Правовое регулирование молодежных общественных организаций
Заказать уникальную дипломную работу- 59 59 страниц
- 58 + 58 источников
- Добавлена 24.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретико-методологические основы изучения общественных организаций, как участников гражданских правоотношений 7
1.1. Понятие общественных организаций 7
1.2. Учреждение общественных организаций 14
1.3. История развития общественных организаций 22
2. Особенности правового положения общественных организаций как участников гражданских правоотношений 26
2.1. Признаки общественной организации как юридического лица 26
2.2. Соотношение организационно-правовых форм общественных объединений и видов общественных организаций 36
2.3. Проблемы и перспективы развития деятельности общественных организаций 41
Заключение 50
Список использованных источников 54
Законодательство о правовом положении иностранных граждан содержит нормы, устанавливающие порядок въезда и проживания иностранных граждан на территории России. Такие нормы включают в себя положения об ограничениях, предусмотренных для иностранных граждан в сравнении с гражданами России. Так, ограничения состоят в соблюдении режима въезда на территорию страны, получении вида на жительства, соблюдении требований к территории места проживания. Что касается политических прав и обязанностей, то к ним относятся избирательны права, права на свободу слова и мысли, право на защиту и другие. В части прав иностранных граждан особенности состоят в отсутствии права нести военную службу, быть избранным или назначенным на государственные должности, приобретать недвижимость в определенных зонах, установленных законодательством и др. В то же время, нормами ст. 17 Конституции РФ иностранным гражданам гарантировано соблюдение их основных, неотчуждаемых прав. Такие права признаются наравне с правами граждан РФ. Иностранным гражданам гарантировано право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу, неприкосновенность частной жизни и др. Однако, российское законодательство предусматривает ограничения, применяемые к иностранным гражданам. Так, одним из таких ограничений названо ограничение участия в выборах. Избирательное право существует в соответствии с определенными принципами, которые вытекают из нормативных актов и выделяются в научной литературе. Одним из принципов является всеобщность избирательного права. Данный принцип значит, что возможность принять участие в выборах устанавливается для каждого человека, который соответствует установленным законом условиям. Такой гражданин вправе реализовывать его пассивное и активное избирательное право. Таким образом, российское законодательство построено на том, что установлены определенные ограничения на участие иностранных граждан в реализации ряда прав на территории России. Представляется, что соответствующие ограничения должны быть установлены и для молодежных общественных объединений. Например, часто направлениями деятельности молодежных организаций являются патриотическое воспитание, культурная и социально-значимая работа среди населения, что говорит о формировании у молодежи определенных воззрений, взглядов на события, на общество и его отдельных членов. В связи с указанным считаем необходимым скорректировать законодательство в этой части, установив более строгие требования к участию иностранных лиц и лиц без гражданства в молодежных организациях. Другой проблемой выступает осуществление надзора и контроля за деятельностью общественных организаций. В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» надзор за ними осуществляется прокуратурой, а контроль – органом, уполномоченным на регистрацию, то есть, минюстом РФ. Например, часто направлениями деятельности молодежных организаций являются патриотическое воспитание, культурная и социально-значимая работа среди населения, что говорит о формировании у молодежи определенных воззрений, взглядов на события, на общество и его отдельных членов. В связи с указанным считаем необходимым скорректировать законодательство в этой части, установив более строгие требования к участию иностранных лиц и лиц без гражданства в молодежных организациях. На протяжении длительного времени, практически с начала существования государства, им осуществляется контрольно-надзорная деятельность, поскольку только с помощью данной деятельности государство и иные субъекты управления могут получать сведения о результатах оказываемого на участников управляемых отношений управления. В случае получения сведений о результатах, не удовлетворяющих целям и задачам государственного управления, органы власти могут скорректировать управленческую деятельность. Основу нормативно-правового регулирования рассматриваемой сферы составляет Конституция РФ, положения которой детализированы в правовых актах, имеющих меньшую юридическую силу. В ст. 129 Конституции РФ закреплено, что прокуратура РФ представляет собой централизованную систему органов, которая осуществляет надзор, в том числе, за соблюдением прав и свобод человека, а также уголовное преследование. При этом указанная норма отсылает к федеральному законодательству, которым определяются полномочия и функции прокуратуры. Основным правовым актом, которым закреплены полномочия прокурора, является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Следует отметить, что закон не полностью определяет статус прокурора, поскольку, в зависимости от отрасли, в которой прокурор выполняет свои функции, его статус и полномочия определяются специальным законодательством. В ст. 4 закона о прокуратуре закреплены основные принципы, в соответствии с которыми осуществляются полномочия.