Текст как система уроков по подготовке к сочинению в формате ОГЭ.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения тексту типа рассуждения на уроках русского языка…………………………………………………………………………….....4
1.1 Понятие и свойства текста……………………………………………………5
1.2 Основные требования к сочинению в формате ОГЭ………………………………………………………………………...............7
1.3 Рассуждение как функционально-смысловой тип речи……………………9
Глава II. Работа по формированию коммуникативной компетенции при обучении сочинению - рассуждению в школе………………………………………….…11
2.1 Практические советы по написанию сочинения………………………………………………………………………..11
2.2 Работа над сочинением – рассуждением в старших классах……………14
2.3 Система подготовки к написанию сочинения в формате ОГЭ…………....19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...27
Приложение…..……………………………………………………………………30
В результате систематическая подготовка к сочинению-рассуждению помогает выпускникам развить свои коммуникативные навыки и, какследствие, становится целью ОГЭ.2.3 Системаподготовкиучащихсяк написаниюсочинениявформатеОГЭНаверно, самым сложным заданием для выпускников 9 класса на экзаменеявляется написаниесочинения. И с ним при подготовке к экзамену больше всегопроблем возникает и у учителя, и у учеников. А связано это прежде всего с тем, чтоучитель должен за время, отведенное на подготовку к экзаменам, успеть научитьразбираться в особенностях всех трех видов сочинения и не бояться писать сочинениеиз любой группы. Можно, конечно, сосредоточиться на одном из трех видов и целенаправленноготовить в одном направлении (что иногда и происходит). И это, безусловно, дасточень хороший результат. Но так мы ограничиваем для учеников поле возможностей,так как они во многом будут зависеть от того, удачное ли им попадется задание наэкзамене, насколько доступным для определения будет понятие, заданное в темесочинения,илегколиимбудетподтвердить(аргументировать) это понятие. Далеко не всегда учитель советует своим ученикамвыбиратьсочинениепоцитатеизтекста(9.2),потомучтодляегоуспешногонаписаниянужноуметьанализироватьпрочитанныйтекст,чтоумеютделатьдалеконевсевыпускники9класса.Аужсочинениеналингвистическуютемутемболее.Хотяничего“страшного”всочинении 9.1нет.Итак, готовить к экзаменационному сочинению можно (и нужно) заранее. Ведь что такое сочинение-рассуждение? Это текст определеннойструктуры. Учить писать сочинение-рассуждение необходимо начинать, как только по литературеначинаютсяпроблемныевопросыоткрытоготипа.Сразув5классесуществуетструктураклассическогорассуждения.IвариантТезис(мысль,которуютребуетсядоказать).Доказательство,состоящееизаргументов ифактов.Вывод.К7классусхема усложняется.Вводитсяпонятие«аргумент»и«факт»,гдеаргумент–этосвоедоказательство,афакт-пример изтекста.IIвариантТЕЗИС-мысль,которуютребуетсядоказать↓ДОКАЗАТЕЛЬСТВА↙↘АРГУМЕНТ№1АРГУМЕНТ№2↓↓ФАКТФАКТ↘↙ВЫВОДДалее, работая над разными видами мини-сочинения на уроках литературы,изучая виды сочинений на уроках русского языка, постоянно необходимо возвращаться к этимсхемам,накладывая нанихматериал изучаемыхпроизведений.Конечно,возникаетпротиворечиемеждужеланиемразвиватьтворческиеспособности учащихся и необходимостью научить их видеть структуру такого текста.Еслипроводитьтакуюработупоследовательноирегулярно,тоуучащихсяформируетсяспособностьвидетьструктурулюбогосвоегосочинения.Такпостепенно необходимо готовиться к написанию экзаменационного сочинения. И если работаведется регулярно, систематически, то в 9 классе при чтении формулировки сочиненияОГЭшкольникидостаточноспокойноиуверенно“входятвтему”.Фундамент,накотором будет “строиться” сочинение, создан за несколько предыдущих лет. Далееначинаетсяработанадразнымивидамисочинений:9.1,9.2,9.3.В9классесхемасочинениянемногосовершенствуетсяиприобретаетследующийвид:↓↓↓1АРГУМЕНТ-ФАКТ-МИКРОВЫВОДСюдавносятсяключевыесловаизтекста,которыепомогутпотомсформулировать1аргументиодновременнобудуттемфактическим2АРГУМЕНТ-ФАКТ-МИКРОВЫВОДСюдавносятсяключевыесловаизтекста,которыепомогутпотомсформулировать2аргументиодновременнобудуттемфактическимматериалом,которыйподтвердитаргумент.материалом,которыйподтвердитаргумент(еслиэтотема9.1 или9.2).Если ученик пишет работу по теме 9.3,товданномокнеонкороткоописывает ситуацию, которую берет вкачестве2аргумента.↘↙Как видно из приведенной выше схемы, на данном этапе схема превращается внекий шаблон. Именно в нем “рождается” макет сочинения.Онединдлявсехтрехвидов.Толькоегонаполнениебудетразличным.Наэтапеподготовкиксочинениюфилологисталкиваютсяспротиворечием:каксоединитьстремлениектворчествуичеткуюмодель,котораятребуетсянаэкзамене.Ученикисразнымуровнемспособностей в гуманитарной сфере. Кому-то из них легко дается написание любойработы, а кто-то видит материал, понимает его, но не может связно изложить по темкритериям, которые требуются на экзамене. И тогда на помощь к учащимся приходитклише.Несмотря нато,чтов школе учат школьниковмыслитьсамостоятельно,такиеклише помогают даже сильным ученикам не растеряться в работе над сочинением. Адляслабых–этовозможностьвообщенаписатьработу.