Аддиктивное поведение подростков: причины и возможности профилактики.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 05.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………...4
1.1. Понятие и формы проявления аддиктивного поведения………………….4
1.2. Причины формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………….7
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………..………………………....20
2.1. Профилактика аддиктивного поведения подростков…………………….20
2.2. Рекомендации психологу по работе с подростками с аддиктивным поведением……………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………………………………………….34
Поддерживающая и развивающая среда состоит из терапевтических сообществ, групп самопомощи и взаимоподдержки, которые выступают в качестве альтернативы употреблению психоактивных веществ. Работа с семьями зависимых подростков направлена на разрушение механизмов созависимости, развитие терпимости среди членов семьи и предотвращение эмоционального выгорания у созависимых.Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения являются составными частями единой профилактической цепочки и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Кроме того, поскольку анестезия или алкоголизм, как правило, являются лишь одним из признаков социальной дезадаптации и представляют собой широкий спектр рискованного поведения, профилактику употребления психоактивных веществ нельзя рассматривать отдельно от профилактики других нарушений поведения.Деятельность психологов в образовательных учреждениях должна быть направлена на первичную и вторичную профилактику, поскольку третичная профилактика может проводиться медицинским психологом или психотерапевтом, требующим дополнительной профессиональной подготовки в области работы с зависимым и созависимым поведением.Таким образом, перечисленные методы в совокупности обеспечивают оптимальную модель профилактики аддиктивного поведения подростков. Именно благодаря перечисленным методам подростки получают возможность взаимодействовать на равных, делиться опытом, реализовывать совместные проекты, проявлять свое собственное «Я».2.2. Рекомендации психологу по работе с подросткамис аддиктивным поведениемПсихотерапевтическая коррекция девиантного поведения в подростковом возрасте включает в себя следующие этапы:1. Необходимо изолировать подростка от вредных компаний и помочь ему влиться в другие группы сверстников, которые смогут занять позицию, которая его удовлетворит;2. Уменьшите влияние неблагоприятных ситуаций (например, ситуаций, связанных с употреблением психоактивных веществ), обсудив с подростками различные причины, которые привели к нарушениям поведения;3. Исследуйте личные ресурсы подростка, чтобы пробудить силу его личности;4. Выявить долгосрочные цели, достижимые для подростков(технологии работы с будущим - например, построение"Лестница прогресса") - использование ценностей подростков особенно эффективно на данном этапе психотерапии, а построение долгосрочного плана на будущее основывается на следующих ценностях:Психопатическая работа с подростками имеет свои особенности:- Подростки также имеют право самостоятельно определять потребность в психологической помощи (психологической коррекции, психотерапии) и прерывать ее;- Психолог должен заверить подростка, что вся предоставленная им информация никому не будет передана без его согласия, и это обещание должно быть неукоснительно выполнено;- Подростку необходимо чувствовать, что к нему относятся как к самостоятельной личности, что его слушают и что без него не принимается ни одно решение.;- Важно помнить о поведенческих реакциях подросткового возраста (раскрепощение, группировка, увлечения, сексуальные реакции).;- При выборе стратегии психокоррекционного воздействия необходимо учитывать тип акцента на характере подростка;- Главными качествами психолога при работе с подростком должны быть гибкость и умение сопереживать (хотя в процессе сопереживания эмоции психолога не затрагиваются).;- Рекомендуется использовать эклектичную модель психологического консультирования (психотерапии), основанную на сочетании различных методов и направлений;- После завершения психокоррекционной работы начинается реабилитационный период, в течение которого подросток всегда должен быть занят, поэтому необходимо определить сферу деятельности и досуга подростка.;- Важно поддерживать отношения с родителями подростка и своевременно вмешиваться в возникающие трудности (психологическая поддержка семьи);- Формирование отношений с товарищем подростка в большей степени основано на интересах.