импортозамещение в России
Заказать уникальный доклад- 22 22 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 29.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Импортозамещение – общая характеристика 4
1.1 Понятие и сущность импортозамещения 4
1.2 Реализации политики импортозамещения 7
Глава 2. Анализ импортозамещения в Российской Федерации 13
2.1 Динамика и структура импортозамещения: анализ и оценка 13
2.2 Перспективы применения зарубежного опыта импортозамещения в российской экономике в условиях внешних шоков 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Рисунок 4. Динамика стоимостных объёмов импорта «недружественных стран» и нейтральных стран в 2022 г., к 2021 г., в %В географии импорта из нейтральных стран наблюдаются географические различия, при этом основным импортером является Китай, поставки в РФ за 2023 год выросли до 81,4 млрд долл., это больше на 56,9% чем в аналогичном периоде. Второе место среди стран-импортеров занимает Турция, ей принадлежит 13% ввозимых в РФ товаров, на третьем месте – Беларусь с долей – 12%, в пятерку также входят Гонконг – 9% и Казахстан – 5%. Конечно, поставки из нейтральных стран не могут рассматриваться как импортозамещение, скорее всего это импортозамена, которая все же не может обеспечить полную экономическую безопасность страны в долгосрочном периоде.Исходя из проведенного анализа касающихся импортозависимости РФ и научных подходов к формулировкам импортозамещения, автор сформулировал новое определение импортозамещения.2.2 Перспективы применения зарубежного опыта импортозамещения в российской экономике в условиях внешних шоковРазвитие импортозамещения в российской экономике в последнее десятилетие следует логике, произошедшей в период рыночных реформ деиндустриализации, когда наиболее конкурентоспособными на внешнем и внутреннем рынке стали низкотехнологичные секторы экономики (сельское хозяйство, добывающие отрасли). Напротив, императив достижения технологического суверенитета и те беспрецедентные санкционные и технологические ограничения, которые усилились в 2022 г., требуют замещения экспорта продукции обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Проблема критической технологической зависимости российской экономики во многом связана с сокращением предложения инноваций для российской промышленности. Налицо многократное отставание России от других стран по объему финансирования НИОКР на одного занятого в высшем образовании и научно-исследовательской сфере (в 2015-2018 гг. – менее 50 тыс. долл. в год, тогда как в Германии – 236, в США – 233, в Южной Корее – 180 тыс. долл. в год ). Соответственно в 2011-2015 гг. о внедрении новых технологий отчитывалось не более 9%-х субъектов российской промышленности (в Бельгии – 58%, в Ирландии – 61%, в Германии - 73%). Экспортный потенциал высокотехнологического сектора в российской экономике также низкий (в 2020 г. – не более 0,2% от их мирового рынка технологий, не считая продукции ОПК, что в 41 раз ниже показателя Китая, и в 16 раз – Южной Кореи.Критическая зависимость российских промышленных фирм от импорта технологий и высокотехнологичных услуг в 1,5-2,5 раз выше, чем деталей и компонентов. В связи с этим остро стоит необходимость формирования в России механизмов высокотехнологичного и обрабатывающего импортозамещения. Для этого целесообразно проанализировать международный опыт в данной сфере. Успех импортозамещения в Индии в 1980-1990-х гг. во многом связан с реализацией Национальной стратегии развития промышленности и импортозамещения. В ее основу был положен принцип «От полной политической к полной экономической независимости», в результате чего были повышены импортные пошлины до 75% в 1990 г., с их дальнейшем снижением до 40% к 2002 г. и до 25% к 2010 г. При этом были введены максимальные налоговые льготы и каникулы для малых инновационных фирм, субсидирование процентных ставок по кредитам для производителей, копирующие и локализирующие иностранные образцы техники (стратегия «подхватывания технологий»). Это привело к крайне положительному результату – к концу 2000-х гг. крупнейшие индийские корпорации вышли на лидирующие позиции во многих сегментах мирового рынка (автомобильная компания TataMotors» – 7-е место в мире, производитель электроники Micromax – 10-е место на рынке средств связи, информационный концерн Infosys – самый крупный разработчик для Microsoft).Интерес представляет китайская стратегия «импорта знаний», специфика которой заключается в переносе в Китай производств транснациональных корпораций в 1990-х гг., выпуск которых осуществлялся на самом высоком для того времени технологическом уровне (концепция «безграничного рынка для новых технологий»). Суммарная капитализация компаний, создаваемый для этого в свободных экономических зонах, достигла 3,5 трлн. долл. к середине 2000-х гг. Для внутреннего потребителя китайские производители осуществляли массовое копирование иностранной продукции («компаниигазели», интегрировавшие скопированные иностранные технологии и национальные обрабатывающие производства, постепенно аккумулировавшие большое число патентов).