Анализ использования символизма в романе Леонида Андреева

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 35 35 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 30.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА НА ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИР 5
1.1 Творческий путь Леонида Андреева 5
1.2 Произведения, оказавшие влияние в литературном мире 8
1.3 Расцвет творческой деятельности..................................................................11
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ "РАССКАЗА О СЕМИ ПОВЕШЕННЫХ" ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА 13
2.1 Общая характеристика повести 13
2.2 Вопрос о жизни и смерти в "Рассказе о семи повешенных" 19
2.3 Человек перед лицом смерти в повести "Рассказ о семи повешенных"....20
ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА НА ПРИМЕРЕ "РАССКАЗА О СЕМИ ПОВЕШЕННЫХ"
3.1 Стилевые элементы в произведениях Леонида Андреева...........................21
3.2 Семантика невыразимого в "Рассказе о семи повешенных".......................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, весенний снег был мягким и пахучим, весенний воздух - свежим и крепким, а люди приветствовали восходящее солнце.Поначалу героев повести объединяет общее томительное ожидание смерти, но с развитием сюжета автор раскрывает динамику их психологических переживаний и выявляет доминантные чувства.В своем "Рассказе о семи повешенных" Андреев указывает на основные контуры своего психологического анализа проблемы "человек перед лицом смерти", которая применима к каждому из персонажей, будь то погружение в безумие или укрытие от него "огромной всепоглощающей мыслью".Рассматривая психологические состояния своих героев перед лицом смерти, Леонид Андреев делает следующие выводы:1. Экзистенциальный страх смерти не зависит от социального статуса. Он больше всего овладевает теми, кто сосредоточен на самом ожидании смерти и поглощен своими переживаниями (министр, Каширин), для которых весь смысл жизни ограничивается повседневным существованием (Янсон). "Одержимость" своими чувствами создает для них непреодолимый психологический барьер с окружающим миром, погружает в бездну одиночества, что лишь усиливает страх, превращая его в ужас.2. Механизмами преодоления страха смерти становятся: - романтическое осознание исключительности своей смерти, а следовательно, и своей жизни (Муся);- осознание неизбежности смерти и желание встретить ее с достоинством (Головин, Цыганок);- самоотречение, поглощение собственной судьбой в заботе о близких (Таня Ковальчук);- пересмотр ценностных ориентиров и философское отношение к жизни и смерти (Вернер).[10] Очевидно, есть все основания полагать, что и чтение произведений Леонида Андреева помогает не только глубже проникнуть в переживания личности на грани смерти, но и глубже осознать ценность жизни. Не случайно к экзистенциальным проблемам в произведениях Леонида Андреева обращались самые разные исследователи.ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА НА ПРИМЕРЕ "РАССКАЗА О СЕМИ ПОВЕШЕННЫХ"3.1 Стилевые элементы в произведениях Леонида АндрееваК основным стилевым компонентам в творчестве Леонида Андреева можно отнести:1. Повторяющиеся бытовые, портретные и пейзажные детали продолжают возникать снова и снова.2. Постоянное повторение и изменение мотивов становится символом, что усиливает масштабы темы. Так, мотивы тумана, молчания, мрака, постоянно повторяясь, создают всеобщее угнетающее состояние.3. Атмосфера, присущая произведению, имеет тревожно-драматический характер.4. В центре произведения находится необычный, но выходящий за рамки обычного случай, который представляется как обыденность и, таким образом, приобретает черты типичности.[13] Если Чехов, показывая «страшное в нестрашном», изображает обыденное, то Андреев изображает исключительное. В пьесах Андреева мы редко найдем конкретную реальность. Он создает новую абстрактную «условную реальность», в которой перемещаются герои-мысли, герои-сущности. Психология героев представляет собой схему. Основные приемы Андреева - гипербола и антиномия. Чувства преувеличены и резко противопоставлены друг другу.