Особенности стрессоустойчивости студентов профессий типа «человек-человек
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 20.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Представление о стрессоустойчивости в профессиях типа «человек-человек» 5
1.2. Анализ исследований стрессоустойчивости студентов профессий типа «человек-человек» 14
ГЛАВА 2. ПИЛОТАЖНОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» 17
2.1. Характеристика выборки и методов исследований 17
2.2. Анализ результатов исследования стрессоустойчивости студентов профессий типа «человек-человек» 18
2.3. Практические рекомендации по повышению стрессоустойчивости студентов профессий типа «человек-человек» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Средний уровень был только у 6,3% девушек в группе педагогов.Сравнение полученных результатов представлено в таблице 4. Можно заключить, что достоверных различий между группами не было получено. Это говорить о том, что группы имели сходные показатели, значимо не отличались между собой. Таблица 4Сравнение полученных результатов ПедагогиПсихологиtЭмпДостоверностьШкала воспринимаемости стресса PSS-10. перенапряжение19,25±0,7819,56±0,940,26р>0,05противодействие стрессу12,56±0,6512,81±0,700,25р>0,05восприимчивость31,81±0,8332,38±1,210,38р>0,05Бостонский тест на стрессоустойчивость. 60,63±1,6958,38±1,221,08р>0,05Самооценка стрессоустойчивости личности. 54,81±1,8153,13±1,140,79р>0,05Таким образом, мы выявили, что девушки имеют высокий уровень стрессов, они с трудом справляются с ними, не обладают достаточной стрессоустойчивостью. Отчасти это вязано с процессами адаптации к обучению, отчасти – с общим низким показателей стрессоустойчивости испытуемых, что требует коррекции.2.3. Практические рекомендации по повышению стрессоустойчивости студентов профессий типа «человек-человек»В рамках мероприятий по повышению уровня стрессоустойчивости могут быть предложены следующие формы воздействия:Организационная форма воздействия:индивидуальная регламентация труда (рабочая нагрузка, режим труда, отдыха, питания).Психологическая форма воздействия:психогенное воздействие (аутотренинг, психосоматическая регуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка).Физиолого-гигиеническая и электрофизиологическая форма воздействия:рефлексологическое воздействие (электроток, массаж, лазер) на биологические активные зоны кожных покровов человека;дыхание кислородом и искусственными газовыми смесями, ускоренная температурная адаптация, регуляция среды обитания (динамическая освещенность), закаливание организма;электростимуляция нервно-мышечного аппарата и электротранквилизация активности коры головного мозга, воздействие электромагнитным излучением.Фармакологическая форма воздействия:стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты.Физическая форма воздействия:общая и специальная физическая подготовка, спорт;активный отдых (лечебная физическая культура, прогулки, туристические походы, пешеходные прогулки, рыбалка);массаж, душ, ванны, сауна.Могут быть использованы такие подходы к профилактике и предупреждению стрессов как:максимально полное информирование студентов о существующей проблеме и методах ее решения;обсуждение проблемы стресса, эмоционального выгорания, обучение студентов методам повышения стрессоустойчивости;тестирование при приеме на обучение для определения профпригодности и отсеивание тех студентов, которые обладают патологическим низкой стрессоустойчивостью;систематическое проведение плановых обследований на психологическуюдезадаптацию;предоставление студентам возможности вносить предложения по улучшению организации рабочего процесса и созданию условий для их внедрения;поощрение коллективного отдыха – походов в театр, кафе, выездов на природу.На индивидуальном уровне может быть предложено:регулярно заниматься спортом, будь то утренняя гимнастика, походы в бассейн или посещение спортивного зала;правильно определять границы своих возможностей;ставить перед собой реальные и достижимые цели; если возникают неподъемные задачи;приобрести увлечения вне сферы обучения, профессиональной деятельности;формировать активную жизненную позицию, учась говорить «нет»;баловать себя, чаще делать то, что нравится; больше «слушать» свое тело;не пытаться быть лучшим всегда и во всем;больше улыбаться.Таким образом, можно применять различные меры по повышению стрессоустойчивости студентов.