способы образования слов с абстрактным значением в современом русском языке
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 40 + 40 источников
- Добавлена 25.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Абстрактная лексика в лингвистике…………………………………..5
1.1. Абстрактная лексика с точки зрения русских лингвистов…………….5
1.2. Структурно – семантические особенности абстрактной лексики……10
Вывод по первой главе……………………………………………………………13
Глава 2. Выражение категории абстрактности в современном русском языке………………………………………………………………………………..15
2.1. Конкретные и абстрактные значения……………………………………...15
2.2. Абстрактные значения частей речи………………………………………..20
Вывод ко второй главе……………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Этот принцип распространяется и на слоги и слова. Любовь - это орган чувств, который обрабатывает и интерпретирует информацию, а внешние знаки несут в себе внутренние смыслы. Внутренние значения слов состоят из атрибутов и абстрактных значений, которые являются результатом словообразования. Слова часто имеют конкретные атрибуты и значения, связанные с ними, например «прилагательность» и «многословность» слова «телевидение». Абстрактное значение прилагательного - это «телевизионность» или качество, связанное с телевидением, а абстрактное значение глагола - это «телевизировать».В работе рассматриваются два значения слов: лексическое и грамматическое. В словообразовательной грамматике есть исходное словообразующее слово, а в лексике - исходное смыслообразующее слово. В русском языке существительные образуются от одного корня, каждый из которых имеет свои формы. Корень - это грамматическая единица. В лексике слова используются лексические средства и технические средства для создания конструкций с абстрактными понятиями. Существуют правила и законы, которые регулируют построение этих конструкций. Прилагательные и глаголы образуют абстрактные значения в основном от своих основ, но с разными суффиксами. В глаголах используется -ние, а в прилагательных - -ность. Абстрактные значения охватывают коллективную множественность действий или качеств. Современные грамматические части речи определяются вопросительными и морфологическими признаками, а не лексическим значением. Это означает, что они не являются однозначными с точки зрения лексических значений действий и качеств. Например, существительное «имя» имеет различные значения, такие как объект, атрибут, действие, состояние.Калинина Л.В. обсуждает идею категоризации частей речи на основе их лексических значений. Он указывает на то, что классификация частей речи, исходя из их лексических значений, сделала бы их более точными. Примером служит слово «бег», которое можно было бы отнести к глаголу, поскольку оно выражает абстрактное значение действия. Однако слово «печь» можно отнести к существительному, если оно не обозначает абстрактное значение действия, в таком случае оно становится глаголом. также упоминает два типа неконкретных или абстрактных существительных: абстрактные существительные, обозначающие понятия, качества, действия и состояния, отделенные от предметов или лиц, и субстантивные существительные, обозначающие однородные вещества, которые нельзя сосчитать, но можно измерить. В тексте также говорится о собирательных существительных, которые обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как единое целое. В целом, текст исследует идею более точной категоризации частей речи на основе их лексических значений.Абстрактные значения относятся к словам, обозначающим нематериальные понятия или качества. Существительные с абстрактным значением используются для названия абстрактных понятий, а прилагательные обозначают абстрактные свойства или качества. Глаголы, с другой стороны, обозначают абстрактные действия или состояния. Прилагательные с абстрактным значением обычно остаются в форме единственного числа и не изменяются по падежам. Кроме того, есть слова, которые имеют только форму единственного числа и называются «единственное число»[26, c. 97;]. Дополнительными признаками абстрактных значений считаются женский и средний род. Абстрактное значение глагола определяется его неопределенной формой, обычно несовершенным видом. Инфинитивная форма глагола, однако, не определяет его личную форму или другие грамматические аспекты, такие как время или род. Она лишь отражает постоянные признаки глагола, включая вид, спряжение, инфинитив и переходность. В конечном итоге абстрактные значения как глаголов, так и прилагательных характеризуются скорее их атрибутами, чем самостоятельными значениями.