Андреев постоянно подчеркивает мысль о трагичности человеческой жизни. При этом он часто использует приемы античной трагедии. Монологи героя произносятся на фоне хора, который усиливает общее звучание темы.В пьесе разрабатывается тема ужасающего замкнутого бытия человека между жизнью и смертью. Человек обречен на одиночество и страдание. Жизнь человека протекает среди мрачной черной мглы и глубокой ужасной безграничности.Содержание повести является аллегорией жизни. Жизнь - тонкая нить между двумя точками несуществования. Ее изображает некто, существо, олицетворяющее судьбу и рок. Оно выполняет роль своеобразного комментатора событий пьесы, открывая и закрывая представление.Благодаря особенностям своего литературного дарования и творческой личности Андреев был отзывчив к различным художественным тенденциям и объединил в своем творчестве элементы нескольких литературных направлений начала века. В этом отношении важна связь произведений Андреева с творчеством писателей-«неореалистов», которые тесно соприкасались и с реализмом, и с модернизмом, в том числе его младших современников, таких, как Б. Зайцев и С. Ценский. У этих писателей была общая черта с Андреевым (помимо многочисленных перекличек в поэтике) - они являлись двусмысленными в своем толковании жизненных явлений, которые одновременно могли быть объяснены и оставались неразрешимыми тайнами.В произведениях Андреева можно наблюдать постоянное присутствие некой тревожности и драматизма. Атмосфера, которая окутывает его произведения, создает чувство угнетения и неопределенности. Через повторение и изменение мотивов, таких как туман, молчание и мрак, автор усиливает масштабы своей темы и позволяет читателю почувствовать глубину этих состояний.Важной особенностью произведений Андреева является фокус на необычных событиях, которые вселяют в произведение элементы типичности. Андреев стремится изображать исключительное, выходящее за рамки обычного, и при этом делает это таким образом, будто это обыденность. В его пьесах можно обнаружить новую абстрактную "условную реальность", где перемещаются герои-мысли, герои-сущности. Психология героев предстает в виде схемы, а их чувства преувеличены и резко противопоставлены друг другу. Это создает особую атмосферу и позволяет читателю взглянуть на человеческую жизнь с новой, зачастую трагической, перспективы.Андреев постоянно подчеркивает трагичность человеческой жизни в своих произведениях. Он использует приемы античной трагедии, где монологи героев произносятся на фоне хора, усиливая общее звучание темы. Тема ужасающего замкнутого бытия человека между жизнью и смертью пронизывает его пьесы. Человек обречен на одиночество и страдание, его жизнь проходит среди мрачной мглы и ужасной безграничности. Содержание его произведений становится аллегорией жизни - тонкой нити между существованием и несуществованием.Особенности литературного дарования и творческой личности Андреева позволили ему объединить элементы нескольких литературных направлений начала века. Он выражал себя как неореалист, соприкасаясь с реализмом и модернизмом. В своих произведениях он оставляет простор для различных толкований жизненных явлений, которые остаются неразрешимыми тайнами. Это создает двусмысленность, которая является одной из основных черт его творчества. Множество перекличек с другими писателями того времени, такими как Б. Зайцев и С. Ценский, укрепляют связь его произведений с художественными тенденциями того периода.[14]В целом, творчество Андреева отличается глубокими эмоциональными переживаниями, символичностью повторяющихся мотивов и атмосферой, которая явно выражает тревогу и драматичность. Его произведения смещают границы обычного и представляют новую, необычную реальность, в которой герои-мысли и герои-сущности борются с трагическим замкнутым бытием. Нестоящая жизнь и ужасающая безграничность становятся ключевыми темами его произведений, а объединение нескольких художественных направлений делает его творчество богатым и многогранным.3.2 Семантика невыразимого в "Рассказе о семи повешенных"С точки зрения функций текста в повести Леонида Андреева, маркеры синтаксической невыразимости выполняют следующие роли: Характеризуют психологическое состояние различных персонажей. Примечательно, что при описании перед