СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ОСНОВА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 62 62 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 25.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА СМП 7
1.1 Этапы освоения Северного морского пути 7
1.2 Географическое положение Северного морского пути 10
1.3 Нормативно-правовые основы управления развитием СМП 14
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ 20
2.1 Анализ внутренней среды 20
2.2 Анализ внешней среды 28
2.3 Определение направлений развития СМП 36
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ И ИНТЕГРАЦИИ СМП В ГЛОБАЛЬНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ 43
3.1 Разработка рекомендаций по развитию и интеграции СМП в глобальную транспортную систему 43
3.2 Социально-экономическая эффективность разработанных направлений 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Фрагмент для ознакомления

) необходимо, как минимум, расширение мощностей двух портов Мурманск и Петропавловск-Камчатский, между которыми будет проходит ледокольный контейнеровоз. В 2022 году, после введённых санкций, международные транспортные компании покинули российский рынок, что привело к сокращению контейнерного парка практически на 30%. Поэтому необходимо наращивание контейнерного парка коммерческими транспортными компаниями, поскольку контейнерные перевозки являются наиболее эффективными по ряду факторов, таких как безопасность грузов, экономический эффект от снижения производственных затрат и других. Основу грузовой базы на сегодняшний день могут составить каботажные перевозки, импортные перевозки, транзит. Каботажные перевозки могут быть обеспечены транспортировкой рыбной продукции из портов Дальнего Востока (Петропавловск – Камчатский, Владивосток) в порт Мурманск. В 2023 году, к примеру, вылов лососевых составил 600 тыс. тонн, что стало более чем в 2 раза больше, чем в прошлом году.Тем не менее необходимо учитывать, что российские каботажные грузы не смогут обеспечить необходимую загрузку контейнерной линии для ее экономически обоснованной работы. Одним из вариантов решения этой задачи может стать создание двух крупных портов-хабов (по аналогии с такими крупными азиатскими островными портами, как Сингапур, Гонконг, Гаосюн) на Севере – в Мурманске и Дальнем Востоке – в Петропавловске-Камчатском.Порты-хабы будут представлять собой перевалочные центры, связывающие европейскую часть России и Дальний Восток, Европу и Азию, которые обеспечат сбалансированную работу контейнерной линии с использованием челночного контейнеровоза ледового плавания, курсирующего между ними. Завоз и вывоз контейнеров из портов-хабов будет осуществляться неледовыми контейнеровозами повышенной вместимости. Совершенствование портов, терминалов и хабов для предоставления услуг 3PL, 4PL, 5PL провайдеров позволит увеличить конкурентоспособность маршрута и его привлекательность для частных торговых компаний, грузоотправителей, транспортных компаний. Совершенствование наземной транспортной инфраструктуры регионов, участков вблизи СМП, для возможности мультимодальных перевозок и улучшения экономической эффективности перевозок третье направление развития Северного морского маршрута. Среди всех видов транспорта для Арктической зоны России и ее развития ключевым является морской транспорт, ввиду текущей турбулентной геополитической обстановки интересы Российской Федерации должны быть эффективно обеспечены взаимодействием морского вида транспорта с остальными видами транспорта на суше, в приоритете с железнодорожным. Связанность северных территорий Арктики с территорией остальной части страны напрямую зависит от развития железнодорожного транспорта.