Обучение профессиональному иноязычному общению как неотъемлемая часть языковой подготовки будущих специалистов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 27 27 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 26.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Глава I. Теоретические основы обучения профессиональному иноязычному общению 5
1.1. Основные задачи и цели языковой подготовки будущих специалистов 5
1.2. Место профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов в процессе обучения иноязычному общению 10
2. Условия эффективного формирования профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов 13
2.1 Требования к языковой подготовке будущих специалистов 13
2.2. Учебно-методическое обеспечение обучения профессиональному иноязычному общению на языковых и неязыковых факультетах 15
Заключение 22
Список использованных источников 23

Фрагмент для ознакомления

[28]Формы и методы, через применение которых может быть воплощена коммуникативная технология:- «обучение в сотрудничестве» («обучение в команде», «пила», «метод проектов»);- индивидуальные и групповые контакты;- конференции;- деловая переписка;- проектная деятельность как инструмент оценки и самооценки достижений, в т.ч. исследовательские, практико-ориентированные, межпредметные, групповые проекты;- игровые технологии, в т.ч. технология деловых игр, позволяющая непосредственно включить процесс обучения иностранному языку в модель будущей трудовой деятельности студентов; [28]- метод моделирования и иные. Учебно-методическим обеспечением обучения как на языковых, так и неязыковых факультетах являются:- комплекты рабочих программ;- учебные пособия;- аутентичные информационные источники, в т.ч. специфической тематики. При выборе учебно-методических комплектов целесообразно уделять внимание отбору лексики и учебных материалов, основанных на аутентичности, информативности, функциональности, учитывающих профессионально-ориентированную направленность. [20]Важным условием реализации языковой подготовки будущих специалистов является детерминация методов мониторинга сформированности профессиональной иноязычной компетенции. Для мониторинга динамики сформированности профессиональной иноязычной компетенции могут быть использованы:- диагностические методики, в т.ч. направленные на выявление профессиональных ориентиров будущих специалистов, мотивации; [20]- тестирование;- адаптированные тестирующие материалы международных образцов; - анкетирование;- кейс-измерители; - оценка уровня компетенций;- прогнозированиетенденций на рынке труда; - эксперимент. Достижение высокого уровня в развитии языковой компетенции специалистов осуществляется посредством обучения с учетом специфики обучения иноязычному общению, что позволяет студентам приобретать не только опыт профессионально ориентированного общения в ходе решения профессиональных проблем, но и способность аккумулировать профессионально важные знания, работать самостоятельно и в команде. [22]Главная и конечная цель обучения – обеспечить активное владение иностранным языком студентами как средством формирования и формулирования мыслей в области повседневного общения и в области соответствующей специальности. [17]Исследование многообразия форм, средств и условий обучения профессиональному иноязычному общению на языковых и неязыковых факультетах представляет практическую ценность для научного поля.ЗаключениеВ нашей исследовательской работе мы подтвердили важность и обоснованность выбора средств и форм обучения иноязычному общению в условиях современных коммуникаций, систематизировали теоретические и практические знания в описании, характеристиках и содержании средств обучения и языковой подготовки будущих специалистов.Нами охарактеризовано место профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов в процессе обучения иноязычному общению, описана роль иностранного языка в процессе обучения и расширения сфер компетенций. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции требует изменения содержания, структуры и технологии обучения иностранному языку для специальных профессиональных целей, побуждает методистов, технологов, лингвистов к интенсивным исследованиям.Исходя из проведенного анализа, нами установлено, что условиями эффективного использования потенциаласредств обучения являются реализация гибких и адаптивных моделей языковой в совокупности научно-теоретических знаний, практических умений, мотивации и рефлексии, а также создание определенных педагогических условий. Тем самым, нами достигнуты поставленные в ходе исследования задачи. Представленная нами теоретическая база средств и условий формирования, развития и становления готовности будущих специалистов может послужить основанием для методического обеспечения процесса обучения будущих специалистов. Список использованных источниковФедеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745(дата обращения: 22.05.2024). Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 г. Москва. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 09.05.2024). Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 124 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50360).[Электронный ресурс]. (дата обращения: 09.01.2023). Абаева Ф.Б. Профессионально-ориентированный подход к формированию иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://novainfo.ru/article/7941. (Дата обращения: 21.05.2024). Аймалетдинов Т. А., Кузнецова И. Е. Социологическая оценка качества высшего образования: теоретико-методологические подходы к исследованию. //Мониторинг общественного мнения. 2013№ 5 (117). С. 3-12.[Электронный ресурс]. Режим доступа:file:///C:/Users/prikol/Downloads/sotsiologicheskaya-otsenka-kachestva-vysshego-obrazovaniya-teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-. issledovaniyu.pdf(Дата обращения: 21.05.2024). Беляева Н.А., Скнарина И.