казнью мужественных преступников - предводителя террористов Вернера и сына офицера Сергея Головина - используются аналитические средства синтаксической невыразимости, а при описании духовно умершего еще до казни и ставшего безвольным Василия Каширина применяются как аналитические, так и синтетические средства. При этом в описании последнего персонажа представлено наибольшее количество средств передачи синтаксической невыразимости, и все они содержат приставку или префикс "без". Сравним с описанием состояния, когда Василий Каширин стал безвольным. Недавно отважный Василий Каширин в камере смертников воспринимает себя безгласной вещью, временами испытывает нестерпимое желание кричать без слов.[15]Кроме того, как показал анализ, элементы поля невыразимого в повести употребляются и диффузно, то есть для интенсивности. Синтаксическая невыразимость, будучи функционально-семантической категорией, обнаруживает взаимодействие с семантикой предельно высокой концентрации качества. На периферии полей обнаруживается их пересечение и переход друг в друга - "наложение".[16] В научной литературе представлены указания на то, что элементы поля невыразимого способны передать значение предельно высокой концентрации качества. Так, фольклорные формулы типа "ни в сказке сказать ни пером описать" называют неопределенными сравнениями, отмечая, что эти сравнения выражают высокую оценку, степень описываемого без конкретного образного воплощения. Характеризуя использование средств передачи смысла в художественном представлении повести Леонида Андреева, можно отметить, что данное произведение включает как синтетические, так и аналитические способы передачи невыразимого значения. При этом эти средства выполняют важные функции в тексте: характерологическую, актуализацию содержательно-концептуальной информации, выразительные средства, включая антитезы. Использование средств передачи смысла распространяется на пять из семи персонажей повести, преимущественно при описании персонажа Василия Каширина. Появление этих средств передачи в художественном пространстве повести обусловлено тем, что автор ставит важные вопросы о смысле человеческой жизни и взаимосвязи понятий жизни и смерти.[15]В художественном представлении повести Л. Андреева средства передачи смысла не только помогают характеризовать персонажей, но и выражают авторскую позицию по важным жизненным вопросам. Например, синтетические средства передачи, включающие использование символов и метафор, помогают передать глубину и неявное значение событий и переживаний персонажей. Они создают атмосферу загадочности и таинственности, что позволяет читателю взглянуть на мир через призму косвенных образов.Аналитические средства передачи смысла, такие как детализация и декомпозиция, позволяют рассмотреть предмет или явления в них сущность и структуру. В повести Л. Андреева эти средства использованы для того, чтобы донести до читателя сложность человеческого бытия, показать внутренний мир героев, их противоречивость и многогранность. Автор тем самым вызывает в читателе сопереживание и осмысление философских аспектов жизни.[16]Одним из важных моментов в художественном представлении повести Л. Андреева являются антитезы. Использование этого стилистического приема позволяет контрастировать и противопоставлять различные свойства и характеристики персонажей, а также нюансы их взаимодействия. Таким образом, антитезы способствуют раскрытию многогранности и противоположности героев, а также позволяют автору передать сложное и противоречивое единство жизни и смерти.Выводя вопросы о смысле человеческой жизни и взаимосвязи понятий жизни и смерти на передний план, автор создает глубокий философский контекст, который пронизывает всю повесть. С помощью средств передачи смысла Л. Андреев призывает читателя задуматься над смыслом и ценностью человеческого существования, а также преодолеть противоречия и найти гармонию в сложных жизненных ситуациях.Таким образом, использование различных средств передачи смысла в художественном представлении повести Л. Андреева не только обогащает текст произведения, но и помогает передать сложные философские и психологические идеи. Эти средства играют важную роль в характеристике персонажей, актуализации содержательно-концептуальной информации и создании эмоциональной атмосферы повести.