На данный период времени в Арктической зоне РФ для создания межрегиональной мультимодальной транспортной сети планируется ряд проектов в рамках развития железнодорожного транспорта, такими являются Белкомур и Северный широтный ход. Проект Белкомур направлен на соединение железнодорожной сетью Архангельск-Сыктывкар-Пермь с портами Северо-Запада и портами АЗРФ. Максимальная провозная мощность данного проекта оценивается в 35 млн. тонн. в год. Со стороны Китая проявлен большой интерес к данному проекту, так как это возможность выхода на новые рынки сбыта своих товаров, а также возможность дополнительного выхода к Северному морскому пути. Привлекательность проекта для России состоит в том, чтобы наращивать объемы внешней торговли с Азией и регионом АТР, в связи со снижением внешнеторгового оборота с Евросоюзом. По данным источника, проект позволит нарастить ВРП регионов, а также стать драйвером развития производства (строительства новых предприятий и заводов). Данный проект был разработан еще в 30-х годах XXвека и по нему было проложено 440 км. железнодорожного полотна,однако после 1990 года работы по проекту были прекращены.Данная ситуация связана с тем, что проект является капиталоемким и требует значительных финансовых затрат. По некоторым данным, аналитики оценивают стоимость проекта в 330 млрд. руб. На сегодняшний день государство не располагает таким бюджетом, поэтому один из самых перспективных вариантов является механизм ГЧП.ГЧП – государственно-частное партнерство, это инструмент долгосрочного взаимодействия бизнеса и государства, при котором бизнес предоставляет инвестиции для строительства, капитального ремонта и эксплуатации объектов инфраструктуры, а государство право пользования на объект в рамках соглашения. Это способствует развитию общественной инфраструктуры, проявляющееся в увеличении возможности государственной власти обеспечивать населению доступность товаров, работ и услуг высокого качества. Необходимость увеличения частных инвестиций в развитие маршрута обусловлено ограниченными финансовыми ресурсами государства, а недостаток инвестиций приведет к затянутости развития и неактуальностью технологий. Возобновление строительства данного проекта станет важным шагом к развитию транспортной системы АЗРФ. Реализация проекта позволит не только обеспечить транспортную связь регионов и увеличить эффективность перевозок посредством объединения с Северным морским путем для обеспечения мультимодальных перевозок. Объединение посредством железной дороги регионов Крайнего Севера и Урала позволит эффективно перераспределять природные ресурсы, снизить стоимость доставки нефти, угля, леса, газа. Это также будет способствовать социально-экономическому развитию Арктического региона, повысит уровень жизни населения, увеличит их мобильность. Реализация проекта Белкомур для населения Арктической зоны Российской Федерации позволит также снизить уровень безработицы, поскольку создаст сотни рабочих мест, увеличит транспортную доступность регионов. Северный широтный ход еще один проект. В отличии от проекта Белкомур, до 2022 года проводились строительные работы, но решением Правительства России с того же года были приостановлены. Проект позволит объединить Северную железную дорогу и Свердловскую железную дорогу в одну сеть. Согласно прогнозу, провозная мощность проекта составит 23,9 млн. тонн. В перспективе, данный проект способен обеспечить доступ к Северному морскому пути, а именно к портам Дудинка и Игарка, что будет способствовать его развитию и обеспечит круглогодичную доступность к сырьевым районам. Проекты Белкомур и Северный широтный ход – это железнодорожные проекты, которые позволили бы создать единую мультимодальную транспортную сеть, которая будет способствовать развитию Арктического региона страны. . 3.2 Социально-экономическая эффективность разработанных направленийРекомендации, которые были разработаны в целях совершенствования Северного морского пути, в рамках создания межрегиональной мультимодальной инфраструктуры имеют высокую социально-экономическую эффективность. Во-первых, прогнозируется, что развитие контейнерных перевозок, грузовую базу которых составят каботажные и транзитные перевозки, смогут дополнительно обеспечить прирост грузооборота по Северному морскому пути в объеме около 10 млн. тонн. Во-вторых, строительство железнодорожных проектов и создание единой транспортной мультимодальной сети дополнительно обеспечат еще 58,9 млн. тонн. Рис. 3.2 Прогноз роста грузооборота по СМП с учетом рекомендаций и прогноза по программе развития, тонн.