Технологии исследовательского обучения во внеурочной деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 26.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5
1.1 Понятие и сущность учебно-исследовательской деятельности 5
1.2 Характеристика технологий исследовательского обучения 10
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
2.1Условия организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время 16
2.2 Организация учителем учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время 21
2.3 Методические рекомендации учителям и ученикам по организации учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим более подробно деятельность педагога на этапе реализации. Определение объекта и предмета исследования, выбор и постановка темы, обоснование ее актуальности, постановка целей и задач исследования, формулировка исследовательской гипотезы осуществляются совместно педагогом и учениками. Перечисленные компоненты должны быть определены и сформулированы на основе деятельности, проводимой учителем на этапе подготовки.Мы полагаем, что проведение учащимся исследования должно носить в большей степени самостоятельный характер. Учащийся должен проработать подобранную и адаптированную для него учителем литературу по изучаемой проблеме. Здесь можно попросить ученика провести литературный обзор предложенных источников, проанализировать и выбрать экспериментальные методы, которые можно применить в рамках выбранной исследовательской проблемы. В этом случае роль учителя сводится к роли советника.Мы считаем, что наблюдение и экспериментирование являются наиболее действенными методамипроведения исследований.Наблюдение – это направленное восприятие явления или предмета, при котором учащийся получает информацию о наблюдаемом явлении или предмете. Рекомендуется, чтобы учащийся, прежде чем приступить к наблюдению, составил свой план с такими пунктами [16]:1) Что является объектом наблюдения?2) Когда начнётся наблюдение?3) Какова продолжительность наблюдения?4) Где будет проходить наблюдение?5) Для чего необходимо наблюдение?Все данные о наблюдаемом явлении или предмете ученик должен записывать в журнал наблюдения как можно подробнее, так как на их основе формируются выводы. Здесь учитель должен показать пример фиксации наблюдения. Ученик должен выделить те элементы наблюдаемого, которые требуют особого внимания[3].Эксперимент — систематическое и многократно воспроизводимое наблюдение за объектом в процессе сознательного и контролируемого экспериментального воздействия испытуемого на исследуемый объект[17].Сложна, но, на наш взгляд, крайне важна самостоятельная деятельность учеников по разработке собственного алгоритма проведения эксперимента на основе сведений, описанных в литературе. Здесь важно помочь ученику выбрать конкретно доступные ему методы и измерительную технику. Средства измеренияможно выбрать стандартные или изготовить самостоятельно. Для этого ученику может быть предложено проанализировать отобранную литературу на предмет методов и средств измерения по изучаемой проблеме. В ходе совместного обсуждения педагог и ученики выбирают методы и измерительное оборудование, которые будут использоваться. Если предложенные способы и методы измерений, описанные в литературе, неприменимы, то можно их модифицировать или заменить[15]. В этом случае считаем необходимым предложить ученику возможность самостоятельно проводить эксперименты по модификации метода или средства исследования. Для этого учащемуся придется снова поработать с литературой, на этом этапе его могут попросить попробовать самому поискать нужную информацию. В случае полной замены методики или метода измерения обучающийся должен выяснить, почему такая замена возможна, т.е. найти сходство между ними[10].Анализ результатов эксперимента является последней частью, на основании которой делается вывод о подтверждении гипотезы исследования. Анализ эксперимента является творческой частью исследования. Это самый сложный этап в интерпретации данных, с которым связано больше всего ошибок, так как легко можно упустить из вида какую-нибудь существенную взаимосвязь. Результаты испытаний должны быть обобщены в легко читаемых отчетах (таблицах, графиках, формулах), позволяющих быстро сравнить результаты, например, с результатами, описанными в литературе[7]. Здесь ученику снова приходится обратиться к литературе и выяснять, в каком виде представлены результаты эксперимента по изучаемой проблеме другими исследователями. Если методы и способы эксперимента были выбраны правильно, то обработка и интерпретация полученных данных должны быть максимально похожи на методы, описанные в литературе. Если способ или метод эксперимента модифицировались самостоятельно без опоры на литературные данные, то интерпретация полученных экспериментальных данных определяется исследователем самостоятельно[15].При формулировании выводов об исследовании стоит помнить, что они должны быть оформлены в виде утверждений, кратко излагающих основные результаты исследования и отражающих новые знания, полученные учеником в результате его исследовательской деятельности. Выводы должны давать ответы на следующие вопросы: подтверждается или опровергается предложенная гипотеза; цели исследования были достигнуты или не достигнуты[2].