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение данной работы хотелось бы сделать следующие выводы, исходя из поставленных задач: Леонид Андреев был писателем с широким творческим спектром. Он оставил свой след в прозе, драматургии, публицистике и критике. Однако самую яркую страницу в его литературном наследии составляют повести и рассказы. Эти жанры стали определяющим мотивом его творчества. Он с гордостью называл себя "продолжателем Чехова" и занимает свое место в истории отечественной литературы, как писатель, чрезвычайно оригинальный и загадочный. И это, прежде всего, связано с особенностями его писательского стиля. Кроме того, Андреев был известен своим азартным восприятием жизни. В своих произведениях он пытался разгадать мистические символы реальности, которые, по его утверждению, были роковыми иероглифами российской жизни. В начале XX века он, вероятно, не имел равных среди художественных мастеров в этом отношении. Главными произведениями Андреева были написаны на моральные и общефилософские проблемы существования, на проблему борьбы добра и зла. Он пытался найти ответы на следующие вопросы: всегда ли побеждает зло и добродетель не имеет шансов? Возможно ли пройти через все жизненные испытания, не подавившись духовно? Существует ли абсолютное добро или абсолютное зло, и кто олицетворяет их? Ответы на эти вопросы можно найти в некоторых произведениях. В "Рассказе о семи повешенных" Л.Н. Андреев исследует психологическое состояние героев, которые были осуждены на смертную казнь. Каждый персонаж переживает свое отношение к моменту смерти. Сначала Андреев рассказывает о страданиях полного министра, который избежал покушения на его жизнь со стороны террористов. На первых порах, когда рядом были люди, он ощущал приятное возбуждение. Отрешившись от окружающего и оставшись в одиночестве, министр охватывается животным страхом. Он вспоминает о предыдущих покушениях на высокопоставленных лиц и воспринимает свое тело как кусочки человеческого мяса, которые когда-то видел на местах преступлений. Андреев откровенно описывает натуралистические детали и пишет: "... от этих воспоминаний его собственное полное больное тело, раскинувшееся на кровати, казалось уже не своим, уже испытывающим огненную силу взрыва". Анализируя свое психологическое состояние, министр понимает, что спокойно мог бы выпить свой кофе. В произведении пробуждается мысль, что сама смерть не так страшна, как знание о ней, особенно, когда указан день и час твоего конца. Министр осознает, что не найдет покоя до тех пор, пока не переживет этот момент, когда предположительно должно произойти покушение. Напряжение охватывает каждую клеточку его организма, и ему кажется, что его аорта не выдержит, и физически он не сможет справиться с растущим волнением. Основная идея рассказа заключается в том, что каждый из нас должен задуматься перед лицом смерти о главном, о том, что даже последние минуты нашей жизни имеют особый смысл, быть может, самый важный смысл, который раскрывает сущность нашей личности. "Рассказ о семи повешенных" написан в то время, когда темы судьбы, рока, противостояния жизни и смерти становились главными в литературе. Наша эпоха характеризовалась катастрофичностью, утратой социальных опор, и все эти особенности сделали проблематику этого рассказа актуальной. Леонид Андреев прошел сложный путь и внес свой яркий и трагический след в русскую литературу. Было много препятствий на его пути, но даже в самых сложных ситуациях он не терял своей искренности, человеческой подлинности и благородства. Он был талантливым писателем, обладавшим моральным достоинством человека, и его современники уважали его за его бескорыстие и широту души.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Андреев, Л. Н.  Рассказ о семи повешенных. Избранное / Л. Н. Андреев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 230 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-13112-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543600 (дата обращения: 20.05.2024).2. Андреев Л. Автобиографические материалы. - М., изд-во «Айрис», 2007 г. 3. Андреев Л. . Избранное. - СПб., изд-во «Питер», 2004 г. 4. Андреев Л. Собрание сочинений. Т.1. - М., изд-во «Художественная литература», 2005 г. 5. Горький М. Литературные портреты. - М., изд-во «Художественная литература», 2001 г. 6.