МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В КЛАССЕ ГОБОЯ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 27.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ ГОБОЯ 5
1.1. Методологическая база подготовки гобоистов 5
1.2. Методические основы педагогического процесса обучения гобоистов в детской музыкальной школе (школе искусств) 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И СЛОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ ГОБОИСТОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ 14
2.1. Методологические особенности постановки пальцев и дыхания при игре на гобое 14
2.2. Методологические основы подбора репертуара для гобоистов в детской музыкальной школе (школе искусств) 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
В рок и поп-музыке, металле гобой звучит у Питера Гэбриэлла и других музыкантов. В фильме наиболее известная музыка звучит в лентах «Миссия невыполнима» и киносаге «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов». Этот музыкальный материал тоже частично можно использовать в педагогической практике.Обычно учебный репертуар для гобоя включает в себя произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты), переложения произведений крупной формы для гобоя, оригинальные пьесы для гобоя отечественных и зарубежных композиторов, пьесы в переложении для гобоя, технические этюды и упражнения, произведения с оркестровыми трудностями (симфоническая, оперная, балетная литература). Для формирования губного звукорегулирующего аппарата создается специальный образовательный репертуар, в основном гаммы, этюды и хрестоматии, направленные на его развитие и укрепление в сочетании с разработкой пальцевого аппарата.Репертуар усложняется с ростом мастерства ученика, от коротких фольклорных песенок и пьес, колыбельных, вальсов, ноктюрнов к сонатам, концертам. Объем учебного музыкального материала в школах искусств и музыкальных школах регламентировано по годам обучения: на первом году обучения – гаммы до двух знаков, 10-12 этюдов, 8-10 пьес; на пятом (заключительном) – гаммы до пяти знаков, включая арпеджио, хроматические гаммы, доминантсептаккорд с обращениями, 8-10 этюдо, 3-5 пьес, 2 произведения крупной формы.В отличие от большинства зарубежных учебников, которые чаще построены в основном на технических учебных материалах, отечественные «школы» игры на духовых инструментах включают в себя произведения искусства. Гаммы, зарисовки и упражнения целесообразно чередовать с лучшими образцами классической и современной музыки.Не умаляя важности техники и мастерства владения музыкальными инструментами, советская методика выступала за органическую связь между техническим и художественным развитием учащихся, принимая во внимание развитие навыков игры музыканта в самом широком смысле, работу над гаммами, упражнениями, этюдами как часть процесса его художественного становления. Решающим фактором в становлении национальной школы исполнения на духовых инструментах стало создание полноценного художественного репертуара. Выдающиеся педагоги проводят регулярную работу по повышению художественной значимости репертуара духовых инструментов и расширению спектра произведений за счет аранжировок и обработок различных композиций. Известный музыкант, композитор и педагог А.Гедикев 1931-1935 создал «Библиотеку для духовых инструментов», в которую вошли переложения произведений Баха, Генделя, Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Грига, Шопена и других. Начиная с флейты и заканчивая тромбоном, каждому инструменту он посвятил три тетради по 11-12 пьес в каждой. Трудно переоценить не только высокую образовательную значимость этого труда, но и бережное отношение к оригиналу, большое мастерство, с которым оно было исполнено. В 40-х годах творил и известный педагог-гобоист Н.Н. Назаров, став автором обработок для гобоя и фортепиано, для квинтета духовых оркестров и сборника «Школа игры на гобое».Выдающиеся отечественные гобоисты-исполнители и педагоги вложили вклад в пополнение репертуара для гобоя: А.А. Паршин, К.Н. Никончук, В.М. Курлин.