Схема обследования подростков (Личко).1. Установите контакт с подростками. Первый контакт с подростком очень важен. Лучше начать разговор о причинах обращения, то есть о том, какие события, нарушения или желание послужили причиной. Во время беседы подросток охотно говорит и выделяет темы, которых он избегает.2. Отношение к учебе. После установления контакта следует тема изучения. Психологи находят любимые и нелюбимые предметы подростков, причины их неудач, взаимоотношения с учителями, нарушения дисциплины и их объяснения, участие в социальной работе.3. Планирование на будущее в плане постоянных исследований, выбора профессии, умение соотносить свои способности с будущими трудностями. Важно выяснить, есть ли у подростка мировоззрение и насколько это связано с семейными стереотипами.4. Отношения со сверстниками – предпочтения близких друзей и групп друзей, а также то, как они выбираются (по определенным качествам или случайно). Выяснить это может быть трудно, потому что многие подростки обычно избегают разговоров на эту тему, но также необходимо знать о положении подростка в группе, к которой он присоединился.5. Текущие и прошлые увлечения, как осуществляется их поиск (под его влиянием они были выбраны), какие достигнуты результаты, почему от них отказались, как они изменились.6. Отношения с родителями и внутрисемейные отношения - состав семьи подробно расспрашивает об отношениях с каждым членом семьи (какую семью подросток считает самой близкой, нашел ли кто-то "взаимопонимание", с кем в конфликтных отношениях, и почему). С точки зрения подростка, важно знать, есть ли конфликты между другими семьями, в чем их суть и на чьей стороне находится подросток, а тема конфликта очень важна для дальнейшей психологической работы, поскольку может помочь выявить причины поведенческих нарушений у подростка.В случае распавшейся семьи важно знать, когда произошел разрыв между родителями и как подросток отреагировал на это, поддерживался ли контакт с человеком, ушедшим из семьи.7. Прошлые расстройства поведения - прогулы, знакомство с их причинами, употребление алкоголя, других психоактивных веществ, возраст, в котором он начал курить, убегал из дома, и его причины. Есть ли привод в полицию и за что, это регистрируется инспектором по делам несовершеннолетних (если да, то почему).8. Самые тяжелые события в прошлой жизни - сам подросток рассматривал такие вещи и какова была его реакция на них. Причиной является наличие суицидальных мыслей и попыток в прошлом.9. Перенесенные соматические заболевания важны не сами по себе, а с точки зрения их влияния на учебу, на их положение среди сверстников. Часто молодые люди в возрасте 10 лет воспринимают болезнь как травмирующее событие, как постыдное. Наличие нарушений сна, аппетита и самочувствия в настоящем и прошлом.10. Сексуальные проблемы. Прежде чем затронуть эту тему, важно выяснить оценку своего подростка, четко осознавая, что психолога интересуют эти данные, в первую очередь, как возможные причины неприятных переживаний, тревог и волнений. Опасения по поводу привлекательности, наличия психических травм и своей сексуальной неполноценности.Раскрытие прошлого сексуального опыта и подтверждение суицидальных мыслей являются показателями высокой степени откровенности.В заключение необходимо вернуться к ситуации, в которой вы работали с психологом, поведенческим расстройствам, травмирующим ситуациям.Как только контакт установлен, он может стать более постоянным для получения более полной и точной информации.Беседы с подростками следует проводить наедине, в свободной и непринужденной обстановке. Нежелательно делать заметки во время разговора - это вызывает тревогу у многих подростков. Также лучше не чувствовать, что разговор проходит по заранее намеченному плану.[22]Как известно, семья играет важную роль не только в развитии дезадаптивных реакций в подростковом возрасте, но и в их коррекции. Позиция родителей, их правильное отношение к сыну или дочери и особенности его психики играют решающую роль в том, будет ли нарушение компенсировано или, наоборот, осложнено. Поэтому задача психолога - предоставить родителям полную информацию о подростке, включая его способности и ограничения, преимущества и недостатки, перспективы дальнейшего развития.Рекомендуется объяснить родителям причины нарушений в развитии и социальной адаптации ребенка, а также возможные методы коррекции.Работа с семьей может проходить в форме тренингов, круглых столов для родителей, лекций, встреч, дискуссий и т.д., может проводиться в рамках профилактических программ для родителей. Такие программы включают в себя различные компоненты, а именно.