Кен Л. Н., Рогов Л. Э. Жизнь Леонида Андреева. - СПб.: ООО "Издательско-полиграфическая компания «Кюста», 2010-432 с. 7. Михайлова М. В., Шулятиков В. И. «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева: исторический контекст (к вопросу прототипичности женских персонажей) // Орловский текст российской словесности. Материалы Всероссийской научной конференциию (5-6 октября 1009 года). - Орёл, 2010. 8. Михайлова М. В., Шулятиков В. И.Судьбы российских социалистов-революционеров в осмыслении литературы начала ХХ века (Л. Андреев «Рассказ о семи повешенных») // Vesture: avoti un cilveki (История: источники и люди). Даугавпилсский университет. Даугавпилс, 2011. 9. Абрамова В. И. Мотив «невыразимого» в русской романтической картине мира: от В. А. Жуковского к К. К. Случевскому: дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 233 с. 10. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: АСТ, 2010. 192 с. 11. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: URSS, 2007. 139 с. 11. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. 11-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2010. 448 с. 12. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997. 340 с. 13. Иванян Е. П. Семантика умолчания и средства ее выражения в русском языке. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2015. 328 с. 14. Синцов Е. В. Природа невыразимого в искусстве и культуре. Казань: Фэн, 2003. 304 с. 15. Сырица Г. С. Семантика невыразимого как этнокультурный феномен // Славянские языки и культуры в современном мире. М.: МГОУ, 2009. С. 294–295. 16. Сырица Г. С. Актуализация авторских смыслов в художественном тексте. Лингвопоэтический аспект.М.: ФЛИНТА, 2014, 160 с.

1. Андреев, Л. Н. Рассказ о семи повешенных. Избранное / Л. Н. Андреев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 230 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-13112-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543600 (дата обращения: 20.05.2024).
2. Андреев Л. Автобиографические материалы. - М., изд-во «Айрис», 2007 г.
3. Андреев Л. . Избранное. - СПб., изд-во «Питер», 2004 г.
4. Андреев Л. Собрание сочинений. Т.1. - М., изд-во «Художественная литература», 2005 г.
5. Горький М. Литературные портреты. - М., изд-во «Художественная литература», 2001 г.
6.Кен Л. Н., Рогов Л. Э. Жизнь Леонида Андреева. - СПб.: ООО "Издательско-полиграфическая компания «Кюста», 2010-432 с.
7. Михайлова М. В., Шулятиков В. И. «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева: исторический контекст (к вопросу прототипичности женских персонажей) // Орловский текст российской словесности. Материалы Всероссийской научной конференциию (5-6 октября 1009 года). - Орёл, 2010.
8. Михайлова М. В., Шулятиков В. И.Судьбы российских социалистов-революционеров в осмыслении литературы начала ХХ века (Л. Андреев «Рассказ о семи повешенных») // Vesture: avoti un cilveki (История: источники и люди). Даугавпилсский университет. Даугавпилс, 2011.
9. Абрамова В. И. Мотив «невыразимого» в русской романтической картине мира: от В. А. Жуковского к К. К. Случевскому: дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 233 с.
10. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: АСТ, 2010. 192 с.
11. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования.
М.: URSS, 2007. 139 с.
11. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. 11-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2010. 448 с.
12. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997. 340 с.
13. Иванян Е. П. Семантика умолчания и средства ее выражения в русском языке. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2015. 328 с.
14. Синцов Е. В. Природа невыразимого в искусстве и культуре. Казань: Фэн, 2003. 304 с.
15. Сырица Г. С. Семантика невыразимого как этнокультурный феномен // Славянские языки и культуры в современном мире. М.: МГОУ, 2009. С. 294–295.
16. Сырица Г. С. Актуализация авторских смыслов в художественном тексте. Лингвопоэтический аспект.М.: ФЛИНТА, 2014, 160 с.