К сожалению, ранее изданные сборники не всегда удовлетворяют современным требованиям. В них часто отсутствуют этюды на двойное стаккато, на перманентное дыхание и другие новые виды техники, которыми в совершенстве владеют современные гобоисты. Также этюды просто необходимы не только ученикам детских музыкальных школ и школ искусств, но и студентам колледжей и ВУЗов, их отсутствие вызывает трудности в освоении образовательных программ. Этюды должны отвечать следующим требованиям: должны быть мелодичными, разными по характеру, содержать как минимум упражнения на два вида исполнительской техники; этюды должны быть написаны в разных формах и во всех тональностях; должны представлять собой небольшие по объему пьесы, легкие для восприятия, запоминающиеся, но в то же время сложные по ритмическому рисунку, переходам, аппликатуре. Этюды важны в обучении игре на гобое, так как ставят перед учеником конкретные задачи работы над качеством звучания, развитие техники исполнительской, выработка чувства формы и др. Гаммы и этюды – это учебные материалы для ежедневных занятий по игре на гобое. Гаммы подходят для динамического выравнивания всего диапазона, придания единого тонального тона, палитры однородных оттенков и т.д. Таким образом, сольный и камерный репертуар для гобоя изобилует великолепными произведениями композиторов от эпохи Барокко до наших дней. В то же время в количественном отношении концертный репертуар для гобоя значительно уступает другим группам музыкальных инструментов. Этот факт способствует концертирующим музыкантам (а также педагогам по классу гобоя) на создание ряда превосходных транскрипций, украсивших репертуар гобоистов. Многие транскрипции изданы, другие переходят в рукописном варианте от педагога к ученику.Музыканты выделяют четыре группы пригодного для переложений музыкального материала:многочисленная группа переложенных сонат и трио-сонат эпохи Барокко;группа вокальных произведений для гобойных транскрипций;пьесы, изначально предназначенные для других инструментов;развернутые оркестровые соло.Появление большого количества транскрипций для гобоя – относительно новое явление. Связано это с тем, что многие виртуозные солисты в условиях современных систем организации концертов имеют возможность развивать сольную карьеру, а в некоторых случаях даже полностью отказываются от работы в оркестре, такие как Ф. Леле, Ф. Миямото, А. Майер.Таким образом, педагогии могут расширять учебный репертуар и тем самым стимулировать интерес юных гобоистов к обучению за счет вышеперечисленных методов. Недостаток печатных сбоников компенсируется возможностями электронных библиотек, например, первый в России бесплатный нотный архив Бориса Тараканова. Постепенно расширяющийся репертуар, его высокие художественные качества, возрастающие технические трудности в сочинении, а также рост уровня оркестровой игры и музыкального образования стали стимулами для процветания искусства и совершенствования владения гобоем.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги исследования, вернемся к цели и задачам, выделим основные выводы по работе.Гобой –удивительный инструмент, который выделяется среди других деревянных духовых инструментов своим выразительным и ярким звучанием. Именно поэтому его считают виртуозным инструментом, которыйпо техническим возможностям во многом уступает флейте, но по красоте и глубине звучания ни с чем не сравним.Все перечисленные в работе проблемы, возникающие в процессе обучения игры на гобое, существенно задерживают освоение более сложного репертуара детьми-гобоистами на начальном этапе обучения. Они ограничены репертуаром небольших по объему и сложности произведений, в то время, как другие инструменталисты, их ровесники, играют более развернутые произведения: вариации, сонаты, концерты. В этой ситуации очень важна роль преподавателя по специальности и его помощь в преодолении трудностей, связанных с деталями игры на гобое.Методология обучения игре на гобое устремлена в направленииоткрытий фундаментальных проблем исполнительского процесса и выявления закономерностей выразительных средств с помощью объективных методов исследования, конкретизации исследовательских работ, направленной на создание методик обучения игре на гобое.Поэтому способ решения проблемы умения играть на гобое следует искать в такой методологии обучения, которая обеспечит высокий результат развития. С этим напрямую связан системный подход, где сочетаются многие индивидуальные качества музыканта: высокая художественная и эстетическая культура, развитое музыкальное и научное мышление, физиологическаяпригодностьк игре на гобое, владения высокоразвитыми игровым аппаратом и наличия качественных компетенций, формируемых в процессе обучения. Наличие солидной теоретической базы позволит поднять преподавание игры на гобое на новую качественную ступень.