Правовые основы социальной работы с мигрантами

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное право
  • 45 45 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 07.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы правового статуса мигрантов 9
1.1 Понятие мигранта и основные категории мигрантов 9
1.2 Нормативно-правовая основа социальной работы с мигрантами в Российской Федерации 17
Глава 2. Механизм социальной работы с мигрантами на материалах Отдел по вопросам миграции отдела полиции номер 4 «Калининский» УМВД России по г. Новосибирску 22
2.1 Организационная структура отдела по вопросам миграции на материалах Отдел по вопросам миграции отдела полиции номер 4 «Калининский» УМВД России по г. Новосибирску 22
2.2 Социальная поддержка мигрантов на рынке труда на материалах Отдел по вопросам миграции отдела полиции номер 4 «Калининский» УМВД России по г. Новосибирску 28
2.3 Формы социального обеспечения и социального страхования мигрантов на материалах Отдел по вопросам миграции отдела полиции номер 4 «Калининский» УМВД России по г. Новосибирску 35
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение 49
Фрагмент для ознакомления

Социальная работа с мигрантами на территории России проводится в разных формах. Наиболее распространенной является форма,. Предполагающая интеграцию. Такая форма включает привлечение мигрантов в жизнедеятельность общества, что должно влечь за собой принятие культуры общества и преодоление социальных, экономических и культурных различий. Среди направлений оказываемой мигрантам социальной поддержки в России можно выделить следующие: получение образования; выплата пособий, предоставление иных выплат и льгот; медицинская помощь, включающая обязательное страхование; поддержка молодых семей.В зависимости от режима проживания на территории России устанавливается объем социальных прав лица. Законодательством не закреплено понятие социальных прав иностранных граждан. Согласимся с определением, предлагаемым А.С. Павловским, который считает, что социальные права иностранных граждан представляют собой права, которые гарантируют указанной категории лиц защиту и поддержку при наступлении объективной невозможности самостоятельного удовлетворения наиболее важных жизненных потребностей[35, с. 21].В ФЗ«Об обязательном медицинском страховании в РФ»[36]отражена процедура оказания мигрантам медицинской помощи. Согласно данному закону,мигранты являются застрахованными, их работодатели обязаны уплачивать за них страховые взносы. Вместе с тем, застрахованными мигранты становятся в том случае, когда работодатель производит отчисление за них страховых взносов в течение трех лет. Лишь тогда мигранты приобретают право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования. То есть, отсутствие медицинского полиса выступает препятствием для получения мигрантам бесплатной медицинской помощи, что отражено в Правилах оказания медицинской помощи иностранным гражданам[37].Другая проблема прослеживается в системе пенсионного страхования работников-мигрантов. Для получения мигрантами страховой пенсии, они должны постоянно проживать на территории государства не менее пятнадцати лет, при этом иметь минимальный пенсионный коэффициент 30 и достичь установленного Законом возраста пенсии по старости.Следует отметить, что периоды временного проживания либо пребывания на территории Россииданных лиц не включаются в указанный требуемый период проживания в стране, однако, эти 15 лет не обязательно должны следовать подряд, в связи с чем в случае неоднократности они могут суммироваться. Здесь же можно вернуться к проблеме медицинского страхования: если мигрант не застрахован в системе обязательного медицинского страхования, то соответственно он не сможет претендовать на страховую пенсию.Законом установлен ряд требований к иностранным гражданам, временно пребывающим на территории России. Одним из них является заключение договора добровольного медицинского страхования, договора с медицинской организацией или договора обязательного медицинского страхования. Страхование – это правоотношения, которые защищают имущественные интересы физических и юридических лиц в случае наступления страхового случая на денежные средства страхового фонда, состоящего из вносимых страховых премий. Для классификации страхования исследователями в данной сфере применяются различные критерии, в зависимости от цели классификации (рисунок 2.2). В данном случае интересна классификация по признаку волеизъявления страхователя.Рисунок 2.2 Критерии социального обеспечения мигрантов В соответствии со статьей 32.9. Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», существует несколько видов как добровольного, так и обязательного страхования, все они входят в единую систему. Здесь в качестве основополагающих признаков разграничения применяются объект страхования и форма его осуществления. Названные критерии имеют значение для медицинского страхования. В зависимости от объекта, в отношении которого складываются правоотношения по страхованию, можно выделить страхование личное и имущественное, где первое направлено на защиту нематериальных благ человека, а второе – на имущество лица. К такому виду относится медицинское страхование. Если обращаться к форме осуществления медицинского страхования, как критерию классификации, то здесь, как раз выделяется добровольное и обязательное страхование. Первый из названных видов характеризуется заключением договора страхования и исполнением сторонами обязательств при наличии волеизъявления страхователя. При этом ГК РФ и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» допускается регулирование добровольного страхования правилами, принимаемыми страховщиками, либо объединениями страховщиков. Такие правила должны соответствовать определенным требованиям закона относительно их содержания. Обязательное страхование, в отличие от добровольного, является необходимым элементом отношений, направленных на реализацию гарантий, предоставленных законом гражданам в случаях причинения им вреда либо в иных случаях, которые законом отнесены к страховым. Таблица 2.3 Тарифы для плательщиков, которые производят выплаты гражданам по общему тарифу и не имеют права на пониженный тариф (п. 3 ст. 425 НК).Условия примененияПредельная величина базы для начисления страховых взносов за годЕдиный тариф, %ОснованиеС выплат:- иностранцам (лицам без гражданства) независимо от статуса, которые работают в России, кроме временно пребывающих ВКС и работников организаций государств – членов ВТО;- гражданам государств – членов ЕАЭС, в том числе высококвалифицированным специалистамДо 2 225 000 руб. включительно30,0п. 3 ст. 425 НК, ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 1 ст. 3 Соглашения от 20.12.2019Свыше 2 225 000 руб.15,1- иностранцы, которые по международным соглашениям застрахованы по отдельным видам страхования.До 2 225 000 руб. включительно30,0В % от исчисленных взносов по общему тарифу:ОПС – 72,8ОСС – 8,9%ОМС – 18,3%п. 6.2 ст. 431 НК, Закон от 04.08.2023 N 427-ФЗСвыше 2 225 000 руб.15,1Условия, порядок и виды обязательного страхования установлены Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ», в соответствии с законном установлены тарифы для плательщиков страховых взносов (таблица 2.3). Подавляющая часть договоров страхования заключается в добровольном порядке, однако в тех случаях, когда страховое возмещение вреда затрагивает интересы неопределенного круга лиц, то заключение такого договора становиться обязательным. Закон, которым регулируются отношения по обязательному страхованию в определенной сфере, должен закреплять основные положения в части определения объектов страхования, страховых случаев, страховых выплат. Медицинское страхование направлено на защиту не только интересов иностранных граждан, предоставление им социальных гарантий, но и на защиту интересов государства, которое таким способам снижает расходы на социальную помощь населению за счет формирования фонда страхования. Данный вид страхования обусловлен потребностями общества, а также необходимостью формирования условий для осуществления предупредительных мероприятий, которые направлены на устранение отрицательных последствий. В случае возникновения ущерба от определенных обстоятельств, обязательное государственное страхование дает воз возможность восполнить потери в материальном плане, благодаря чему появляется возможность провести восстановительные работы, компенсировать полученный вред, причиненный социальной сфере и отдельным гражданам. В связи с изложенным, медицинское страхование иностранных граждан, как обязательное условие временного пребывания на территории РФ, представляет собой средство защиты материального благополучия бизнеса и людей, а в том числе и деятельность, приносящую доходы. Следует отметить, что допускается страхование обязательного характера (ОМС), которое выступает не только частью социальных гарантий, но и видом медицинского страхования, которое наравне с обязательным может носить добровольный характер. В частности, реализация прав и обязанностей, связанных с участием в обязательном страховании, не препятствует субъектам и участника данных отношений применять на основании договора дополнительное медицинское страхование. Семьям с детьми, которые относятся к мигрантам, федеральным законодательством также предоставлены льготы по налогообложению. В остальной части социальная поддержка семей с детьми регулируется на уровне регионов. Расчет выплат осуществляется либо по отношению к размеру заработка (для лиц, к которым применяется социальное страхование, то есть работающих), либо размер выплаты устанавливается законом, а затем применяется коэффициент, устанавливаемый ежегодно в порядке индексации Правительством РФ. Таким образом, в настоящее время в России социальная политикапроводится в рамках поддержки социально незащищенных слоев населения. Социальное обеспечение рассматривается в качестве системы мер по поддержке лиц, оказавшихся, в связи с определенными обстоятельствами, в трудной жизненной ситуации. При этом государство сводит к минимуму свое вмешательство в жизненно важные общественные процессы, направленные на создание и поддержку условий, содействующих личностному формированию и успешной жизнедеятельности граждан. В настоящее время российское законодательство в сфереобязательного социального страхованиялиц, временно пребывающих на территории страны, претерпело ряд изменений. Почти полный социальный пакет в сфере обязательного социального страхования трудовые мигранты приобретают при условии легальной занятости. В последние годы из нормативных актов, посвященных социальному страхованию, исключена большая часть различий в отношении застрахованных лиц с разным статусом пребывания в России. Исключением в настоящее время является система обязательного медицинского страхования. В области обязательного пенсионного страхования активно проводятся мероприятия по заключению соглашений государством, позволяющих трудовым мигрантам учитывать заработанныев стране происхожденияи в стране трудоустройства пенсионные права.