- Информирование родителей о психологических особенностях подростков, причинах поведенческих расстройств у подростков, воздействии психоактивных веществ, особенностях семейных отношений, семейном стрессе и действиях, направленных на их преодоление;- поддерживать реализацию собственных личных, семейных и социальных ресурсов, которые способствуют преодолению проблем в семье и проблем с отношениями с детьми в семье;- Определение направлений и стратегий развития личных, семейных и социально-экологических ресурсов;- Определить направление и стратегию развития личностных ресурсов в подростковом возрасте (как взаимодействовать с подростком так, чтобы его ресурсы развивались, а не подавлялись; как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой).- Обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в процессе взаимоотношений с семьей и детьми;-Выявление родителей, нуждающихся в индивидуальном консультировании;- Выявление родителей, готовых оказать консультативную помощь другим семьям (психологи могут помочь другим родителям в решении проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ детьми);Работа с педагогами.Систематические профилактические меры включают работу не только с 10-летними детьми и их семьями, но и с учителями в учебных заведениях, где 10-летние дети проводят значительную часть своего времени. Профилактическая работа с учителями может включать следующие направления: [18]- Обучение учителей выстраиванию системы развития отношений с учащимися на основе взаимопонимания и взаимоприемлемости;- Формирование у учителей надлежащей самооценки и эмпатии.;- оказывать психологическую поддержку для решения внутренних проблем личности;- Психологическая поддержка процесса взаимодействия преподавателей с учащимися и коллегами;Методы профилактической работы с учителями включают лекции, беседы, дискуссии, ролевые игры, тренинги навыков и другие мероприятия, направленные на понимание процессов взаимного психологического развития учителей и учащихся.Результатом взаимодействия школьного психолога и учащегося является значительный объем личностно значимой информации. Одним из основных этических принципов работы психолога является конфиденциальность ("тайна исповеди"), поэтому информация, предоставляемая учителю об ученике, должна носить рекомендательный характер, при построении диалога с учителем (классным руководителем) не рекомендуется использовать специальные термины для разговора. В целом эффективность профилактических мероприятий,направленных на предупреждение употребления психоактивных веществ подростками, во многом зависит от координации и согласованности действий различных специалистов образовательных учреждений: педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей (в основном классных руководителей), представителей управленческого звена (директор, завуч по учебно-воспитательной работе). Выявление подростков с девиантным поведением (в том числе имеющих склонность к аддиктивному поведению) осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигналов о проблеме от самого подростка, учителей, родителей или других представителей ближайшего окружения. Таким образом, поддержка подростков, входящих в "группу риска", осуществляется совместными усилиями различных специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей) в соответствии с индивидуальным планом поддержки, который создается на основе анализа собранной информации о подростках с девиантным поведением. Поэтому превентивные меры должны носить систематический характер.ЗАКЛЮЧЕНИЕАддиктивное поведение характеризуется поведением, которое характеризуется стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своих поступков психического состояния из-за приема определенных веществ илипостоянного внимания к определенным видам деятельности для получения сильных эмоций. Зависимость, таким образом, формируется очень разнообразно, но все варианты аддиктивного поведения, особенности зависимости, обладающей такими признаками, как "супер"- ценность" (ярко выраженная), изменения настроения и повышенная толерантность, абстинентный синдром, конфликты с окружающими, рецидив. Подростковый возраст является особенным и очень важным во многих отношениях кризисным периодом в развитии и становлении ребенка. В случаекогда формируются возрастные новообразования в подростковом возрасте могут развиться расстройства, социальная дезадаптация как одна из основных предпосылок аддиктивного поведения. Важная рольспособствует нахождение подростков в неблагоприятных условиях, вызывает сложную социально-психологическую, социально-поведенческую и социально-идеологическую дезадаптациию. В ходе работы были решены следующие задачи:1.Изучены теоретические основы проблемы аддиктивного поведения подростков.2.Проанализированы причины и способы, возможности профилактики аддиктивного поведения у подростков.