Таким образом, концепция современного музыкального обучения игре на гобое, которая еще не сформировалась полностью, должна собрать в себе лучшие достижения многих отечественных и зарубежных авторов и преследовать главную цель – развитие полноценной личности профессиональных музыкантов.В ходеработы дана развернутая характеристика современного состояния методологической базы преподавания в классе гобоя в детской музыкальной школе (школе искусств), описана методологическую базу подготовки гобоистов, охарактеризованы основные черты методики обучения на гобое, определены особенности постановки пальцев и дыхания при игре на гобое, рассмотрена проблематику подбора репертуара для гобоистов. Соответственно, цели исследования достигнуты.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлпатова А. С. История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре: учебник для вузов / А. С. Алпатова; отв. ред. В. Н. Юнусова. –2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 247 с.Бодина Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник для вузов / Е. А. Бодина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 333 с.Браудо Е. М. История музыки: учебник / Е. М. Браудо. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 444 с.Брод А. Н. Методика игры на гобое. / перевод Н. Шеко. – М.: Композитор, 2019. – 63 с.В.А. Леонов, И.Д. Палкина. Методика обучения игре на духовых инструментах. – Ростов н/Дону: Изд. РГК им. С.В. Рахманинова, 2012. – 235с.Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 200 с.Герцман Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 77 с.Демченко А. И. Анализ музыкальных произведений. Концепционный метод: учебник для СПО / А. И. Демченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 144 с.Диков Б.Н. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М., 1956.– 101 с. История исполнительства на духовых инструментах. – 2000 г.: Учебные программы: Методические материалы: Медиатека: Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных (gnesin.ru) [Электронный ресурс] URL: http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/istoria_isp_duh_2000 (дата обращения: 24.05.2024).Клоков В.Н. Предпосылки развития виртуозной техники игры на гобое // Символ науки. 2022. №2-1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-razvitiya-virtuoznoy-tehniki-igry-na-goboe (дата обращения: 24.05.2024).Методика обучения игре на духовых инструментах. Исполнительский аппарат. Методика статьи (tubastas.ru) [Электронный ресурс] URL: http://tubastas.ru/book-181?ysclid=lwlrquknng258817829 (дата обращения: 20.05.2024).Методика обучения игре на инструменте: учебное пособие / Н.И. Расторгуева; ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми» –Сыктывкар, 2019. – 67 с.Носырев Е.Н. Из истории гобоя и исполнительства на нем в России. //Научно-методические записки Саратовской консерватории. Саратов, 1959. – 84 с.Нотный архив Бориса Тараканова. Ноты для фортепиано, гитары и других инструментов, партитуры, клавиры и многое другое. [Электронный ресурс] URL: (tarakanov.net)https://notes.tarakanov.net/(дата обращения: 24.05.2024).Нуралы Т. Школа игры на гобое. – Алматы, 2011. – 192 с.Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 380 с.Пушечников И.Ф. Искусство игры на гобое. – СПб., 2005 – 312с.Пушечников И.Ф. Особенности дыхания при игре на гобое. /Вопросы музыкальной педагогики, вып. 10, – М.: 1991, с. 42-61.Скребков С. С. Анализ музыкальных произведений: учебник для вузов / С. С. Скребков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 302 с.Теплов В.М. Психология музыкальных способностей – М.: Музыкальная литература, 1947. – 354 с.Усов Ю.С. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1917-1967). //Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. III М., 1970. – 287 с.Уюкин А.Е. Инструктивный материал как техническая база развития гобоиста (на материале этюдов, составленных автором). Дипломный реферат. – М.: 1998. [Электронный ресурс] URL: https://maria.mariars.com/articles/oboe/sovremennye-etyudy-dlya-studentov.shtml(дата обращения: 24.05.2024).Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. – М.: Юрайт, 2019. – 162 с.Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Учебник для вузов.– М.: Юрайт, 2019. – 188 с.Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: учебник для СПО / Г. М. Цыпин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 193 с.Черная М. Р. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие для вузов / М. Р. Черная. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 152с.