ЗаключениеТаким образом, можно предложить следующую формулировку определения термина «мигрант» в соответствии с сущностными признаками: им признается иностранный гражданин либо лицо без гражданства, которым выражена или реализуется воля относительно перемещения через границы определенного государства, территорию которого он с той или иной целью выбирает в качестве места пребывания, и приобретающий в результате реализации данного волеизъявления особый правовой статус, подлежащий контролю со стороны государства.В настоящее время в нормативно-правовых актах наблюдается тенденция развития социальных направлений функционирования государства, что в сравнении с ранее действовавшими конституционными нормами в данной сфере, безусловно, стало значимым шагом к развитию социального государства, которым Россия провозглашена в Конституции РФ. Однако само по себе закрепление правовых норм, направленных на обеспечение данных гарантий, не является достаточным средством их реализации, требуется формирование эффективных правовых механизмов, которые во взаимодействии с другими механизмами (организационными, экономическими) позволят действительно реализовать социальные права человека и гражданина. При этом закрепляемое государством в правовых актах право на социальное обеспечение является одним из наиболее важных с точки зрения выполнения функций государства прав, закрепленных конституционными нормами. Анализ указанного Типового положения позволяет выявить наиболее значимый проблемный вопрос, который затрудняет получение общего представления о непосредственном предназначении исследуемого отдела и его функций. Например, полномочия подразделений территориального органа МВД России, закрепленные для отделов на районном уровне, возможно, более верно представить в виде определенных блоков, где первый должен закреплять общие полномочия, реализуемые всеми подразделениями полиции, а дальнейшие блоки должны включать именно полномочия отдельных подразделений полиции. Это позволит изначально быстро и доступно получить представление об особенностях полномочий подразделений ОВД на районном уровне. С целью реализации приведенного предложения необходимо внести изменения в Типовое положение или исследовать вопрос о возможности принятия самостоятельного ведомственного акта, регулирующего правовое положение и организацию деятельности подразделений по вопросам миграции на районном уровне.Основанием возникновения трудовых отношений с мигрантами является трудовой договор. Понятие трудового договора достаточно детально отражено в определении, данном в ст. 56 ТК РФ, однако, в нормах главы 50.1 ТК РФ не приведены дополнительные требования к понятию трудового договора с участием мигрантов. Участниками данного договора выступают стороны, это всегда работник и работодатель. В то же время законом предусмотрен ряд требований к работодателю и работнику, если работником является иностранный гражданин. Приобретение каждой стороной соответствующего правового статуса формирует в дальнейшем перечень прав и обязанностей, а также гарантий, которые обеспечиваются закреплением в правовых нормах и реализацией трудового законодательства. представляется, что данный недостаток требует устранения путем включения соответствующего определения трудового договора с работником – мигрантомв ст. 327.1 ТК РФ. В действующем законодательстве также имеются пробелы в регулировании отношений между сторонами гражданско-правового договора, по которому исполнителем является мигрант. Такой договор законодателем в силу норм Закона о правовом положении иностранных граждан не отграничивается от трудового договора, однако, отношения сторон носят иной характер. В связи с изложенным, для урегулирования отношений сторон в случае наступления обстоятельств, которые в Законе названы в качестве оснований прекращения договора с иностранным гражданином, считаем необходимым дополнить нормы Закона о правовом положении иностранных граждан положениями, отражающими последствия прекращения договора. В настоящее время в России социальная политикапроводится в рамках поддержки социально незащищенных слоев населения. Социальное обеспечение рассматривается в качестве системы мер по поддержке лиц, оказавшихся, в связи с определенными обстоятельствами, в трудной жизненной ситуации. При этом государство сводит к минимуму свое вмешательство в жизненно важные общественные процессы, направленные на создание и поддержку условий, содействующих личностному формированию и успешной жизнедеятельности граждан. В настоящее время российское