Таким образом, работа учителя по организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности — весьма продуктивный способ вовлечения школьников в научную среду.2.3 Методические рекомендации учителям и ученикам по организации учебно-исследовательской деятельности во внеурочное времяВ данном параграфе мы подготовили методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время. Общие правила для руководителя исследования:1. Подойдите к этой работе творчески.2. Не сдерживайте инициативу учащихся.3. Поддерживайте самостоятельность, избегайте прямых указаний, учите ребят действовать самостоятельно.4. Помните о главном педагогическом результате - не делать за ученика то, что он может (или может научиться делать) сам.5. Не торопитесь с оценочными суждениями.6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:а) научите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;б) старайтесь развивать навыки самостоятельного решения исследовательских задач;в) старайтесьобучать учащегося анализировать, синтезировать, систематизировать получаемую им информацию.8. Не забывайте о воспитании в процессе работы.Памятка руководителю (организатору) исследования:1. Разработайте темы исследования с использованием различных доминирующих методов (исследовательский, социальный, творческий, информационный, практический, игровой и т.д.)2. Охарактеризуйте и дополните исследования по другим признакам (характер контактов, характер координации исследования, продолжительность, количество участников). Выберите одно наиболее актуальное исследование (по результатам обсуждения в группе слушателей).3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи исследования, учебный материал по заданной проблеме и межпредметные связи (в виде дидактических единиц), которые следует включить в исследование.4. Продумайте практическую или теоретическую значимость исследования.5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите перед собой (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).6. Перечислите творческие методы, которые будут использоваться при выполнении исследования.7. Укажите, как данное исследование вписывается в классную и внеклассную деятельность.8. Подумайте, как можно оформить результаты исследования.9. Определите формы контроля этапов исследования.10. Предложите критерии оценки успешности исследования.11. Подумайте, как данное исследование может повлиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение ученика, мотивацию к труду в избранной сфере (9 класс).12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате данного исследования.В помощь учащимся:1. Сформулируйте точно вопрос, на который вы ищите ответ. Необходимо строго ограничить область исследования.2. Оценить с точки зрения имеющихся знаний, можно ли получить верный ответ на заданный вопрос.3. Разбейте проблему на подзадачи и подвопросы, ищите ответы на них сначала выводя решение из известных истин или сводя их к решению подобных задач.4. Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.5. Выдвигайте гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.6. Комбинируйте четвертый и пятый приемы.7. Сопоставить полученный результат с известными знаниями.8. Проверьте правильность используемых логических методов.9. Проверьте правильность всех определений и суждений, использованных в решении.10. Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).11. Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.12. Логично и строго формулируйте результат решения.13. В итоге взвесьте все за и против.14. Решайте проблему как можно более сосредоточенно.Таким образом, данные рекомендации разработаны с целью оказания помощи педагогам в эффективной организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время, а также для школьников с целью оказания помощи в проведении исследовательской деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время вопрос вовлечения школьников в учебно-исследовательскую деятельностьвесьма актуален. В этом виде деятельности происходит формирование ключевых исследовательских навыков и умений, необходимых для успешной учебной деятельности и саморазвития ученика.Учебно-исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, соответствующая по структуре научной деятельности, характеризующаяся целеустремленностью, активностью, объективностью, мотивированностью и осознанностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знанийили способов деятельности.Внеурочная деятельность становится настоящим лабораторным помещением для экспериментов и исследований, где школьники могут применять свои знания на практике. Использование технологий исследовательского обучения во внеурочной деятельности позволяют детям самостоятельно исследовать мир вокруг себя, задавать вопросы, искать ответы и решения, развивать критическое мышление и творческий подход к решению проблем.При организации исследовательской деятельности учениковво внеурочной деятельности необходимо учитывать интересы и потребности учащихся данной возрастной категории, а также правильно подбирать технологии и методы работы с учениками.Роль педагога как организатора исследовательской деятельности учениковво внеурочной деятельности заключается в представлении и создании условий для формирования у учащихся исследовательских умений. Педагог также является фасилитатором, который помогает ученикам в процессе их исследовательской работы, ориентирует их на достижение успеха. Педагог предоставляет материалы и технологии в рамках занятий, направленные на формирование исследовательского подхода к обучению, который направлен на развитие исследовательских умений учащихся.