Дидактическая игра как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников в условиях инклюзивного образования
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 24.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ………………………………………………………………………………....6
1.1. Содержание понятий «дидактическая игра», «коммуникативные универсальные учебные действия», «инклюзивное образование» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях инклюзивного образования………………………………………………………………………….9
1.3. Роль дидактической игры для развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников в условиях инклюзивного образования……………………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………..15
2.1. Упражнения и методические рекомендации по использованию дидактических игр для развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников в условиях инклюзивного образования…………………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....19
СПИСОК Используемой литературы………………………………………20
Класс делится на 5 групп, каждая из них должна нарисовать как можно больше слов, начинающихся с буквы «А», или содержащую ее в середине. По команде ребята начинают рисовать апельсин, ананас и т.д. Для удобства у каждого ученика свой лист и карандаши, но при демонстрации результатов команды объединяют свои рисунки, подсчитывается общее количество слов, нарисованное группой.Все учащиеся выполняют рисунки, стараясь принести как можно больше балов своей команде.Группа, нарисовавшая наибольшее количество слов на заданную букву или с буквой «А» в середине слова, получает 25 очков и становится победителем. Остальные команды оцениваются по убывающей, и получают 20, 15, 10 и 5 баллов соответственно. По предмету литературное чтение в первом классе по теме «Творчество А. С. Пушкина – сказки» можно предложить ролевые игры. Класс делится на 3 группы, каждый ряд – одна команда, которой дается своя сказка: «Сказка о попе и его работнике Бале», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Один урок уделяется подготовке, на следующем занятии каждая команда должна обыграть свое произведение. Ведущий рассказывает сказку (сюжеты ребята изучили на прошлых уроках), каждый из героев появляется в обозначенный момент и произносит свои слова. Кто-то из ребят выступает режиссером в своей команде, распределяющим роли, так же в каждой группе есть ведущий, рассказывающий сказку, остальные - исполняют свих персонажей.Оценивается по 10-бальной системе, при этом выставляется двойная оценка: за приближенность к сюжету и за артистизм. Если все ребята справились со своей задачей и полностью передали суть произведения – 10 очков, каждый недостаток – минус один балл [9, с. 19-21].Не зависимо от предмета и вида дидактической игры все задания для учащихся начальной школы должны соответствовать определенным принципам, способствующим достижению основной цели образования: интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности ребенка. Следовательно, при разработке и проведение обучающих игр необходимо следовать рекомендациям:Должна быть четко определена цель игры, все участники понимают: для чего нужновыполнение данного задания? Что нового можно узнать и чему научиться в ходе решения этойзадачи?Время, отведенное на выполнение одного вида деятельности должно соответствовать возрастным возможностям учащихся начальной школы, следовательно, не должно превышать 5-10 минут. После этого ученик не в состоянии сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, возникает необходимость переключения на другой объект.При организации игры следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, для этого необходимо знание способностей и качеств всех членов коллектива. Так, лидеру группы будет легче занять позицию ведущего, и быть на первых ролях. Ребенку – интроверту, с преобладающим типом флегматика или меланхолика будет сложно выполнить данную задачу, чем, например, холерику-экстраверту [3, с. 1-6].Обучающие занятия должны быть интересны ребятами вызывать желание принять участие, проявить активность в процессе их проведения.Организация и осуществление дидактических игр должно способствовать достижению результатов образования:Предметные, включающие в себя освоенный школьниками в ходе изучения учебных курсов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Также сюда входит система основополагающих элементов теоретического знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Метапредметные результаты, включающие межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления в реальной жизни и дальнейшей трудовой деятельности [10, с. 1].Под личностными результатами обучающихся в процессе освоения образовательных программ следует понимать формирование внутренней позиции ученика, выстраивающейся на основе генетических предпосылок и социальных условий, содействующих его индивидуальному развитию. Другими словами, это становление личности будущего специалиста, в какой бы сфере он не был задействован, обладающего качествами и характеристиками, позволяющими ему осуществлять трудовую деятельность и жить в условиях современного мира.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Формирование новых знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и ведения профессиональной деятельности в будущем, следует осуществлять с учетом меняющихся потребностей общества. Современному миру нужны специалисты, способные самостоятельно мыслить, анализировать, принимать решения, проявлять активность. Данные навыки должны прививаться еще на этапе начального образования. Одним из наиболее действенных форм работы в младшей школе, причем применимой для детей с разным уровнем состояния здоровья, является игра. Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и школьника, привлечение детей к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Для развития коммуникативных способностей у младших школьников важно, чтобы задачи обучения соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для героев игр лучше выбирать представителей из современных любимых мультфильмов [12, с.1-5].Большую роль в формировании универсальных учебных действий в начальной школе играют дидактические игры. Они способны развить коммуникативные способности, умение слушать и быть услышанным, работать в группах и т.д. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции. Во многом достижению поставленной цели поспособствует соблюдение рекомендаций по составлению, организации и проведению дидактических игр среди учащихся начальных классов. Ориентируясь на поставленные цели и конечные результаты, появляется возможность повысить качество образования.Список используемой литературы:Александрова А.В. Роль дидактических игр в обучении младших школьников с ЗПР в специальной коррекционной школе // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №22. – С. 1-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-s-zpr-v-spetsialnoy-korrektsionnoy-shkole Гафиятова О.В. Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №2 (27). – С. 60-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-korrektsii-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-sredstvami-didakticheskih-igrГерасименко А.А., Шабля И.Н. Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - №11. – С. 1-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-didakticheskoy-igry-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov Годовникова Л.В., Панич О.Е., Ткаченко Н.С. К вопросу коммуникативных способностей младших школьников с умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-2. – С. 426-428. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu Иванкова Н.В., Захлебаева В.В., Киселенко Л.С. Развитие коммуникативных способностей младших школьников // НИР/S&R. -2020. - №3. – С. 19-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov Инденбаум Е.Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестн. Том.гос. ун-та. -2020. - №452. – С. 194-204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-kompetentnost-kak-perspektiva-sovremennogo-pedagogicheskogo-obrazovaniyaКукушкина И.В., Мицкая М.В. Развитие коммуникативных способностей и умения сотрудничать у младших школьников в процессе обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №3-3. – С. 1-7.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-i-umeniya-sotrudnichat-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Смысл : Академия, 2005. – 352 с.Рудакова С.А. Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе // Проблемы педагогики. - 2019. - №5 (44). – С. 19-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-period-obucheniya-v-nachalnoy-shkole Рудакова О.А. Использование метапредметного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности в современной школе // Вестник ТГПУ. - 2015. - №8 (161). – С. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metapredmetnogo-podhoda-v-organizatsii-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-shkoleСамохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Формирование толерантности у учащихся начальной школы в условиях российского инклюзивного образования // Научный диалог. - 2016. - №12 (60). – С. 401-414. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tolerantnosti-u-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly-v-usloviyah-rossiyskogo-inklyuzivnogo-obrazovaniya Скрынник Е.А. Формирование коммуникативных способностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №48. – С. 1-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-sposobnostey-na-osnove-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-v-obuchenii-mladshih-shkolnikovФГОС начального общего образованияhttps://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья https://imc.edu.ru/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE Федорова Т.А. Отношение учителей начальной школы к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в науке. - 2013. - №27. – С. 1-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-uchiteley-nachalnoy-shkoly-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya Школьникова М.В., Галямова Э.М. Условия формирования дидактического игрового пространства в начальной школе // Наука и школа. - 2013. - №6. – С. 60-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-didakticheskogo-igrovogo-prostranstva-v-nachalnoy-shkole
2. Гафиятова О.В. Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №2 (27). – С. 60-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-korrektsii-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-sredstvami-didakticheskih-igr
3. Герасименко А.А., Шабля И.Н. Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - №11. – С. 1-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-didakticheskoy-igry-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov
4. Годовникова Л.В., Панич О.Е., Ткаченко Н.С. К вопросу коммуникативных способностей младших школьников с умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-2. – С. 426-428. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu
5. Иванкова Н.В., Захлебаева В.В., Киселенко Л.С. Развитие коммуникативных способностей младших школьников // НИР/S&R. - 2020. - №3. – С. 19-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov
6. Инденбаум Е.Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2020. - №452. – С. 194-204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-kompetentnost-kak-perspektiva-sovremennogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya
7. Кукушкина И.В., Мицкая М.В. Развитие коммуникативных способностей и умения сотрудничать у младших школьников в процессе обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №3-3. – С. 1-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-i-umeniya-sotrudnichat-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Смысл : Академия, 2005. – 352 с.
9. Рудакова С.А. Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе // Проблемы педагогики. - 2019. - №5 (44). – С. 19-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-period-obucheniya-v-nachalnoy-shkole
10. Рудакова О.А. Использование метапредметного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности в современной школе // Вестник ТГПУ. - 2015. - №8 (161). – С. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metapredmetnogo-podhoda-v-organizatsii-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-shkole
11. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Формирование толерантности у учащихся начальной школы в условиях российского инклюзивного образования // Научный диалог. - 2016. - №12 (60). – С. 401-414. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tolerantnosti-u-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly-v-usloviyah-rossiyskogo-inklyuzivnogo-obrazovaniya
12. Скрынник Е.А. Формирование коммуникативных способностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №48. – С. 1-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-sposobnostey-na-osnove-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov
13. ФГОС начального общего образования https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
14. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья https://imc.edu.ru/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE
15. Федорова Т.А. Отношение учителей начальной школы к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в науке. - 2013. - №27. – С. 1-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-uchiteley-nachalnoy-shkoly-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
16. Школьникова М.В., Галямова Э.М. Условия формирования дидактического игрового пространства в начальной школе // Наука и школа. - 2013. - №6. – С. 60-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-didakticheskogo-igrovogo-prostranstva-v-nachalnoy-shkole