1. Алпатова А. С. История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре: учебник для вузов / А. С. Алпатова; отв. ред. В. Н. Юнусова. –2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 247 с.
2. Бодина Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник для вузов / Е. А. Бодина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 333 с.
3. Браудо Е. М. История музыки: учебник / Е. М. Браудо. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 444 с.
4. Брод А. Н. Методика игры на гобое. / перевод Н. Шеко. – М.: Композитор, 2019. – 63 с.
5. В.А. Леонов, И.Д. Палкина. Методика обучения игре на духовых инструментах. – Ростов н/Дону: Изд. РГК им. С.В. Рахманинова, 2012. – 235с.
6. Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 200 с.
7. Герцман Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 77 с.
8. Демченко А. И. Анализ музыкальных произведений. Концепционный метод: учебник для СПО / А. И. Демченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 144 с.
9. Диков Б.Н. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М., 1956. – 101 с.¬¬¬¬
10. История исполнительства на духовых инструментах. – 2000 г.: Учебные программы: Методические материалы: Медиатека: Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных (gnesin.ru) [Электронный ресурс] URL: http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/istoria_isp_duh_2000 (дата обращения: 24.05.2024).
11. Клоков В.Н. Предпосылки развития виртуозной техники игры на гобое // Символ науки. 2022. №2-1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-razvitiya-virtuoznoy-tehniki-igry-na-goboe (дата обращения: 24.05.2024).
12. Методика обучения игре на духовых инструментах. Исполнительский аппарат. Методика статьи (tubastas.ru) [Электронный ресурс] URL: http://tubastas.ru/book-181?ysclid=lwlrquknng258817829 (дата обращения: 20.05.2024).
13. Методика обучения игре на инструменте: учебное пособие / Н.И. Расторгуева; ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми» –Сыктывкар, 2019. – 67 с.
14. Носырев Е.Н. Из истории гобоя и исполнительства на нем в России. //Научно-методические записки Саратовской консерватории. Саратов, 1959. – 84 с.
15. Нотный архив Бориса Тараканова. Ноты для фортепиано, гитары и других инструментов, партитуры, клавиры и многое другое. [Электронный ресурс] URL: (tarakanov.net) https://notes.tarakanov.net/ (дата обращения: 24.05.2024).
16. Нуралы Т. Школа игры на гобое. – Алматы, 2011. – 192 с.
17. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 380 с.
18. Пушечников И.Ф. Искусство игры на гобое. – СПб., 2005 – 312с.
19. Пушечников И.Ф. Особенности дыхания при игре на гобое. / Вопросы музыкальной педагогики, вып. 10, – М.: 1991, с. 42-61.
20. Скребков С. С. Анализ музыкальных произведений: учебник для вузов / С. С. Скребков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 302 с.
21. Теплов В.М. Психология музыкальных способностей – М.: Музыкальная литература, 1947. – 354 с.
22. Усов Ю.С. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1917-1967). //Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. III М., 1970. – 287 с.
23. Уюкин А.Е. Инструктивный материал как техническая база развития гобоиста (на материале этюдов, составленных автором). Дипломный реферат. – М.: 1998. [Электронный ресурс] URL: https://maria.mariars.com/articles/oboe/sovremennye-etyudy-dlya-studentov.shtml (дата обращения: 24.05.2024).
24. Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. – М.: Юрайт, 2019. – 162 с.
25. Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 188 с.
26. Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: учебник для СПО / Г. М. Цыпин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 193 с.
27. Черная М. Р. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие для вузов / М. Р. Черная. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 152с.