Особенности личностной зрелости студентов с разными мотивами аффилиации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 25.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АСПЕКТОВ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ 6
1.1. Содержание понятия «личностная зрелость» в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2.Теоретико-методологические подходы к изучению личностной зрелости в психологии 10
1.2.1.Бихевиоризм 10
1.2.2. Когнитивный подход 12
1.2.3. Гуманистический подход 15
1.3. Факторы, оказывающие влияние на становление личностной зрелости 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АФФИЛИАЦИИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРЕЛОСТИ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования. 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Фрагмент для ознакомления

Основообразующим для теории личности А.В. Петровского является утверждение о процессе личностного развития в качестве подчиненного закономерностям единства непрерывности и прерывности.Психолог различал следующие подходы к проблеме личностного развития: психологический подход и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов, ориентированный на то, что действительно обнаруживает психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть (здесь и теперь) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий; педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза, ориентированный на то, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, предъявляемым к ней обществом на данной возрастной ступени [2].Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующих компонента, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в окружающих людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех вышеописанных сторон ее существования в качестве субъекта межиндивидных, общественных по своему происхождению связей и отношений.ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АФФИЛИАЦИИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРЕЛОСТИ2.1. Организация и методы исследованияВ исследовании принимали участие студенты в количестве 30 человек.Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:1) подготовительный этап, который включаю в себя беседу с испытуемыми, подбор методик, формирование первичной выборки;2) констатирующий этап, который включаю в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов.Для диагностики аффилиации и личностных особенностей использовались следующие методики: 1. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан)Цель: диагностика2-ух мотивов личности: стремления к принятию другими (СП) и страх остаться отвергнутым окружающими (СО). Описание: аффилиация является потребностью тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Тест включает в себя следующие утверждения, которые касаются определённых сторон характера и, в том числе, мнений и чувств относительно определённых жизненных ситуаций. Для оценки степени согласия либо несогласия испытуемого с конкретным утверждением, используется следующая шкала:+ 3 – полностью согласен+2 – согласен+ 1 – скорее согласен, чем не согласен0 – нейтрален-1 – скорее не согласен, чем согласен2 – не согласен3 – полностью не согласенИнструкция: Обследуемому необходимо прочитать утверждения теста и оценитьуровень согласия либо несогласия. Одновременно с этим на бланке для ответов против номера утверждения надо поставить цифру, которая бы соответствовала выбранному им ответу. Не нужно тратить время, чтобы обдумать ответы. Надо дать ответ, пришедший первым ему в голову. Любое следующее утверждение необходимо читать лишь после того, уже оцененобыло предыдущее. Нельзя ничего пропускать. Тест не подразумевает хороших либо плохих ответов. Нужно свободно и искренне выражатьсобственное мнение.2. Опросник личностной зрелости В.А. Руженкова.Цель: исследование личностной зрелости.Методика содержит 5 шкал:1.Ответственность.2.Терпимость.3.Самоактуалтзация (Саморазвитие)4.Позитивное мышление.5.Самостоятельность.Описание: на каждый вопрос предлагаютчетыре варианта ответа: «никогда», «редко», «часто», «всегда», каждый из которых оценивают соответствующим числом баллов. Вследствие диагностики оцениваютне только общий уровень личностной зрелости, но и каждый конкретный параметр.Инструкция:испытуемому необходимо причитать внимательно все вопросы и отметить в регистрационном бланке ответ, характеризующийего и его поведениев наибольшей степени. Над вопросами е нужнодолго задумываться, поскольку нет правильных и неправильных ответов.2.2. Анализ результатов исследования.Результаты диагностика мотивов аффилиации представлены в таблице 1. Таблица 1. – Результаты по методике диагностики мотивов аффилиации (А. Мехрабиан).высокий – низкийнизкий-низкийвысокий-высокийнизкий – высокий40%20%10%30%Представим результат в виде диаграммы (см. рис.1)Рисунок 1. – Показатели по методике диагностики мотивов аффилиации (А. Мехрабиан).