Триада: три философских течения в Китае

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 41 41 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 27.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Конфуцианство: консервативная идеология Китая 5
1.1. Ключевые принципы конфуцианства 5
1.2. Влияние конфуцианства на китайскую культуру и государственность 13
Глава 2. Даосизм в Китае как образ жизни 16
2.1. Основные идеи философии даосизма 16
2.2. Вклад даосизма в культуру Китая 22
Глава 3. Легизм: философские идеи и эволюция в Китае 27
3.1. Сущность учения легистов 27
3.2. Роль легизма в развитии Китая 33
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Фрагмент для ознакомления

Радикальныйлегизм строился на таких принципах как:Верховенство государства:. Государство рассматривалось как высшая ценность, интересы которого безусловно превосходили интересы отдельного человека или социальных групп.Абсолютная власть правителя. Правитель обладал неограниченной властью и не был связан никакими моральными или этическими нормами. Его воля была законом, а цель оправдывала любые средства.Полное подчинение закону. Законы были призваны обеспечить порядок и дисциплину в обществе, а их нарушение каралось с предельной строгостью, вплоть до смертной казни. При этом законы трактовались исключительно в интересах государства и правителя.Подавление инакомыслия. Любые проявления иного мнения, критики власти или отклонения от установленных норм жестоко подавлялись. Милитаризм и экспансия. Радикальные легисты видели в сильной армии и постоянных завоеваниях залог могущества государства и гарант внутренней стабильности.К последователям данного течения историки относят:Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Будучи правителем области Шан,проводилжесткую политику, направленную наукреплениевоенной мощииэкономики.Онактивноразвивалремеслаи сельскоехозяйство,поощрялвоеннуюслужбу,безжалостноподавлялоппозициюилишалбогатствтех,ктонеслужилвармии.ХаньФэй (ок. 280 – 233 гг. до н.э.) - философ и политический мыслитель, систематизировавший идеи легизма. В своих работах он подчеркивал важность сильной централизованной власти, четких законов и суровых наказаний. Его труды оказали огромное влияние на первого императора объединенного Китая ЦиньШихуанди.Ли Сы (ум. 208 г. до н.э.) - главный советник ЦиньШихуанди, активно проводивший в жизнь идеи легизма в период правления династии Цинь.У Ци (ум. 240 г. до н.э.) - военачальник и государственный деятель, известный своей жестокостью и приверженностью принципам легизма.Важно отметить, что радикальныйлегизм как отдельное течение не существовало. Этот термин используется историками и философами для обозначения наиболее жесткого и бескомпромиссного крыла легизма, которое представляли Шан Ян и ХаньФэй. Радикальный легизм, несмотря на свою эффективность в краткосрочной перспективе, содержал в себе ряд противоречий, которые в итоге привели к его краху. Жестокость, подавление инакомыслия и пренебрежение моральными принципами вызвали сопротивление в обществе и способствовали падению династии Цинь вскоре после смерти ЦиньШихуанди.Радикальныйлегизм сыграл достаточно противоречивую роль в развитии Китая. С одной стороны, он способствовал объединению страны и созданию централизованного государства. С другой стороны, жестокость, репрессии и подавление личной свободы, характерные для этой философии, привели к ряту негативных последствий и в итоге способствовали падению династии Цинь. Несмотря на это, идеи радикального легизма о сильной власти и жестком контроле со стороны государства продолжали влиять на политическую мысль Китая на протяжении всей его последующей истории.Поздний легизм. Понятие «Позднийлегизм» не является устоявшимся термином в истории китайской философии, как, например, "ранний легизм". Однако, можно говорить о трансформации идей легизма к III веку до н.э., когда он стал терять свое значение как самостоятельное течение и ассимилировался с другими школами, в первую очередь, с конфуцианством.Главными особенности легизма в период позднего Сражающихся царств и ранней империи Хань стали:Смягчение жесткости - после падения династии Цинь идеи тотального контроля и жестокости, характерные для радикального легизма, были дискредитированы. Правители династии Хань, хотя и использовали некоторые принципы легизма в управлении, стремились смягчить их жесткость, комбинируя с конфуцианскими идеями о морали и добродетели правителя.Синтез с конфуцианством. Возникло направление, известное как "ханьское конфуцианство", которое представляло собой синтез легизма и конфуцианства. Из легизма были заимствованы идеи сильной централизованной власти, эффективного государственного аппарата и верховенства закона. Из конфуцианства – принципы гуманного правления, морального облика правителя и значимости образования.Акцент на практичности: Философские дебаты отошли на второй план, а основное внимание уделялось практическим вопросам управления государством, поддержанию порядка и развитию экономики.