-0,31-0,29-0,06-0,07-0,06Агресс.-0,080,160,090,080,380,050,10-0,120,410,200,23Недоверч.-0,07-0,170,220,41-0,06-0,05-0,05-0,20-0,080,05-0,05Покорный-0,32-0,21-0,24-0,06-0,41-0,290,01-0,22-0,07-0,26-0,42Зависим.0,010,13-0,230,24-0,12-0,34-0,070,14-0,050,04-0,11Сотруд.-0,18-0,51*-0,26-0,55*-0,52*-0,23-0,19-0,10-0,22-0,23-0,48*Ответств.-0,03-0,11-0,61**-0,23-0,34-0,52*-0,09-0,090,150,08-0,38Домин.0,280,060,02-0,400,100,07-0,10-0,060,060,180,10Дружел.-0,01-0,28-0,21-0,38-0,53*-0,04-0,03-0,01-0,26-0,20-0,36Результаты корреляционного анализа показали, что количество положительных выборов обратно связано с неудовлетворенностью (р≤0,05) и негативной атмосферой в группе (р≤0,01). То есть, чем больше положительных выборов получают студенты, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе и тем больше они удовлетворены работой в группе.Количество отрицательных выборов прямо связано со скукой (р≤0,05). То есть, чем больше отрицательных выборов получают студенты, тем скучнее представляется им группа.Социометрический статус студентов в группе обратно связан с неудовлетворенностью (р≤0,05), скукой (р≤0,05) и негативной атмосферой в группе (р≤0,01). То есть, чем выше статус студентов в группе, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе, ее занимательность и тем больше они удовлетворены работой в группе.Сотрудничающий тип межличностных отношений у студентов обратно связан с несогласием (р≤0,05), непродуктивностью (р≤0,05), холодностью (р≤0,05) и негативной атмосферой в группе (р≤0,05). То есть, чем больше студенты склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкости, дружелюбию, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе, ее продуктивность, теплоту отношений и согласие членов группы.Ответственный тип межличностных отношений у студентов обратно связан с неудовлетворенностью (р≤0,01) и несогласованностью (р≤0,05). То есть, чем больше у студентов проявляется ответственность по отношению к людям, деликатность, доброта, отзывчивость, умение сочувствовать, тем выше они оценивают согласованность в группе и тем больше они удовлетворены работой в группе.Фактор дружелюбия студентов обратно связан с холодностью (р≤0,05). То есть, чем выше развито дружелюбное отношение к другим у студентов, тем выше они оценивают теплоту отношений в группе.Таким образом, межличностные отношения студентоввлияют на психологическую атмосферу в группе.2.3. Практические рекомендацииНа основе результатов исследования можно рекомендовать психологическую помощь студентов в развитии межличностных отношений, создания доверительных отношений, развития сплоченности в группе. Для этого можно использовать следующие упражнения.1. Упражнение «Подчеркивание общности» для развития навыков присоединения к другому, уважения к мнению другого человека.Один из участников получает от тренера мяч. Он должен передать кому-нибудь из участников группы со словами: «Мне кажется, …, нас объединяет такое качество, как...» (и здесь он называет качество). Участник, которому передали мяч, отвечает на обращенное к нему высказывание либо «Согласен!», либо «Я подумаю над этим». 2. Упражнение «Визитная карточка»Каждый участник делает себе визитную карточку – рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера).Затем каждый представляет себя другим.Рефлексия. Узнали ли вы что-то новое друг о друге?3. Упражнение «Прояснение собственных целей». Участникам предлагается на первом листе бумаги написать слово «Ценности». Нужно обдумать и расписать по пунктам все, что каждый ценит в жизни. На втором листе необходимо написать «Цели на всю жизнь». Каждый должен задавать себе вопрос: где бы он хотел побывать, какие впечатления получить, какие дела сделать и т.п. Обсуждение.4. Упражнение «Активное слушание» Выполняется в парах. Один участник пары – в роли подростка / юноши / подчиненного, второй – в роли родителя / педагога / сверстника. Первый номер в паре заявляет о какой-либо проблеме. Например, «У меня нет нормальных друзей». Задача второго номера – разобраться в проблеме собеседника, используя приемы активного слушания. Общение продолжается 2 минуты, затем участники меняются ролями. По окончании работы участники делятся впечатлением от общения. Что вам было интереснее – рассказывать о своей проблеме или слушать, как собеседник говорит о своей? Легко ли было слушать? Легко ли было говорить? Какие приемы удалось использовать в диалоге? Насколько комфортно было общение в парах? 5. Упражнение «Комната» для развития самопознания, анализа состояния других людей, развития эмпатии. Материалы: заранее заготовленные листочки с написанными на них неодушевленными предметами. Каждый участник вытягивает лист и от лица этого предмета говорит о себе и своих ощущениях, например, стол, обои… Обсуждение: Какие мысли возникали в процессе выполнения задания? Какие предметы были ближе? Почему? 6. Упражнение «Сценарий жизни». Участникам раздается по листу бумаги и фломастеру, каждый участник записывает на своем листе предложение - начало его собственной сказочной истории, далее листы передаются по кругу и каждый дополняет историю своим предложением. Листы передаются до тех пор, пока каждый участник не получит лист со своим началом сказки. Затем зачитывается сказка. Обсуждение.7. Упражнение «Я хочу, я могу, я знаю, что от меня ждут»Участники заполняют на листах три колонки: «Я хочу в жизни», «Я могу в жизни», «Чего от меня ждут?»Рефлексия. Сможете ли вы реализовать свои планы? Кто может помочь вам осуществить их? (обсуждение записей). Совпадают и ваши желания с реальными возможностями?8. Упражнение «Установка». Все участники группы заканчивают каждое из предложений (упражнение способствует повышению уверенности в себе, своих силах): – Я хочу… – Я умею… – Я смогу… – Я добьюсь… При необходимости можно попросить дать объяснения или сделать обобщения. 