Таким образом, результаты диагностики мотивов аффилиации у студентов показывает, что у испытуемых доминирует высокий – низкий. Таким людям присущ мотив стремления к принятию группой. А лицам с показателем «низкий – высокий» – присущ мотив страха отвержения. У обследуемых двух остальных групп интенсивность данных мотивов является где-то одинаковой, что может говорить о присутствии у таких людей напряженности и внутреннего дискомфорта. У людей с показателем «высокий – высокий» страх быть отвергнутым группой не дает удовлетворять свои потребности в принятии, во взаимодействии с окружающими.Далее мы разделили выборку на две группы. Первую группу составили студенты со стремлением к принятию, а вторую со страхом быть отвергнутыми.Сначала диагностировались студенты со стремлением к принятию. Результаты по опроснику личностной зрелости В.А. Руженкова представлены в таблице 1. Таблица 1. - Результаты по опроснику личностной зрелости В.А. РуженковаУровень Ответст.Терпим.Самораз.Позитив. мыш.Самост.Личност.зрел.Высокий80%70%80%60%80%80%Средний20%20%20%30%20%20%Низкий-10%-10%--Представим результат в виде диаграммы (см. рис.2)Рисунок 2. – Показатели по опроснику личностной зрелости В.А. РуженковаТаким образом, результаты диагностики личностной зрелости у студентов со стремлением к принятию показывает, что у испытуемых высокий уровень личностной зрелости.Сначала диагностировались студенты со страхом к отвержению. Результаты по опроснику личностной зрелости В.А. Руженкова представлены в таблице 3. Таблица 3. - Результаты по опроснику личностной зрелости В.А. РуженковаУровень Ответст.Терпим.Самораз.Позитив. мыш.Самост.Личност.зрел.Высокий10%10%Средний20%20%20%30%20%20%Низкий80%70%80%60%80%80%Представим результат в виде диаграммы (см. рис.3)Рисунок 3. – Показатели по опроснику личностной зрелости В.А. РуженковаТаким образом, результаты диагностики личностной зрелости у студентов со страхом к отвержению показывает, что у испытуемых низкий уровень личностной зрелости.Для выполнения задачи по определению статистически значимых различий в личностной зрелости студентов с разными мотивами аффилиации, был проведен t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 4.Таблица 4 - Статистически значимые различия в гендерном статусе и типе темперамента у юношей и девушек.ПоказателиСПСОtpОтветственность9,528,052,170,03Терпимость9,428,550,860,39Самораззвитие12,0010,951,310,19Позитивное мышление10,9412,050,960,33Самостоятельность7,008,202,280,02Личностная зрелость9,528,052,170,03Сравнительный анализ выявления статистически значимых различий в конфликтности у студентов статистически значимых различий в личностной зрелости студентов с разными мотивами аффилиации по методу t- критерия Стьюдента позволил выделить следующие значимые различия.В результате сравнительного анализа мы обнаружили, значимые различия по 6 из 6 показателей, а это означает, что между группами различий больше, чем сходств.Были обнаружены следующие статистические значимые различия по следующим показателям: Ответственность (t=2,1), Терпимость (t=2.2), Самораззвитие (t=2.6),Позитивное мышление (t=2.6), Самостоятельность (t=2.2),Личностная зрелость (t=2,1).Для выявления особенностей взаимосвязей личностной зрелости и мотивов аффилиацииу студентов был использован тест ранговой корреляции Спирмена.Результаты математического анализа показывают, что существуют значимые корреляционные связи между следующими социально-психологическими характеристиками: ответственность, терпимость, самораззвитие, позитивное мышление, самостоятельность, личностная зрелость, СП, СО.Выявленные в рамках корреляционного анализа значимые взаимосвязи приведены в таблице 5.Таблица 5 – Результаты корреляционного анализа методик эмпирического исследованияШаг Переменные Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты Значимость B Стандартная ошибка β 1Ответственность0,400,710,030,58Терпимость0,320,880,020,71Саморазвитие0,510,680,040,45Позитивное мышление2,230,650,180,00*Самостоятельность0,510,68-0,040,45Личностная зрелость2,230,650,180,00*2СП0,420,710,040,56СО0,420,710,040,56Результаты корреляционного анализа показывают, что в группе испытуемых определенный уровень развития одного качества связан с определёнными значениями другого. Так, уровень личностной зрелости напрямую зависитот наличия мотивов аффилиции.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что имеется взаимосвязь личностной зрелости студентов и разными мотивами аффилиации, подтверждена.ЗаключениеКак и многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. В философии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают людей между собой.Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью, не родятся, личностью становятся. Личность может самоизменяться, порождая новые качества. Большое влияние на формирование личности оказывает общение.Личностная зрелость является результатом процесса социального и духовного развития личности, основывающимсяна разумном самостоятельном выборе, произвольной регламентации деятельности, умении независимо от мнения других людей строить планы в личной, профессиональной сферах и всей своей жизнедеятельности. В том числе личностная зрелость можно понимать в качестве состояния, определенногоуровня личностного развития, продукта социализации, в процессе которой усваиваются нормы социума, поведенческиеправила и полноценно осуществляются роли зрелого члена общества.