В 2000-х гг. китайские компании, на треть контролируемые государством, начали приобретать высокотехнологичные фирмы из Западной Европы и США, в результате чего возникли новые мировые лидеры в отраслях выпуска вычислительного и телекоммуникационного оборудования – Huawei, Lenovo, ZTE, которые начали реализовывать «стратегию подхватывания», позволяющую конкурировать с крупнейшими высокотехнологичными компаниями Японии, Западной Европы, США. Данная стратегия имеет две основных составляющих: выпуск китайскими компаниями трудоемких компонентов и финальная сборка для потребительского рынка, а также беспрецедентные госзаказы и налоговые льготы для проведения исследований в отечественных НИИ и университетах, результаты которых поступают в производство китайских фирм. В частности, на 2010-2020-е гг. китайским правительством поставлена задача увеличить инвестиции в НИОКР в четыре раза – до 4% от ВВП, поднять вклад высокотехнологичного сектора в экономический рост ВВП до 60%Исходя их всего вышесказанного, можно говорить о том, что что опыт Южной Кореи в большей степени соответствует специфики развития российской экономики в условиях внешних шоков, коррелируя с высокой долей государства в обрабатывающем секторе промышленности, олигопольной структурой внутреннего рынка, недостатком государственной поддержки научно-исследовательского сектора.В качестве меры по учету зарубежного опыта импортозамещения предлагается создание Центра импортозаместительных технологий, интегрирующего действующие технологические платформы, формируемые с 2010 г. Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям (на сегодня насчитывается 36 платформ, объединяющих НИИ и университеты, корпорации развития, госкорпорации «Ростехнологии», «Росатом» и пр). Предлагаемое создание данного Центра призвано решить главную проблему участия российских технологических платформ в импортозамещении в высокотехнологичном и обрабатывающим секторах экономики – ориентация на инновационное развитие базовых (ресурсных и инфраструктурных) отраслей таких как добыча полезных ископаемых, металлургия, энергетика, транспорт.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых, импортозамещение — это разработка и вывод на рынок популярной продукции отечественного производства, которая заменяет аналогичные товары иностранных брендов. Товары не должны уступать им по характеристикам, свойствам и качеству.Во-вторых, в ходе выполнения работы было выявлено, что современный этап для России характеризуется санкционными барьерами со стороны недружественных стран, запрет на использование импортных технологий, исключение ее из мировых интеграционных связей, делает политику импортозамещения архиважной. Промышленные сектора России были вынуждены искать методы импортозамещения своих производств. Сегодня политика полного импортозамещения еще не сформирована до конца. В ближайшее время в научной литературе будут представлены новые теоретические и методологические подходы к импортозамещению, промышленность сможет адаптировать новые импортозамещающие товары, выйти на новый уровень развития и обеспечить технологический суверенитет страны.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБлудова, С. Н., Экономика : учебное пособие / С. Н. Блудова, А. П. Новосельцева, М. А. Эренценова, В. А. Гладилин. — Москва : Русайнс, 2022. — 239 с.Ершов П. А. Импортозамещение и политика импортозамещения: теоретический подход к определению понятий // Вестник Института экономики Российской академии наук. №2. 2017 С. 147–157.Кнобель А.Ю., Фиранчук А.С. Динамика товарооборота России с основными партнерами в 2022 году // Мониторинг экономической ситуации в России. С. 1–6.Скворцова В.А. Политика импортозамещения в России: причины, цели, этапы, уровни реализации // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019 – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-importozamescheniya-v-rossii-prichiny-tseli-etapy-urovni-realizatsii?ysclid=lwsunismr175407217 (дата обращения: 29.05.2024)Слесаренко Е.В., Жиронкин В.С. Перспективы применения зарубежного опыта импортозамещения в российской экономике в условиях внешних шоков – [Электронный ресурс]. URL: https://kuzstu.su/dmdocuments/INPK/12INPK_Sbornic-2023/pages/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%202/270.pdf?ysclid=lwsvaa2o4d605690910 (дата обращения: 29.05.2024)Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 29.05.2024)Федеральная служба государственной статистики– [Электронный ресурс]. URL: https://77.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.05.2024)
1. Блудова, С. Н., Экономика : учебное пособие / С. Н. Блудова, А. П. Новосельцева, М. А. Эренценова, В. А. Гладилин. — Москва : Русайнс, 2022. — 239 с.
2. Ершов П. А. Импортозамещение и политика импортозамещения: теоретический подход к определению понятий // Вестник Института экономики Российской академии наук. №2. 2017 С. 147–157.
3. Кнобель А.Ю., Фиранчук А.С. Динамика товарооборота России с основными партнерами в 2022 году // Мониторинг экономической ситуации в России. С. 1–6.
4. Скворцова В.А. Политика импортозамещения в России: причины, цели, этапы, уровни реализации // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019 – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-importozamescheniya-v-rossii-prichiny-tseli-etapy-urovni-realizatsii?ysclid=lwsunismr175407217 (дата обращения: 29.05.2024)
5. Слесаренко Е.В., Жиронкин В.С. Перспективы применения зарубежного опыта импортозамещения в российской экономике в условиях внешних шоков – [Электронный ресурс]. URL: https://kuzstu.su/dmdocuments/INPK/12INPK_Sbornic-2023/pages/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%202/270.pdf?ysclid=lwsvaa2o4d605690910 (дата обращения: 29.05.2024)
6. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 29.05.2024)
7. Федеральная служба государственной статистики– [Электронный ресурс]. URL: https://77.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.05.2024)