К наиболее ярким последователям данного течения относятся:ВэйЛяо-цзы. Несмотрянаприверженностьидеямгуманизмаиинтерескконфуцианству,виделбудущееКитаякакмощнойвоеннойдержавыипредлагалсосредоточитьвсересурсынаразвитиивоенногодела.Цзя И (200 – 168 гг. до н.э.): Политический деятель и философ, служивший при дворе династии Хань. Он выступал за сильную централизованную власть и жесткие законы, но в то же время подчеркивал важность моральных качеств правителя и необходимость заботы о народе.Принц Фань Хэй испытывалвлияниедаосизмаисчитал,чтогосударствонедолжновмешиватьсявжизньобщества,аграждане,всвоюочередь,недолжныпытатьсявлиятьнаполитику.К III веку до н.э. легизмв значительной степениассимилировалсясдругимифилософскимитечениями,такимикакконфуцианствоидаосизм,утративсвоепервоначальноезначение.Тем не менее, идеи легизма о сильном государстве и верховенстве законаоказалиглубокоевлияниенадальнейшееразвитиеполитическоймыслиКитая.3.2.Роль легизма в развитии КитаяФилософия легизма, несмотря на свою противоречивость и относительно недолгий период расцвета, сыграла значительную роль в развитии Китая, оказав как положительное, так и отрицательное влияние.В научном сообществе сложилось мнение, что основными положительными моментами влияния философии легизма на культурное и политическое развитие Китая стали:Объединение Китая. Идеи легизма о сильном государстве, эффективном управлении и верховенстве закона легли в основу политики царства Цинь, которое смогло объединить раздробленный Китай в III веке до н.э.Создание централизованного государства. Легизм способствовал формированию эффективной системы государственного управления, с четкой иерархией, профессиональным аппаратом чиновников и единым законодательством. Это позволило преодолеть раздробленность и установить порядок в масштабах огромной империи.Развитие инфраструктуры. Для укрепления государства легисты проводили активную политику в области экономики, развивая ирригацию, строительство дорог и других инфраструктурных объектов. Усиление обороноспособности. Легисты считали военную мощь залогом процветания государства и условием его выживания в условиях постоянных междоусобных войн.Правительство, руководствуясь этими идеями, направляло значительные ресурсы на содержание и обучение армии, разработку нового оружия и строительство оборонительных сооружений. Акцент на милитаризме и создание мощной армии позволили защитить объединенный Китай от внешних врагов и расширить его территорию.В отличие от других царств, где основу войск составляли крестьяне-ополченцы, Цинь создало профессиональную армию, солдаты которой посвящали всю свою жизнь военному делу. Эта армия отличалась высокой дисциплиной, боевым духом и эффективностью.В армии Цинь действовала жесткая система наград и наказаний, стимулировавшая солдат к проявлению храбрости и беспрекословному подчинению приказам. За успехи в бою воины щедро награждались землей, титулами и другими привилегиями, тогда как трусость и неповиновение карались смертной казнью.Некоторые историки считают, что именно милитаристическая основа легизма стало причиной строительства Великой Китайской стены - объединив Китай, император ЦиньШихуанди начал строительство Великой Китайской стены, чтобы защитить северные границы империи от набегов кочевников. Этот грандиозный проект, осуществленный благодаря централизации ресурсов и жесткой организации труда, стал символом мощи и единения китайского государства.Даже с учетом важной роли легизма в развитии Китая, историки признают, что данная философия имела и некоторое отрицательное влияние, что выразилось в таких чертах как:Жестокость и репрессии. Стремление к абсолютной власти и подавлению любого инакомыслия привело к установлению жестокого режима, массовым репрессиям и ущемлению прав и свобод граждан. Пренебрежение моралью. Легизм, сводя управление к системе наказаний и поощрений, пренебрегал значением морали, нравственности и духовных ценностей. Это приводило к деградации нравственных устоев общества.Нестабильность. Жесткая и репрессивная политика легистов вызывала сопротивление народа, что приводило к восстаниям и дестабилизации обстановки в стране. Легизм ставил государство превыше всего, требуя полного подчинения отдельной личности. Подавление инакомыслия, страх наказания, отсутствие свободы слова вели к загниванию общества, отсутствию новых идей и инициативы. Такая система не могла эффективно развиваться и адаптироваться к меняющимся условиям.Кроме того, легисты считали страх наиболее эффективным способом управления - жестокие наказания, широкое применение смертной казни, коллективная ответственность порождали не уважение, а ненависть к власти. Такая система управления не могла быть долговечной и неизбежно вела к народным волнениям и восстаниям. Фокусируясь исключительно на законах и наказаниях, легизм отодвигал на второй план моральные принципы, образование, нравственное совершенствование. Такой подход в итоге приводил к деградации общества, росту коррупции, произволу чиновников.