Таким образом, использование технологий исследовательского обучения во внеурочной деятельности позволяет создать благоприятные условия для развития творческого мышления, самостоятельности и умения принимать нестандартные решения. Это помогает учащимся лучше понимать мир, в котором они живут, и быть готовыми к вызовам и изменениям, которые нас ждут в будущем.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБайбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2021. - 176 c.Величко, К.С. Проектная деятельность учащихся / К.С.Величко. - М.: Учитель, 2022. - 855 c.Водяненко, Г.Р. Информационно-исследовательская деятельность школьников как образовательная технология. Характеристика, методика реализации. ФГОС / Г.Р. Водяненко. - М.: Учитель, 2023. - 500 c.Высоцкая, М.В. Проектная деятельность учащихся / М.В. Высоцкая. - М.: Учитель, 2021. - 361 c.Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2020. - 160 c.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2023. - 781 c.Громова, Л. А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Методическое пособие (+ CD) / Л.А. Громова. - М.: Вентана-Граф, 2021. - 160 c.Далингер, В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся. Учебник и практикум для вузов / В.А. Далингер. - М.: Юрайт, 2023. - 374 c.Изотова, П.Н. Обучение учеников основам исследовательской деятельности / П.Н. Изотова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2023. - 192 c.Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2022. - 140 c.Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2022. - 641 c.Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2022. - 128 c.Кузнецова, Т.В. Обучение проектно-исследовательской деятельности школьников / Т.В. Кузнецова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2022. - 96 c.Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / А.В. Леонтович. - М.: ВАКО, 2021. - 113 c.Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников. Малая академия наук / Г.И. Осипова. - М.: Учитель, 2021. - 316 c.Растёгина, Н.В. Научная и исследовательская деятельность учащихся / Н.В. Растёгина, С.В. Рыков, А.Н. Суслов. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2023. - 144 c.Сальникова, В.А. Исследовательская деятельность учащихся. Учебное пособие / В.А. Сальникова. - М.: Сфера, 2021. - 167 c.Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся / Е.В. Тяглова. - Москва: Гостехиздат, 2023. - 256 c.Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность школьников. Рекомендации, проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2022. - 144 c.Штерингарц, Е. М. Детский научный клуб. Организация развивающего обучения школьников в дополнительном образовании / Е.М. Штерингарц. - М.: Авторский Клуб, 2022. - 762 c.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2021. - 176 c.
2. Величко, К.С. Проектная деятельность учащихся / К.С.Величко. - М.: Учитель, 2022. - 855 c.
3. Водяненко, Г.Р. Информационно-исследовательская деятельность школьников как образовательная технология. Характеристика, методика реализации. ФГОС / Г.Р. Водяненко. - М.: Учитель, 2023. - 500 c.
4. Высоцкая, М.В. Проектная деятельность учащихся / М.В. Высоцкая. - М.: Учитель, 2021. - 361 c.
5. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2020. - 160 c.
6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2023. - 781 c.
7. Громова, Л. А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Методическое пособие (+ CD) / Л.А. Громова. - М.: Вентана-Граф, 2021. - 160 c.
8. Далингер, В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся. Учебник и практикум для вузов / В.А. Далингер. - М.: Юрайт, 2023. - 374 c.
9. Изотова, П.Н. Обучение учеников основам исследовательской деятельности / П.Н. Изотова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2023. - 192 c.
10. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2022. - 140 c.
11. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2022. - 641 c.
12. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2022. - 128 c.
13. Кузнецова, Т.В. Обучение проектно-исследовательской деятельности школьников / Т.В. Кузнецова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 96 c.
14. Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / А.В. Леонтович. - М.: ВАКО, 2021. - 113 c.
15. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников. Малая академия наук / Г.И. Осипова. - М.: Учитель, 2021. - 316 c.
16. Растёгина, Н.В. Научная и исследовательская деятельность учащихся / Н.В. Растёгина, С.В. Рыков, А.Н. Суслов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2023. - 144 c.
17. Сальникова, В.А. Исследовательская деятельность учащихся. Учебное пособие / В.А. Сальникова. - М.: Сфера, 2021. - 167 c.
18. Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся / Е.В. Тяглова. - Москва: Гостехиздат, 2023. - 256 c.
19. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность школьников. Рекомендации, проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2022. - 144 c.
20. Штерингарц, Е. М. Детский научный клуб. Организация развивающего обучения школьников в дополнительном образовании / Е.М. Штерингарц. - М.: Авторский Клуб, 2022. - 762 c.