Особенности мотивационной сферы представителей разных поколений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 46 46 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 29.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы представителей разных поколений 6
1.1. Понятие и структура мотивационной сферы 6
1.2. Процесс формирования мотивации достижения 14
1.3 Возрастные особенности мотивации 20
Глава 3. Анализ экспериментального исследования формирования мотивации в процессе учебной деятельности 27
3.1 Методика изучения мотивации 27
3.2 Результаты исследования и их анализ 28
3.3 Рекомендации по результатам исследования 33
Заключение 44
Список используемой литературы 46

Фрагмент для ознакомления

Обозначенные выше эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта. Как замечено А. А. Бодалевым, эмоциональное самочувствие учащегося существенным образом зависит от манеры поведения преподавателя, от стиля его взаимоотношения с учащимися [2, с. 186].5. Экскурсы в историю предмета могут создать у курсантов целостное представление об изучаемой дисциплине, вызовут особый интерес. История любой науки является весьма познавательной и интересной, каждый раз возможно находить в ней факты, привлекающие и удивляющие курсантов. Курсанту возможно предложить написать реферат и сделать презентацию, при этом используя иллюстрации. Также на любом практическом либо лабораторном занятии педагогу нужно предоставлять краткую историческую справку по поводу темы занятия.6. Активизация учебной деятельности учащихся на занятии может реализовываться самыми разными методами и способами. Активность курсанта на последующих стадиях занятия в большей степени зависит от того, каким образом организована его деятельность в начале занятий, от того, каким образом сумеет педагог с самых первых слов овладеть его вниманием, увлечь темой.Среди разных средств активизации когнитивной деятельности учащихся на занятии важное место занимают вопросы и задания преподавателя. Они являются одними из самых действенных и популярных средств побуждения, обучающихся к активной интеллектуальной работе. Кроме того, важно использовать эвристические задания, технические средства обучения и т. п.7. Разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, в том числе создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их разрешения. По словам А. К. Марковой, «проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности» [6].8. Поощрение вопросов со стороны курсантов и обязательные ответы на них. Важно поощрять курсантов, которые задают вопросы: «Вы задали хороший вопрос, значит, вы думаете, следите за ходом мысли». В особенности стоит хвалить за хорошие вопросы, которые отражают желание мыслить больше узнавать.9. Вовлечение курсантов в дискуссию по изучаемому материалу. Обучение предоставляет наибольший результат, если курсант будет изучать материал при взаимодействии с остальными учащимися. Важнейшая часть всякой дискуссии в аудитории — это вовлечение курсантов в исследовательский процесс, с тем чтобы они открыли для себя что-то новое сами, собственным умом, вследствие обсуждения, диалога друг с другом и преподавателем.10. Стимулирование новых достижений, стремления быстрее и качественнее сделать работу, получить более высокий уровень профессиональной квалификации. Как способы подобного стимулирования можно использовать похвалу и порицание, построение перспектив будущей деятельности, её результативности либо наоборот. Для стремления к чему-то новому, среди которых могут быть новые знания, умения, навыки, обучающемуся необходимо быть доволен существующим положением в группе, оценкой, похвалой преподавателя.11. Объективность, гласность и перспективность контроля и оценки. Оценка мотивирует, однако не каждый раз. 12. Поддержание у курсантов веры в успешность учения - «методика успеха». Желание учиться появляется, если всё либо практически всё получается. Возникает личная заинтересованность учащегося в получении знаний [9]. Ситуация успеха в учебе - комплекс оптимальных приёмов, способствующих включению всех курсантов в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивающая данные возможности, влияя на эмоционально-волевую и умственную сферу личности учащегося.13. Включение обучающихся в самостоятельную работу, расширение форм самостоятельной работы.14. Работа по воспитанию приёмов самообразования.15. Словесные поощрения. В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные поощрения, оценки, которые характеризуют учебу обучающегося. К примеру, оценка знаний во время семинара информирует учащегося о состоянии его знаний, об успехе либо неуспехе в этой ситуации, т.к. в той или иной форме это побуждение к действию либо к знанию и в данном смысле имеет своеобразную стимулирующую силу. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями стоит пользоваться весьма осторожно, тонко, при учете возрастных и индивидуальных особенностей курсантов, поскольку они влияют как на ситуативные мотивы учебной деятельности, так при длительном применении формируют в том числе самооценку учащихся и некоторые другие особенности личности.16. Создание благоприятного учебного климата. Благоприятный психологический климат чаще всего понимается в качестве эмоционально-психологического настроя коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, которые определяются их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат в учебном коллективе, в главную очередь, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях курсантов к происходящему; в активности учащихся, их сознательном отношении к учебному процессу, в доброжелательных отношениях с ровесниками и взрослыми.