ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ) В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Развитие речи детей в норме 5
1.2. Характеристика речи детей с ОНР 7
1.3. Анализ программы обучения и воспитания детей с ОНР 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР 11
2.1. Методика обследования речи детей с ОНР 11
2.2. Описание результатов обследования 13
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Здесь необходимо соблюдать определенные этапы, которые должны осуществляться постепенно, только после усвоения предыдущего уровня.4. Любая проведенная работа обязательно должна содержать длительный этап закрепления полученных навыков.5. Все логопедические упражнения должны часто повторяться и постепенно включать элементы новизны в задания.6. Усвоенные навыки необходимо использовать в других ситуациях, так как дети часто в новой, незнакомой обстановке не могут воспользоваться уже наработанными умениями, теряются и сбиваются.7. Задания, как и речевой материал должен усложняться постепенно. Сначала задание и речевой материал дается более легкий, затем усложняется. После того, как навык отработан можно усложнить и речевой материал. Нельзя одновременно усложнять и задание, и речевой материал, так как дети не смогут выполнить такое задание в силу развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.8. Необходимо постоянно менять виды деятельности в течение одного занятия, так как дети дошкольного возраста не могут длительное время выполнять однообразную работу.9. Ребенок должен четко понимать цель занятия, его этапы. 10. Занятие должно проходить в медленном, спокойном темпе, сопровождаться перерывами, в том числе и по просьбе ребенка или, если логопед сам увидит, что ребенок устал.11. Логопедические занятия должны проводиться в оптимальное для ребенка время и обязательно после проведенной консультации с медицинским работником.12. Логопед обязательно должен проводить различные консультации по вопросам логопедической работы с воспитателями и родителями, объяснять им специфику и необходимость проведения логопедической работы с детьми с ОНР [13, с. 59-60].Кроме основных задач и особенностей организации логопедической работы логопед, по утверждению С.А. Двойченковой, должен осуществлять коррекционно-логопедическую работу на основе по следующих принципов:Сознательности и активности. Этот принцип подразумевает использование в работе специалистов всевозможные методы и приемы, которые позволять развивать познавательную деятельность дошкольников, а также будут способствовать восприятию, запоминанию, сохранению, переработке полученного материала, его самостоятельного анализа и обобщения, и последующего применения.Научности, систематичности и доступности. Реализация этих принципов строится на учете всех возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста с ОНР. Необходимо тщательно подбирать материал для занятий, составлять учебные планы, соответствующие образовательным возможностям воспитанников, использовать специально подобранные учебники и другие материалы, созданные для работы с детьми с ОНР.Прочности. Этот принцип подразумевает под собой постоянное закрепление уже пройденного материала. Обучение детей с ОНР строится на закреплении изученного материала, возможности детей сохранить этот материал в памяти. Уделяется особое внимание развитию произвольной памяти, способам логического запоминания. Применяется вербализация учебного материала.Индивидуального подхода. Этот принцип является наиважнейшим при организации обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый специалист должен знать особенности развития каждого ребенка, следить за его успехами и неудачами, при работе акцентировать внимание на тех проблемах, которые возникают именно у этого обучающегося, помочь ему справиться с ними, преодолеть страх перед неудачами, вселить уверенность в возможность достижения поставленных целей.Дифференцированного подхода. Этот принцип тесно связан с принципом индивидуализации обучения и предполагает выполнение заданий в группе или классе различных по уровню сложности. Эти задания также должны учитывать особенности каждого ребенка, его индивидуальный темп работы, познавательных особенностей [6, с.230; 7, с.270].Таким образом, методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР включают в себя основные направления работы логопеда, принципы, различные методы и приемы. На основе данных рекомендаций был разработан конспект логопедического занятия по лексической теме «Лето», который представлен в Приложении 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе представлены теоретические основы и результаты экспериментальной работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время довольно частое явление. Все большее количество детей имеют отклонения в речевом развитии, поэтому тема коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной. По результатам обследования был сделан вывод, что речь с детей с ОНР требует коррекционной работы, проведение коррекционно-логопедической работы было организованно с помощью дидактических игр. Формированию устной речи у детей с общим недоразвитием речи препятствует и ограниченность словарного запаса детей. Они не используют активно такие части речи как прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, сложность возникает с подбором синонимов, антонимов, омонимов и др. Но, многие части речи дети с общим недоразвитием речи хотя и не используют в собственной речи, прекрасно понимают, осознают их значение. У детей с общим недоразвитием речи пассивный словарь значительно превышает активный. У детей с общим недоразвитием речи происходит задержка в развитии всех психических функций организма. Поэтому, к началу обучения в школе дети с общим недоразвитием речи оказываются не готовы к освоению общеобразовательной программы в школе и требуются специальные коррекционно-развивающие занятия по профилактике как речевых нарушений, так и нарушений других высших психических функций. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные на начальном этапе изучения темы, были раскрыты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБутакова В.А. Использование компьютерных технологий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере: региональный аспект : Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Тула, 20 марта 2020 года / Под редакцией Н. А. Степановой, С. Г. Лещенко. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2020. – С. 18-21.Волковская Т.Н., Левченко И.Ю. Логопсихология : учебник для вузов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 190 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология. под ред. В.В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 670с.Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. -СПб.: Папирус, 2019 - 64 с.Горохова Е.А. Приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Абакан, 22 ноября 2019 года. – Абакан: ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2019. – С. 66-67.Гуськова, О. А. Методические аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: технологии, инновации, достижения : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 06 декабря 2019 года, 2019. – С. 226-232.Двойченкова С.А. Логопедические технологии развития лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 октября 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 268-271.Дегальцева В.А., Богомазова С.В. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные тенденции развития системы образования : сборник статей. Том Выпуск 2. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 278-281.Добря М.Я. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Флагман науки. – 2023. – № 8(8). – С. 129-131.Карпушкина Е.А. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи: дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.-М., 2019.-159 с.Корякина Л. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня // Молодежь и образование XXI века : Материалы XVI Вузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2019. – С. 174-177.Криницына Г.М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 147 с.Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС. 1997. – Т. 2. – 528 с.Малахова О.О. Особенности развития грамматического строя речи у детей с ОНР // Вестник научных конференций. – 2021. – № 11-1(75). – С. 60-61.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.Муравьева А.А. Коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игры-драматизации // На крыльях детства: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных, Москва, 26–27 марта 2018 года. – Москва: ООО «ДиректмедиаПаблишинг», 2019. – С. 222-224. Разенкова Д.В. Особенности неречевых предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической работе // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : материалы VIII Международной научно-практической конференции, Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. – С. 277-281.Юнатанова А.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения аграмматическойдисграфии и дислексии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи // актуальные вопросы современного образования : Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 09 ноября 2023 года, 2023. – С. 89-92. Юрик Н.И. Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научные и творческие достижения в рамках современных образовательных стандартов : Том 2. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский научный центр», 2019. – С. 40-44.
2. Волковская Т.Н., Левченко И.Ю. Логопсихология : учебник для вузов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 190 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. под ред. В.В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 670с.
4. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. - СПб.: Папирус, 2019 - 64 с.
5. Горохова Е.А. Приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Абакан, 22 ноября 2019 года. – Абакан: ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2019. – С. 66-67.
6. Гуськова, О. А. Методические аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: технологии, инновации, достижения : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 06 декабря 2019 года, 2019. – С. 226-232.
7. Двойченкова С.А. Логопедические технологии развития лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 октября 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 268-271.
8. Дегальцева В.А., Богомазова С.В. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные тенденции развития системы образования : сборник статей. Том Выпуск 2. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 278-281.
9. Добря М.Я. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Флагман науки. – 2023. – № 8(8). – С. 129-131.
10. Карпушкина Е.А. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи: дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.-М., 2019.-159 с.
11. Корякина Л. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня // Молодежь и образование XXI века : Материалы XVI Вузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2019. – С. 174-177.
12. Криницына Г.М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 147 с.
13. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
14. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС. 1997. – Т. 2. – 528 с.
15. Малахова О.О. Особенности развития грамматического строя речи у детей с ОНР // Вестник научных конференций. – 2021. – № 11-1(75). – С. 60-61.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
17. Муравьева А.А. Коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игры-драматизации // На крыльях детства: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных, Москва, 26–27 марта 2018 года. – Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2019. – С. 222-224.
18. Разенкова Д.В. Особенности неречевых предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической работе // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : материалы VIII Международной научно-практической конференции, Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. – С. 277-281.
19. Юнатанова А.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения аграмматической дисграфии и дислексии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи // актуальные вопросы современного образования : Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 09 ноября 2023 года, 2023. – С. 89-92.
20. Юрик Н.И. Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научные и творческие достижения в рамках современных образовательных стандартов : Том 2. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский научный центр», 2019. – С. 40-44.