Во второй главе было проведеноисследование влияния мотивами аффилиации на личностную зрелость студентов.Результаты корреляционного анализа показывают, что в группе испытуемых определенный уровень развития одного качества связан с определёнными значениями другого. Так, уровень личностной зрелости напрямую зависитот наличия мотивов аффилиции.Таким образом, была подтверждена гипотеза, основанная на предположении, что имеется взаимосвязь личностной зрелости студентов и разными мотивами аффилиации.Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Список использованных источников Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.Ибрагимова К. З., Базарова В. Н. Половозрастные особенности личностной зрелости подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – . – URL: http://e-koncept.ru/2020/0.htmКаменева Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: Дис. … канд. псих. наук, Оренбург, 2004. — 184 с. Клонингер С. Теории личности: познание человека. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.Клочкова Л. В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза: Дис. … на соиск.уч.степ. канд. псих. Наук, Пятигорск, 2016 г. Клочкова Л. В. Структура и функции личностной зрелости // Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону: материалы XV научно-технической конференции. — Ставрополь, 2011. — Т. 2. — С. 73–75Кравец Галина Юльевна. Педагогические условия проявления личностной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе вуза : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Иркутск, 2005. - 182 с.Кравцова Н. В. Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов / // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). Куликова Т.И. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 75-76; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11161 (дата обращения: 26.05.2024).Легоминова П. С. Содержательные особенности личностной зрелости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – . – URL: http://e-koncept.ru/2021/0.htm Николаев А.М., Зарипов М.А. К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНЕ «ЛИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13258 (дата обращения: 26.05.2024).Ранджан Р. Теоретический анализ зарубежных когнитивных теорий личности / Р. Ранджан. — DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).22 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 1.Реан А.А. Психология личности. – Спб.: Питер, 2016 - 288 с.Руженков В.А., Руженкова В.В., Лукьянцева И.С. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости. 2016. № 26 (247). С. 65-70.Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
2. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
3. Ибрагимова К. З., Базарова В. Н. Половозрастные особенности личностной зрелости подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – . – URL: http://e-koncept.ru/2020/0.htm
4. Каменева Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: Дис. … канд. псих. наук, Оренбург, 2004. — 184 с.
5. Клонингер С. Теории личности: познание человека. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
6. Клочкова Л. В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза: Дис. … на соиск.уч.степ. канд. псих. Наук, Пятигорск, 2016 г.
7. Клочкова Л. В. Структура и функции личностной зрелости // Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону: материалы XV научно-технической конференции. — Ставрополь, 2011. — Т. 2. — С. 73–75
8. Кравец Галина Юльевна. Педагогические условия проявления личностной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе вуза : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Иркутск, 2005. - 182 с.
9. Кравцова Н. В. Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов / // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349).
10. Куликова Т.И. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 75-76; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11161 (дата обращения: 26.05.2024).
11. Легоминова П. С. Содержательные особенности личностной зрелости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – . – URL: http://e-koncept.ru/2021/0.htm
12. Николаев А.М., Зарипов М.А. К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНЕ «ЛИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13258 (дата обращения: 26.05.2024).
13. Ранджан Р. Теоретический анализ зарубежных когнитивных теорий личности / Р. Ранджан. — DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).22 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 1.
14. Реан А.А. Психология личности. – Спб.: Питер, 2016 - 288 с.
15. Руженков В.А., Руженкова В.В., Лукьянцева И.С. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости. 2016. № 26 (247). С. 65-70.
16. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
17. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.