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема стресса в современном обществе является все более актуальной, поскольку ритм жизни становится все более интенсивным. Все мы вынуждены адаптироваться к условиям жизни на нашей маленькой планете, с ее разнообразными надеждами, ожиданиями и требованиями. Хотя стресс сопутствовал человечеству на протяжении всей его истории, его актуальность в современном мире неоспорима.Главным звеном стресса считается неспецифическая реакция организма, которая развивается независимо от причины стресса. Степень стрессоустойчивости оценивается как способность и возможность преодолевать экстремальные ситуации, связанная с ресурсами и потенциалом личности, а также структурно-функциональными характеристиками, обеспечивающими общие виды жизнедеятельности, адаптацию и другие формы поведения и реагирования.Анализ литературы показал, что в профессиях типа «человек-человек» высок уровень стресса. Как следствие, важны и высокие показатели стрессоустойчивости.Практическое исследование проводилось в несколько этапов, в нем приняли участие девушки в числе 32 человек. Это были девушки, которые обучались на педагога и психолога. Согласно результатам исследования мы увидели высокий уровень стресса, низкую сопротивляемость стрессам как у девушек.Как следствие, осуществляя профессиональную подготовку студентов, следует учитывать особенности их стрессоустойчивости и саморегуляцию. Были предложены различные меры по повышению стрессоустойчивости студентов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеева Д.В. Воздействие стресса на организм человека / Д.В. Алексеева // Актуальные проблемы физического воспитания студентов. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции, 2023. – С. 512-515.Андросова М.И. Изучение стрессоустойчивости студентов института математики и информатики как профессионально важного качества педагога / Андросова М.И., АшееваВ.Т. // Проблемы современного педагогического образования, 2023. – №81-4. – С. 16-19.Бажутина Е.А. Теоретические аспекты исследования стрессоустойчивости / Е.А. Бажутина // Психология образования: проблемы и перспективы развития. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2022. – С. 5-12.Батищева А.М. Воздействие профессионального стресса на врачей разных специальностей / А.М. Батищева, Е.Н. Мокашева, Е.Н. Мокашева // Студенческий научный форму. Материалы Международной студенческой научной конференции. Том XIV, 2023. – С. 9-10.БергисТ.А. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы / Т.А. Бергис, Ю.С. Кривуля // Карельский научный журнал, 2020. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 47-49.Дьякова С.И. Инициально-личностные факторы стрессоустойчивости студентов-психологов / С.И. Дьяков // Психология и педагогика в Крыму: пути развития, 2021. – № 5. – С. 63-71.Ермакова Е.С. Жизнестойкость, копинг-стратегии и стрессоустойчивость врачей / Е.С. Ермакова // Вестник психофизиологии, 2021. – № 1. – С. 39-47Ермолаева Ю.К. Психологический и физиологический стресс / Ю.К. Ермолаева // Студенческий вестник, 2022. – № 21-3 (213). – С. 12-15.ЖеребцоваВ.В. Зависимость стрессоустойчивости студентов от силы нервной системы и степени толерантности / интолерантности к неопределенности / В.В. Жеребцова, Е.А. Белогурова // Мечниковские чтения – 2023. Сборник материалов конференций. 96-я Всероссийская научно-практическая конференция студенческого научного общества с международным участием, 2023. – № 467-468.Золотарев А.А. Психометрические свойства русскоязычной версии Шкалы воспринимаемости стресса (версия PSS-4, 10, 14) / А.А. Золотарева // Клиническая и специальная психология, 2023. – № 1. – С. 18-42КазаренковВ.И. Совладание педагогов-психологов со стрессом в профессиональной деятельности / В.И. Казаренков, М.М. Каренлович, Т.Б. Казаренкова // Психолого-педагогический поиск, 2020. – № 4 (56). – С. 81-90.Ланских М.В. Стрессоустойчивость педагогов общеобразовательных организаций / М.В. Ланских, А.В. Ермакова // Заметки ученого, 2022. – № 12. – С. 122-125.Лето В.А. Влияние профессионального стресса на личность психолога / В.А. Лето // Молодой ученый, 2023. – № 26 (473). – С. 129-133.Лукьянова Е.В. Взаимосвязь коммуникативных компетентности и стрессоустойчивости студентов / Е.В. Лукьянова // Страховские чтения, 2022. – № 30. – С. 198-203.МаклаковА.Г. Общая психология: учебник для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2022. – 582 с.МамадияроваД.У. Уровни профессионального стресса у врачей общей практики / Д.У. Мамадиярова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2020. – № 18. – С. 14-17. МедниковаЕ.С. Взаимосвязь психологического и физиологического стресса: теоретический обзор исследований / Е.С. Медникова // Тенденции развития науки и образования, 2021. – № 74-8. – С. 37-41. Мироненко М.