Аддиктивное поведение - это сложное интегрированное образование, разновидность девиантного поведения, при котором человек избегает реальности, употребляет психоактивные вещества и изменяет сознание для поддержания определенных эмоций.Следовательно, развитие аддиктивного поведения у подростков носит сложный характер, это сочетание различных биологических, психологических, личностных, семейных и средовых факторов, забота о себе, которая полностью убеждает в правильности выбораСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Аве-Лаллемант, У. Графический тест «Звезды и Волны». – СПб.: Издательство«Речь» совместно с издательством «Семантика-С», 2002.2.Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.3.Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2000.4.Битенский В.С., Херсонский Б.Г. Мотивировка и условия, способствующиезлоупотреблению наркотиками// Психологические исследования и психотерапия в наркологии. – Л., 1989.5.Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. – Киев, 1989.6.Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: «Мысль», 1988.7.Бук Дж. Тест «Дом – Дерево – Человек»// Проективная психология. – М., 2000. С. 260 – 344.8.Вдовиченко А.А. Патохарактерологические исследования подростков, злоупотребляющих ингалянтами// Психологические исследования и психотерапия в наркологии. – Л., 1989.9.Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 3. 1994. С. 47 – 54.10.Графический тест «Дерево»// http://psylist.net/promet/derevo.htm11.Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки)//http://vsetesti.ru/224/12.Дидактогения// http://www.antiprivichka.ru/25.php13.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА- М, 1997.14.Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного// Практикум по психодиагностике: Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990. С. 54 – 73.15.Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости.– Новосибирск, 1988.16.Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.17.Захаров А.И. Виды нервности// Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. – М., «Когито-Центр», 2001. С. 212 – 267.19.Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования. – СПб.: Изд-во Института им. В.М. Бехтерева, 1992.20.Каган В.Е. Наркология детская и подростковая// Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 461 – 464.22.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.23.Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.24.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 1. 1991. С. 8 – 15.25.Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 4. 1993. С. 17 – 29.26.Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск: Наука, 1990.
«Речь» совместно с издательством «Семантика-С», 2002.
2. Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
3. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2000.
4. Битенский В.С., Херсонский Б.Г. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению наркотиками// Психологические исследования и психотерапия в наркологии. – Л., 1989.
5. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. – Киев, 1989.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: «Мысль», 1988.
7. Бук Дж. Тест «Дом – Дерево – Человек»// Проективная психология. – М., 2000. С. 260 – 344.
8. Вдовиченко А.А. Патохарактерологические исследования подростков, злоупотребляющих ингалянтами// Психологические исследования и психотерапия в наркологии. – Л., 1989.
9. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 3. 1994. С. 47 – 54.
10. Графический тест «Дерево»// http://psylist.net/promet/derevo.htm
11. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки)//http://vsetesti.ru/224/
12. Дидактогения// http://www.antiprivichka.ru/25.php
13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА- М, 1997.
14. Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного// Практикум по психодиагностике: Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990. С. 54 – 73.
15. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости.– Новосибирск, 1988.
16. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.
17. Захаров А.И. Виды нервности// Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. – М., «Когито-Центр», 2001. С. 212 – 267.
19. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования. – СПб.: Изд-во Института им. В.М. Бехтерева, 1992.
20. Каган В.Е. Наркология детская и подростковая// Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 461 – 464.
22. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.
23. Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
24. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 1. 1991. С. 8 – 15.
25. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 4. 1993. С. 17 – 29.
26. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск: Наука, 1990.