Социальная эффективность проявится в общем улучшении жизни населения Арктической зоны, а именно:рост мобильности населения;снижение безработицы;увеличение транспортной доступности регионов;модернизация общественной инфраструктуры;обеспечение доступности товаров, работ и услуг высокого качества.Таким образом, предложенные рекомендации имеют высокую социально-экономическую значимость, реализация проекта позволит создать мощную современную и мобильную транспортную инфраструктуру, позволяющую объединить регионы Севера с другими регионами России, позволит эффективнее перераспределять ресурсы и в целом будет способствовать экономическому развитию страны, сохранению ее технологического и экономического суверенитета. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе была рассмотрена тема «Северный морской путь как основа межрегиональной мультимодальной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации». Целью данной работы являлась разработка рекомендаций для развития Северного морского пути как основы межрегиональной мультимодальной инфраструктуры для интеграции в глобальную транспортную систему. Для достижения данной цели были решены следующие задачи. Были рассмотрены исторические предпосылки развития Северного морского пути, выявлено, что развитие СМП как национальной единой транспортной коммуникации, носило периодический характер: этап плавного развития пришелся на период с 30-х по 87-е годы XXвека, этап спада пришелся на период с 90-х годов по 2008 год, этап бурного развития с 2010 года и по настоящее время. Исследователи, на основании текущей политической ситуации, а также плана стратегического развития региона, прогнозируют дальнейшее развитие морской магистрали, которая уже на данный момент может составить конкуренцию для других транспортных коридоров, соединяющих Азию и Запад.Анализ географического положения маршрута позволил сделать вывод, что Северный морской путь имеет очень выгодное географическое положение, располагается в водах только Российской Федерации на территории Арктической зоны, которая богата природными ресурсами. Развитие объектов промышленности и портовой инфраструктуры Арктической зоны является основным драйвером развития маршрута.Управление Северным Морским путем осуществляют Министерство транспорта и государственная корпорация «Росатом», что делает саму функцию управления очень эффективной. Управление маршрутом осуществляется по принципу «двух ключей», что позволяет эффективно принимать решения в отдельных вопросах развития маршрута, поскольку оно рассматривается с двух сторон. В процессе анализа внутренней среды были выявлены как положительные, так и отрицательные факторы. К сильным сторонам маршрута были отнесены: длина маршрута (маршрут, по отношению к Суэцкому каналу короче практически на 40%); атомный ледокольный флот; высокая безопасность от пиратства (ввиду его полного отсутствия); скорый ввод в эксплуатацию высокотехнологичных терминалов и объектов инфраструктуры. К слабым сторонам маршрута были отнесены ограниченность навигационного периода некоторых участков маршрута; слабо развития транспортная наземная инфраструктура; неудовлетворительное состояние портовой инфраструктуры, а также малые мощности грузовых терминалов; недостаточное количество ледокольного флота для обеспечения прогнозируемого объема грузооборота. Анализ внешней среды позволил выявить наиболее значимые возможности, среди которых: рост частных инвестиций, развитие промышленности и высокая заинтересованность государства, а также рост внешнеторгового оборота с Китаем и перенаправление грузовых потоков на Восток. А также значимые угрозы, среди которых: ограниченный период навигации на определенных участках маршрута, высокие риски загрязнения окружающей среды, а также