Модернизация публичных библиотек
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 12.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Публичная библиотека как объект модернизации 5
1.1. Значение публичных библиотек и причины их модернизации 5
1.2. Сущность модернизационного процесса публичных библиотек 7
Глава 2. Особенности процесса модернизации публичных библиотек 13
2.1. Условия для успешной модернизации публичных библиотек. Изменения в обслуживании читателей 13
2.2. Аспекты пространственной и социальной модернизации публичных библиотек 15
Заключение 23
Список источников и литературы 25
Развитие виртуальных, мультимедийных ресурсов становится основной задачей организации внешнего библиотечного пространства. Оно должно быть выполнено таким образом, чтобы пользователям были обеспечены максимально комфортные условия для работы, чтобы обслуживание пользователей осуществлялось как можно более эффективно, чтобы ассортимент услуг был как можно более разнообразным, и чтобы все элементы пространства соответствовали принятым техническим нормам. Это нужно учитывать не только при проектировании и строительстве новых зданий библиотек, но и при модернизации уже имеющихся площадей. Таким образом, востребованность библиотеки определяется возможностью адаптации к меняющимся условиям. Она должна предлагать такие формы обслуживания, которые актуальны в данный момент, она должна занять свое место среди популярных виртуальных информационно-поисковых ресурсов. К сожалению, пока библиотеки не обладают гибкостью, достаточной для своевременной адаптации, но расширение внешнего библиотечного пространства за счет разработки виртуальных ресурсов и использования мобильных гаджетов не только увеличит спектр библиотечных услуг, но и позволит библиотекам идти в ногу со временем [8, С. 171].В библиотечном пространстве выделяют три вида: приватное, публичное (социальное) и общественное. Приватное (частное) пространство соответствует потребности пользователя в уединении в библиотеке с книгой, в поиске укромного места для общения с другом и т.д. Библиотеки ищут возможность найти способы изоляции читателей даже за общим большим столом в читальном зале, устанавливают перегородки, обозначая персональное место читателя, обеспечивают индивидуальным источником освещения и т.п. Большое распространение в библиотеках получают поворкинги, предназначенные для совместной работы небольшой группы пользователей. Местом межличностных, групповых и массовых коммуникаций является публичное пространство, оно проявляется как традиционное физическое и медиапространство. Форма взаимодействия в публичном пространстве – диалог или полилог библиотеки с местным сообществом, с социальными партнерами, с отдельными пользователями. В отечественном и зарубежном библиотековедении наблюдается размытость в терминологии: общественное и публичное пространство. Попытаюсь очертить границы библиотечного общественного пространства: территория самой библиотеки, территория местного сообщества, которое обслуживает данная библиотека и где функционируют ее библиотечные ресурсы: парк, трамвай, клуб, музей, вокзал, детские площадки, детсады, больница и др. Для реализации социальных функций библиотек особое значение имеет комплексный характер их модернизации, который предполагает: ● понимание учредителями и органами власти важности деятельности библиотек для местного сообщества в новых условиях и на новых принципах; ● обеспечение библиотеки достаточными ресурсами (гарантированным бюджетным финансированием соответствующих уровней и внебюджетными средствами); ● проведение капитального ремонта (с перепланировкой) существующих зданий и помещений, строительство современных библиотечных зданий; ● совершенствование структуры библиотеки, выделение на ее территории специальных зон для свободного общения пользователей, межличностных коммуникаций (лаунж-зон); ● организацию пользовательского пространства с учетом современных требований (включая психологический комфорт) к оформлению публичных мест и обеспечения идеи равного доступа в библиотеки всех категорий населения; ● оснащение помещений мебелью и оборудованием, соответствующим современным эстетическим и стилевым предпочтениям целевых групп пользователей, эргономическим требованиям; ● комплексную автоматизацию и компьютеризацию всех информационных и библиотечно-библиографических процессов, а также использование современных виртуальных и мобильных технологий; ● формирование качественных и актуальных печатных и электронных ресурсов, соответствующих интересам и потребностям пользователей; ● разработку образовательных, социальных адресных программ для особых групп пользователей (детей, молодежи, пенсионеров и др.), людей со специальными потребностями и ограничениями жизнедеятельности, малообеспеченных слоев населения, мигрантов; ● организацию публичных досуговых мероприятий, клубной работы с учетом социальных задач и реальных потребностей разных групп пользователей; ● обучение персонала, освоение инновационного отечественного и творческое заимствование зарубежного опыта, в том числе через структуры