законодательство в сфереобязательного социального страхованиялиц, временно пребывающих на территории страны, претерпело ряд изменений. Почти полный социальный пакет в сфере обязательного социального страхования трудовые мигранты приобретают при условии легальной занятости. В последние годы из нормативных актов, посвященных социальному страхованию, исключена большая часть различий в отношении застрахованных лиц с разным статусом пребывания в России. Исключением в настоящее время является система обязательного медицинского страхования. В области обязательного пенсионного страхования активно проводятся мероприятия по заключению соглашений государством, позволяющих трудовым мигрантам учитывать заработанныев стране происхожденияи в стране трудоустройства пенсионные права.Список использованных источниковНормативные правовые актыО сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов: соглашение от 15.04.1994 [ред. от 25.11.2005].О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами - участниками СНГ в пограничной сфере: Постановление № 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 13.04.2018.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [ред. от 06.04.2024].О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ [ред. от 26.02.2024].О государственной социальной помощи:федер. закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ [ред. от 28.04.2023].Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ [ред. от 28.04.2023].О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ [ред. от 04.08.2023].О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [ред. от 10.07.2023].О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ [ред. от 13.06.2023].Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ [ред. от 25.12.2023].О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 [ред. от 04.11.2022].О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 [ред. от 12.05.2023].Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций: Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1478.Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 [ред. от 25.11.2022].Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 [ред. от 25.05.2023].ЛитератураАгамагомедоваС.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – № 1. – С. 37-61.Алиева З.А. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации// Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 96-99.Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. – 2018. – № 4 (15). – С. 12.БатоболотоваЕ.Б. Судебная власть в контексте аксиологического подхода // Общество: философия, история, культура. – 2021. – № 11 (91). – С. 22-27.Барсукова В.К. Юридическая ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение порядка въезда в Россию и выезда с территории Российской Федерации / В.К. Барсукова // Научный журнал «Novaum». – 2022. – № 38. – С. 33 - 35.Евлоева М.М.,ГандароваЛ.Б.К вопросу об избирательном праве иностранных граждан в РФ // Евразийский научный журнал. – 2020. – № 5. – С. 100-102.Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 1 (33). – С. 69-81.Зимина Е.В., Нефедьева Е.И. Социальная поддержка как фактор проявления иждивенчества среди трудовых мигрантов (на примере Иркутской области) // Baikal Research Journal. – 2018. – №3. – С. 2-6.Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. – 2017. – № 4. – С. 417-421.Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. – 186 с.Кондрашова Н.В Социальные проблемы миграции и мигрантов в контексте социальной работы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2015. – №5. – С. 84-90.Комаров Н.А. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации / Н.А. Комаров, А.А. Агнянникова // Закон и право. – 2019. – № 3. – С. 151-153.МещерягинаВ.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 9. – С. 891 - 897.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - 4-е изд. Доп. - М.: Азбуковник, 1999. – 985 с.Павловский А.С. Социальные права иностранных граждан в Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02. – Москва, 2019. – 29 с.Прудников А.С. Национальное законодательство как основа регулирования внешней трудовой миграции // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 2. – С. 257-261.Редких С.В. Понятие правового статуса: формально-правовой контекст / С.В. Редких // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2009. – № 3. – С. 42-44.УдумбараВ.Ю. Особенности трудовой деятельности иностранных лиц в РФ / В.Ю. Удумбара // Вестник магистратуры. – 2019. – № 11-1 (98). – С. 65-66.ШарифулинА.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. – 2022. – № 17. – С. 99-106.Интернет-источники www.//xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/50771357/ - Аналитическая справка о результатах деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России за январь – апрель 2024 года.www.russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/?sphrase_id=143579902 - Трудовая миграция в Россию: взгляд через призму политических, экономических и демографических тенденций.Приложение

Нормативные правовые акты
1. О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов: соглашение от 15.04.1994 [ред. от 25.11.2005].