9. Упражнение «Кто я». Вопрос к участникам: с каким цветком (животным, деревом, сказочным персонажем и т. д.) вы себя ассоциируете и почему? Каждому участнику обеспечивается возможность обратной связи, возможность обсудить его ответ.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с цельювыявления особенностей межличностных отношений в студенческой группе. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, чтомежличностные отношения – это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями индивидов, в них участвующих. Межличностные отношения имеют свою структуру, они динамичны: возникают, меняются и развиваются. Поведение человека в отношениях с другими зависит от познавательных, волевых и эмоциональных процессов.Личность детей формируется в условиях взаимодействия их с окружающей средой, оказывающей на них воспитывающее воздействие.Основными личностными особенностями студентов являются стабилизация поведения, эмоциональных реакций, улучшение самоотношения, профессиональное и личностное самоопределение. Учебно - профессиональная деятельность выступает компонентом важнейшего для личностного развития – профессионализации. Стремление получить высшее образование, профессию для развития карьеры является важной социальной ценностью для молодых людей. Группа студентов относится к небольшим формальным группам. Студенты, поступая в учебное заведение, выстраивают межличностные отношения с новыми людьми. Неблагополучие во взаимоотношениях с людьми в группе, переживание чувства отверженности от группы может ощущаться как тяжелое эмоциональное состояние и негативно влиять на деятельность человека, и его личностное развитие в целом.Студенческая группа, состоящая из молодёжи различных слоёв, предрасположена к межличностным конфликтам и связаны они чаще всего с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера. Результаты эмпирического исследования показали, что большинство испытуемыхотносятся к категории предпочитаемых. Уровень благополучия взаимоотношений в группеу студентовсредний.У студентов в межличностных отношениях дольше всего выражены сотрудничающий – конвенциональный, агрессивный и ответственный – великодушный типы, им не характерна подчиняемость без учета ситуации. Психологическая атмосфера в группе студентов благоприятная, эмоциональные отношения оцениваются ими ниже, чем поведенческие и когнитивные, у четверокурсниковценятся как эмоциональные отношения, так успешность взаимодействия в группе.Результаты корреляционного анализа показали, что, чем больше положительных выборов получают студенты, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе и тем больше они удовлетворены работой в группе. Чем больше отрицательных выборов получают студенты, тем скучнее представляется им группа. Чем выше статус студентов в группе, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе, ее занимательность и тем больше они удовлетворены работой в группе.Чем больше студенты склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкости, дружелюбию, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе, ее продуктивность, теплоту отношений и согласие членов группы. Чем больше у студентов проявляется ответственность по отношению к людям, деликатность, доброта, отзывчивость, умение сочувствовать, тем выше они оценивают согласованность в группе и тем больше они удовлетворены работой в группе. Чем выше развито дружелюбное отношение к другим у студентов, тем выше они оценивают теплоту отношений в группе.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: особенности межличностных отношений связаны с психологической атмосферой в студенческой группе.Список литературыАндреева, Г.М. Социальная психология[Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2010. – 375 с.Борг, Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле[Текст] / Д. Борг. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов [Текст] / О.С. Дровняшина// Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.Журавлева, К.Д. Психологическая атмосфера в студенческой группе[Текст] / К.Д.Журавлева, В.П. Панина, В.М. Николаенко. В сборнике: Дни науки – 2023. Материалы Регионального форума. – Новосибирск, 2023. – С. 384-388.Калинина, Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) [Текст] / Т.В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. – 2016. – №23. ‒ С. 430-433. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. ‒ Минск: ТетраСистемс, 2000. ‒ 432 с.Краева, К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса [Текст] / К.В. Краева // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.Ломов, Б.Ф. Системность в психологии[Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: МОДЭК, 2011. – 423с.Мирзаева, Ф.О. Некоторые особенности межличностных отношений в студенческой группе[Текст] / Ф.О.Мирзаева. В сборнике: Творчество в объективе научных исследований. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 129-132.Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды[Текст] / В.Н. Мясищев. ‒ М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398с.Нартова-Бочавер, С.К.Психология личности и межличностных отношений[Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Юрайт, 2020. – 262с.Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата[Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / А.А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.Петренко, Т.В.Особенности межличностных отношений в студенческой группе[Текст] /Т.В.Петренко, Р.В. Радченко. В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики, языкознания, психологии: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 116-119.Писарева, И.Ю.Изучение особенностей межличностных отношений в студенческих группах[Текст] / И.Ю.Писарева, И.В. Архипова. В сборнике: Разработка и реализация профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 113-115.Романова, Е.М.Особенности межличностных отношений в учебной группе студентов первого курса колледжа[Текст] / Е.М. Романова. В сборнике: XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. – Нижневартовск, 2023. – С. 135-140.