При этом на всем протяжении существования понятий «контроль» и «надзор» ведется дискуссия относительно их содержания и соотношения между собой. Исследователи вопроса по-разному толкуют указанные понятия. Например, в соответствии с позицией А.А, Шарифулина контроль и надзор следует отграничивать в зависимости от способа проведения проверочных мероприятий, где контролем следует считать установление степени соответствия имеющимся требованиям фактических процессов и их результатов, а надзором – систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований проверяемым лицом.На сегодняшний день одной из проблем, которая выделяется в теории права, является проблема разграничения контроля и надзора в качестве форм, предполагающих различное содержание. Например, К.О. Анисимова отмечает, что контрольная и надзорная деятельность являются самостоятельными видами деятельности, каждая из которых представляет собой юридически значимый вид. Действующие нормативно-правовые акты, как правило, построены на смешении рассматриваемых понятий, однако, в ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» данные понятия и полномочия разграничены. Надзорные полномочия являются более узкими по отношению к контрольным, данными полномочиями наделены отдельные органы и должностные лица. Реализация надзорных полномочий построена на соблюдении критерия подведомственности определенных лиц определенным органам, в зависимости от сферы деятельности. Представляется, что исключением из данного правила выступают надзорные полномочия органов прокуратуры.Минюст РФ в соответствии со ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» вправе:- запрашиватьраспорядительные документы;- участвовать в мероприятиях, проводимых общественными объединениями;- проверять раз в год деятельность общественных объединений на предмет расходования денежных средств и использования иного имущества уставным целям объединения;- получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности у других органов власти;- при выявлении нарушений выносить предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Перечисленные полномочия вызывают вопросы в части их широты и наступления ответственности общественного объединения в случае невыполнения предупреждения. Так, выполнение контрольных функций Минюстом РФ предполагает выявление нарушений. Реакцией на такое нарушение является предупреждение, неисполнение которого не влечет негативных последствий, установленных той же нормой. Представляется, что в ст. 38 Закона следует закрепить право Минюста РФ на обращение в суд с требованием об исполнении определенных требований, о приостановлении деятельности или ликвидации общественной организации, также привлечение к административной ответственности за неисполнение предупреждения. Рассмотрение вопроса о необходимости наделения контрольных и надзорных органов полномочиями на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц следует также учитывать характер указанных нарушений. Неопределенный круг лиц сложен в организации разрешения спора. То есть, лицо, право которого нарушается выявленным правонарушением, как часто бывает на практике, не зная норм законодательства и не понимая механизма нарушения их прав, не обращается в суд. В этом случае допущенное нарушение может быть оставлено без внимания органов власти.Понятие «неопределенный круг лиц» имеет важное значение в правоприменительной практике, поскольку в ГПК РФ оно активно применяется. Однако разъяснение данного понятия в гражданском процессуальном законодательстве не дано. Так, анализ норм п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 131, п. 3 ст. 391.1 ГПК РФ показывает, что ГПК РФ предусматривает возбуждение гражданского дела по заявлению лица, которое от своего имени выступает в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в случаях, когда обращение с таким заявлением предусмотрено ГПК РФ.В частности, п. 1 ст. 45 ГПК РФ закрепляет право прокурора участвовать в гражданском процессе путем обращения в суд в защиту прав и интересов, в том числе, неопределенного круга лиц. При этом интересы неопределенного круга лиц законом названы разновидностью публичных интересов (ст. 391.1 ГПК РФ). Кроме того, п. 3 ст. 131 ГПК РФ, посвящен требованиям, которым должно соответствовать исковое заявление. Что касается искового заявления в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, то к нему законодатель предъявляет требование об обязательном указании на то, в чем заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое именно право нарушено. Если исходить из толкования указанного понятия Верховным Судом РФ, приведенного в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, где разъяснено, что неопределенный круг – это такой круг лиц, определение (индивидуализация) которого невозможна. Этот круг лиц невозможно привлечь в качестве истцов к участию в деле, указать их имена в судебном решении. Кроме того, невозможно определить круг прав и обязанностей каждого из указанных лиц при разрешении дела.