Итак, высокая мотивация курсантов в ходе учебной деятельности будет основой для их эффективного обучения. Преподавателю необходимо предусматривать введение в практику преподавания многообразных способов мотивации обучения. Многообразие форм, неравнодушное отношение преподователя, создание им в ходе обучения особой мотивационной среды способны изменить общую ситуацию и сформировать в курсанте устойчивую мотивацию к целенаправленной и регулярной учебной работе.Мотивацию курсантов стоит учебный развивать в ходе диалога и дискуссии. Стоит заметить, что в настоящее время не имеется устоявшегося понятия учебного диалога. Виноградова Н. Ф. [5] определяет его в качестве диалогической формы обсуждения, чьей целью является коллективное «открытие» истины. Курганов С. Ю., Литовский В. Ф. [7] дают следующее определение: учебный диалог является особой формой обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов. В основу логики обучения, формирующей личностное человеческое мышление, должна быть положена логика диалога; единицей подобного обучения может быть урок особого типа, урок-диалог, на котором педагог и учащиеся показывают самые разные типы мышления и логики; в данном учебном диалоге в своеобразной форме воспроизводятся культурологические диалоги, присущие определенным историческим эпохам (античности, средневековью, Возрождению, новому времени, современности). По мнению Ю. К. Бабанского для учебного диалога характерны следующие методические особенности: - наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы; - наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания; 1) возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения; 2) наличие цели организации диалога; - наличие обратной связи; наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником. Выделяются следующие виды учебного диалога:1. Ученик – класс. Ученик обобщает, систематизирует полученные на предыдущих уроках знания и выступает как носитель информации (дискуссия, групповой диалог).2. Ученик-ученик (внутриструктурный диалог) – применяется при работе в парах, группах, коллективном диалоге, споре.3. Учитель-ученик – беседа, дискуссия.4. Выделяют еще один вид диалога ученик-учебный материал – встреча субъекта и учебного материала.Одной из разновидностей диалогической речи является беседа. Беседа – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Для беседы присущи следующие характеристики:1) беседа носит тематический характер. Темы бесед могут быть самыми разнообразными: личностные, социальные, политические и т.д.;2) беседующие во время разговора могут по многу раз отклоняться от заданной темы, перескакивать с одной темы на другую;3) в беседе могут отсутствовать цель ее введения, и она не обязательно должна заканчиваться принятием какого-нибудь решения;4) в беседе происходит самопрезентация личности;5) беседа носит не литературный стиль речи. [1] Таким образом, стоит заметить, что учебный диалог значительно влияет на формирование первоначального чтения, повышающий осознанность позиционного принципа в структуре первоначального чтения, обеспечивает личностно-развивающий характер в ходе обучения грамоте и в том числе повышает уровень осмысленности первоначального чтения.Другой формой диалога является дискуссия. Дискуссию с латинского можно перевести в качестве исследования, рассмотрения, разбора. Так называется публичный спор, ориентированный на определение и сравнение самых разных позиций, поиск, определение подлинного мнения и нахождение адекватного решения проблемного вопроса [1]. На сегодняшний день дискуссия широко применяется в обучении. Дискуссия иногда рассматривается в качестве коммуникативного метода, включающего в себя ориентированность, ситуативность, личностную индивидуализацию и новизну речи. В обучении дискуссия применяется тогда, когда взаимообмен мнениями и знаниями приводит к совершенно новому взгляду на профессиональную деятельность, других людей, трансформации поведенческих моделей, развитию мыслительной, ценностно-ориентирующей деятельности и навыков межличностного взаимодействия учащихся.Дискуссия в качестве одного из главных методов формирования коммуникативных навыков подразумевает создание ситуаций и решение коммуникативно-когнитивных задач. Цели дискуссии очень разнообразны, которые могут заключаться в обучении, диагностике, тренинге, стимулировании творчества. Главный принцип организации дискуссии гласит о содействии образованию альтернативных мнений путем решения проблем и конструктивной критики.  В процессе дискуссии участники активным образом обмениваются мнениями, рассматривают проблемы с различных точек зрения, вступают в многостороннее общение, ищут новое решение, мнение, способ действий и т.п. Характерная черта дискуссии состоит в том, что она не связана с поэтапным обучением и формированием определенных компетенций.По типу проведения дискуссии дифференцируются на стихийные, свободные и организованные. На сегодня в методике преподавания иностранного языка применяются организованные дискуссии, тщательным образом подготавливающиеся педагогами и проводящиеся по регламенту на конкретную тему в установленном заранее порядке. По форме проведения дискуссий они бывают парными, групповыми и командными в зависимости от типа участия обучающихся. Чаще всего выделяются следующие этапы реализации дискуссии: подготовительный, состоящий в введении в нее, основной, заключающийся в обсуждении проблемы и заключительный – в подведении итогов.К совокупности коммуникативно-познавательных задач можно отнести широкий спектр моделирования ситуаций в рамках симуляции, дебатов, дискуссии и конференций, различных интервью.  