А. Стресс и стрессоустойчивость в период молодости / М.А. Мироненко // Роль молодых в решении актуальных проблем современной экономики. Материалы Международной студенческой конференции. В 3 ч. Ч. 2, 2021. – С. 472-482.Мурашков Л.С. Стрессоустойчивость у психологов-консультантов и ее коррекция / Л.С. Мурашков // Вестник образовательногоконсоруиума Среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки, 2022. – № 23. – С. 27-28.НемыкинаЕ.Н. Стрессоустойчивость студентов медиков в зависимости от типа темперамента / Е.Н. Немыкина // Педагогика & психология. Теория и практика, 2023. – № 5 (49). – С. 45-52.Патофизиология: курс лекций: учеб.пособие / под ред. Г.В. Порядина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 592 с.Патофизиология: Учебник. В 2 т. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Т.1. – 848 с.Петрова О.А. Профессиональный стресс в педагогической деятельности (на примере педагогов средней школы) / О.А. Петрова, Н.Л. Шкабарина // Январские педагогические чтения, 2020. – № 6 (18). – С. 129-132. Полякова О.Б. Особенности стрессоустойчивости студентов-психологов / О.Б. Полякова, А.К. Шереметева // Актуальные проблемы науки и практики. Материалы Всероссийской конференции с международным участием, 2020. – С. 240-247.Психология личности: тесты, опросники, методики / сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 220 с. Психология стресса: теории, механизмы развития, техники противостояния: учебное пособие / А.С. Бычкова, И.А. Никифоров, Г.П. Костюк и др. – М.: Постер–М, 2022. –50 сСапольскийР.М. Психология стресса / Р.М. Сапольски; пер. с англ. под ред. проф. Е.И. Николаевой. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2020. – 480 сТалонинаД.С. Эмоциональное выгорание у представителей профессий типа «человек-человек» / Д.С. Талонина // Молодые ученые России. Сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 296-298.ТулитбаеваГ.Ф. Особенности стрессоустойчивости подростков мужского и женского пола / Г.Ф. Тулитбаева, Е.С. Аюпова // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. Сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 265-268ЦиркуноваН.И. Стрессоустойчивость и саморегуляция студентов-психологов / Н.И. Циркунова // Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 72-й Региональной научной-практической конференции и преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, 2020. – С. 439-441.Черных Л.А. Особенности стрессоустойчивости и копинг-стратегий будущих педагогов / Л.А. Черных // Человек. Наука. Социум, 2022. – № 3 (11). – С. 250-277.Щербакова Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербакова. – М.: Питер, 2008. – 255 сЯчменева А.С. Психолого-педагогические условия развития стрессоустойчивости студентов педагогического вуза / А.С. Ячменева // Человек. Социум, Общество, 2021. – № 5. – С. 75-80.
2. Андросова М.И. Изучение стрессоустойчивости студентов института математики и информатики как профессионально важного качества педагога / Андросова М.И., Ашеева В.Т. // Проблемы современного педагогического образования, 2023. – №81-4. – С. 16-19.
3. Бажутина Е.А. Теоретические аспекты исследования стрессоустойчивости / Е.А. Бажутина // Психология образования: проблемы и перспективы развития. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2022. – С. 5-12.
4. Батищева А.М. Воздействие профессионального стресса на врачей разных специальностей / А.М. Батищева, Е.Н. Мокашева, Е.Н. Мокашева // Студенческий научный форму. Материалы Международной студенческой научной конференции. Том XIV, 2023. – С. 9-10.
5. Бергис Т.А. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы / Т.А. Бергис, Ю.С. Кривуля // Карельский научный журнал, 2020. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 47-49.
6. Дьякова С.И. Инициально-личностные факторы стрессоустойчивости студентов-психологов / С.И. Дьяков // Психология и педагогика в Крыму: пути развития, 2021. – № 5. – С. 63-71.
7. Ермакова Е.С. Жизнестойкость, копинг-стратегии и стрессоустойчивость врачей / Е.С. Ермакова // Вестник психофизиологии, 2021. – № 1. – С. 39-47
8. Ермолаева Ю.К. Психологический и физиологический стресс / Ю.К. Ермолаева // Студенческий вестник, 2022. – № 21-3 (213). – С. 12-15.
9. Жеребцова В.В. Зависимость стрессоустойчивости студентов от силы нервной системы и степени толерантности / интолерантности к неопределенности / В.В. Жеребцова, Е.А. Белогурова // Мечниковские чтения – 2023. Сборник материалов конференций. 96-я Всероссийская научно-практическая конференция студенческого научного общества с международным участием, 2023. – № 467-468.