На данном этапе работа строится по определенному алгоритму, рассмотримэтапы работы над сочинением 9.1 и 9.2. Напоминаю, что и в первом, и во второмсочинении нужно отталкиваться от цитаты. В первом случае на лингвистическую тему,вовтором-изтекста.АлгоритмработыПрочитать цитату и понять ее смысл. Для этого необходимо выделить в нейключевыеслова,чащевсегоихдва.Ониилидополняютдругдруга,илипротивопоставляются.Прояснить для себя смысл высказывания. Для этого следует проговорить еесвоимисловами.Записатьсвоепониманиецитаты.Этоибудеттезисомсочинения-рассуждения.После этого в своем тезисе найти 2 части, 2 стороны темы и взять это за основуаргументов(1и2).Найтивтекстепримеры,подтверждающиеэтиаргументы.Чащевсегодляэтогонужновыписатьключевыесловаизтекста(см.шаблонвыше).Этисловавтекстесочинениямогут статьфактическим материалом, цитатами.Выводсначалавписываемвшаблон,итолькопослетакогоподробногоанализа текстаученики приступаютк написаниютекста.Данную работу с учениками 9 класса необходимо проделывать 1 раз в 1-2 недели. Сначалаработавыполняетсястрогопошаблону.Постепенношаблоностаетсякакопора,половинаработыможетпроводитьсяустно,ключевыесловаподчеркнутывтексте.Ноосновныепонятияпо-прежнемупрописываютсявшаблоне.Итолькопослеэтогосоздаетсятекст.ЗаключениеТаким образом, проанализировав литературу по данной теме, мы приходим к следующим выводам.1.Работа над рассуждением на уроках русского языка является одной из приоритетных задач и обусловлена, во-первых, особенностями рассуждения как вида речи, который напрямую влияет на развитие логического мышления учащихся, и, во-вторых, необходимостью подготовки к ОГЭ. Одной из его задач является проверка коммуникативных навыков выпускников.Сочинение-рассуждение даёт возможность выпускнику в полном объёме проявить коммуникативную компетенцию как результат и реализацию лингвистической и языковой компетенций. Кроме того, сочинение-рассуждение не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.В данной работе были рассмотрены основные аспекты подготовки к написанию сочинения в формате ОГЭ. В ходе исследования были рассмотрены следующие вопросы: основные требования к сочинению, планирование и структурирование текста, анализ и интерпретация текста, выбор и использование аргументов, оформление и языковые аспекты сочинения, практические советы по написанию и подготовке к экзамену, а также стратегии выполнения задания.В современном образовательном процессе сочинение в формате ОГЭ является одним из ключевых компонентов оценки ученических знаний и навыков. Поэтому знание основных требований к сочинению является необходимым для успешной сдачи экзамена.Одним из важных аспектов подготовки к написанию сочинения является умение планировать и структурировать текст. Правильное построение плана позволяет организовать мысли и аргументы, а также обеспечить логичность и последовательность изложения. Структура сочинения, в свою очередь, должна быть четкой и понятной, с введением, основной частью и заключением.Анализ и интерпретация текста являются важными этапами подготовки к написанию сочинения. Умение выявлять ключевые идеи, основные аргументы и примеры в тексте позволяет более глубоко понять его смысл и передать его в своем сочинении. Также необходимо уметь интерпретировать текст, то есть давать свое толкование и оценку прочитанному материалу.Выбор и использование аргументов являются важным аспектом написания сочинения. Аргументы должны быть убедительными, логичными и подтверждаться примерами из текста. При выборе аргументов необходимо учитывать их релевантность и значимость для темы сочинения.Оформление и языковые аспекты сочинения также играют важную роль в его оценке. Сочинение должно быть оформлено в соответствии с требованиями к оформлению текста: с абзацами, заголовками, правильным использованием пунктуации и грамматическими конструкциями. Кроме того, необходимо обращать внимание на языковые аспекты, такие как лексика, стиль и грамматика, чтобы обеспечить четкость и ясность изложения.Практические советы по написанию сочинения помогают ученикам эффективно подготовиться к экзамену. Это может включать различные стратегии и приемы, такие как чтение и анализ примеров сочинений, тренировка по написанию сочинений по заданным темам, а также использование шаблонов и конкретных методик.Подготовка к экзамену и стратегии выполнения задания также являются важными аспектами успешного написания сочинения. Ученикам необходимо знать особенности экзамена, его структуру и требования, а также разработать индивидуальные стратегии выполнения задания, чтобы эффективно использовать отведенное время и достичь максимального результата.В заключение, данная работа позволила рассмотреть основные аспекты подготовки к написанию сочинения в формате ОГЭ. Изучение основных требований к сочинению, планирование и структурирование текста, анализ и интерпретация текста, выбор и использование аргументов, оформление и языковые аспекты сочинения, практические советы по написанию и подготовке к экзамену, а также стратегии выполнения задания помогут ученикам улучшить свои навыки в написании сочинения и успешно сдать экзамен по ОГЭ.