Абстрактные существительные - это слова, обозначающие абстрактные идеи и понятия. Они несут в себе значение и признаки, в то время как сам корень не обладает присущим ему значением. Например, слово «арбуз» обозначает признак шарообразности, вытекающий из значения слова «арбуз». Абстрактные существительные также могут выражаться числами, образуя отдельную категорию существительных, называемых числительными. Существительные - еще один тип абстрактных слов, которые соответствуют именам. Глаголы могут быть преобразованы в абстрактные существительные путем добавления суффиксов -ение и -ениция. Прилагательные также могут быть преобразованы в абстрактные существительные с помощью суффиксов -ость. Кроме того, к прилагательным можно добавлять префиксы, которые создают новые значения. В целом, абстрактные существительные играют важную роль в языке, передавая абстрактные идеи и понятия.Суффиксы -ость, -ство, -ота, -изна используются для образования существительных с абстрактным значением, например: скромный - скромность, старый - старость. Суффиксы -ени, -ни, -к, -к также служат для образования существительных с абстрактным значением, связанным с действием, например: читать - чтение, выполнять - выполнение. Таким образомпри образовании таких существительных могут использоваться процессы, такие как усечение основы (расстраивать - расстройство, объяснять - объяснение) и чередование согласных (находить - нахождение, высокий - высота, толстый - толщина). Существительные с суффиксами -ость (после твердых согласных) и -е (после мягких и шипящих согласных) образуются от прилагательных, например: энергичный - энергичность, щедрый - щедрость. Существительные с суффиксами -ение, -ние, -ие образованы от глаголов, например: извиняться - извинение, страдать - страдание. Глаголы также могут иметь абстрактное значение, связанное с действием, например: усиливать - действие, подкреплять, адаптировать - действие, приспособить.Вывод ко второй главеИзучение абстрактной лексики может быть сложным, особенно для тех, чей родной язык не совпадает с языком преподавания. Когда абстрактное существительное используется в качестве центрального элемента номинализированной предикатной структуры, его денотативные характеристики, особенно количество объектов, которые оно обозначает, становятся несущественными. Числовые формы существительных в этом контексте рассматриваются как самостоятельная часть морфологической парадигмы, отдельная от синтаксиса. Процесс нумерализации свойств или действий - сложное когнитивное действие, и семантическая специфика абстрактных существительных не отменяет необходимости учитывать эти сложности. Более того, она часто является их следствием. Существование нестандартных форм предикатов в сфере абстрактных существительных можно объяснить жесткой ориентацией этих существительных на выполнение синтагматических функций, в частности, при формировании свернутого предложения. Эти нестандартные формы могут отклоняться от общей категориальной системы языка и системы субъектности, но они возникают в силу имманентной природы абстрактных существительных.ЗаключениеТаким образом исследования категории абстрактности/конкретности являются важной темой для когнитивных исследований. Проблема представления абстрактных и конкретных объектов в человеческом мозге вызывает интерес в когнитивной науке. Основное определение понятий конкретности и абстрактности представлено в работе Самойлова Г.С. (1966), где конкретные понятия воспринимаются органами чувств, а абстрактные понятия не. Однако экспериментальные исследования показывают, что категория абстрактности/конкретности является континуумом, а не дихотомией. Для исследования этой категории необходимы словари с индексами, характеризующими степень конкретности/абстрактности слов. Обычно словари создаются путем опроса носителей языка, которые оценивают степень конкретности/абстрактности слов. Методы машинного обучения также используются для расширения словарей. Абстрактная лексика в русском языке, особенно слова, связанные с нравственными темами, такими как доброта, любовь и уважение, важны для усвоения учащимися. Однако дети часто испытывают трудности с интерпретацией и пониманием значений этих слов в силу своего конкретного и образного мышления. Словари иногда дают ограниченное толкование моральных и этических категорий, но для учеников очень важно научиться использовать эти слова осознанно. Преподаватели должны сосредоточиться на морали, стоящей за этими словами, и приводить положительные примеры, чтобы помочь учащимся понять суть каждого слова. Возможности преподавания нравственных тем с помощью лексики безграничны и могут внести большой вклад в воспитание учащихся. Можно использовать конкретные примеры, чтобы продемонстрировать важность и применение этих абстрактных слов в реальных жизненных ситуациях.