исчерпание природных ресурсов. Разработанная таблица SWOT– анализа позволила определить основные направлениями в развитии маршрута, которыми стали:наращивание объемов контейнерных перевозок;увеличение доли частных инвестиций посредством ГЧП механизма;совершенствование портов, терминалов и хабов для предоставления услуг 3PL, 4PL, 5PL провайдеров;привлечение прямых инвестиций от заинтересованных в развитии маршрута стран (Китай, например);совершенствование наземной транспортной инфраструктуры регионов, участков вблизи СМП, для возможности мультимодальных перевозок и улучшения экономической эффективности перевозок;наращивание объемов строительных грузов, оборудования, для развития регионов Крайнего севера, улучшения уровня жизни населения регионов;ввод высокотехнологичных решений позволит улучшить безопасность маршрута, более точно определять навигацию, повысить конкурентоспособность маршрута. В третьей главе данной выпускной квалификационной работе разработаны рекомендации по развитию Северного морского пути как основы межрегиональной мультимодальной инфраструктуры.Первой рекомендацией стало предложение развития контейнерных перевозок, что стало целесообразным в связи появившимися проблемами с провозными возможностями наземного транспорта и существующими проблемами с транспортировкой грузов по международным маршрутам. На основании проведенного анализа выявлено, что основным мерами для реализации данного мероприятия должны стать:увеличение портовых мощностей;увеличение парка контейнеров;сформировать грузовую базу Арктической контейнерной линии. Второе направление развития морского маршрута связано с совершенствованием портов, терминалов и хабов для предоставления услуг 3PL, 4PL, 5PL провайдеров, что позволит увеличить конкурентоспособность маршрута и его привлекательность для частных торговых компаний, грузоотправителей, транспортных компаний. Третьей рекомендацией именно для развития мультимодальной инфраструктуры стала рекомендации по возобновлению проектов по строительству железнодорожной сети, способной объединить Северные регионы Арктической зоны РФ с остальными регионами страны для создания современной, мощной и технологичной транспортной инфраструктуры. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий показала, что рекомендации, которые были разработаны в целях совершенствования Северного морского пути, в рамках создания межрегиональной мультимодальной инфраструктуры имеют высокую социально-экономическую эффективность. Рекомендации позволят эффективнее перераспределять ресурсы и в целом будет способствовать экономическому развитию страны, сохранению ее технологического и экономического суверенитета. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 19.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/Федеральный Закон №132 от 28.07.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» URL:http://www.nsra.ru/ru/ofitsialnaya_informatsiya/zakon_o_smp.html (Дата обращения 15.05.2024)Федеральный Закон от 28.06.2022 №184 – ФЗ «О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420242/(Дата обращения 15.05.2024)Указ Президента РФ от 05.03.2020 г. «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (в редакции от 21.03.2023) URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255(Дата обращения 15.05.2024)Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2019 №2553-р об утверждении» Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года» URL: http://static.government.ru/media/files/WlszzFJXA26YAXaOifb1H2KQqmi1D7S7.pdf(Дата обращения 15.05.2024)Григорьев М.Н. Грузопоток и судопоток в акватории Северного морского пути в 2022 году/ М.Н. Григорьев // Арктические ведомости, 2023. - №2 – с. 15 – 23Григорьев М.Н. Арктический СПГ: в поиске выходов / М.Н. Григорьев// Газовый бизнес. 2023. - №1. - С. 40–49.ГумелевВ.Ю,, Елистратов В.В., Рагозин А.Н. Северный морской путь: характеристика, история освоения, перспективы развития и необходимость защиты//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. - №8 (август). – 0,8 п.л. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183037.htm(Дата обращения 15.05.2024)Вериго С.А., Кулряшов А.Б. Северный морской путь как международный транспортный коридор/ С.А. Вериго, А.Б. Кудряшов//Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2023. – Т. 13. – №5А. – с. 63 -70 Воронина Е.П. Современное состояние и перспективы развития грузопотоков по Северному морскому пути: актуальные проблемы и пути решения/ Е.П. Воронина//Экономика и бизнес: теория и практика, 2019. №11-2 . – с. 185-191 Жулева О.И., Дудна А. К вопросу о перспективах развития портов Северного морского пути: основные проблемы пути их решения/ О.И. Жулева, А. Дудина//Управленческий учет,2021. - №7-1. – с. 75-80 Кирбитова С.В., Тарасов В.О. «Северный морской путь» vs «Ледовый шелковый путь»: общность интересов или поле конфликтов/ С.В. Кирбитова, В.О. Тарасов//Аллея науки, 2023 – Т.1. - №9(84). – с. 471 - 476Новожилов А.М. Пространство Сверного морского пути как международный транспортный путь / А.М. Новожилов//Ученые аписи Российской Академии предпринимательства, 2022. – Т.21. - №2. – с. 9-13Митюкова К.А. Транспортный каркас Арктической зоны Российской Федерации / К.А. Митюкова//Экономика, предпринимательство и право, 2023. – Том 13. - №5. – с.1371-1388Максимович М.Н. Перспективы развития Северного морского пути, как участника проекта «один пояс- один путь» / М.Н. Максимович//Россия и Китай: Истории и перспективы сотрудничества, 2021. – с. 327-339Тарасов В.О. Северный морской путь как российская альтернатива Шелковому пути Китая/ В.О. Тарасов//Многополярный мир в фокусе новой действительности, 2023. – с. 29 -30Пестова В.О. Развитие Архангельского транспортного узла. Ближайшие планы и перспективы/ В.О. Пестова //Арктика 2035, 2023. - №4(16). URL: https://arctic2035.ru/n16-p26 (Дата обращения 20.05.2024)Якушева Д.А. Северный морской путь как важнейшая часть ледового шелкового пути: состояние и перспективы / Д.А. Якушева//Вестник молодежной науки, 2021. - №5(32). -с.131-135Грузооборот Севморпути за 2016 год превысил 6,9 млн. тонн URL: https://www.korabel.ru/news/comments/gruzooborot_sevmorputi_za_2016_god_privysil_6_9_mln_tonn.html (Дата обращения 15.05.2024)Тасс. Госдума приняла Закон о наделении Росатома полномочиями по развитию Севморпути URL: https://tass.ru/ekonomika/5897128 (Дата обращения 15.05.2024)Муравьева Е.К., Степин Е.А. Российские арктические проекты: настоящее и будущее / Е.К. Муравьева, Е.А. Степин//Ученые записки, 2019. – Т. 18. - №4. – с. 130 – 142. – с. 131Росстат. Национальные счета. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts# (Дата обращения 15.05.2024)ПАО НОВАТЭК Бизнес: Проект «Ямал СПГ» Инфраструктура проекта URL: https://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/yamal_infrastructure/ (Дата обращения 15.05.2024)Обзор ключевых инфраструктурных проектов Северного морского пути URL: https://portnews.ru/projects/project55/ (Дата обращения 15.05.2024)Тасс. Россия ввела в промышленную эксплуатацию первую в мире плавучую станцию АЭС. URL: https://tass.ru/ekonomika/8540307 (Дата обращения 23.05.2024)Министерство транспорта в мире. Ледокольный флот России – самый мощный в мире URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11115 (Дата обращения 23.05.2024)Архангельский торговый порт. Официальный сайт. URL: https://www.ascp.ru/ (дата обращения 20.05.2024)Арктик-тв. Мурманская область. Арктика URL: https://арктик-тв.