Развитие и формирование способностей школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 25 25 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 25.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования 5
1.1 Характеристика понятия способности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Факторы, влияющие на развитие способностей школьников 7
1.3. Подходы к развитию способностей школьников в образовательном процессе 8
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников 13
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников 13
2.2. Реализация экспериментальных приемов развития творческих способностей младших школьников 18
Заключение 23
Список литературы и иных источников 24

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, перед началом основного урока преподаватель использовал стимулирующие вопросы для развития творческих способностей учащихся. С помощью этой методики активизировалось творческое воображение и мышление учащихся. В ходе обсуждения с помощью стимулирующих вопросов детям, сгруппированным в группы, предлагалось назвать как можно больше диких и домашних животных.Этот прием был впервые использован на экспериментальном уроке и привел некоторых учеников в замешательство и растерянность, но педагог поддержал детей и на своем примере продемонстрировал практику выполнения приема. В конце занятия, после изготовления всех животных, ученикам было предложено поиграть. Цель игры заключалась в развитии потребности детей к творческому самовыражению.В ходе игры дети из подручных средств: картона, цветной бумаги и пластилина сделали вольеры для зоопарка и провели экскурсию. Во время посещения невероятного зоопарка дети могли поделиться знаниями о повадках животных, образе жизни, любимой еде и естественной среде обитания. Кроме того, рассказывая об изготовленных моделях, учащиеся смогли в игровой форме проанализировать ход самостоятельной работы, выявить ее сильные и слабые стороны.Второй урок по теме «Фруктовый завтрак» было посвящено оформлению изделия из цветного пластилина. На этом уроке, хотя техника лепки цветным пластилином была уже знакома ученикам, задача была сложнее. Производство фруктов осуществлялось не по шаблону, а по шаблону. В качестве модели учитель использовал натуральные свежие фрукты, которые заранее принесли на урок и расставили на столе для наглядности. Кроме того, не было пошагового графического алгоритма изготовления фруктов.Для стимулирования интереса к творческому заданию дети могли взять в руки модель и рассмотреть ее. На втором уроке знакомство с инструментами визуализации было более живым. Учитель задавал классу вопросы о полезных свойствах фруктов. В ходе урока в ограниченное время мне пришлось рассказать о пользе фруктов и о том, почему каждому так важно их выращивать и употреблять в пищу. В этот раз прием был встречен классом положительно, каждый ребенок активно включился в работу, признаков прежней растерянности не обнаружено.В ходе основной части занятия, прежде чем приступить к изготовлению изделия, каждому ученику предлагалось выполнить творческое задание, условием которого было составление плана работы. Детям нужно было описать последовательность действий, выбрать необходимые материалы и инструменты.Задача развития потребности в творческом самовыражении и повышения уровня знаний о способах осуществления творческой деятельности решается студентами уже некоторое время. Многие ученики обращались за помощью к учителю или выбирали в качестве объекта лепки другие фрукты. При этом педагог поощрял любые оригинальные идеи, предложенные детьми.Однако на последнем этапе урока при оценке и самооценке проделанной работы педагог обращал внимание детей на то, что самостоятельное и оригинальное планирование работы позволяет им создавать уникальные и необычные, яркие и запоминающиеся изделия. Дети с интересом рассмотрели изделия, изготовленные одноклассниками, согласившись, что необычные и красивые фрукты есть у каждого.Последний урок по плану был на тему «Лесные птицы». Данное занятие было ориентировано на раскрытие навыков, приобретенных учащимися в процессе работы на предыдущих уроках, и по типу повторения пройденного ими материала. Учащимся было предложено познакомиться с видами птиц, обитающими в лесу. Во время вводной части занятия педагог для наглядности показал небольшой видеоролик о жизни лесных птиц. Класс с интересом принял участие в обсуждении после просмотра видео.