профессиональной методической поддержки; ● социальное партнерство, систему PR-акций с целью привлечения пользовательского и общественного интереса к библиотеке как социальному институту, повышение ее престижа, вовлечение библиотек в систему благотворительности, волонтерского движения, крауд-технологий [9, С. 94]. Таким образом, современная библиотека представляет собой сложное социальное системное образование, подверженное воздействию различных внешних и внутренних факторов, поэтому и управление библиотекой интерпретируется многосторонне. Очевидно, что на смену управлению функционированием приходит управление развитием библиотеки, которое осуществляется на основе объединяющего систему фактора — целеполагания, и призвано обеспечить наращивание потенциала библиотеки за счет проведения модернизационной политики. Главное различие между данными видами управления заключается в том, что управление функционированием ориентировано на настоящее, а управление модернизацией — на будущее. Библиотеки муниципальных образований за последние тридцать лет прошли путь от учреждений, ориентирующих свою деятельность на идеологические установки, до организаций, способных к выполнению и выполняющих роли своеобразного интеллектуального и культурного «ядра» местного сообщества, что нашло адекватное отражение в библиотековедческих трудах. Нам представляется, что в основе эффективной библиотечной деятельности должна быть положена модель саморазвивающейся библиотеки, которая характеризуется способностью самостоятельно определять функции и самостоятельно достигать конкретных результатов, которые имеют социальные приоритеты, но при этом библиотека должна четко следовать политике модернизации, вектор которой задает внешняя сфера.ЗаключениеМодернизация библиотеки в современных условиях — понятие достаточно широкое и многогранное. Его нельзя рассматривать только лишь как ремонт, замену мебели или компьютеров. Истинный двигатель модернизации — это изменение функциональной роли библиотеки в социуме. Именно социум является главным «заказчиком» модернизации. Он определяет назначение библиотеки по большому счету, и, как следствие, задает функционал для тех или иных помещений. При этом, разумеется, учитывается и развитие цифровых технологий. О необходимости модернизации в области библиотечного дела в современном понимании этого процесса говорили уже 20 лет назад, когда создавали первые модельные библиотеки на базе общедоступных муниципальных библиотек, для чего требовался оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Российская государственная библиотека в своих рекомендациях разделила модернизацию публичной библиотеки на следующие этапы: 1. Создание современного библиотечного пространства. 2. Формирование ресурсной база библиотеки нового поколения. 3. Подготовка персонала современной библиотеки. 4. Обновление форм и методов библиотечно-информационного обслуживания.Цели библиотеки должны быть достижимыми, гибкими, измеримыми, конкретными, совместимыми и приемлемыми для структурных подразделений библиотеки, ее работников и процесса управления в целом. Они должны коррелировать с задачами, которые ставят перед библиотекой человек, общество, государство. Для выделения наиболее эффективных и оптимальных направлений модернизации необходим стратегический анализ, который поможет понять, что и как надо и можно модернизировать.Модернизация публичной библиотеки определяется как приведение ее в соответствие с новыми общественными требованиями. В зависимости от источника происхождения выделяются три уровня требований: требования государственной власти; требования профессионального библиотечного сообщества; требования местного сообщества. Современное представление о публичной библиотеке в российском обществе консолидируется в следующих ключевых требованиях: - центр объединения социума в единое сообщество; - центр культурного и интеллектуального досуга, общения и просвещения, с особой ролью в сохранении и популяризации местной культуры; - центр доступа к информации для жителей, включая обеспечение права на доступ для особых, проблемных групп населения; - центр непрерывного образования для всех; - институт социализации, помогающий жителям адаптироваться в обществе и решать свои жизненные проблемы; - институт открытого общества, активно ориентирующий свои услуги, проекты и программы на приобщение жителей к активной общественной жизни.Функциональная модель современной публичной библиотеки в условиях модернизации включает девять социальных функций: функция консолидации; культурно-досуговая, просветительская, коммуникационная, мемориальная, информационная, образовательная, социализирующая функции; функция демократизации. Это определяет мультифункциональность сельской библиотеки.Список источников и литературыИсточникиМодельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодная сессия, 22 мая 2008, г. Ульяновск. Электронный ресурс Режим доступа: https://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php (дата обращения: 28.05.2024)О библиотечном деле. Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ, ред. от 1.01.2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/103585/ (дата обращения: 28.05.2024).Основы государственной культурной политики: утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808. Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 28.-5.2024).Список литературыЕгорова, Е.А. Библиотека VS интернет: конкуренты или партнеры? [Текст] / Е.А. Егорова // Вестник Тюменского государственного института культуры. – 2022. - №3. – С. 94-97.Езова, С.А. Аспекты пространственной модернизации в библиотечной сфере [Текст] / С.А. Езова // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: региональные особенности и международное сотрудничество. Материалы научно-практической конференции / отв. ред. Е.Ю. Перова. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2017. – С. 106-112.Калугин, А.П. Краевой сетевой проект «Библиотека будущего» в контексте модернизации публичных библиотек региона[Текст] / А.П. Калугин // Библиотечное дело. – 2017. - №19. – С. 22-24.Клюев, В.К. Библиотека на рынке услуг: новые тренды и современные подходы [Текст] / В.К. Клюев // Библиотековедение. – 2017. - №3. – С. 343-349.Курганская, Л.М. Библиотечное пространство: понятие, виды и модернизация [Текст] / Л.М. Курганская, А.А. Кубаев // Наука. Искусство. Культура. – 2017. - №3. – С. 168-173.Михнова, И.Б. Пространство возможностей. Заметки на полях библиотечного дела [Текст] / И.Б. Михнова. – М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2017. – 132 с. Пронина, Л.А. Библиотеки сегодня: модернизация, оптимизация или трансформация? [Текст] / Л.А. Пронина // Вестник Тамбовского университета. – 2017. - №2. – С. 5-11. Современная библиотека в информационно-коммуникационной среде[Текст] / под ред. А.В. Соколова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2016. – 384 с. Сокольская, Л.В. Модернизация библиотек как предмет интереса общественности [Текст] / Л.В. Сокольская / Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве. Сборник научных трудов / под ред. Г.Н. Петрова. – Чебоксары: Плакат, 2019. – С. 85-88. Фоменко, И.Г. Проблема социальной модернизации библиотеки: теоретический аспект [Текст] / И.Г. Фоменко, О.Ю. Мурашко // Румянцевские чтения – 2019. Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Пашков дом», 2019. – С. 208-211. Яшкова, Ж.О. Приоритетные направления работы публичных библиотек по оптимизации обслуживания читателей [Текст] / Ж.О. Яшкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - №6. – С. 240-242.
2. О библиотечном деле. Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ, ред. от 1.01.2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/103585/ (дата обращения: 28.05.2024).
3. Основы государственной культурной политики: утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808. Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 28.-5.2024).
Список литературы
4. Егорова, Е.А. Библиотека VS интернет: конкуренты или партнеры? [Текст] / Е.А. Егорова // Вестник Тюменского государственного института культуры. – 2022. - №3. – С. 94-97.
5. Езова, С.А. Аспекты пространственной модернизации в библиотечной сфере [Текст] / С.А. Езова // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: региональные особенности и международное сотрудничество. Материалы научно-практической конференции / отв. ред. Е.Ю. Перова. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2017. – С. 106-112.
6. Калугин, А.П. Краевой сетевой проект «Библиотека будущего» в контексте модернизации публичных библиотек региона [Текст] / А.П. Калугин // Библиотечное дело. – 2017. - №19. – С. 22-24.
7. Клюев, В.К. Библиотека на рынке услуг: новые тренды и современные подходы [Текст] / В.К. Клюев // Библиотековедение. – 2017. - №3. – С. 343-349.
8. Курганская, Л.М. Библиотечное пространство: понятие, виды и модернизация [Текст] / Л.М. Курганская, А.А. Кубаев // Наука. Искусство. Культура. – 2017. - №3. – С. 168-173.
9. Михнова, И.Б. Пространство возможностей. Заметки на полях библиотечного дела [Текст] / И.Б. Михнова. – М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2017. – 132 с.
10. Пронина, Л.А. Библиотеки сегодня: модернизация, оптимизация или трансформация? [Текст] / Л.А. Пронина // Вестник Тамбовского университета. – 2017. - №2. – С. 5-11.
11. Современная библиотека в информационно-коммуникационной среде [Текст] / под ред. А.В. Соколова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2016. – 384 с.
12. Сокольская, Л.В. Модернизация библиотек как предмет интереса общественности [Текст] / Л.В. Сокольская / Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве. Сборник научных трудов / под ред. Г.Н. Петрова. – Чебоксары: Плакат, 2019. – С. 85-88.
13. Фоменко, И.Г. Проблема социальной модернизации библиотеки: теоретический аспект [Текст] / И.Г. Фоменко, О.Ю. Мурашко // Румянцевские чтения – 2019. Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Пашков дом», 2019. – С. 208-211.
14. Яшкова, Ж.О. Приоритетные направления работы публичных библиотек по оптимизации обслуживания читателей [Текст] / Ж.О. Яшкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - №6. – С. 240-242.