Легизм предполагал наличие "просвещенного" и "мудрого" правителя во главе государства. Однако, система, зависящая от личных качеств одного человека, становится крайне уязвимой. Приход к власти некомпетентного или жестокого правителя мог быстро привести к краху всей системы. Именно эти факторы сыграли свою роль в быстром падении династии Цинь – первой династии, попытавшейся внедрить легизм в полной мере. По мнению историка С.А. Токарева, легизм оказал ряд долгосрочных последствий на историю Китая:Несмотря на то, что династия Цинь, основанная на принципах легизма, просуществовала недолго, ее опыт оказал глубокое влияние на дальнейшую историю Китая.Идеи сильного государства, централизации власти и строгого соблюдения законов сохранили свою актуальность для многих последующих династий. В то же время правители Китая, учитывая опыт Цинь, старались избегать крайностей легизма, комбинируя его принципы с идеями конфуцианства и других философских школ.В дальнейшей истории Китая идеи легизма использовались более гибко и осторожно, в сочетании с другими философскими школами, что позволило создать более устойчивые и долговечные системы управления. Таким образом, философия легизма сыграла двоякую роль в развитии Китая. С одной стороны, она способствовала объединению страны и созданию сильного централизованного государства. С другой стороны, жесткость и репрессивность легизма привели к ряду негативных последствий, которые заставили позднее китайских правителей искать более умеренные и сбалансированные подходы к управлению.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что к так называемой «триаде» - трем наиболее известным и влиятельным философским течения в Китае относятся:Конфуцианство. Конфуций (551-479 гг. до н.э.)В основе конфуцианства лежит идея о том, что человек от природы добр, и его нужно направлять к добродетели через образование, нравственное воспитание и пример старших. Ключевыми понятиями конфуцианство являются:Жэнь (仁): гуманность, человеколюбие, сострадание, основа всех добродетелей.Ли (禮): ритуал, этикет, церемонии, правила поведения, которые регулируют отношения в обществе и семье, способствуют гармонии и порядку.И (義): справедливость, долг, праведность, следование моральным принципам в любой ситуации.Чжи (智): мудрость, знание, способность различать добро и зло, принимать правильные решения.Синь (信): искренность, верность, доверие, основа гармоничных отношений.Конфуцианство придает огромное значение семье как ячейке общества и модели государственного устройства. Отношения в семье (уважение к родителям, почитание старших) экстраполируются на отношения правителя и подданных. Конфуцианство оказало огромное влияние на культуру, общество, политику Китая и Восточной Азии в целом, став основой моральных и этических норм на протяжении многих веков.Даосизм. Основатель - Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), хотя историчность его оспаривается.Даосизм сложен для понимания, поскольку Дао нельзя выразить словами, его можно только ощутить. Это – поток жизни,естественный порядок вещей, которому нужно следовать. Даосизм полон парадоксов, например, утверждается, что "сильнейший тот, кто побеждает, не сражаясь". К основным добродетелям даосизма относятся:У-вэй (無為):"недеяние",не означает бездействие, а скорее естественность,гармонию с Дао,отказ отнавязываниясвоей воли миру.Пу (樸): "необработанное дерево", простота, естественность,отсутствие искусственности.Цзыжань (自然): естественность, спонтанность, следование своей природе.Даосизмуделяет большое вниманиепрактикам, направленным на достижениедолголетия,здоровья и духовного просветления(цигун, тайцзицюань,алхимия, медитация). Данное философское течение оказало большое влияние на китайскую философию, искусство, медицину, боевые искусства, способствуя развитию идей естественности, спонтанности и гармонии с окружающим миром.Легизм. Основные представители - Шан Ян (IV в. до н.э.), ХаньФэй-цзы (III в. до н.э.).Легисты считали, что человек по природе эгоистичен и стремится к личной выгоде. Поэтому необходимы жесткие законы и система наказаний, чтобы держать людей в узде и поддерживать порядок.Государство – высшая ценность, то есть легисты ставили интересы государства выше интересов отдельных людей и считали, что цель оправдывает средства, если речь идет о благе государства. Именно легисты разработали рациональную систему государственного управления, основанную на четкой иерархии, разделении властей, системе награждения и наказания. Легизм, несмотря на свою жесткость, оказал значительное влияние на политическую мысль Китая, особенно в период становления империи Цинь.Важно отметить, что эти три течения не были изолированы друг от друга, а взаимодействовали, дополняли и критиковали друг друга, создавая богатую и многогранную философскую традицию Китая.