рф/news/murmanskaya-oblast-arktika-16/v-2023-godu-gruzooborot-portov-murmansk-sostavil-578-mln-tonn-28 (Дата обращения 20.05.2024)Архангельский торговый порт. Официальный сайт.URL: https://www.ascp.ru/ (дата обращения 20.05.2024)ТАСС. Грузооборот порта Архангельск в 2022 году вырос на 24% URL: https://tass.ru/ekonomika/16881711 (Дата обращения 20.05.2024)Морские вести России. Порт Нарьян-Мар: пришло время активного развития URL: https://morvesti.ru/analitika/1688/103262/ (Дата обращения 20.05.2024)Морские вести России. Сабетта – порт инноваций. URL: https://morvesti.ru/analitika/1688/105910/ (Дата обращения 23.05.2024)PortNews. Грузооборот морских портов России в 2023 году увеличился на 5% - до 883,8 млн. тонн (детализация URL: https://portnews.ru/news/358616/ (Дата обращения 24.05.2024)Морские вести России. Порт Диксон прирастает терминалами URL::https://morvesti.ru/analitika/1688/101831/Воронина Е. ПОРА. Составляющие Севморпути должны работать скоординированно URL: https://porarctic.ru/ru/comments/elena-voronina-sostavlyayushchie-sevmorputi-dolzhny-rabotat-skoordinirovanno/ (Дата обращения 23.05.2024)Коммерсантъ. Севморпуть набирает обороты URL: https://www.kommersant.ru/doc/6042008 (Дата обращения 23.05.2024)Мантуров Д.В. Наш приоритет – это наращивание собственных компетенций, технологической и компонентной базы Морская наука и техника. Научно-технический журнал, 2023. - №10. – с. 2 URL: https://ntcngd.com/f/morskaya_nauka_i_tehnika_sudostroenie_rossii_itogi_2023_goda.pdfСеверный морской путь поможет развитию российской экономики URL: https://rg.ru/2023/08/07/severnyj-morskoj-put-pomozhet-razvitiiu-rossijskoj-ekonomiki.html (дата обращения 23.05.2024)ПАО НОВАТЭК Бизнес: Проект «Ямал СПГ»URL: https://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/ (Дата обращения 25.05.2024)ArcticRussia. Ледовый навигатор за три года: «Новый космос» и частные решения для СМП URL: https://arctic-russia.ru/article/ledovyy-navigator-za-tri-goda-novyy-kosmos-i-chastnye-resheniya-dlya-smp/ (Дата обращения 25.05.2024)Global Ports. Операционные результаты URL: https://www.globalports.com/ru/news-and-media/press-releases-and-news/20230117/ (Дата обращения 23.04.2024)Российская газета. В России растет потребность в морских контейнерных перевозках URL: https://rg.ru/2023/06/14/reg-szfo/rejsy-za-tri-moria.html (дата обращения 25.05.2024)Федеральное агентство по рыболовству. Лососевая путина – 2023 – вторая по рекорду за историю наблюдений: вылов преодолел порог в 600 тыс. тонн. URL: https://fish.gov.ru/news/2023/10/11/lososevaya-putina-2023-vtoraya-po-rekordu-za-istoriyu-nablyudenij-vylov-preodolel-porog-v-600-tys-tonn/ (Дата обращения 25.05.2024)Морские вести России. Арктические перевозкиURL: https://morvesti.ru/themes/1700/62459/ (дата обращения 25.05.2025)Министерство Транспорта РФ. Паспорт федерального проекта «Развитие Северного морского пути»URL:https://mintrans.gov.ru/documents/8/12714(дата обращения 25.05.2025)ТАСС. Северный морской путь: история и перспективы URL:https://tass.ru/ekonomika/20118387(дата обращения 25.05.2025)ГК «Росатом» Росатом Госкорпорация «Росатом» ядерные технологии атомная энергетика АЭС ядераная медицина. Объем перевезенных грузов по Северному морскому пути в 2022 году составил 34,117 млн тонн URL:https://rosatom.ru/journalist/news/obem-perevezennykh-gruzov-po-severnomu-morskomu-puti-v-2022-godu-sostavil-34-034-mln-tonn/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 19.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/
2. Федеральный Закон №132 от 28.07.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» URL:http://www.nsra.ru/ru/ofitsialnaya_informatsiya/zakon_o_smp.html (Дата обращения 15.05.2024)
3. Федеральный Закон от 28.06.2022 №184 – ФЗ «О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420242/(Дата обращения 15.05.2024)
4. Указ Президента РФ от 05.03.2020 г. «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (в редакции от 21.03.2023) URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255(Дата обращения 15.05.2024)
5. Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2019 №2553-р об утверждении» Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года» URL: http://static.government.ru/media/files/WlszzFJXA26YAXaOifb1H2KQqmi1D7S7.pdf(Дата обращения 15.05.2024)
6. Григорьев М.Н. Грузопоток и судопоток в акватории Северного морского пути в 2022 году/ М.Н. Григорьев // Арктические ведомости, 2023. - №2 – с. 15 – 23
7. Григорьев М.Н. Арктический СПГ: в поиске выходов / М.Н. Григорьев// Газовый бизнес. 2023. - №1. - С. 40–49.