И. Формирование иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studylib.ru/doc/763174/formirovanie-inoyazychnoj-kompetencii-u-studentov. (Дата обращения: 21.05.2024). Белякова Т.В. Роль профессионально – ориентированного обучения иностранному языку в формировании компетенций конкурентоспособного специалиста. Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика. ГБПОУ СТПТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/135.(Дата обращения: 21.05.2024). Валеев А.А., Кондратьева И.Г. Факторы успешного обучения иноязычному профессиональному общению. //Современные проблемы науки и образованияФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Казань. 2014. № 6.6 с. Гнездилова Л. Б. Обучение профессионально-ориентированному общению на уроках делового иностранного языка в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 4451-4455. Зацаринина Е.В. Развитие иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей. // Наука и современность. 2012. С. 219-223. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/prikol/Downloads/razvitie-inoyazychnoy-kompetentsii-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024). Иванова О.Ю. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова.- Орел: ОГУ, 2007. - 160 с. Иванюк Н.В. Лингводидактические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей ВУЗа.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rep.brsu.by/bitstream/handle/123456789/5462/Иванюк_Лингводидактические_основы_2019_02_23_17_37_57_066.pdf?sequence=1&isAllowed=y. (Дата обращения: 21.05.2024).Карабутова Е.А., Прокопенко Ю.А. Обучение студентов неязыковых специальностей иноязычному профессиональному дискурсу как основа эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tverlingua.ru/ archive/041/06_41.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024).КобелеваЕ.П.Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов экономического профиля.//Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 12 (102). С. 56-59. Кондратьева И.Г. Формирование коммуникативно-воспитательной компетенции будущих учителей в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах. [Текст] : Автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : защищена 28.01.2009. - Казань, 2008. – 16 с. Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации: монография / коллектив авторов под ред. В.П. Барбашова, И.И. Климовой, М.В. Мельничук, Л.С. Чикилёва. - М.: Финансовый университет, 2014. - 240 с. ISBN 978-5-7942-1234-1. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journals.tsu.ru/uploads/import/165/files/14-121.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024). Назмиева Э.И. Иноязычная подготовка как фактор развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов негосударственного ВУЗа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F2020622666/VAK_KPZh_2012.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024). Парамонова В.С. Формирование профессионально - коммуникативной иноязычной компетенции у студентов неязыковых специальностей учреждений среднего профессионального образования.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.informio.ru/publications/id2055/Formirovanie-professionalno-kommunikativnoi-inojazychnoi-kompetencii-u-studentov-nejazykovyh-specialnostei-uchrezhdenii-srednego-professionalnogo-obrazovanija. (Дата обращения: 21.05.2024). Петрова Г.А. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов.[Текст] : Автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 12.02.2010. - Новокузнецк, 2010. – 16 с. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» (Английский, немецкий, французский и испанский языки) федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_pr2.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024). Сальная Л.К. Модель обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов неязыкового ВУЗа. [Текст] : Автореферат дис. … канд. пед. наук :13.00.02 : защищена 14.05.2007. - Пятигорск, 2007. – 16 с. Седова Т.В. Профессионально-языковая компетенция как аспект преподавания иностранных языков в экономическом вузе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsuh.ru/upload/main/depforlanguages /Конф_РГГУ_29апр_СедоваТВ_Доклад_200420.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024).Селезнева Т. А. Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов / Т. А. Селезнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 5 (139). С. 445-447. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/139/39188/. (Дата обращения: 21.05.2024).Смышляева Л.Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие / Л.Г. Смышляева, Л.А. Сивицкая; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – 3-е изд. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 191 с. ISBN 5-98298-456-6. Сургутскова Г.А. Интегрированная профессиональная подготовка студентов нелингвистических направлений к межкультурному взаимодействию на занятиях по иностранному языку : Монография / Г.А. Сургутскова. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2022. - 106 с. ISBN 978-5-00047- 669-7.Тер-МинасоваС.Г. Языкимежкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с. Ярунина С.А. Обучение профессиональному иноязычному общению. [Электронный ресурс]. Режим доступа file:///C:/Users/prikol/Downloads/obuchenie-professionalnomu-inoyazychnomu-obscheniyu.pdf. (Датаобращения: 11.05.2024).

Список использованных источников

1. Федеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745(дата обращения: 22.05.2024).
2. Постановление Правительства Российской Федерации
от 04.10.2000 № 751 г. Москва. Национальная доктрина образования
в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 09.05.2024).
3. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 124 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50360).[Электронный ресурс]. (дата обращения: 09.01.2023).
4. Абаева Ф.Б. Профессионально-ориентированный подход
к формированию иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://novainfo.ru/article/7941. (Дата обращения: 21.05.2024).