В лингвистике существует два подхода к пониманию абстрактного и конкретного значения слов. Согласно одной из трактовок, абстрактное значение относится к понятиям, которые не являются физическими объектами, в то время как конкретное значение относится к конкретным, осязаемым объектам. Однако другая точка зрения предполагает, что все значения, независимо от их привязки к явлениям реального мира, по своей сути являются абстрактными. Когда слова используются в речи, в предложении или контексте, их значения становятся более конкретными. Эти две интерпретации приводят к разным, но одинаково верным выводам об отношениях между словами и понятиями. Один вывод фокусируется на абстрактной или конкретной природе понятий в реальном мире, а другой рассматривает понятия в целом. Эти выводы делаются с двух точек зрения: номинации, которая рассматривает, как слова соотносятся с абстрактными или конкретными явлениями и обозначают их, и логики, которая изучает диалектические отношения между общим и конкретным в значении слова, проявляющиеся в различных условиях существования, таких как язык и речь.Список использованной литературы1. Алехина М.И. К вопросу о значениях определенности/неопределенности предмета и способах выражения этих значений в современном русском языке // Вопросы синтаксиса и лексики современного русского языка. Сб. трудов,- М., 1973,- С. 42-56.2. Анишенко O.A., Барыкина О.В., Глобина A.B. Слово в лексико-семантическом аспекте // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе.- Тверь, 1994,- С. 17-43.3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка,-М., 1974.4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопр. языкознания,- М., 1995,- № I,- С. 37-67.5. Арбатский Д.И. Об изменениях существительных в числе // Рус. яз. в шк.- М., 1962,- № 1,- С. 16-18.6. Арбатский Д.И. О колебаниях в числе имен существительных// Рус. яз. в шк,- М. 1963,- № 5,- С. 13-17.7. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл.- М., 1976.8. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт,- М., 1988.9. Арутюнова Н.Д., Ширяев E.H. Русское предложение. Бытийный тип (Структура и значение).- М., 1983.10.Бабайцева В.В. О выражении в языке взаимодействия между чувственной и абстракной ступенями познания действительности // Язык и мышление.- М., 1967,- С. 55-65.11. Бабий С.Н., Бастриков A.B., Васильева С.П. Личность и языковая картина мира // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе,- Тверь, 1994,- С. 8-15.12. Баранов А.Н. Множественность «правд» как фактор формирования структуры значения лексемы ПРАВДА // Русистика сегодня,- М., 1994.-№1,- С. 67-73.13.Бастриков A.B. Из истории формирования отвлеченных существительных в русском языке XVIII века // Языковые уровни и их взаимодействие,-Казань. 1990,-С. 132-137.14. Бастриков A.B. Роль лексической синонимии в формировании отвлеченной лексики (На материале текстов XVIII века) // История русского языка,- Казань, 1992,- С. 81-89.15. Безрукова A.A. Существительные с графическими финалами -ие, -ье: (Словообразовательный, семантический и нормативный аспекты): Автореф. дис. . канд. филол. наук / ЛГУ,- Л., 1990,- 16 с.16. Белова Л.А. Абстрактная лексика в пермских говорах: (На примере названий болезней) // Лингвистическое краеведение.- Пермь, 1991,- С. 38-43.17. Белова Л.А. Особенности отвлеченных существительных нулевой суффиксации в кунгурской деловой письменности XVII - начала XVIII века // Вестн. Перм. ун-та.=Регш. univ. herald. Лингвистика,- Пермь, 1996.-Вып.2,- С.151-157.18. Белоусова A.C., Сафонова Ю.А. К вопросу о соотношении лексических множеств // Словарь. Грамматики. Текст,- М., 1996.-С.180-185.19. Бодуэн де Куртене И.А. Об общих причи-чах языковых изменений // Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию.- В 2 т. - Т. 1,- М., 1963,- С. 222-254.20. Бранднер А. Формы род. п. мн. ч. существительных в современном русском языке (морфологические и морфонологические соотношения окончаний) // Sb. Praci Filoz. fak. Brnenske univ. R.jazykovedna.- 1996. -Roc 44-45, c. 44. -C. 123-129.21. Брусенская JI.A. Множествнное число отвлеченных существительных и норма // Рус. яз. в шк- М., 1987,- № 6,- С. 67-70.22. Буслаев 1959 Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка.-М., 1959.23. Васильев JI.M. Современная лингвистическая семантика. -М., 1990.24. Васильев Л.М. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты // Исследования по семантике.- Уфа. 1996,- С. 55-62.25. Вежбицка А. Восприятие: семантика абстрактного словаря // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХУШ,- М., 1986,- С. 336-369.26. Виноградов В.В. Современный русский язык. Вып. 2. Грамматическое учение о слове.- М., 1938.27. Винокур Г.О. О языке художественной литературы,- М.,28. Гарипова 1975 Гарипова Н.Д. К сопоставительной характеристике смысловой структуры многозначных абстрактных и конкретных существительных в русском языке // Исследования по семантике.- Уфа, 1975,- С. 11-17.29. Горский 1961 Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий,-М., 1961.30. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.-М., 1989-1991.31. Дейкина А.Ю. Отвлеченные имена существительные-новообразования в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля: Автореф. дис. . канд. филол. наук/Моск. пед. ун-т.-М., 1993.- 20с.32. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. - М., 1969.33. Калинина 1994 Калинина Л.В. Особенности употребления отвлеченных существительных во множественном числе // Актуальные проблемы современной русистики: Тез. докл. 2-ой регионал. науч.-практ. конф.-'Арзамас, 1994.-С. 48-49.34. Крысин Л.П. Категория абстрактности и ее отражение в языке// Рус. яз. в шк,- М., 1998,- № 1,- с. 21-27.35. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка.-М.,1982.36. Михайлова, К. А. Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века / К. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9.1 (89.1). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18554/ (дата обращения: 24.05.2024).37. Потебня А. Из записок по русской грамматике. М., 1958. С. 512.37. Самойлова Г.С. Выражение абстрактности существительными среднего рода в древнерусской деловой письменности XVIII века // Языковая культура Древней Руси,- Ниж. Новгород, 1991.- С. 109-115.38. Степанова В.В. К семантической характеристике абстрактных существительных в современном русском языке // Программа и тез. докл. к IX науч.-метод, конф. сев.- зап. зонал. объединения кафедр рус. яз. пед. ин-тов,- Ч.1.- Л., 1967.- С. 78-81.39. Степанова В.В. К вопросу о выделении абстрактных имен в составе существительных // Теория и методика преподавания рус. яз. Уч. зап.- Т. 293. -Л., 1968. -С. 113-128.40. Ушаков Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. т.- М., 1935-1940.
2. Анишенко O.A., Барыкина О.В., Глобина A.B. Слово в лексико-семантическом аспекте // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе.- Тверь, 1994,- С. 17-43.
3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка,-М., 1974.
4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопр. языкознания,- М., 1995,- № I,- С. 37-67.
5. Арбатский Д.И. Об изменениях существительных в числе // Рус. яз. в шк.- М., 1962,- № 1,- С. 16-18.
6. Арбатский Д.И. О колебаниях в числе имен существительных// Рус. яз. в шк,- М. 1963,- № 5,- С. 13-17.
7. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл.- М., 1976.
8. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт,- М., 1988.
9. Арутюнова Н.Д., Ширяев E.H. Русское предложение. Бытийный тип (Структура и значение).- М., 1983.
10. Бабайцева В.В. О выражении в языке взаимодействия между чувственной и абстракной ступенями познания действительности // Язык и мышление.- М., 1967,- С. 55-65.
11. Бабий С.Н., Бастриков A.B., Васильева С.П. Личность и языковая картина мира // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе,- Тверь, 1994,- С. 8-15.
12. Баранов А.Н. Множественность «правд» как фактор формирования структуры значения лексемы ПРАВДА // Русистика сегодня,- М., 1994.-№1,- С. 67-73.
13. Бастриков A.B. Из истории формирования отвлеченных существительных в русском языке XVIII века // Языковые уровни и их взаимодействие,-Казань. 1990,-С. 132-137.