Список использованной литературыАблеев С.Р. Лекции по философии. / С.Р. Аблеев. Москва: Высшая школа, 2005. - 237 с.Аникеев Н.П. Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). / Н.П. Аникеев и др. Москва: Наука, 1978, - 112 сБернс, Кевин. Загадки восточной мудрости: от Заратустры до Мао. / К.Бернс; пер. с англ. И. А. Митрошиной. Москва: Мир книги, 2007. – 350 с.Бертронг, Джон. Конфуцианство / Джон Бертронг; пер. с англ. О. Перфильева. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004, - 301 с.Варова Е.И. Даосизм и его влияние на культуру Китая. / Е.И. Варова. // Вестник Алтайской государственной педагогической академии, 2011, № 8. – С. 21-25Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – Москва: Наука, 1970. - 483 с.Голуб Н.Н. Философские идеи и эволюция даосизма в Древнем Китае. / Н.Н. Голуб. // Журнал АИ, №22(204), 2024, C. 69-74Даниленко В.П. Картина мира в мифах древнего Китая. / В.П. Даниленко. Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. - 296 с.Караев Э.Т. Политическая и правовая мысль Древнего Китая: монография / Э.Т. Караев. Москва: МАКС Пресс, 2021. - 553 с.Конрад Н.И. Избранные труды: синология / Н.И. Конрад. Москва: Наука, 1977. - 621 с.Кудрявцева Н.А. Этапы развития конфуцианства и китайская философия в КНР. / Н.А. Кудрявцева. // Гуманитарное пространство, №10, 2015, С. 10-16Кузнецов В.С. Многоликий и вездесущий даосизм. / В.С. Кузнецов. // Азия и Африка сегодня. 2012, № 3. С. 74-77Ли Е.В. Нравственно-этические учения даосизма и конфуцианства. / Е.В. Ли. // Orientalrenaissance: Innovative, educational, naturalandsocialsciences. 2022. № 26, С. 289-292Мясников В.С. Китай - катящийся камень. / В.С. Мясников. Москва: Наука, 2018. - 470 с.Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. / Л.С. Переломов. - Москва: Наука, 1981. - 333 с.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. / С.А. Токарев. Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Республика, 2005, - 542 с.Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт исторически-религиозного описания. / Е. А. Торчинов. СПб.: Лань, 1998. - 445 с.Торчинов Е.А. Религии Китая: хрестоматия /. Е.А. Торчинов. Санкт-Петербург: Евразия, 2001. – 508 с.Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. / Е. А. Торчинов. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. – 473 с.Цзянь В.А. Даосизм как образ жизни. / В.А. Цзянь. // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2011, № 6, С. 77-81

1. Аблеев С.Р. Лекции по философии. / С.Р. Аблеев. Москва: Высшая школа, 2005. - 237 с.
2. Аникеев Н.П. Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). / Н.П. Аникеев и др. Москва: Наука, 1978, - 112 с
3. Бернс, Кевин. Загадки восточной мудрости: от Заратустры до Мао. / К.Бернс; пер. с англ. И. А. Митрошиной. Москва: Мир книги, 2007. – 350 с.
4. Бертронг, Джон. Конфуцианство / Джон Бертронг; пер. с англ. О. Перфильева. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004, - 301 с.
5. Варова Е.И. Даосизм и его влияние на культуру Китая. / Е.И. Варова. // Вестник Алтайской государственной педагогической академии, 2011, № 8. – С. 21-25
6. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – Москва: Наука, 1970. - 483 с.
7. Голуб Н.Н. Философские идеи и эволюция даосизма в Древнем Китае. / Н.Н. Голуб. // Журнал АИ, №22(204), 2024, C. 69-74
8. Даниленко В.П. Картина мира в мифах древнего Китая. / В.П. Даниленко. Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. - 296 с.
9. Караев Э.Т. Политическая и правовая мысль Древнего Китая: монография / Э.Т. Караев. Москва: МАКС Пресс, 2021. - 553 с.
10. Конрад Н.И. Избранные труды: синология / Н.И. Конрад. Москва: Наука, 1977. - 621 с.
11. Кудрявцева Н.А. Этапы развития конфуцианства и китайская философия в КНР. / Н.А. Кудрявцева. // Гуманитарное пространство, №10, 2015, С. 10-16
12. Кузнецов В.С. Многоликий и вездесущий даосизм. / В.С. Кузнецов. // Азия и Африка сегодня. 2012, № 3. С. 74-77
13. Ли Е.В. Нравственно-этические учения даосизма и конфуцианства. / Е.В. Ли. // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. № 26, С. 289-292
14. Мясников В.С. Китай - катящийся камень. / В.С. Мясников. Москва: Наука, 2018. - 470 с.
15. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. / Л.С. Переломов. - Москва: Наука, 1981. - 333 с.
16. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. / С.А. Токарев. Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Республика, 2005, - 542 с.
17. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт исторически-религиозного описания. / Е. А. Торчинов. СПб.: Лань, 1998. - 445 с.
18. Торчинов Е.А. Религии Китая: хрестоматия /. Е.А. Торчинов. Санкт-Петербург: Евразия, 2001. – 508 с.
19. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. / Е. А. Торчинов. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. – 473 с.
20. Цзянь В.А. Даосизм как образ жизни. / В.А. Цзянь. // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2011, № 6, С. 77-81