8. ГумелевВ.Ю,, Елистратов В.В., Рагозин А.Н. Северный морской путь: характеристика, история освоения, перспективы развития и необходимость защиты//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. - №8 (август). – 0,8 п.л. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183037.htm(Дата обращения 15.05.2024)
9. Вериго С.А., Кулряшов А.Б. Северный морской путь как международный транспортный коридор/ С.А. Вериго, А.Б. Кудряшов//Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2023. – Т. 13. – №5А. – с. 63 -70
10. Воронина Е.П. Современное состояние и перспективы развития грузопотоков по Северному морскому пути: актуальные проблемы и пути решения/ Е.П. Воронина//Экономика и бизнес: теория и практика, 2019. №11-2 . – с. 185-191
11. Жулева О.И., Дудна А. К вопросу о перспективах развития портов Северного морского пути: основные проблемы пути их решения/ О.И. Жулева, А. Дудина//Управленческий учет,2021. - №7-1. – с. 75-80
12. Кирбитова С.В., Тарасов В.О. «Северный морской путь» vs «Ледовый шелковый путь»: общность интересов или поле конфликтов/ С.В. Кирбитова, В.О. Тарасов//Аллея науки, 2023 – Т.1. - №9(84). – с. 471 - 476
13. Новожилов А.М. Пространство Сверного морского пути как международный транспортный путь / А.М. Новожилов//Ученые аписи Российской Академии предпринимательства, 2022. – Т.21. - №2. – с. 9-13
14. Митюкова К.А. Транспортный каркас Арктической зоны Российской Федерации / К.А. Митюкова//Экономика, предпринимательство и право, 2023. – Том 13. - №5. – с.1371-1388
15. Максимович М.Н. Перспективы развития Северного морского пути, как участника проекта «один пояс- один путь» / М.Н. Максимович//Россия и Китай: Истории и перспективы сотрудничества, 2021. – с. 327-339
16. Тарасов В.О. Северный морской путь как российская альтернатива Шелковому пути Китая/ В.О. Тарасов//Многополярный мир в фокусе новой действительности, 2023. – с. 29 -30
17. Пестова В.О. Развитие Архангельского транспортного узла. Ближайшие планы и перспективы/ В.О. Пестова //Арктика 2035, 2023. - №4(16). URL: https://arctic2035.ru/n16-p26 (Дата обращения 20.05.2024)
18. Якушева Д.А. Северный морской путь как важнейшая часть ледового шелкового пути: состояние и перспективы / Д.А. Якушева//Вестник молодежной науки, 2021. - №5(32). -с.131-135
19. Грузооборот Севморпути за 2016 год превысил 6,9 млн. тонн URL: https://www.korabel.ru/news/comments/gruzooborot_sevmorputi_za_2016_god_privysil_6_9_mln_tonn.html (Дата обращения 15.05.2024)
20. Тасс. Госдума приняла Закон о наделении Росатома полномочиями по развитию Севморпути URL: https://tass.ru/ekonomika/5897128 (Дата обращения 15.05.2024)
21. Муравьева Е.К., Степин Е.А. Российские арктические проекты: настоящее и будущее / Е.К. Муравьева, Е.А. Степин//Ученые записки, 2019. – Т. 18. - №4. – с. 130 – 142. – с. 131
22. Росстат. Национальные счета. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts# (Дата обращения 15.05.2024)
23. ПАО НОВАТЭК Бизнес: Проект «Ямал СПГ» Инфраструктура проекта URL: https://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/yamal_infrastructure/ (Дата обращения 15.05.2024)
24. Обзор ключевых инфраструктурных проектов Северного морского пути URL: https://portnews.ru/projects/project55/ (Дата обращения 15.05.2024)
25. Тасс. Россия ввела в промышленную эксплуатацию первую в мире плавучую станцию АЭС. URL: https://tass.ru/ekonomika/8540307 (Дата обращения 23.05.2024)
26. Министерство транспорта в мире. Ледокольный флот России – самый мощный в мире URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11115 (Дата обращения 23.05.2024)
27. Архангельский торговый порт. Официальный сайт. URL: https://www.ascp.ru/ (дата обращения 20.05.2024)