Однако здесь следует согласиться с мнением о том, что данное определение недостаточно удачно, поскольку в нем содержатся грамматическая и правовая неточности. Правовая неточность состоит в не учете того, что истца невозможно привлечь к участию в деле. Процессуальное положение истца характеризуется тем, что объявление в суд является его волеизъявлением, но не обязанностью. Грамматическая неточность состоит в формулировке, которая звучит как «такой круг лиц, определение (индивидуализация) которого невозможна», в то время как более правильным грамматически являлась бы формулировка «круг таких лиц».Сложность в рассматриваемой ситуации вызывает и то обстоятельство, что Минюст РФ по отношению к общественным организациям не наделен правом проводить соответствующие проверки, которые бы влекли возможность обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц. В практике применения законодательства неоднократно встречались случаи обжалования действий таких органов по тем основаниям, что не проводится проверка на предприятии.Изложенное свидетельствует о том, что перспективы развития деятельности общественных организаций должны быть основаны на тенденции строго соблюдения законодательства, корректировке норм права, которые регулируют такую деятельность. В рамках настоящего параграфа выявлена проблема отсутствия достаточных ограничений к участию в молодежных общественных организациях иностранных лиц и лиц без гражданства. При этом зачастую направлениями деятельности молодежных организаций являются патриотическое воспитание, культурная и социально-значимая работа среди населения, что говорит о формировании у молодежи определенных воззрений, взглядов на события, на общество и его отдельных членов. В связи с указанным считаем необходимым дополнить ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях» абзацем, содержащим повышенные требования к допуску к участию в молодежных общественных организациях иностранных лиц и лиц без гражданства (например, путем предоставления ими сведения о ведении деятельности в государстве, в котором лицо постоянно находится или проживает), а также путем установления запрета на участие в органах управления молодежных общественных организаций указанных лиц. Также считаем необходимым расширить полномочия Минюста РФ в части осуществления контроля за деятельностью общественных организаций, дополнив ст. 38 пунктом 6 следующего содержания: «в случае неисполнения предупреждения привлечь объединение к административной ответственности либо обратиться в суд с требованием о защите прав неопределенного круга лиц и ликвидации либо приостановлении деятельности объединения». ЗаключениеНа основании изложенного можно сделать следующие выводы. Общественной организацией является некоммерческой корпоративной организацией, основанной на добровольном объединении физических лиц, образованная в соответствии с требованиями законодательства. деятельность общественной организации направлена на удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей, а также на достижение ее участниками общих интересов, которые не должны противоречить закону. Представляется, что такое определение наиболее полно отражает сущность и правовую природу общественной организации и может быть включено в ч. 1 ст. 123.4 ГК РФ. При этом определение, приведенное в ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях» является неполным, вступает в противоречие с определением, приведенным в ГК РФ, в связи с чем также требует корректировки. Порядок учреждения общественной организации определяется ее организационно-правовой формой. Порядок учреждения предполагает обязательное предоставление документов, требуемых для создания организации в Минюст РФ, который на стадии создания общественной организации выполняет контрольные функции с точки зрения проверки формального и содержательного соответствия предоставленных документов требованиям законодательств, а установив их соответствие и достаточность для создания организации – передает в ФНС. Учреждение общественной организации предполагает формирование учредительных документов, отражающих основные положения об организации, а также органов управления, которые уполномочены принимать решения, действовать от имени организации. Признаки общественной организации как юридического лица заключаются в том, что общественная организация является некоммерческой корпоративной организацией, что предполагает недопустимость в качестве основной цели деятельности получения прибыли, а также право участников выражать свое мнение при решении вопросов управления организацией через голосование на общих собраниях. Представляется, что применительно к молодежным организациям следует скорректировать некоторые положения законодательства о ведении деятельности, направленной на получение прибыли, и об участии в управлении организацией, что обусловлено допустимостью включения в состав участников такой организации несовершеннолетних. Общественными организациями зачастую фактически ведется коммерческая деятельность. Законодательством не установлены какие-либо ограничения ведения такой деятельности молодежными общественными организациями, в то же время, как отмечено выше, предпринимательская деятельность предполагает риск несения убытков и дополнительную ответственность. В связи с указанным считаем необходимым ввести требования о необходимости получения разрешения Минюста РФ на совершение сделок, цена которых