Дискуссия включает в себя речевую направленность, ситуативность, личностную индивидуализацию и новизну. Дискуссия способствует взаимообмену мнениями и знаниями и может привести к абсолютно новому взгляду по поводу одного общего предмета.Р.С. Аппатова отмечает, что групповая дискуссия - это один из наиболее продуктивных способов организации общения на уроке иностранного языка, предоставляющая учащимся возможность анализировать полученную информацию и принимать единое и обоснованное решение по теме. Она способствует снятию коммуникативных барьеров в общении, увеличению объема словарного запаса, помогает обучающимся спланировать собственное высказывание и т.д.Дискуссия помогает активно и глубоко усвоить знания, осуществить взаимодействие учащихся. В процессе дискуссии, обучающиеся имеют возможность проверить и сопоставить собственные позиции. Она усовершенствует развивающие и воспитательные навыки учеников. Данный метод стимулирует речевую активность ребят.  Дискуссия дает возможность дифференцированным образом подойти к формированию и развитию целого ряда коммуникативных способностей и личностных качеств, помогающие школьникам приспособится в социальной среде и успешно решать задачи личностно и профессионально важного общения. Также они могут приобрести опыт выступления перед аудиторией на иностранном языке.В способность ведения дискуссии включается большое количество лингвистических, умственных и социальных навыков и умений. Дискуссия с ее давно сложившимися традициями - это механизм ведения организованного обсуждения на самые разные темы обучения. Участники дискуссии, излагая собственные аргументы и контр-аргументы, убеждают друг друга в правоте собственной позиции и усовершенствуют риторические навыки. Поэтому использование метода дискуссии предоставляет обучаемым прекрасную возможность улучшить собственное умение говорить и общаться на более высоком уровне. Дискуссия способствует развитию умения логическим  и критическим образом мыслить, умения ведения разговора, способности групповой работы. Использование дискуссии способствует организации процесса свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и помогает принимать грамотное решение. Дискуссия ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала учащегося [8].В целом, умение вести дискуссию развивает навыки, которые необходимы для результативной коммуникации и критического мышления. Умея вести эффективной общение, ребята смогут проанализировать сильные и слабые стороны противоположных позиций, поставить самих себя на место другого, понять, что чувства - это реакция на ситуацию, к общению и справедливому отношению к окружающим, мобилизации каждого имеющегося у них средства для решения проблемы для того, чтобы извлечь суть рассматриваемой проблемы. Дискуссия помогает развивать навыки наблюдения и формулирования вывода. Участники дискуссии должны уметь адекватно применять повествование, описание, пояснение посредством примеров, сравнение и противопоставление, выводить причину и следствие, давать определение, умело аргументировать. Определение и аргументация в особенности значимы с позиции участников дискуссии. Использование дискуссии на уроке иностранного языка помогает самостоятельного и творческого созидания, мотивировать речевой акт у ученика, тем самым стимулирует его к высказыванию, ведет к естественному развитию неподготовленной и спонтанной речи. Дискуссия - это основа формирования коммуникативной компетенции учащихся.В связи с вышеизложенным стоит, что использование дискуссии при изучении иностранного языка предоставляет учащимся широкие возможности для развития речевых навыков и активизации иноязычного общения, способствует стимулированию интересу к предмету, служит лучшему усвоению лексико-грамматического материала. Поэтому целесообразно использовать дискуссию на каждом уровне обучения иностранному языку, поскольку дискуссия как вносит многообразие, так и делает занятие ярким и динамичным [11].Таким образом, дискуссия является одним из самых сложных вариантов интерактивных уроков. Это тяжёлый учебный труд, не только для обучающихся, но и для педагога. Проведение самой дискуссии в различных вариантах требует максимального напряжения сил обучающихся на уроке: внимательным образом слушать оппонента, уметь тактично и грамотно отреагировать на трудные и на провоцирующие вопросы, сделать необходимые и убедительные выводы по собственной точке зрения, приводя многообразные аргументы и свидетельства. Эффективной дискуссии каждый раз предшествует серьёзная работа обучающихся по выбранной добровольно ими точки зрения, подготовка к собственной роли.ЗаключениеВ психологии мотивации выделились и до сегодняшнего дня продолжают разрабатываться, в качестве относительно самостоятельных, по крайней мере, десять теорий. Лишь интеграция всех концепций с глубоким изучением и вычленением всего того позитивного, что в них содержится, может предоставить ученым более либо менее полную картину детерминации поведения человека. Но подобное сближение серьезно осложняется по причине несогласованности исходных позиций, различий в методах исследований, терминологии и по причине недостатка твердо установленных фактов о человеческой мотивации.Мотивация является совокупностью стимулов, которые побуждают человека к активности. Это динамический процесс физиологической природы, который управляется психикой личности и проявляется на эмоциональном и поведенческом уровнях.Понятие мотивации в отличие от мотива более широкий термин, чем мотив. Слово «мотивация» применяется современными психологами в двояком смысле: в качестве обозначающей системы факторов, которые детерминируют поведение, включающей потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.; в качестве характеристики процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на конкретном уровне [9].