2. О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами - участниками СНГ в пограничной сфере: Постановление № 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 13.04.2018.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [ред. от 06.04.2024].
4. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ [ред. от 26.02.2024].
5. О государственной социальной помощи: федер. закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ [ред. от 28.04.2023].
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ [ред. от 28.04.2023].
7. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ [ред. от 04.08.2023].
8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [ред. от 10.07.2023].
9. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ [ред. от 13.06.2023].
10. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ [ред. от 25.12.2023].
11. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 [ред. от 04.11.2022].
12. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 [ред. от 12.05.2023].
13. Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций: Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1478.
14. Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 [ред. от 25.11.2022].
15. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 [ред. от 25.05.2023].

Литература
16. Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – № 1. – С. 37-61.
17. Алиева З.А. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 96-99.
18. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. – 2018. – № 4 (15). – С. 12.
19. Батоболотова Е.Б. Судебная власть в контексте аксиологического подхода // Общество: философия, история, культура. – 2021. – № 11 (91). – С. 22-27.
20. Барсукова В.К. Юридическая ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение порядка въезда в Россию и выезда с территории Российской Федерации / В.К. Барсукова // Научный журнал «Novaum». – 2022. – № 38. – С. 33 - 35.
21. Евлоева М.М., Гандарова Л.Б. К вопросу об избирательном праве иностранных граждан в РФ // Евразийский научный журнал. – 2020. – № 5. – С. 100-102.
22. Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 1 (33). – С. 69-81.
23. Зимина Е.В., Нефедьева Е.И. Социальная поддержка как фактор проявления иждивенчества среди трудовых мигрантов (на примере Иркутской области) // Baikal Research Journal. – 2018. – №3. – С. 2-6.
24. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. – 2017. – № 4. – С. 417-421.
25. Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. – 186 с.
26. Кондрашова Н.В Социальные проблемы миграции и мигрантов в контексте социальной работы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2015. – №5. – С. 84-90.
27. Комаров Н.А. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации / Н.А. Комаров, А.А. Агнянникова // Закон и право. – 2019. – № 3. – С. 151-153.
28. Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 9. – С. 891 - 897.
29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - 4-е изд. Доп. - М.: Азбуковник, 1999. – 985 с.
30. Павловский А.С. Социальные права иностранных граждан в Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02. – Москва, 2019. – 29 с.
31. Прудников А.С. Национальное законодательство как основа регулирования внешней трудовой миграции // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 2. – С. 257-261.
32. Редких С.В. Понятие правового статуса: формально-правовой контекст / С.В. Редких // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2009. – № 3. – С. 42-44.
33. Удумбара В.Ю. Особенности трудовой деятельности иностранных лиц в РФ / В.Ю. Удумбара // Вестник магистратуры. – 2019. – № 11-1 (98). – С. 65-66.
34. Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. – 2022. – № 17. – С. 99-106.

Интернет-источники
35. www.//xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/50771357/ - Аналитическая справка о результатах деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России за январь – апрель 2024 года.
36. www.russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/?sphrase_id=143579902 - Трудовая миграция в Россию: взгляд через призму политических, экономических и демографических тенденций.