28. Арктик-тв. Мурманская область. Арктика URL: https://арктик-тв.рф/news/murmanskaya-oblast-arktika-16/v-2023-godu-gruzooborot-portov-murmansk-sostavil-578-mln-tonn-28 (Дата обращения 20.05.2024)
29. Архангельский торговый порт. Официальный сайт.URL: https://www.ascp.ru/ (дата обращения 20.05.2024)
30. ТАСС. Грузооборот порта Архангельск в 2022 году вырос на 24% URL: https://tass.ru/ekonomika/16881711 (Дата обращения 20.05.2024)
31. Морские вести России. Порт Нарьян-Мар: пришло время активного развития URL: https://morvesti.ru/analitika/1688/103262/ (Дата обращения 20.05.2024)
32. Морские вести России. Сабетта – порт инноваций. URL: https://morvesti.ru/analitika/1688/105910/ (Дата обращения 23.05.2024)
33. PortNews. Грузооборот морских портов России в 2023 году увеличился на 5% - до 883,8 млн. тонн (детализация URL: https://portnews.ru/news/358616/ (Дата обращения 24.05.2024)
34. Морские вести России. Порт Диксон прирастает терминалами URL::https://morvesti.ru/analitika/1688/101831/
35. Воронина Е. ПОРА. Составляющие Севморпути должны работать скоординированно URL: https://porarctic.ru/ru/comments/elena-voronina-sostavlyayushchie-sevmorputi-dolzhny-rabotat-skoordinirovanno/ (Дата обращения 23.05.2024)
36. Коммерсантъ. Севморпуть набирает обороты URL: https://www.kommersant.ru/doc/6042008 (Дата обращения 23.05.2024)
37. Мантуров Д.В. Наш приоритет – это наращивание собственных компетенций, технологической и компонентной базы Морская наука и техника. Научно-технический журнал, 2023. - №10. – с. 2 URL: https://ntcngd.com/f/morskaya_nauka_i_tehnika_sudostroenie_rossii_itogi_2023_goda.pdf
38. Северный морской путь поможет развитию российской экономики URL: https://rg.ru/2023/08/07/severnyj-morskoj-put-pomozhet-razvitiiu-rossijskoj-ekonomiki.html (дата обращения 23.05.2024)
39.
40. ПАО НОВАТЭК Бизнес: Проект «Ямал СПГ»URL: https://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/ (Дата обращения 25.05.2024)
41. ArcticRussia. Ледовый навигатор за три года: «Новый космос» и частные решения для СМП URL: https://arctic-russia.ru/article/ledovyy-navigator-za-tri-goda-novyy-kosmos-i-chastnye-resheniya-dlya-smp/ (Дата обращения 25.05.2024)
42. Global Ports. Операционные результаты URL: https://www.globalports.com/ru/news-and-media/press-releases-and-news/20230117/ (Дата обращения 23.04.2024)
43. Российская газета. В России растет потребность в морских контейнерных перевозках URL: https://rg.ru/2023/06/14/reg-szfo/rejsy-za-tri-moria.html (дата обращения 25.05.2024)
44. Федеральное агентство по рыболовству. Лососевая путина – 2023 – вторая по рекорду за историю наблюдений: вылов преодолел порог в 600 тыс. тонн. URL: https://fish.gov.ru/news/2023/10/11/lososevaya-putina-2023-vtoraya-po-rekordu-za-istoriyu-nablyudenij-vylov-preodolel-porog-v-600-tys-tonn/ (Дата обращения 25.05.2024)
45. Морские вести России. Арктические перевозкиURL: https://morvesti.ru/themes/1700/62459/ (дата обращения 25.05.2025)
46. Министерство Транспорта РФ. Паспорт федерального проекта «Развитие Северного морского пути»URL:https://mintrans.gov.ru/documents/8/12714(дата обращения 25.05.2025)
47. ТАСС. Северный морской путь: история и перспективы URL:https://tass.ru/ekonomika/20118387(дата обращения 25.05.2025)
48. ГК «Росатом» Росатом Госкорпорация «Росатом» ядерные технологии атомная энергетика АЭС ядераная медицина. Объем перевезенных грузов по Северному морскому пути в 2022 году составил 34,117 млн тонн URL:https://rosatom.ru/journalist/news/obem-perevezennykh-gruzov-po-severnomu-morskomu-puti-v-2022-godu-sostavil-34-034-mln-tonn/