В связи с этим мотивация определяется в качестве совокупности психологических причин, которые объясняют человеческое поведение, его начало, ориентированность и активность.Мотивация является динамическим психофизиологическим процессом, управляющим человеческими поступками и обуславливающим организованность, ориентированность, устойчивость и активность людей. Деятельность является активностью присущей только людям, сознательно регулируемая, порождаемая потребностями, и направленная на преображение окружающей действительности. Человеческая деятельность побуждается одновременно несколькими мотивами, которые иерархично выстроены. Обычно, при благоприятных общественных условиях мотивы, которые отвечают простейшим потребностям, подчиняются более высоким и духовным мотивам. Напротив, при неблагоприятной общественной ситуации главную роль играют мотивы, которые связаны с удовлетворением простейших потребностей.Мотивацию достижения успеха можно определить следующим образом: это стремление человека достичь цели (успеха) в какой-либо деятельности (при обязательном наличии у человека (т.е. субъекта деятельности) стремления к достижению успеха и избеганию неудач и при доминировании первого из них).Причем наличие мотивации достижения у человека может быть обусловлено преобладанием мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи, воспитанием человека, его личностными особенностями, такими как черты характера и уровень притязаний и т.д.Сформировавшаяся современная ситуация обострила до предела проблему качественной подготовки сотрудников полиции. Проблема из самых актуальных, потому что мотивационная сфера в развитии полицейского предопределяет как его внутреннее и внешнее состояние, так и подход к выполнению собственного долга перед социумом.Мотивационная структура сферы личности обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания школьника, его образования.Мотивирование — это процесс воздействия на школьника с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления учащимся. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.Список используемой литературыВасильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 144с.Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.Гаудж Питер Исследование мотивации персонала; Баланс Бизнес Букс - Москва, 2014. - 272 с. Горбач Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 42-44. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 384 c.Зайцева, А. П. Особенности мотивационной сферы подростков // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 182-184. Зайцева, Т. В. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / под ред. проф. В.П. Пугачева — М.: ИНФРА-М, 2020. — 394 с.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 360-362. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. — Новосибирск, 2003. —216 с.Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис. ... канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1987. – 343 с.Макклелланд Д. Мотивация человека. – Спб.: Питер, 2007. – 672 с.Минков Е. Г. Мотивация. Структура и функционирование. - М.: Феникс +, 2007. - 416 c.Патрахина Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т. Н. Патрахина, К. П. Романчук. Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 461-464. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 249 с. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых. // Современная наука. - № 4 (17), 2014. – С. 1-3.Сидорова Д.А., Мигунова Е.О. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФЕНОМЕН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20851 (дата обращения: 24.05.2024).Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. — М.: ЭКМОС, 2007. — 235 с.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПБ.: Речь, 2001. – 278с.

Список используемой литературы

1. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 144с.
2. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.
3. Гаудж Питер Исследование мотивации персонала; Баланс Бизнес Букс - Москва, 2014. - 272 с.
4. Горбач Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 42-44.
5. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 384 c.
6. Зайцева, А. П. Особенности мотивационной сферы подростков // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 182-184.
7. Зайцева, Т. В. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / под ред. проф. В.П. Пугачева — М.: ИНФРА-М, 2020. — 394 с.
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
9. Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 360-362.
10. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. — Новосибирск, 2003. —216 с.
11. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис. ... канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1987. – 343 с.
12. Макклелланд Д. Мотивация человека. – Спб.: Питер, 2007. – 672 с.
13. Минков Е. Г. Мотивация. Структура и функционирование. - М.: Феникс +, 2007. - 416 c.
14. Патрахина Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т. Н. Патрахина, К. П. Романчук. Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 461-464.
15. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 249 с.
16. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых. // Современная наука. - № 4 (17), 2014. – С. 1-3.
17. Сидорова Д.А., Мигунова Е.О. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФЕНОМЕН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20851 (дата обращения: 24.05.2024).
18. Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. — М.: ЭКМОС, 2007. — 235 с.
19. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПБ.: Речь, 2001. – 278с.