10. Золотарев А.А. Психометрические свойства русскоязычной версии Шкалы воспринимаемости стресса (версия PSS-4, 10, 14) / А.А. Золотарева // Клиническая и специальная психология, 2023. – № 1. – С. 18-42
11. Казаренков В.И. Совладание педагогов-психологов со стрессом в профессиональной деятельности / В.И. Казаренков, М.М. Каренлович, Т.Б. Казаренкова // Психолого-педагогический поиск, 2020. – № 4 (56). – С. 81-90.
12. Ланских М.В. Стрессоустойчивость педагогов общеобразовательных организаций / М.В. Ланских, А.В. Ермакова // Заметки ученого, 2022. – № 12. – С. 122-125.
13. Лето В.А. Влияние профессионального стресса на личность психолога / В.А. Лето // Молодой ученый, 2023. – № 26 (473). – С. 129-133.
14. Лукьянова Е.В. Взаимосвязь коммуникативных компетентности и стрессоустойчивости студентов / Е.В. Лукьянова // Страховские чтения, 2022. – № 30. – С. 198-203.
15. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2022. – 582 с.
16. Мамадиярова Д.У. Уровни профессионального стресса у врачей общей практики / Д.У. Мамадиярова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2020. – № 18. – С. 14-17.
17. Медникова Е.С. Взаимосвязь психологического и физиологического стресса: теоретический обзор исследований / Е.С. Медникова // Тенденции развития науки и образования, 2021. – № 74-8. – С. 37-41.
18. Мироненко М.А. Стресс и стрессоустойчивость в период молодости / М.А. Мироненко // Роль молодых в решении актуальных проблем современной экономики. Материалы Международной студенческой конференции. В 3 ч. Ч. 2, 2021. – С. 472-482.
19. Мурашков Л.С. Стрессоустойчивость у психологов-консультантов и ее коррекция / Л.С. Мурашков // Вестник образовательного консоруиума Среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки, 2022. – № 23. – С. 27-28.
20. Немыкина Е.Н. Стрессоустойчивость студентов медиков в зависимости от типа темперамента / Е.Н. Немыкина // Педагогика & психология. Теория и практика, 2023. – № 5 (49). – С. 45-52.
21. Патофизиология: курс лекций: учеб. пособие / под ред. Г.В. Порядина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 592 с.
22. Патофизиология: Учебник. В 2 т. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Т.1. – 848 с.
23. Петрова О.А. Профессиональный стресс в педагогической деятельности (на примере педагогов средней школы) / О.А. Петрова, Н.Л. Шкабарина // Январские педагогические чтения, 2020. – № 6 (18). – С. 129-132.
24. Полякова О.Б. Особенности стрессоустойчивости студентов-психологов / О.Б. Полякова, А.К. Шереметева // Актуальные проблемы науки и практики. Материалы Всероссийской конференции с международным участием, 2020. – С. 240-247.
25. Психология личности: тесты, опросники, методики / сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 220 с.
26. Психология стресса: теории, механизмы развития, техники противостояния: учебное пособие / А.С. Бычкова, И.А. Никифоров, Г.П. Костюк и др. – М.: Постер–М, 2022. –50 с
27. Сапольский Р.М. Психология стресса / Р.М. Сапольски; пер. с англ. под ред. проф. Е.И. Николаевой. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2020. – 480 с
28. Талонина Д.С. Эмоциональное выгорание у представителей профессий типа «человек-человек» / Д.С. Талонина // Молодые ученые России. Сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 296-298.
29. Тулитбаева Г.Ф. Особенности стрессоустойчивости подростков мужского и женского пола / Г.Ф. Тулитбаева, Е.С. Аюпова // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. Сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 265-268
30. Циркунова Н.И. Стрессоустойчивость и саморегуляция студентов-психологов / Н.И. Циркунова // Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 72-й Региональной научной-практической конференции и преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, 2020. – С. 439-441.
31. Черных Л.А. Особенности стрессоустойчивости и копинг-стратегий будущих педагогов / Л.А. Черных // Человек. Наука. Социум, 2022. – № 3 (11). – С. 250-277.
32. Щербакова Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербакова. – М.: Питер, 2008. – 255 с
33. Ячменева А.С. Психолого-педагогические условия развития стрессоустойчивости студентов педагогического вуза / А.С. Ячменева // Человек. Социум, Общество, 2021. – № 5. – С. 75-80.