Рубцова, Т.А. проблема межличностных отношений в психологии[Текст] / Т.А.Рубцова // Молодой ученый. – 2022.– №49 (444). – С. 283-286.Сапогова, Е.Е.Психология развития и возрастная психология[Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2024. – 638 с.Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению [Текст] / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.Скитейкина, Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе [Текст] / Ю.А. Скитейкина// Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 303-307. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе[Текст]: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamondtradingtour», 2015. – 36 с.Хайруллина, А.А. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде [Текст] / А.А. Хайруллина, Т.Б. Огдаров, Л.И. Савва // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 1(65). – С. 100 – 103.Халитова, С.А. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в социальной психологии[Текст] / С.А.Халитова// Ученые записки. – 2022.– №4 (64). – С. 268-275.Церковский, А.Л. Психология межличностных отношений[Текст]: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. ‒ Витебск: Витебский государственный медицинский университет (ВГМУ), 2017. ‒ 71 с.Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология[Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.Швецова, В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов [Текст] / В.А. Швецова// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.Яковлева, А.А. Исследование адаптации студентов 1 курса к учебной нагрузке[Текст] / А.А. Яковлева. В сборнике: Студенческая наука - первый шаг к цифровизации сельского хозяйства. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 3-х частях. – Чебоксары, 2023. – С. 530-532.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 375 с.
2. Борг, Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле [Текст] / Д. Борг. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.
3. Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов [Текст] / О.С. Дровняшина // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
4. Журавлева, К.Д. Психологическая атмосфера в студенческой группе [Текст] / К.Д. Журавлева, В.П. Панина, В.М. Николаенко. В сборнике: Дни науки – 2023. Материалы Регионального форума. – Новосибирск, 2023. – С. 384-388.
5. Калинина, Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) [Текст] / Т.В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. – 2016. – №23. ‒ С. 430-433.
6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. ‒ Минск: ТетраСистемс, 2000. ‒ 432 с.
7. Краева, К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса [Текст] / К.В. Краева // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.
8. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: МОДЭК, 2011. – 423с.
9. Мирзаева, Ф.О. Некоторые особенности межличностных отношений в студенческой группе [Текст] / Ф.О. Мирзаева. В сборнике: Творчество в объективе научных исследований. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 129-132.
10. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев. ‒ М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398с.
11. Нартова-Бочавер, С.К. Психология личности и межличностных отношений [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Юрайт, 2020. – 262с.
12. Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / А.А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.
13. Петренко, Т.В. Особенности межличностных отношений в студенческой группе [Текст] / Т.В. Петренко, Р.В. Радченко. В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики, языкознания, психологии: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 116-119.
14. Писарева, И.Ю. Изучение особенностей межличностных отношений в студенческих группах [Текст] / И.Ю. Писарева, И.В. Архипова. В сборнике: Разработка и реализация профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 113-115.
15. Романова, Е.М. Особенности межличностных отношений в учебной группе студентов первого курса колледжа [Текст] / Е.М. Романова. В сборнике: XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. – Нижневартовск, 2023. – С. 135-140.
16. Рубцова, Т.А. проблема межличностных отношений в психологии [Текст] / Т.А. Рубцова // Молодой ученый. – 2022. – №49 (444). – С. 283-286.
17. Сапогова, Е.Е. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2024. – 638 с.
18. Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению [Текст] / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.
19. Скитейкина, Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе [Текст] / Ю.А. Скитейкина // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 303-307.
20. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе [Текст]: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
21. Хайруллина, А.А. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде [Текст] / А.А. Хайруллина, Т.Б. Огдаров, Л.И. Савва // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 1(65). – С. 100 – 103.
22. Халитова, С.А. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в социальной психологии [Текст] / С.А. Халитова // Ученые записки. – 2022. – №4 (64). – С. 268-275.
23. Церковский, А.Л. Психология межличностных отношений [Текст]: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. ‒ Витебск: Витебский государственный медицинский университет (ВГМУ), 2017. ‒ 71 с.
24. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
25. Швецова, В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов [Текст] / В.А. Швецова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
26. Яковлева, А.А. Исследование адаптации студентов 1 курса к учебной нагрузке [Текст] / А.А. Яковлева. В сборнике: Студенческая наука - первый шаг к цифровизации сельского хозяйства. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 3-х частях. – Чебоксары, 2023. – С. 530-532.