5. Аймалетдинов Т. А., Кузнецова И. Е. Социологическая оценка качества высшего образования: теоретико-методологические подходы
к исследованию. //Мониторинг общественного мнения. 2013№ 5 (117). С. 3-12.[Электронный ресурс]. Режим доступа:file:///C:/Users/prikol/Downloads/sotsiologicheskaya-otsenka-kachestva-vysshego-obrazovaniya-teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-. issledovaniyu.pdf(Дата обращения: 21.05.2024).
6. Беляева Н.А., Скнарина И.И. Формирование иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studylib.ru/doc/763174/formirovanie-inoyazychnoj-kompetencii-u-studentov. (Дата обращения: 21.05.2024).
7. Белякова Т.В. Роль профессионально – ориентированного обучения иностранному языку в формировании компетенций конкурентоспособного специалиста. Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика. ГБПОУ СТПТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/135.(Дата обращения: 21.05.2024).
8. Валеев А.А., Кондратьева И.Г. Факторы успешного обучения иноязычному профессиональному общению. //Современные проблемы науки и образованияФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Казань. 2014. № 6.6 с.
9. Гнездилова Л. Б. Обучение профессионально-ориентированному общению на уроках делового иностранного языка в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 4451-4455.
10. Зацаринина Е.В. Развитие иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей. // Наука и современность. 2012. С. 219-223. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/prikol/Downloads/razvitie-inoyazychnoy-kompetentsii-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024).
11. Иванова О.Ю. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова.- Орел: ОГУ, 2007. - 160 с.
12. Иванюк Н.В. Лингводидактические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей ВУЗа.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rep.brsu.by/bitstream/handle/123456789/5462/Иванюк_Лингводидактические_основы_2019_02_23_17_37_57_066.pdf?sequence=1&isAllowed=y. (Дата обращения: 21.05.2024).
13. Карабутова Е.А., Прокопенко Ю.А. Обучение студентов неязыковых специальностей иноязычному профессиональному дискурсу как основа эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tverlingua.ru/ archive/041/06_41.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024).
14. КобелеваЕ.П.Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов экономического профиля.//Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 12 (102). С. 56-59.
15. Кондратьева И.Г. Формирование коммуникативно-воспитательной компетенции будущих учителей в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах. [Текст] : Автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : защищена 28.01.2009. - Казань, 2008. – 16 с.
16. Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации: монография / коллектив авторов под ред. В.П. Барбашова, И.И. Климовой, М.В. Мельничук, Л.С. Чикилёва. - М.: Финансовый университет, 2014. - 240 с. ISBN 978-5-7942-1234-1.
17. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journals.tsu.ru/uploads/import/165/files/14-121.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024).
18. Назмиева Э.И. Иноязычная подготовка как фактор развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов негосударственного ВУЗа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F2020622666/VAK_KPZh_2012.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024).
19. Парамонова В.С. Формирование профессионально - коммуникативной иноязычной компетенции у студентов неязыковых специальностей учреждений среднего профессионального образования.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.informio.ru/publications/id2055/Formirovanie-professionalno-kommunikativnoi-inojazychnoi-kompetencii-u-studentov-nejazykovyh-specialnostei-uchrezhdenii-srednego-professionalnogo-obrazovanija. (Дата обращения: 21.05.2024).
20. Петрова Г.А. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов.[Текст] : Автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 12.02.2010. - Новокузнецк, 2010. – 16 с.
21. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» (Английский, немецкий, французский и испанский языки) федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_pr2.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024).
22. Сальная Л.К. Модель обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов неязыкового ВУЗа. [Текст] : Автореферат дис. … канд. пед. наук :13.00.02 : защищена 14.05.2007. - Пятигорск, 2007. – 16 с.
23. Седова Т.В. Профессионально-языковая компетенция как аспект преподавания иностранных языков в экономическом вузе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsuh.ru/upload/main/depforlanguages /Конф_РГГУ_29апр_СедоваТВ_Доклад_200420.pdf. (Дата обращения: 21.05.2024).
24. Селезнева Т. А. Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов / Т. А. Селезнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 5 (139). С. 445-447. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/139/39188/. (Дата обращения: 21.05.2024).
25. Смышляева Л.Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие / Л.Г. Смышляева, Л.А. Сивицкая; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – 3-е изд. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 191 с. ISBN 5-98298-456-6.
26. Сургутскова Г.А. Интегрированная профессиональная подготовка студентов нелингвистических направлений к межкультурному взаимодействию на занятиях по иностранному языку : Монография / Г.А. Сургутскова. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2022. - 106 с. ISBN 978-5-00047- 669-7.
27. Тер-МинасоваС.Г. Языкимежкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.
28. Ярунина С.А. Обучение профессиональному иноязычному общению. [Электронный ресурс]. Режим доступа file:///C:/Users/prikol/Downloads/obuchenie-professionalnomu-inoyazychnomu-obscheniyu.pdf. (Датаобращения: 11.05.2024).