14. Бастриков A.B. Роль лексической синонимии в формировании отвлеченной лексики (На материале текстов XVIII века) // История русского языка,- Казань, 1992,- С. 81-89.
15. Безрукова A.A. Существительные с графическими финалами -ие, -ье: (Словообразовательный, семантический и нормативный аспекты): Автореф. дис. . канд. филол. наук / ЛГУ,- Л., 1990,- 16 с.
16. Белова Л.А. Абстрактная лексика в пермских говорах: (На примере названий болезней) // Лингвистическое краеведение.- Пермь, 1991,- С. 38-43.
17. Белова Л.А. Особенности отвлеченных существительных нулевой суффиксации в кунгурской деловой письменности XVII - начала XVIII века // Вестн. Перм. ун-та.=Регш. univ. herald. Лингвистика,- Пермь, 1996.-Вып.2,- С.151-157.
18. Белоусова A.C., Сафонова Ю.А. К вопросу о соотношении лексических множеств // Словарь. Грамматики. Текст,- М., 1996.-С.180-185.
19. Бодуэн де Куртене И.А. Об общих причи-чах языковых изменений // Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию.- В 2 т. - Т. 1,- М., 1963,- С. 222-254.
20. Бранднер А. Формы род. п. мн. ч. существительных в современном русском языке (морфологические и морфонологические соотношения окончаний) // Sb. Praci Filoz. fak. Brnenske univ. R.jazykovedna.- 1996. -Roc 44-45, c. 44. -C. 123-129.
21. Брусенская JI.A. Множествнное число отвлеченных существительных и норма // Рус. яз. в шк- М., 1987,- № 6,- С. 67-70.
22. Буслаев 1959 Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка.-М., 1959.
23. Васильев JI.M. Современная лингвистическая семантика. -М., 1990.
24. Васильев Л.М. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты // Исследования по семантике.- Уфа. 1996,- С. 55-62.
25. Вежбицка А. Восприятие: семантика абстрактного словаря // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХУШ,- М., 1986,- С. 336-369.
26. Виноградов В.В. Современный русский язык. Вып. 2. Грамматическое учение о слове.- М., 1938.
27. Винокур Г.О. О языке художественной литературы,- М.,
28. Гарипова 1975 Гарипова Н.Д. К сопоставительной характеристике смысловой структуры многозначных абстрактных и конкретных существительных в русском языке // Исследования по семантике.- Уфа, 1975,- С. 11-17.
29. Горский 1961 Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий,-М., 1961.
30. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.-М., 1989-1991.
31. Дейкина А.Ю. Отвлеченные имена существительные-новообразования в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля: Автореф. дис. . канд. филол. наук/Моск. пед. ун-т.-М., 1993.- 20с.
32. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. - М., 1969.
33. Калинина 1994 Калинина Л.В. Особенности употребления отвлеченных существительных во множественном числе // Актуальные проблемы современной русистики: Тез. докл. 2-ой регионал. науч.-практ. конф.-'Арзамас, 1994.-С. 48-49.
34. Крысин Л.П. Категория абстрактности и ее отражение в языке// Рус. яз. в шк,- М., 1998,- № 1,- с. 21-27.
35. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка.-М.,1982.
36. Михайлова, К. А. Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века / К. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9.1 (89.1). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18554/ (дата обращения: 24.05.2024).
37. Потебня А. Из записок по русской грамматике. М., 1958. С. 512.
37. Самойлова Г.С. Выражение абстрактности существительными среднего рода в древнерусской деловой письменности XVIII века // Языковая культура Древней Руси,- Ниж. Новгород, 1991.- С. 109-115.
38. Степанова В.В. К семантической характеристике абстрактных существительных в современном русском языке // Программа и тез. докл. к IX науч.-метод, конф. сев.- зап. зонал. объединения кафедр рус. яз. пед. ин-тов,- Ч.1.- Л., 1967.- С. 78-81.
39. Степанова В.В. К вопросу о выделении абстрактных имен в составе существительных // Теория и методика преподавания рус. яз. Уч. зап.- Т. 293. -Л., 1968. -С. 113-128.
40. Ушаков Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. т.- М., 1935-1940.