превышает размер, который следует определить в ФЗ «Об общественных объединениях». Действующее правовое регулирование форм организационно-правовых форм общественных объединений и правовое регулирование деятельности общественных организаций предполагает допустимость существования в качестве субъектов правоотношений объединений граждан, которые не являются юридическими лицами. При этом общественные организации всегда создаются в форме юридического лица, являющегося при этом одной из форм общественных объединений. В действующих нормах ГК РФ и ФЗ «Об общественных объединениях» имеются коллизии в определении организационно-правовой форм указанных объединений и организаций. В п. 2 ч. 3 ст. 50 ГК РФ указывается на то, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций, в том числе, политических партий, профессиональных организаций, органов общественной самодеятельности, территориальных общественных самоуправлений. В то же время в ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях» политические партии и органы общественной самодеятельности названы в качестве самостоятельных общественных объединений наравне с общественной организацией. Выявленный недостаток имеет практическое значение, поскольку происходит смешение требований к различным формам объединений. Для устранения противоречия считаем необходимым исключить из п. 2 ч. 3 ст. 50 ГК РФ указание на политические партии и органы общественной самодеятельности. Перспективы развития деятельности общественных организаций должны быть основаны на тенденции строго соблюдения законодательства, корректировке норм права, которые регулируют такую деятельность. В рамках настоящего параграфа выявлена проблема отсутствия достаточных ограничений к участию в молодежных общественных организациях иностранных лиц и лиц без гражданства. При этом зачастую направлениями деятельности молодежных организаций являются патриотическое воспитание, культурная и социально-значимая работа среди населения, что говорит о формировании у молодежи определенных воззрений, взглядов на события, на общество и его отдельных членов. В связи с указанным считаем необходимым дополнить ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях» абзацем, содержащим повышенные требования к допуску к участию в молодежных общественных организациях иностранных лиц и лиц без гражданства (например, путем предоставления ими сведения о ведении деятельности в государстве, в котором лицо постоянно находится или проживает), а также путем установления запрета на участие в органах управления молодежных общественных организаций указанных лиц. Также считаем необходимым расширить полномочия Минюста РФ в части осуществления контроля за деятельностью общественных организаций, дополнив ст. 38 пунктом 6 следующего содержания: «в случае неисполнения предупреждения привлечь объединение к административной ответственности либо обратиться в суд с требованием о защите прав неопределенного круга лиц и ликвидации либо приостановлении деятельности объединения». Список использованных источниковНормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Российская газета. 1994. № 238-239.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Российская газета. - № 220. - 20.11.2002. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об общественных объединениях» // Российская газета. 1995. № 100.Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 1996. № 14.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. № 153-154.Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 229.Приказ Минюста России от 12.11.2020 № 278 (ред. от 31.08.2023) «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.11.2020.Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (ред. от 09.01.2024) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.09.2020. Закон СССР от 09.10.1990 № 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях» // Ведомости СНД и ВС СССР. 17.10.1990. № 42. Ст. 83.Акты судебных органовПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 3. март. 2022.Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.06.2004, 30.06.2004 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. - № 11.Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2023 по делу № 88-21411/2023, 2-96/2022 // СПС Консультант Плюс.Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2023 № 88-24170/2023 по делу № 2-1886/2022 // СПС Консультант Плюс.ЛитератураАвалу С.А., ЗалиханИ.Д. О субъектах гражданских правоотношений // Закон и право. 2020. № 10. С. 84-85. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. 2018. № 4 (15). С. 12.Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.Гамалей А.А. Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением // Образование и право. 2018. № 4. С. 25-29.ГанижевА.Я. Правовая природа и виды решения общего собрания хозяйственного общества // Журнал российского права. 2012. №8 (188). С. 112-120.Доброва О.В. Этапы изучения понятия «Общественные организации» и их классификация // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №23. С. 381-386.ЕрчакС.В. К вопросу о соотношении сделки и решения собрания // Сфера права. 2020. № 4. С. 10-20.Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / Е.В. Еременко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (33). С. 69-81.Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 4. С. 417-421.Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.Кванина, В. В. К вопросу о правовом режиме экологического предпринимательства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2021. № 2. Т. 21. С. 57-68.Кравченко А.А. Субъективное гражданское право: история развития понятия в цивилистической доктрине // Грамота. 2015. № 6 (56). С. 105.КсельЛ.Э. Двойственность понимания природы гражданской правоспособности юридических лиц // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 187-189.ЛубенниковаС.А. Понятие и содержание социально-экономических прав человека и гражданина // Вестник БГУ. 2015. №2-2. С. 217-221.Максименко М.В., ГарцевИ.В. Понятие и черты государственного управления // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 93-95. МатевосоваЕ.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. №2. С.31.Майстренко Г.А., Майстренко А.Г. Правовая природа корпоративных отношений // Государственная служба и кадры. 2020. № 1. С. 59-61. ПодмаревА.А. Международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина и их значение для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. №3. С. 338-342.ПриженниковаА.Н. Малое и среднее предпринимательство в законодательстве России // Образование и право. 2021. № 9. С. 158-167. Прудников А.С. Национальное законодательство как основа регулирования внешней трудовой миграции / А.С. Прудников // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2. С. 257-261.Романова П.А. Личные права и свободы человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-4. С. 110-112.Савенко Н.Е. К вопросу о понятии и признаках предпринимательской деятельности в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1. С. 73-83.Серков П. П.: Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования) : монография : в 3 ч. М., 2018. С. 21. Слесарев В.Л., Кравец В.Д. Отношения участия и управления в системе корпоративных отношений // Актуальные проблемы российского права. - №2022. - 9 (142). - С. 125-135.Стародубцева М.А. Молодежные общественные организации и их роль в противодействии интернет-сектантству // Форум молодых ученых. 2018. №3 (19). С. 621-624.Старостин С.А. О подмене понятий в государственном управлении // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32. С. 76-96.Титов Е.В. Понятие юридического факта // Exjure. 2018. № 4. С. 7-31.Трескин П.А. Участие общественных организаций в регулировании общественных отношений в регионе // Социология. 2020. №1. С. 352-357.Умарова М.А. Институт опеки и попечительства: вопросы становления // Право и государство: теория и практика. 2022. №11 (215). С. 185-187.Филатова А.В. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Молодой ученый. 2018. № 42 (228). С. 134-137.Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. В.А. Пиляевой М.: Спарк, 2003. - С. 46.Цечоев В.К., ШвандероваА.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 97.Чаплыгин А.А. Факторы и условия конструирования деятельности молодежных общественных организаций // Форум молодых ученых. 2018. №11-2 (27). С. 930-935.ШарифулинА.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.ШемшединовМ.Н. Субъекты гражданских правоотношений // Форум молодых ученых. 2020. № 1 (41).ЭрделевскийА.М. О неопределенном круге лиц в гражданском процессе // СПС КонсультантПлюс. - 2013.Интернет-источники Государственная регистрация некоммерческих организаций // https://minjust.gov.ru/ru/activity/govservices/5/ (дата обращения: 07.05.2024).МООО «РСО». Структура // https://xn--d1amqcgedd.xn--p1ai/about_us/rukovodyashchie_organy.html (дата обращения: 08.05.2024).Новости. В отношении А. Навального и иных лиц возбуждено уголовное дело о создании экстремистского сообщества и участии в нем // https://sledcom.ru/news/item/1613700/ (дата обращения: 21.05.2024).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Российская газета. 1994. № 238-239.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Российская газета. - № 220. - 20.11.2002.
7. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об общественных объединениях» // Российская газета. 1995. № 100.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 1996. № 14.
9. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. № 153-154.
10. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 3.
11. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 229.
12. Приказ Минюста России от 12.11.2020 № 278 (ред. от 31.08.2023) «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.11.2020.
13. Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (ред. от 09.01.2024) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.09.2020.
14. Закон СССР от 09.10.1990 № 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях» // Ведомости СНД и ВС СССР. 17.10.1990. № 42. Ст. 83.
Акты судебных органов
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 3. март. 2022.
16. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.06.2004, 30.06.2004 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. - № 11.
17. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2023 по делу № 88-21411/2023, 2-96/2022 // СПС Консультант Плюс.
18. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2023 № 88-24170/2023 по делу № 2-1886/2022 // СПС Консультант Плюс.
Литература
19. Авалу С.А., Залихан И.Д. О субъектах гражданских правоотношений // Закон и право. 2020. № 10. С. 84-85.
20. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. 2018. № 4 (15). С. 12.
21. Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.
22. Гамалей А.А. Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением // Образование и право. 2018. № 4. С. 25-29.
23. Ганижев А.Я. Правовая природа и виды решения общего собрания хозяйственного общества // Журнал российского права. 2012. №8 (188). С. 112-120.
24. Доброва О.В. Этапы изучения понятия «Общественные организации» и их классификация // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №23. С. 381-386.
25. Ерчак С.В. К вопросу о соотношении сделки и решения собрания // Сфера права. 2020. № 4. С. 10-20.
26. Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / Е.В. Еременко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (33). С. 69-81.
27. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 4. С. 417-421.
28. Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.
29. Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.
30. Кванина, В. В. К вопросу о правовом режиме экологического предпринимательства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2021. № 2. Т. 21. С. 57-68.
31. Кравченко А.А. Субъективное гражданское право: история развития понятия в цивилистической доктрине // Грамота. 2015. № 6 (56). С. 105.
32. Ксель Л.Э. Двойственность понимания природы гражданской правоспособности юридических лиц // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 187-189.
33. Лубенникова С.А. Понятие и содержание социально-экономических прав человека и гражданина // Вестник БГУ. 2015. №2-2. С. 217-221.
34. Максименко М.В., Гарцев И.В. Понятие и черты государственного управления // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 93-95.
35. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. №2. С.31.
36. Майстренко Г.А., Майстренко А.Г. Правовая природа корпоративных отношений // Государственная служба и кадры. 2020. № 1. С. 59-61.
37. Подмарев А.А. Международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина и их значение для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. №3. С. 338-342.
38. Приженникова А.Н. Малое и среднее предпринимательство в законодательстве России // Образование и право. 2021. № 9. С. 158-167.
39. Прудников А.С. Национальное законодательство как основа регулирования внешней трудовой миграции / А.С. Прудников // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2. С. 257-261.
40. Романова П.А. Личные права и свободы человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-4. С. 110-112.
41. Савенко Н.Е. К вопросу о понятии и признаках предпринимательской деятельности в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1. С. 73-83.
42. Серков П. П.: Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования) : монография : в 3 ч. М., 2018. С. 21.
43. Слесарев В.Л., Кравец В.Д. Отношения участия и управления в системе корпоративных отношений // Актуальные проблемы российского права. - №2022. - 9 (142). - С. 125-135.
44. Стародубцева М.А. Молодежные общественные организации и их роль в противодействии интернет-сектантству // Форум молодых ученых. 2018. №3 (19). С. 621-624.
45. Старостин С.А. О подмене понятий в государственном управлении // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32. С. 76-96.
46. Титов Е.В. Понятие юридического факта // Ex jure. 2018. № 4. С. 7-31.
47. Трескин П.А. Участие общественных организаций в регулировании общественных отношений в регионе // Социология. 2020. №1. С. 352-357.
48. Умарова М.А. Институт опеки и попечительства: вопросы становления // Право и государство: теория и практика. 2022. №11 (215). С. 185-187.
49. Филатова А.В. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Молодой ученый. 2018. № 42 (228). С. 134-137.
50. Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. В.А. Пиляевой М.: Спарк, 2003. - С. 46.
51. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 97.
52. Чаплыгин А.А. Факторы и условия конструирования деятельности молодежных общественных организаций // Форум молодых ученых. 2018. №11-2 (27). С. 930-935.
53. Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
54. Шемшединов М.Н. Субъекты гражданских правоотношений // Форум молодых ученых. 2020. № 1 (41).
55. Эрделевский А.М. О неопределенном круге лиц в гражданском процессе // СПС КонсультантПлюс. - 2013.
Интернет-источники
56. Государственная регистрация некоммерческих организаций // https://minjust.gov.ru/ru/activity/govservices/5/ (дата обращения: 07.05.2024).
57. МООО «РСО». Структура // https://xn--d1amqcgedd.xn--p1ai/about_us/rukovodyashchie_organy.html (дата обращения: 08.05.2024).
58. Новости. В отношении А. Навального и иных лиц возбуждено уголовное дело о создании экстремистского сообщества и участии в нем // https://sledcom.ru/news/item/1613700/ (дата обращения: 21.05.2024).