Список использованной литературы1.Аванесян А.Ю. Работа с текстом публицистического стиля как этап подготовки к написанию сочинения на ОГЭ/ Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.2.Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. - М., 19983.Арефьева С.А. Сочинение - рассуждение: Учеб.-метод.пособие. - Йошкар-Ола, 20034.Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36 - 38.5.Басистов П.Е.Материалы к решению вопроса:что надобно знать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждениями?/Учебно-воспитательная библиотека. - М.,1978.- Т.2.6.Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.,19767.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка/ Преподавание отечественного языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов по спец. «Русский язык и литература». - М.,19928.Вилечко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи. Учебные пособия для 9 классов общеобразовательного учреждения. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002 .10.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,195611. Амирханова Л. Б. Работа над текстом в старших классах школы в системе подготовки к ОГЭ по русскому языку // Известия государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2024. 12. Бабаркина О. А. Анализ текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему // Ярославский педагогический вестник. – 2017. 13. Беляева О. Н. дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) // Москва. – 2023. 14. Бойкова М. Е. дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) // Москва. – 2023. 15. Буцик О. В. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «КАРУСЕЛЬ» В ИНТЕРАКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9-М КЛАССЕ (ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ) // ДВАДЦАТЫЕ ЧЕРЕДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. – 2022.16. Вилия А., Рябухина Е. А. РАССРЕДОТОЧЕННАЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. 17. КАНАКИНА Г. И., РОДИОНОВА И. Г. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ // Гуманитарные науки. – 2023. 18. Кобзева Е. Д. ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ // Современные стратегии и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе. – 2023. 19. Корнева Л. М., Шепелев М. В. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся при подготовке к ГИА. 20. Кузнецова Т. Б., Рябченко Н. Н. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. Приложение
1.Аванесян А.Ю. Работа с текстом публицистического стиля как этап подготовки к написанию сочинения на ОГЭ/ Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.
2.Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. - М., 1998
3.Арефьева С.А. Сочинение - рассуждение: Учеб.-метод.пособие. - Йошкар-Ола, 2003
4.Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36 - 38.
5.Басистов П.Е.Материалы к решению вопроса:что надобно знать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждениями?/Учебно-воспитательная библиотека. - М.,1978.- Т.2.
6.Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.,1976
7.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка/ Преподавание отечественного языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов по спец. «Русский язык и литература». - М.,1992
8.Вилечко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи. Учебные пособия для 9 классов общеобразовательного учреждения. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002 .
10.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956
11. Амирханова Л. Б. Работа над текстом в старших классах школы в системе подготовки к ОГЭ по русскому языку // Известия государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2024.
12. Бабаркина О. А. Анализ текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему // Ярославский педагогический вестник. – 2017.
13. Беляева О. Н. дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) // Москва. – 2023.
14. Бойкова М. Е. дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) // Москва. – 2023.
15. Буцик О. В. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «КАРУСЕЛЬ» В ИНТЕРАКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9-М КЛАССЕ (ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ) // ДВАДЦАТЫЕ ЧЕРЕДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. – 2022.
16. Вилия А., Рябухина Е. А. РАССРЕДОТОЧЕННАЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
17. КАНАКИНА Г. И., РОДИОНОВА И. Г. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ // Гуманитарные науки. – 2023.
18. Кобзева Е. Д. ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ // Современные стратегии и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе. – 2023.
19. Корнева Л. М., Шепелев М. В. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся при подготовке к ГИА.
20. Кузнецова Т. Б., Рябченко Н. Н. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023.