Обсуждения также были сосредоточены на применении вопросов, заставляющих задуматься. При этом отмечалось, что в классе сильна рассуждения о птицах, живущих в лесу, и о том, почему у них нет такого яркого оперения, как у домашних птиц и птиц, живущих на поверхности воды. Обсуждение помогло ученикам приступить к работе и выбрать птицу, которая им понравилась больше всего.Цель занятия – научить младших школьников различать виды лесных птиц и делать аппликации из перьев. В связи с тем, что третьеклассники уже знали правила выполнения аппликаций, учитель давал лишь краткие инструкции по технике работы, после чего дети могли приступать к работе. При этом приложение выпускалось без образца по памяти.Творческое задание, высказанное всему классу, было встречено детьми с восторгом. В качестве материала для изготовления аппликаций детям разрешалось использовать не только перья, но и любые инструменты, которые были подготовлены учителем и учениками перед уроком. Помимо перьев, для изготовления птичьих аппликаций можно использовать бусины, веточки, пух, шерсть, семена и т. д.Формирование знаний учащихся о способах творческой деятельности происходило в тот момент, когда им приходилось выбирать образец для состава изделия, а также при выборе необходимых материалов для работы. Поскольку наглядного макета не было, дети придумали оригинальные образы, которые повлияли на развитие творческой активности.Кроме того, в конце занятия всем учащимся была проанализирована работа, проделанная над приложением. Дети смогли выразить свои впечатления от проделанной работы, осознать все действия, выполненные на каждом этапе работы, отметить трудности и моменты, которые давались им легче всего и которые выполнялись с наибольшим удовольствием.По результатам обучающего этапа эксперимента были сделаны следующие выводы:цель тренировочного этапа эксперимента была достигнута, поскольку на занятиях использовался комплекс приемов, направленных на развитие показателей творческих способностей младших школьников;приемы, используемые на уроках, дети воспринимали положительно и активно включались в работу, однако нестандартные приемы (такие как наводящие вопросы или составление плана приготовления) поначалу воспринимались некоторыми учащимися с сомнением. Однако преподаватель контролировал работу студентов, подробно объясняя им суть и содержание методов работы.Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные задачи решены.ЗаключениеИсследование роли педагога в развитии творческих способностей у детей подчеркивает важность компетентной и индивидуально-ориентированной работы специалистов в данной области.В процессе изучения данной темы стало очевидным, что педагог, играет ключевую роль в стимулировании творческого мышления детей, их самовыражения и развитии креативных способностей. Через организацию разнообразных творческих занятий, использование инновационных методик и создание поддерживающей образовательной среды педагог способствует формированию у детей умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.Так, развитие творческих способностей у детей является важной задачей, которая требует профессионализма, творчества и индивидуального подхода со стороны педагогов. Результаты такой работы могут оказать значительное влияние на личностное и культурное развитие детей, а также на формирование их успешной жизненной позиции в будущем.Исследование развития творческих способностей у детей также выявило важность сотрудничества с родителями и другими учреждениями для создания благоприятной образовательной среды. Участие семьи в процессе развития творческих способностей ребенка способствует его всестороннему развитию, обогащает его опыт и позволяет раскрыть свой потенциал.В заключение, развитие творческих способностей у детей является важным аспектом их образовательного пути. Педагоги, родители и другие участники образовательного процесса должны совместными усилиями создавать условия для творческого развития детей, вдохновлять их на самовыражение и помогать им раскрыть свой индивидуальный потенциал. Список литературы и иных источников1. Балдина, М. И. Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения / М. И. Балдина. // Молодой ученый. - 2021. - № 31 (373). - С. 139-141. 2. Головяшкина, А. А. Специфика развития способностей младших школьников./ А. А. Головяшкина. // Молодой ученый. - 2023. - № 42 (489). - С. 90-92. 3. Коленко, Е. В. Развитие способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий / Е. В. Коленко. // Молодой ученый. - 2019. - № 8.7 (112.7). - С. 18-20. Электронные ресурсы4. Богоявленская, Д.Б. Психология способностей. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000756798?ysclid=lt8qh92atr149661004 (дата обращения: 26.05.2024).5. Валеева Г, Х, Развитие творческих способностей личности в системе общего и профессионального образования. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 26.05.2024).6. Дружинин, В.Н. Психология способностей: избранные труды. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003376202?ysclid=lt8qfx60c4988604140 (дата обращения: 01.03.2024). 7. Котова И.Б. Основные модусы развития личности в обучении. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-modusy (дата обращения: 26.05.2024).8.Маклаков, А.Г. Общая психология. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005460325?ysclid=lt8qkkuvl6554705076(дата обращения: 26.05.2024). 9.МАОУ Школа № 118 - URL: https://школа118.рф/?ysclid=ltadch8mp1562431681 (дата обращения: 26.05.2024).10. Мусатова М.А. Развитие способностей младших школьников на уроках технологии. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 26.05.2024).11.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005455612?ysclid=lt8qdxjtza570121685 (дата обращения: 26.05.2024).12.Тест креативности П. Торренса. - URL: https://polazna-ds2.dobryanka-edu.ru/upload/versions/32369/64040/test_kreativnosti (дата обращения: 26.05.2024).13.Тест-игра «Изобретатель» Л.Ю. Субботина- URL: https://belibra.ru/Dyetskaya-yioga.312.html (дата обращения: 26.05.2024).14.Тулькибаева Н, Н, Интеллектуальное развитие личности в процессе обучения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnoe-razvitie-lichnosti-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 26.05.2024).15.Чернышева Е.И. Развитие способностей у младших школьников на уроках технологии. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno (дата обращения: 26.05.2024).16.Якибова Д.Ш. О важности формирования творческих способностей учащихся начальной школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vazhnosti-formirovaniya (дата обращения: 26.05.2024).

Балдина, М. И. Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения / М. И. Балдина. // Молодой ученый. - 2021. - № 31 (373). - С. 139-141.
2. Головяшкина, А. А. Специфика развития способностей младших школьников./ А. А. Головяшкина. // Молодой ученый. - 2023. - № 42 (489). - С. 90-92.
3. Коленко, Е. В. Развитие способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий / Е. В. Коленко. // Молодой ученый. - 2019. - № 8.7 (112.7). - С. 18-20.
Электронные ресурсы
4. Богоявленская, Д.Б. Психология способностей. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000756798?ysclid=lt8qh92atr149661004 (дата обращения: 26.05.2024).
5. Валеева Г, Х, Развитие творческих способностей личности в системе общего и профессионального образования. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 26.05.2024).
6. Дружинин, В.Н. Психология способностей: избранные труды. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003376202?ysclid=lt8qfx60c4988604140 (дата обращения: 01.03.2024).
7. Котова И.Б. Основные модусы развития личности в обучении. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-modusy (дата обращения: 26.05.2024).
8.Маклаков, А.Г. Общая психология. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005460325?ysclid=lt8qkkuvl6554705076(дата обращения: 26.05.2024).
9.МАОУ Школа № 118 - URL: https://школа118.рф/?ysclid=ltadch8mp1562431681 (дата обращения: 26.05.2024).
10. Мусатова М.А. Развитие способностей младших школьников на уроках технологии. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 26.05.2024).
11.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005455612?ysclid=lt8qdxjtza570121685 (дата обращения: 26.05.2024).
12.Тест креативности П. Торренса. - URL: https://polazna-ds2.dobryanka-edu.ru/upload/versions/32369/64040/test_kreativnosti (дата обращения: 26.05.2024).
13.Тест-игра «Изобретатель» Л.Ю. Субботина- URL: https://belibra.ru/Dyetskaya-yioga.312.html (дата обращения: 26.05.2024).
14.Тулькибаева Н, Н, Интеллектуальное развитие личности в процессе обучения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnoe-razvitie-lichnosti-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 26.05.2024).
15.Чернышева Е.И. Развитие способностей у младших школьников на уроках технологии. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno (дата обращения: 26.05.2024).
16.Якибова Д.Ш. О важности формирования творческих способностей учащихся начальной школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vazhnosti-formirovaniya (дата обращения: 26.05.2024).